Автор: Короткова Надежда Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа № 4 городского округа город Михайловка Волгоградской области"
Населённый пункт: г. Михайловка
Наименование материала: Методическая разработка учебного занятия
Тема: "Уравнения приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения."
Раздел: среднее образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Биквадратные уравнения.
1.
ФИО (полностью)
Короткова надежда Владимировна
2.
Место работы
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Ссредняя школа №4 городского округа
город Михайловка Волгоградской области»
3.
Должность
Учитель математики.
4.
Предмет
Алгебра.
5.
Класс
9.
6.
Тема и номер урока в
теме
Уравнения приводимые к квадратным. Биквадратные
уравнения.
7.
Цель урока: формировать представление о приемах решения целых уравнений; познакомить учащихся с биквадратными уравнениями,
способом решения биквадратных уравнений.
8. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «целое уравнение с одной переменной»,
«корень уравнения», «биквадратное уравнение», «алгоритм решения биквадратного уравнения», «методы решения уравнений».
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и
строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме,
формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
9.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
10.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
11.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение биквадратного уравнения, алгоритм решения биквадратного уравнения;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
- работа в парах;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают результаты своей деятельности на уроке
.
12.Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с
дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
13.Структура и ход урока
№
Этап урока
Название
используемых
ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с
ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вре
мя
(в
мин
.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личност-
ные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
1
Организацион-
ный момент
приветствие учащихся;
проверка учителем
готовности класса
к уроку; организация
внимания; инструктаж по
работе с
технологической картой.
Знакомство с
технологической
картой урока,
уточнение
критериев оценки
2
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания
Прогнозирован
ие своей
деятельности
Умение слушать
и вступать в
диалог
умение
выделять
нравственн
ый аспект
поведения
2
Вводная беседа.
Актуализация
знаний.
Постановка
целей урока,
темы урока.
Презентация
Слайд 1,2,3,4,5
Постановка проблемы
на уроке.
Учитель продолжает
беседу о проблемных
вопросах по будущей
теме.
Задает учащимся
наводящие вопросы
Вместе с учениками
определяет цель урока,
тему урока.
Участвуют в работе
по повторению, в
беседе с учителем,
отвечают на
поставленные
вопросы.
Обучающиеся
выполняют в
технологических
картах Задание №1
(решают уравнение
методом замены
переменной).
7
Поиск и выделение
необходимой
информации. .
Анализ объектов.
Выделение и
осознание
того, что уже
пройдено.
Постановка
цели учебной
задачи, темы
урока.
Целеполагание
, выдвижение
гипотез
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли, слушать и
вступать в
диалог.
Смысло-
образовани
е
3
Изучение
нового
материала
Презентация
Слайд 6
Вместе с обучающимися
вырабатывает алгоритм
решения биквадратных
уравнений.
Один обучающийся
– работает у доски.
Обучающиеся
выполняют в
технологических
картах Задание №2,
составляют
алгоритм решения
биквадратного
уравнения
совместно с
обучающимся у
доски.
7
Поиск и выделение
необходимой
информации.
Структурирование
знаний. Анализ
объектов.
Целеполагание
, выдвижение
гипотез
Умение слушать
и вступать в
диалог
№
Этап урока
Название
используемых
ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с
ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вре
мя
(в
мин
.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личност-
ные
4
Первичное
осмысление и
закрепление
знаний.
Презентация.
Слайд 7
Комментирует,
направляет работу
учащихся
Два обучающихся
работают на доске,
а остальные в
тетрадях выполняют
задание №3.
10
Выделение и
формулирование
познавательной
цели, рефлексия
способов и
условий действия.
Анализ объектов и
синтез
Планирование
своей
деятельности
для решения
поставленной
задачи и
контроль
полученного
результата
Умение слушать
и вступать в
диалог,
Коллективное
обсуждение
проблем (при
необходимости)
Ориента-
ция в
межлично-
стных
отношени-
ях
Презентация.
Слайд 8,9,10
Выступает в роли
помощника для слабых
учащихся
Учащиеся
самостоятельно
выполняют задание
№ 4. Работа
осуществляется в
парах, частично
решение выносится
на доску, делают
выводы о
количестве корней.
6
Самоконтроль с
самопроверкой
Презентация.
Слайд 11
Выступает в роли
помощника для слабых
учащихся
Учащиеся
выполняют задание
5 из
технологической
карты.
После выполнения
задания выполняют
самопроверку по
эталону.
10
Рефлексия
способов и
условий действия.
Анализ и синтез
объектов
Планирование
своей
деятельности
для решения
поставленной
задачи,
контроль
полученного
результата,
коррекция
полученного
результата,
саморегуляция
Умение слушать
и вступать в
диалог.
Развитие
мышления
Смыслооб-
разование,
развитие
логического
мыщления.
7
Подведение
итогов урока,
оценивание
знаний
Презентация.
