Способы обогащения детских впечатлений для развития сюжетно – ролевых игр
Автор: Меркушова Марина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Гимназия №2200 Дошкольное отделение Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: консультация Тема: Способы обогащения детских впечатлений для развития сюжетно – ролевых игр Раздел: дошкольное образование
Способы обогащения детских впечатлений для развития сюжетно – ролевых игр.
Дошкольное детство – 3 до 6-7 лет – совершенно особенные период развития ребенка.
Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция
поведения. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих
представлений, в воображении ребенка, в произвольном поведении, в содержательном общении
с взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с
взрослыми и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно – ролевой игре. Это такая игра, в
которой детей берут на себя роли взрослых людей, и специально создаваемых ими игровых,
воображаемых условий воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения
между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности
личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и
всех психических процессов – от элементарных до сложных. Выполняя игровую роль, ребенок
подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры детей
лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержит импульсивное движение –
раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается ,приобретает навык
знания и умения ,сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.
Особенности сюжетно - ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Вотский, Д.Б. Эльконин
А.В. Запорожец) и педагогов (Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михаленко). Основой сюжетно-
ролевой игры является мнимая или воображаемая, ситуация, которая заключается в том ,что
ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной ими самими игровой
обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя ,ведущего урок с учениками
( сверстниками) в классе (на ковре ) .Принято различать сюжет и содержание игры.
Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница,
семья, война, магазин и пр.) Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они
изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка
и его знакомство с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка
с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они
играют мало , их игры однообразны и ограниченны . В последнее время воспитатели и психологи
отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.
Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны.
Это, по-видимому, связанно с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они видят и не
понимают деятельности взрослых , плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В
результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что
современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, взаимодействие
из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что
наши дошкольники , проводящие слишком много времени у телевизора ,лучше знакомы с жизнью
и отношениями иностранных героев фильмов , чем окружающих их реальных взрослых. Однако,
это не меняет сути игры : при всем многообразии сюжетов , за ними скрывается принципиально
одно и то же содержание – деятельность людей их поступков и отношений.
Содержание игры – это то , что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в
человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети
воссоздают в игре, может быть различными и зависит от отношений реальных взрослых,
окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра (например в семью ) может иметь
совершенно разное содержание: одна «мама «будет бить и ругать своих «детей», другая –
красится перед зеркалом и торопится в гости, третья - постоянно стирать и готовить , четвертая-
читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то , что «вливается «в
ребенка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой , дочка будет проделывать со
своей куклой ( или подружкой по игре. ) Человеческие отношения и условия , в которых живет
ребенок , определяют не только сюжеты ,но прежде всего содержание игр . Таким образом , игра
возникает из условий жизни ребенка и отражает , воспроизводит эти условия.
Д.Б. Элькони в работе «Психология игры» пишет , что самостоятельность детей в сюжетно –
ролевой игре- одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее
развития , решают , как станут раскрывать роли , где развернут игру , и т. п. Каждый ребенок
свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно , сев в
кресло – «ракету» ,очутится на Луне , при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию.
Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику
самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности , которые в реальной жизни
еще долго будут ему недоступны . Объединится в сюжетно – ролевой игре , дети по своей воле
выбирают партнёров , сами устанавливают правила , следят за их выполнением , регулируют
взаимоотношения.
Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд , свои представления ,свое отношение к
тому событию , которое разыгрывает . На эту особенность игры указывал К .Д. Ушинский : « … в
игре же дитя – зреющий человек , пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же
созданиями» .
Творческий характер сюжетно – ролевой игры определяется наличием в ней замысла , реализация
которого сопряжена с активной работой воображения , с развитием у ребенка способности
отображать свои впечатления об окружающем мире. Воображение – особая форма человеческой
психики , стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая
промежуточное положение между восприятием , мышлением и памятью .
Последние означает , что ни в чем другом , кроме воображения , не проявляется идеальный и
загадочный характер психики . Можно предполагать , что именно воображение , желание его
понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и
продолжает его стимулировать в наши дни .
Что же касается загадочности этого феномена , то она состоит в том что до сих пор нам почти
ничего не известно о механизме воображения ,в том числе о его анатома - физиологической
основе . Где в мозгу человека локализовано воображение .С работой каких известных нам
нервных органических структур оно связано .На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного
ответить не можем . Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем ,
например , об ощущениях ,восприятии , внимании и памяти .Здесь дело обстоит как раз
противоположны образом , а именно :мы знаем очень много о том , какое значение воображение
имеет в жизни человека , как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на
организм .
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и
творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и
совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение
выводит человека за пределы его сиюминутного существования , напоминает ему о прошлом ,
открывает будущее . Обладая богатым воображением , человек может « жить « в разном
времени , что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире . Прошлое
зафиксированное в образах памяти , произвольно воскрешаемых усилием воли , бедующее
представлено в мечтах и фантазиях .
Л. С. Выготский в работе « Воображения и его развитие в детском возрасте « говорит , что
воображение , вероятно , характерно только для человека и странным образом связанно с
деятельностью организма , будучи в то же самое время самых « психическим» из всех психических
процессов и состояний.
Воображение является основой наглядно – образного мышления , позволяющего ребенку
ориентироваться и ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических
действий .Р. С. Немцов в учебнике « Психология « объясняет , что в развитии воображения и
памяти ребенка на протяжении четвертого – пятого года жизни есть много общего . В начале
детства оба эти познавательных процесса еще носят в основном непроизвольный , пассивный
характер . Ребенок не ставит перед собой специальной задачи запомнить или вообразить ,
представить себе что – либо и владеет необходимыми для этого действиями .
В. С . Мухина в учебнике « Возрастная психология «пишет , что образы воображения возникают в
ходе игры , рисования , конструирования , слушание рассказов и сказок как дополнительный
результат выполняемых ребенком действий восприятия и мышления .
В среднем дошкольном возрасте под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых
требований , предъявляемых ему взрослыми , перед ним возникают задачи заранее построить
замысел игры ,рисунка , запомнить материал и потом его воспроизвести . Чтобы иметь
возможность решить эти задачи , ребенок начинает пользоваться способами , которые он
усваивает от взрослых .Тогда и начинают складываться действия воображение и произвольная
память .