Автор: Садретдинов Ильдар Радикович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: высшее образование
И.Р. Садретдинов, студент 2 курса магистратуры
БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа
НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье изучена история законодательства Российской Федерации в области
образования, содержится анализ действующего Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», раскрываются его позитивные стороны и
имеющиеся недостатки. Выделяются факторы, влияющие на динамику отрасли
образовательного
законодательства,
рассматриваются
границы
правового
регулирования отношений, возникающих в сфере образования, определяются
основные
направления
совершенствования
законодательства
в
сфере
образования.
Ключевые слова: образование, образовательные правоотношения, учебные
заведения, учащиеся, студенты.
Первые указы, регулирующие сферу образования, появились в Российской
империи в XVIII веке. Открывались новые для нашей страны учебные заведения:
университеты и корпуса, училища и школы. Все это требовало особого
законодательного управления. Образование было преимущественно сословным,
платным и позволить его могли лишь немногие граждане России.
Переломными стали 20-е годы XX века, когда в Конституции нового
советского государства впервые было провозглашено всеобщее право на
бесплатное
образование.
Статья
45
утверждала
обязательное
среднее
образование
молодежи,
развитие
профессионально-технического,
среднего
специального
и
высшего
образования,
развитие
заочного
и
вечернего
образования, предоставление государственных стипендий и льгот, бесплатную
выдачу
школьных
учебников
и
пр.
Несколько
десятков
постановлений
советского
правительства
регулировали
разные
сферы
педагогической
и
управленческой деятельности на всех уровнях. При этом СССР добился
значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100%
грамотность населения и одна из лучших систем образования в мире.
Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании»,
который был принят в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел и другой
закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для
своего
времени
эти
документы
считались
весьма
прогрессивными:
образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных»
советских программ.
Но почти за 20 лет законы неоднократно «перекраивали»: с 2002 года было
внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов.
По
мнению
экспертов,
существующие
законы
устарели
и
перестали
соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в
Болонский процесс [1, c. 12-16].
Несколько
лет
назад
было
решено
создать
принципиально
новый,
интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за
последние годы.
В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила
первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходный
текст был опубликован в мае 2010 года на сайте Министерства образования и
науки РФ и обсуждался среди образовательного сообщества в течение полугода
в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе и Союзе
ректоров России. Отредактированный вариант законопроекта решено было
открыть для общественного обсуждения на специальном сайте. В результате
обсуждение документа растянулось на несколько лет. К авторам документа с
поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных
обращений.
31 декабря 2012 года, спустя почти три года, новый закон был официально
опубликован.
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012 № 273-ФЗ (далее, ФЗ «Об образовании») [2, c. 7598] устанавливает
правовые, организационные и экономические основы образования в Российской
Федерации,
основные
принципы
государственной
политики
Российской
Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы
образования
и
осуществления
образовательной
деятельности,
определяет
правовое положение участников отношений в сфере образования.
В качестве основных целей Закона следует выделить:
–
создание правовых условий для обновления и развития российской системы
образования в соответствии с современными запросами человека, общества
и государства; немаловажными представляются также потребности развития
инновационной экономики, учет международных обязательств России в
сфере образования;
–
комплексную
модернизацию
законодательства
об
образовании,
учитывающую запросы современного развития страны, потребностей
общества и отдельной личности;
–
установление системного и функционально более полного правового
регулирования
общественных
отношений,
возникающих
в
сфере
образования;
–
повышение эффективности механизма правового регулирования за счет
адекватных приемов юридической техники конструирования правовых
норм, исключения возможности их дублирования, различного толкования,
максимального
сокращения
подзаконной
нормативной
базы
и
одновременного обеспечения прямого регулятивного действия положений
законодательного акта;
–
обеспечение
стабильности
и
преемственности
в
развитии
системы
образования
и
ее
законодательных
основ
за
счет
сохранения
образовательных и правовых институтов, зарекомендовавших себя на
практике.
С 1 сентября 2013 года обучение в средних, средне - специальных и высших
учебных заведениях учащиеся, студенты, их родители и преподаватели
столкнулись с новыми стандартами обучения. На тот момент уже вступили в
силу положения федерального закона «Об образовании в РФ», отменивший
требования сразу двух законодательных актов, действовавших ранее. Он стал
альтернативой федеральным законам №3266-1 и №125- ФЗ – первый относился к
деятельности средних, а второй высших учебных заведений.
Сегодня существует много вариантов образования, и особенности каждого из
них рассматривает новый закон. Согласно его положениям, существует
несколько уровней образования: дошкольное, начальное, основное и среднее
общее, средне - профессиональное и высшее, включая студентов, получающих
дипломы бакалавров, специалистов и магистров. Внося изменения в основной
закон об образовании, законодатели учли особенности обучения некоторых
категорий граждан:
-
учащихся и студентов, имеющих выдающие способности и требующих
разработки специальных обучающих программ.
-
людей с физическими недостатками и не имеющими возможности учиться
наравне со сверстниками.
-
иностранцы и люди без гражданства, также испытывающие определенные
сложности.