Слайд 12
Проставляют в лист
контроля баллы,
самооценка.
2
Оценка
промежуточны
х результатов и
саморегуляция
для повышения
мотивации
учебной
деятельности
управление
поведением
партнёра-
контроль,
коррекция,
оценкна
нравственн
о-этическая
ориентация
8.
Домашнее
задание
Презентация
слайд 13
Задает дозированное
домашнее задание
Учащиеся
записывают
2
№
Этап урока
Название
используемых
ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с
ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вре
мя
(в
мин
.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личност-
ные
домашнее задание в
зависимости от
уровня усвоения
темы урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I
. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к
уроку.
Проводит инструктаж по работе с технологической картой.
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с
технологической картой.
II
Вводная беседа. Актуализация знаний
.
1.
Устный фронтальный опрос: (слайды №1-2).
- Чем занимались мы на предыдущих уроках?
- Что значит решить уравнение?
-
Какие уравнения мы решали?
- Какие уравнения называются целыми?
2. Устная работа: (слайд 3)
1) Из предложенных уравнений выберите те, которые являются
целыми
2)Каким способом можно решить каждое из предложенных
уравнений.
1 Обучающиеся отвечают на вопросы устно.
2.1 1,2,3,5,6,7,8,9,10, уравнение 4 – не целое.
2.2 1 -метод разложения на множители
2 - метод разложения на множители
3- решение квадратного уравнения
5 - графический метод
6 - метод разложения на множители
7 – метод замены переменной
Давайте еще раз проговорим, в чем заключается способ замены
переменной и разберем решение уравнения 7 на доске…
3. Решение уравнения на доске методом замены
переменной:
(х + 4)
2
- 5(х + 4) = 24
Один обучающийся решает уравнение с полным комментированием на
доске, остальные в тетради.
Уравнения № 8, 9,10 не можем решить, т.к. не знаем способа
решений таких уравнений, у нас недостаточно знаний…
Давайте разберем уравнение № 8
На какое уравнение похоже?
но у нас 4 степень…
давайте выделим квадрат
(х
2
)
2
– 5(х
2
) + 4 = 0
получили двойной квадрат… Недавно мы изучали на
информатике двоичную систему счисления, и там очень часто
встречалась нам какая «приставка»?
т. е. приставка БИ( от латинского bi – дву(х); bis – дважды) –
часть сложных слов, указывающих на два признака, две части.
Вспомним некоторые слова с приставкой БИ
Например: Бинокль-два окуляра, два глаза.
Тогда наше «похожее» на квадратное уравнение как можно
назвать?
- Давайте рассмотрим эти уравнения. Каков их общий вид?
- Что представляет собой левая часть уравнения?
- Чему могут быть равны коэффициенты? Может ли
коэффициент перед
х
4
быть равен нулю? Почему?
- Чему равна правая часть уравнения?
- Какие уравнения они вам напоминают?
- В чём отличие?
- Давайте попробуем вывести определение биквадратного
уравнения.
Как вы могли бы сформулировать цели урока,
8, 9, 10 -----------------
квадратное
можно представить 4 как 2*2
БИ, бинарные, «bin»
Возможные примеры обучающихся: Бицепс - двуглавая мыщца на руке;
Бис – повторное исполнение номера;
Биатлон –спортивное состязание, включающее 2 вида: бег на лыжах и
стрельба.
БИКВАДРАТНЫМ
а не должно быть равно нулю.
0
квадратные
Уравнение вида
, где a,b,c – некоторые числа, причём
а
; х – переменная называются биквадратными.
Научиться решать биквадратные уравнения.
Выработать навык решения биквадратных уравнений……
тему урока?
Это и будут наши цели на урок. Запишите в тетрадь тему урока.
Решение биквадратных уравнений.
III
.
Изучение нового материала
1. Работа над выработкой алгоритма решения биквадрат-
ного уравнения (слайд).
Попробуем решить уравнение № 3
как мы с вами уже разобрали, что это уравнение можно записать
(х
2
)
2
– 5(х
2
) + 4 = 0
Давайте попробуем его решить и составить алгоритм решения
такого вида уравнений. Лист тетради разделите на 2 части – в
первой будет решение уравнения, во второй части алгоритм.
Кто попробует решить уравнение и составить алгоритм?
заменим х
2
Один обучающийся решает у доски с комментированием, на каждом
этапе делая вывод (составляет алгоритм). Остальные – в тетради.
В итоге:
Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1.
Записывают план решения задания №1. Происходит обсуждение этого
плана, его корректировка.
2. Первичное закрепление нового материала.
Решение уравнений на доске
Пользуясь алгоритмом решите уравнение № 9 и № 10 из устной
работы, вызвавшие затруднения .
(2 человека по очереди на доске с полным комментированием)
- Проведем анализ решённых уравнений. Биквадратное
уравнение – это уравнение 4 степени. Сколько корней может оно
иметь?
