Автор: Кашпура Наталья Владимировна Должность: преподаватель предмета "театральные игры" Учебное заведение: КГБУ ДО "Детская школа циркового искусства" Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край Наименование материала: Открытый урок Тема: "Театр одного актера" Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа циркового искусства»
Преподаватель: Кашпура Наталья Владимировна
Предмет «Театрализованные игры»
Методические комментарии к проведению уроков. Открытый урок
на тему: «Театр одного актера»
1) Чем занимаются дети на занятиях? Как проходят занятия?
В рамках занятий происходит знакомство с основами следующих
театральных дисциплин:
- сценическая речь и актерское мастерство
- сценическое движение, танец, вокал
- история театра
- репетиционный период (постановка спектакля и концертных номеров,
знакомство с ролью ведущего и конферансье)
1 раз в неделю проводятся занятия по сценической речи и актерскому
мастерству. Занятия групповые.
В конце полугодий проводится зачётный урок с участием детей, где дети
демонстрируют полученные знания и умения.
Все занятия проходят в форме театрализованной игры, музыкальной и
ролевой игры, импровизации и сочинительства.
Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был
интересной для него деятельностью (театрализованной), был увлечен
сказкой, игрой, и получал радость от общения.
Дети в процессе игровых упражнений тренируют мимику, оттачивают
характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию.
Создавая на занятиях творческую атмосферу, мы раскрываем возможности и
особенности детей, помогаем им понять красоту речи, звуков, окружающих
их, разнообразие красок мира, учим верить в себя - вот главная задача
театрализованной игры.
ПОСЕЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ГДЕ ОНИ МОГУТ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ
АКТЕРАМИ И ИХ ИГРОЙ. Это еще один бонус для детей, которые
занимаются театральным мастерством.
2) Цель театральных занятий
Самая главная цель - эстетическое воспитание школьников. Именно
средствами театрального искусства формируются творческие способности
ребенка.
Участие в театральной студии помогает обнаружить таланты, развить их и
что немаловажно - дать возможность ребенку проявить себя, свои сильные
стороны, и конечно же - поработать над слабыми сторонами, устранив
закомплексованность. Стимулируется развитие основных психических
процессов и качеств (память, внимание, восприятие, наблюдательность,
фантазия, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, развивается
речь, смелость публичного самовыражения). Именно в младшем школьном
возрасте это очень важно, потому что закладывается «фундамент» для
дальнейшего обучения ребенка.
Кроме того, воспитывается чувство ответственности перед коллективом
(когда нельзя подвести ребят своими пропусками занятий, своей
неготовностью к спектаклю и пр.)- еще одно очень важное качество. И,
безусловно, в результате знакомства и работой над литературным
материалом, анализом, рассуждением происходит обогащение духовного
мира ребенка.
3) Зачем это ребенку?
Театрализация — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В
результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к
добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей
общения, неуверенности в себе. Как правило, скромный, стеснительный и
неуверенный в себе ребенок, сыграв небольшую роль в спектакле,
становиться более открытым, более раскрепощенным и уверенным в себе,
особенно если роль удалась и ребенка похвалили.
Для ребенка театр - это новый мир, мир сказки, мир чуда, в который приятно
окунуться в любом возрасте, почувствовать себя в роли любимых героев,
понять их и вынести для себя мораль. Яркие костюмы, декорации, свет,
музыка — все это помогает сделать занятия и выступления более живыми и
запоминающимися.
Сценическая речь
-постановка правильного дыхания
-развитие голосовых и речевых данных
-воспитание интонационно-мелодической культуры
-снятие психологических и физических зажимов
-устранение речевых недостатков
-обучение навыкам выразительного чтения на основе прозаических и
поэтических отрывков
Сценическое движение
-гармоничное развитие ребенка
-изучение техники правильного движения по сцене
-совершенствование координации тела
Актерское мастерство
-учит взаимодействию со своими партнерами на сцене
-повышает внимание и развивает фантазию
-снимает внутренние и внешние зажимы
-помогает определить собственную индивидуальность
-учит слышать и слушать, смотреть и видеть, чувствовать и воспринимать
-знакомит с удивительным миром театрализованной атмосферы
Репетиционный период
-постановка спектаклей и концертных номеров
-знакомство с ролью ведущего и конферансье
Занятие «Театр одного актера»
-Здравствуйте!
