Напоминание

Способы обогащения детских впечатлений для развития сюжетно – ролевых игр


Автор: Меркушова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Гимназия №2200 Дошкольное отделение
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: консультация
Тема: Способы обогащения детских впечатлений для развития сюжетно – ролевых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад





КОНСУЛЬТАЦИЯ

Способы обогащения детских впечатлений для развития сюжетно – ролевых игр.
Дошкольное детство – 3 до 6-7 лет – совершенно особенные период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребенка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослыми и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно – ролевой игре. Это такая игра, в которой детей берут на себя роли взрослых людей, и специально создаваемых ими игровых, воображаемых условий воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры детей лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержит импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается ,приобретает навык знания и умения ,сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно - ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Вотский, Д.Б. Эльконин А.В. Запорожец) и педагогов (Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михаленко). Основой сюжетно- ролевой игры является мнимая или воображаемая, ситуация, которая заключается в том ,что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной ими самими игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя ,ведущего урок с учениками ( сверстниками) в классе (на ковре ) .Принято различать сюжет и содержание игры. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.) Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомство с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало , их игры однообразны и ограниченны . В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связанно с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они видят и не понимают деятельности взрослых , плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, взаимодействие из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники , проводящие слишком много времени у телевизора ,лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов , чем окружающих их реальных взрослых. Однако,
это не меняет сути игры : при всем многообразии сюжетов , за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей их поступков и отношений. Содержание игры – это то , что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различными и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра (например в семью ) может иметь совершенно разное содержание: одна «мама «будет бить и ругать своих «детей», другая – красится перед зеркалом и торопится в гости, третья - постоянно стирать и готовить , четвертая- читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то , что «вливается «в ребенка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой , дочка будет проделывать со своей куклой ( или подружкой по игре. ) Человеческие отношения и условия , в которых живет ребенок , определяют не только сюжеты ,но прежде всего содержание игр . Таким образом , игра возникает из условий жизни ребенка и отражает , воспроизводит эти условия. Д.Б. Элькони в работе «Психология игры» пишет , что самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре- одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития , решают , как станут раскрывать роли , где развернут игру , и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно , сев в кресло – «ракету» ,очутится на Луне , при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности , которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны . Объединится в сюжетно – ролевой игре , дети по своей воле выбирают партнёров , сами устанавливают правила , следят за их выполнением , регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд , свои представления ,свое отношение к тому событию , которое разыгрывает . На эту особенность игры указывал К .Д. Ушинский : « … в игре же дитя – зреющий человек , пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» . Творческий характер сюжетно – ролевой игры определяется наличием в ней замысла , реализация которого сопряжена с активной работой воображения , с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Воображение – особая форма человеческой психики , стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием , мышлением и памятью . Последние означает , что ни в чем другом , кроме воображения , не проявляется идеальный и загадочный характер психики . Можно предполагать , что именно воображение , желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни . Что же касается загадочности этого феномена , то она состоит в том что до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения ,в том числе о его анатома - физиологической основе . Где в мозгу человека локализовано воображение .С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано .На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем . Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем , например , об ощущениях ,восприятии , внимании и памяти .Здесь дело обстоит как раз противоположны образом , а именно :мы знаем очень много о том , какое значение воображение
имеет в жизни человека , как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм . Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования , напоминает ему о прошлом , открывает будущее . Обладая богатым воображением , человек может « жить « в разном времени , что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире . Прошлое зафиксированное в образах памяти , произвольно воскрешаемых усилием воли , бедующее представлено в мечтах и фантазиях . Л. С. Выготский в работе « Воображения и его развитие в детском возрасте « говорит , что воображение , вероятно , характерно только для человека и странным образом связанно с деятельностью организма , будучи в то же самое время самых « психическим» из всех психических процессов и состояний. Воображение является основой наглядно – образного мышления , позволяющего ребенку ориентироваться и ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий .Р. С. Немцов в учебнике « Психология « объясняет , что в развитии воображения и памяти ребенка на протяжении четвертого – пятого года жизни есть много общего . В начале детства оба эти познавательных процесса еще носят в основном непроизвольный , пассивный характер . Ребенок не ставит перед собой специальной задачи запомнить или вообразить , представить себе что – либо и владеет необходимыми для этого действиями . В. С . Мухина в учебнике « Возрастная психология «пишет , что образы воображения возникают в ходе игры , рисования , конструирования , слушание рассказов и сказок как дополнительный результат выполняемых ребенком действий восприятия и мышления . В среднем дошкольном возрасте под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований , предъявляемых ему взрослыми , перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры ,рисунка , запомнить материал и потом его воспроизвести . Чтобы иметь возможность решить эти задачи , ребенок начинает пользоваться способами , которые он усваивает от взрослых .Тогда и начинают складываться действия воображение и произвольная память .


В раздел образования