-
осужденные за разные правонарушения, а право их на образование также
никто не отменял.
Что касается научной деятельности, включая подготовку специалистов с
разными учеными степенями (докторантура), то данный вид образования
обновленным законом переведен в разряд научной деятельности.
В измененном законодательном акте статусу педагогов, их функциональным
обязанностям посвящено несколько отдельных разделов. Что касается учителей
и преподавательского состава средне - специальных и высших учебных
заведений, то они могут пользоваться следующими преференциями государства:
-
повышать свои профессиональные навыки, участвуя в специальных курсах.
-
один раз в три года проходить профессиональную переподготовку и
получать дополнительное профобразование.
-
прохождение аттестаций и получение квалификационных категорий, что
позволит претендовать на престижную должность с достойной оплатой
труда.
-
всевозможные меры социальной поддержки, включая гарантированное
пенсионное
обеспечение
и
досрочную
пенсию,
при
соответствии
определенным условиям [3, c. 130-135].
Определенное место в обновленном законе уделяется интеграции учебного
процесса в систему европейского образования. В 4-й главе, в частности,
рассматриваются вопросы, связанные с организацией благоприятных условий
для педагогов и учащихся, направляющихся для получения нового опыта
заграницу.
Закон
гарантирует
их
мобильность,
участие
в
совместных
программах и упрощенный порядок признания документов об образовании,
полученном за рубежом [4, c. 188-190].
Основное внимание в законе отводится правам и обязанностям школьников и
студентов, поэтому часть изменений касается именно этого вопроса.
Согласно
изменениям,
обязательной
теперь
является
итоговая
государственная аттестация, через которую должны проходить все выпускники
9-го класса.
Итоги
единого
госэкзамена
(ЕГЭ)
теперь
будут
действительны
на
протяжении 5 лет.
Но есть один пункт документа, который подвержен критики со стороны
льготников.
Согласно последним изменениям, уменьшилось значительно количество
студентов из числа инвалидов, которые могут рассчитывать на бесплатное
обучение. Размер квоты для них составляет сейчас 10%, а что касается
представителей других льготных категорий, включая детей-сирот, членов
неполных и многодетных семей, то они могут рассчитывать бесплатно только на
прохождение подготовительных курсов, организуемых при ВУЗах.
Созданы отдельные условия для учащихся и студентов с ограниченными
физическими возможностями. Теперь они также могут рассчитывать на
обучение в обычном, а не специализированном учебном заведении, что ставит их
в равные условия с другими студентами и учащимися. На радость учеников и
родителей закон упраздняет 2-ю и 3-ю смены обучения, для облегчения процесса
создаются электронные учебники, предлагаются онлайн - уроки, получить
дистанционно через доступные каналы коммуникации можно и домашнее
задание.
Большой прорыв сделан в вопросе приема на обучение специалистов и
бакалавров инвалидов детства и инвалидов 1,2 групп – им теперь не надо
представлять данные медкомиссии.
Далеко не все дети имеют покладистый характер, не все способны хорошо
учиться, поэтому больной темой является исключение ученика из школы.
Особых изменений в этот вопрос декабрьские изменения 2018 года не внесли,
поэтому, как и раньше, поводом для того, чтобы забрать документы могут быть:
-
решение родителей или самого ребенка, выбравших другое учебное
заведение или в случае смены места жительства.
-
мера дисциплинарного взыскания, применяемая к злостным нарушителям
учебной дисциплины и ученикам, явно отстающим от программы обучения,
но в случае достижения ими 15-летнего возраста.
-
выявление нарушений при приеме на обучение и незаконное зачисление.
Не могут быть отчислены из школы, за исключением самостоятельно
принятого решения, ученики, которым не исполнилось 15 лет. Могут не
переживать о возможном отчислении также дети, имеющие ограничения по
медицинским показателям.
На все вопросы, связанные с отчислением, отвечают положения 43-й статьи
ФЗ-№273.
В завершении хотелось бы кратко подвести итоги. Среди основных новшеств
обновленного закона можно выделить отмену второй и третьей смен и
отсутствие подтверждать медицинские противопоказания детям-инвалидам,
инвалидам 1 и 2 групп. Выпускники 9 класса теперь должны сдавать
государственную аттестацию, а ЕГЭ действителен всего 5 лет. Негативным
моментом можно также назвать сокращение квот для людей с ограниченными
возможностями, отсутствие льгот при поступлении в ВУЗ сиротам и другим
льготникам.
Пристатейный библиографический список
1.
Гуревич Я. Г. К вопросу о реформе системы образования / Я.Г. Гуревич. -
М.: Книга по Требованию, 2019. – 130-135 с.
2.
«Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. №273- ФЗ // СЗ РФ, - 2012. - № 53. – Ст. 7598.
3.
Кирилловых А. А. " Организация в сфере образования: современная
типология» // Деловой двор. -2014.-№ 2.- C.12–16.
4.
Тищук М. О. Новшества законодательства в сфере образования: субъекты и
образовательная деятельность // Молодой ученый. — 2018. — №13.
— С. 188-190.