Поднимаемся все, приветствуя друг друга! Я говорю вам
«здравствуйте», в ответ хочу услышать не «зрасьте или «зрась», а
ваше «здравствуйте» с протяжным ударным «а». Давайте
поздороваемся еще раз.
-Вы сегодня пришли на урок «Театрализованные игры», и занятие
наше называется «Театр одного актера», но не потому что актер
будет в единственном числе. Актеров у нас будет много, но сегодня
здесь нет костюмов, нет декораций, зато есть актеры..
А кто же такой актер ?
Попробуем ответить на вопрос, используя метод незаконченного
предложения.
Актер – это человек, умеющий….
Актер – это человек, владеющий…
Встаньте те, кто владеет в совершенстве своим голосовым
аппаратом.
Встаньте те, у кого выработано правильное речевое дыхание.
Встаньте те, кто умеет снимать мышечные зажимы.
Встаньте те, кто владеют выразительностью мимики и жестов.
Встаньте те, кто владеет искусством перевоплощения
Встаньте те, кто легко входит в любой образ.
Если вы пришли на этот урок, значит, хотите всему этому
научиться.
Ну, что ж, попробуем.
Сядьте поудобнее на своих стульях. Чтобы снять мышечные
зажимы, надо обострить это состояние тела. Обхватите себя крепко
за плечи, постаравшись соединить руки на спине. Сожмите себя в
объятьях. Замрите на 30 секунд. Теперь медленно, медленно
начинайте отпускать себя из объятий. Руки легко скользят по
плечам, медленно возвращаются на колени.
Легко и непринужденно положите правую ногу на левую и ступней
правой ноги нарисуйте в воздухе буквы: о, д, а, м.
Поменяйте ногу, снова рисуем о, а , д, ф.
Упражнение «Экран»
Сядьте удобно, посмотрите на всех. Человек так устроен, когда на
него смотрит множество глаз, его страх идет в мускулы, и он
впадает в зажим или развязность. Не позволяйте себе испугаться и
снова впасть в мышечный зажим. Еще Корнелий Тацит заметил: во
всех сражениях глаза побеждают первыми». Скажите себе: это не
на вас смотрят, а вы смотрите на людей и видите их, как на
большом экране. Это упражнение «Экран».
Дыхательная гимнастика
Все вы знаете, как важно актеру обладать правильным дыханием.
Упражнение «Насос»: встаньте прямо, ноги на ширине плеч.
Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого
автомобильного насоса. Разгибаясь, вдыхайте, нагибаясь,
выдыхайте со звуком «ффффу». Наклоны 5-6 раз.
Упражнение «Егорки». Важно: плечи остаются на своем месте,
левую ладонь кладем на грудь, правую – на живот. Левая ладонь
должна быть неподвижна, правая фиксирует вдох и выдох.
Как на горке, на пригорке(вдох) стоят 33 Егорки(выдох), 1 Егорка, 2
Егорка, 3 Егорка(вдох), 4 Егорка, 5 Егорка, 6 Егорка(выдох).
Артикуляционная гимнастика
Актер обязан владеть своим речевым аппаратом. Упражнение для
губ и языка.
1.
Трубочка – улыбочка, 3-4 раза.
2.
Языком дотронуться до зубов, до альвеол, до гортани, 1,2, 3.
Упражнение повторить 3-4 раза.
3.
Языком коснуться внутренней стороны щеки правой, левой.
Счет 1,2. Упражнение повторить 3-4 раза.
4.
Губу нижнюю почесать верхней челюстью, верхнюю губу
почесать нижней челюстью. Счет 1, 2.