- Примеры, что уравнение имеет 4 корня, 2 корня и не имеет
корней нам встретились. Как вы думаете, может ли биквадратное
уравнение иметь 1 корень? 3 корня?
- Верно, если эти уравнения неполные. Приведите пример
биквадратного уравнения, имеющего 1 корень.(
- Приведите пример биквадратного уравнения, имеющего 3
корня.
- Вернёмся к полному биквадратному уравнению. Решив
предложенные уравнения выясните, от чего зависит количество
корней биквадратного уравнения.
Решение каждого уравнения частично выносится на доску, а
именно значение дискриминанта, значение введённой
переменной и количество корней, т е
Количество корней уравнения
2 человека по очереди на доске с полным комментированием
Ответы об-ся
Работа в парах.
1 ряд: Решите уравнения:
2 ряд: Решите уравнение:
3 ряд: Решите уравнение:
IV
.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Задания для самостоятельной работы:
Решите уравнение:
1 вариант:
2 вариант:
3 вариант:
6 вариант:
Выполните самопроверку(взаимопроверку) по готовому
решению.
- Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы!
- Не огорчайтесь те, кто допустил ошибки. Помните, что не
ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
Обучающиеся решают по вариантам в тетрадях и проверяют по
эталону, оценивают свою работу.
V
. Этап оценивания знаний учащихся. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в
картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных
ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с
критериями):
Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым актив-
ным учащимся, комментирует отметки.
Обучающиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом
предоставленных критериев.
Обучающиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.
VI
. Подведение итогов урока
- С каким видом уравнений мы познакомились?
- Какой общий вид они имеют?
- Каким методом решаются? Перечислите основные этапы этого
метода.
- Сколько корней может иметь полное биквадратное уравнение?
От чего это зависит?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
VII
. Информирования учащихся о домашнем задании
Задание1:Решите уравнение:
1)
2)
3)
4)
Обучающиеся записывают д\з.
Задание 2: Подумайте, как можно решить следующие уравнения.
Решите их.
Технологическая карта учащегося.
Задания, которые нужно
выполнить на уроке
письменно.
Рекомендации учителя
Ученик ставит в эту
колонку знак «+» напротив
того задания, которое он
выполнял вместе с классом
или вместе с соседом по
парте.
Ученик ставит в эту
колонку «+» напротив того
задания, которое он
выполнял
самостоятельно(быстрее,
чем на доске).
Вопросы, которые возникли при
выполнении задания или после выполнения
задания и которые не удалось выяснить на
уроке.
1.Решить уравнение
х
4
– 5х
2
+ 4 = 0
Составить алгоритм
решения уравнения.
Вспомнить алгоритм
решения уравнения
методом замены
переменной.
2.Решить уравнение
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
4. Работа в парах.
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
5. Решить уравнение и
сравнить с эталоном:
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Фамилия Имя
Устная работа
Оценка
Решение уравнений в парах
Решение уравнений с самопроверкой
Работа у доски
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК:
ДА
НЕТ
1. Знаю ли я методы решения целых уравнений?
2. Умею ли я применять эти методы?
3. Знаю ли я что такое биквадратное уравнение?
4. Умею ли я решать биквадратные уравнения?
5. Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?
Технологическая карта учащегося.
Задания, которые нужно
выполнить на уроке
письменно.
Рекомендации учителя
Ученик ставит в эту
колонку знак «+» напротив
того задания, которое он
выполнял вместе с классом
или вместе с соседом по
парте.
Ученик ставит в эту
колонку «+» напротив того
задания, которое он
выполнял
самостоятельно(быстрее,
чем на доске).
Вопросы, которые возникли при
выполнении задания или после выполнения
задания и которые не удалось выяснить на
уроке.
1.Решить уравнение
х
4
– 5х
2
+ 4 = 0
Составить алгоритм
решения уравнения.
Вспомнить алгоритм
решения уравнения
методом замены
переменной.
2.Решить уравнение
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
4. Работа в парах.
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
5. Решить уравнение и
сравнить с эталоном:
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
Технологическая карта учащегося.
Задания, которые нужно
выполнить на уроке
письменно.
Рекомендации учителя
Ученик ставит в эту
колонку знак «+» напротив
того задания, которое он
выполнял вместе с классом
или вместе с соседом по
парте.
Ученик ставит в эту
колонку «+» напротив того
задания, которое он
выполнял
самостоятельно(быстрее,
чем на доске).
Вопросы, которые возникли при
выполнении задания или после выполнения
задания и которые не удалось выяснить на
уроке.
1.Решить уравнение
х
4
– 5х
2
+ 4 = 0
Составить алгоритм
решения уравнения.
Вспомнить алгоритм
решения уравнения
методом замены
переменной.
2.Решить уравнение
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
4. Работа в парах.
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.
5. Решить уравнение и
сравнить с эталоном:
Применить алгоритм
решения уравнения
№ 1.