Автор: Белан Юлия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 " Населённый пункт: Прокопьевск Наименование материала: статья Тема: Эта мудрая матрешка Раздел: дошкольное образование
Эта мудрая матрешка.
Оказывается, с этой незатейливой игрушкой можно придумать массу
развивающих занятий для ребенка.
Матрешка при ее кажущейся простоте несет в себе огромную информацию:
она символически выражает и принцип мироздания, и идею бесконечности, и
образ материнства, и модель рождения, и путь человека, и принцип
преемственности поколений. Может, потому матрешку так любят дети – они
получают через нее важные знания о мире, о себе.
В какие же игры можно играть с матрешкой? В разные. Оказывается, это не
только сувенир, но и развивающая игрушка с большими возможностями. Она
развивает многие способности, формирует разные навыки, раскрывает
творческий потенциал ребенка ,и что немаловажно для почетного звания
развивающей игрушки «взрослеет» вместе с ребенком, предлагая ему более
сложные варианты.
Для самых маленьких
1 – 1,5 года детишки увлекаются башнями и пирамидами. Башни можно
строить из нижних половинок ( цилиндриков) матрешек. Пирамида
получится, если то же самое проделать с нижними половинками
(колпочками). Разбирая сооружения покажите ребенку, как половинки легко
укладываются друг в друга.
Познакомить ребенка с такими понятиями, как большой – маленький,
больше – меньше, высокий – низкий, выше – ниже, толстый – тонкий.
«Преподать» первые уроки математики, просчитывая матрешек в прямом и
обратном порядке ( чем больше число, тем больше матрешка).
Выучить части лица, показывая их у Матрены и у ребенка.
Изучить цвета.
Учить собирать и разбирать матрешку, искать половинки.
2 – 3 года, из матрешек можно сделать настоящий музыкальный инструмент
и даже оркестр. Для этого лучше использовать стандартную неокрашенную
игрушку. Если расставить все половинки полой частью вниз, от маленького к
большему, то получится барабан. Стучать по ним можно разными
предметами, при этом обращать внимание ребенка на то, как в зависимости
от размера барабана меняется извлекаемый звук.
Ребенок утомился и быть барабанщиком больше не хочет? Может захочет
стать «баскетболистом»? Переверните барабанчики и они превратятся в
корзины, в которые можно забрасывать теннисный шарик или мяч
«попрыгунчик». Можно перебрасывать шарик из одной половинки в другую.
Эти игры прекрасно развивают крупную моторику и координацию движений.
Юные математики
3 – 4года, если ребенок не умеет считать, то с Матреной легко сможет
научиться. Для этого можно поиграть в такую игру: раскладывайте в
половинки фасолинки и считайте их. Для начала предложите ребенку: «Давай
в первую половинку, самый маленький, положим одну фасолинку. Вторая
половинка больше, поэтому в нее положим больше фасолинок – две» и т.д.
Известно, что уровень интеллекта зависит от памяти, внимания,
наблюдательности – их прекрасно тренировать, играя с матрешкой.
Приготовьте мелкие предметы, дайте ребенку недолго посмотреть на них,
затем на его глазах положите по одному предмету в разные матрешки. Спустя
время (матрешки играют в прятки, водят хоровод) предложите ребенку
вспомнить, в какой фигурке что лежит. Начинайте игру с 2 – 3 предметов, как
только игра станет простой для ребенка, увеличивайте число предметов и
сокращайте время просмотра.
Распределяем роли
5 – 6 лет с матрешками можно играть в сюжетные игры, сочиняя для них
сказки, песни и конечно же их расписывать. Они помогут разобраться в тако
важном вопросе, как родственные отношения: кто кого родил, кто кому
приходится. Простой пример: самая большая матрешка, прабабушка, родила
бабушку, бабушка – маму и т.д. Двигаясь в другом порядке – от малышки к
большой фигурке, - расскажите ребенку о жизненном пути человека: как он
рождается, растет и становится взрослым.
Это лишь некоторые из игр, в какие можно играть с обычной матрешкой и и
вместе с нею расти, познавать мир и развиваться.