Упражнение повторить 3-4 раза.
Голосовая гимнастика
Упражнения для голоса неразрывно связаны с дыханием. Поэтому
снова положите одну ладонь на живот. Нужно вывести звук в
артикуляционный аппарат, вперед.
1.
Прикройте рот, чтобы произнести звук «м». Губы сжимать не
надо, они расслаблены. Вдохнуть, потом промычать этот звук
до выдоха, стараясь вывести его вперед, чтобы было щекотно
губам.. Кому становится щекотно, тот делает правильно.
2.
Теперь нужно произнести слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.
Каждый слог на один вдох, губам снова должно быть щекотно.
Теперь все слоги на один вдох. Для наглядности можно
использовать вторую ладонь и при голосовом ударе ударять ею
воздух. При этом можно поиграть с силой произносимого
звука: от шепота до очень громких звуков.
3.
Дома можете просто с сомкнутыми губами мычать любую
мелодию, при этом помня: губам должно быть щекотно.
Упражнение «Вкусно»
Произнесение слова с опорой на гласные звуки, наполняя
удовольствием, оживляя в сознании называемый предмет:
Перемена, море, звонок, урок, двойка, контрольная, экззамен,
дневник.
Игры на внимание
«Ходьба с изменениями»
Встали в круг, в колонну, на определенное число выполняем
конкретное движение:
1-идем прямо,
2 – поменяли направление,
3 – повернулись на 360 градусов,
4 – прыгаем на 1 ноге.
«Деревянные куклы»
1-голова,
2 –руки в локте,
3- руки повисли,
4-согнули корпус,
5- присели.
Правда – неправда .
Часто на сцене у актеров возникают неожиданные ситуации.
Например, актер, с которым вы работаете в паре, забыл текст и
выдал реплику из другого спектакля. Актер обязан
быстро найти выход. Выйти на уровень импровизации.
Сейчас я буду задавать вам неожиданные вопросы, ваша задача: без
раздумывания дать на них ответы или как-то отреагировать.
-Как здоровье дяди Вани?
-Почему на моих занятиях ты всегда смеешься?
-Когда вы вернете мне книгу?
-Как вам сегодняшняя погода?
-Куда вы дели ваш новый портфель?
-Что случилось с вашей собакой?
-Где ваша замечательная улыбка?
«Отрицательные герои»
В театре каждый актер мечтает получить хорошую роль, роль
какого- то героя, но роли не всегда бывают положительными.
Так же как и тексты. Часто текст бывает сложно произнести, так как
речь героя зачастую отличается от вашей собственной.
Сядьте по 5 человек. Прочитайте текст, решите в группах у кого эта
роль получится, приготовьтесь, на подготовку как в горящем
спектакле одна минута.
Абстрагируясь от содержания, прочитайте текст как:
-сообщение государственного телевидения о важнейшем
международном событии;
-вечерняя сказка мамы своему ребенку;
-письмо, которое человек читает полушепотом.
А теперь подумайте, какому герою могут принадлежать эти слова.
Конечно, подростку. А теперь вспомним богатый, великий русский
язык и от лица народной сказительницы вернем сказке ее былую
красоту слова. Жили ….
Герои в спектакле встречаются разные. Главная задача актера?
Помнить основную мысль, которую надо донести до зрителя.
Молодцы. Вы справились. А теперь фраза по кругу «Сегодня мы
были на занятии» с тем чувством, которое по воле судьбы выпало
вам из данной таблицы.
Удивление
Безразличие
Грусть
Радость
Сожаление
Вопросительная интонация
Восклицательная
интонация
Сказать по секрету
Печаль
Выразить презрение к происходящему
Восторг
Скука
Жестко
По-деловому
Вечный оптимист
Гневно
У вас здорово получилось.
А сейчас фразу «Сегодня мы побывали на занятии «Театр одного
актера» произнесем аплодисментами». Сила аплодисментов – это
показатель эффективности занятия.
Итак, аплодисменты.
Спасибо. До свидания.