Напоминание

Казачий компонент на уроках биологии в 9-11 классах


Автор: Агафонова Юлия Алексеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Горожанский казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: Воронежская область, Рамонский район, с. Горожанка
Наименование материала: Статья
Тема: Казачий компонент на уроках биологии в 9-11 классах
Раздел: полное образование





Назад




Казачий компонент на уроках биологии в 9-11 классах

Казаки – народ православной веры, создавший за многие столетия

своего существования самобытную культуру. Формирование представлений

о традиционной культуре родного края происходит, в том числе через

изучение хозяйственной деятельности донских казаков по использованию,

сохранению и воспроизводству природных ресурсов. В связи с этим

программы по биологии для кадет 9-11 классов включают казачий

компонент.

В процессе реализации казачьего компонента рассмотрение наиболее

существенных проблем современной биологии и экологии осуществляется

через особенности хозяйственной деятельности казачества Дона. Вопросы

антропогенного воздействия на окружающую среду и природоохранной

деятельности, рассматриваются в историческом и экологическом аспектах

традиционного казачьего природопользования.

Например, в программу по биологии для 9 класса включен целый

раздел,

посвященный

традиционному

природопользованию

Донского

казачества.

На

уроках

кадеты

изучают

типичные

для

казачества

выращиваемые культуры: зерновые, масличные, бахчевые, овощи. Изучают

применяемые

на

Дону

технологии

их

переработки

и

дальнейшее

использование, основные способы хранения и переработки зерна «по-

казачьи».

На

основе

полученных

знаний

определяют

приоритетные

направления развития технологий хранения и переработки выращиваемых

культур на Донской земле.

Кадеты

проводят

анализ

актуальных

современных

проблем

водопользования, что дает возможность рассмотреть и определить основные

экологические проблемы реки Дон: маловодность, загрязнения воды и

побережья, заиление, деградация некоторых территорий бассейна реки,

истощение рыбных и других водных биоресурсов.

В программе 10 класса большое внимание уделено историческому

опыту

природопользования

казачества.

С

геоэкологических

позиций

рассматривается адаптация донского казачества к вмещающему ландшафту,

формирование знаний об окружающей среде и их использование для

выработки

рациональных

приемов

природопользования,

а

также

природоохранные

традиции

казачьей

общины.

Изобилие

свободных

плодородных земель в Области Войска Донского обусловило формирование

и длительное господство залежной системы земледелия. Со второй половины

XIX века развивается товарное производство зерновых, в частности

пшеницы.

Поэтому

основное

внимание

уделено

традиционному

земледельческому

опыту:

системе

земледелия,

ассортименту

сельскохозяйственных

растений,

применяемому

инвентарю,

приемам

обработки

почв

и

т.д.

Проведенный

анализ

традиционного

природопользования

казачества

позволяет

кадетам

оценить

уровень

антропогенной нагрузки в разные периоды хозяйственного освоения,

выявить корни экологических проблем и реконструировать экологические

ситуации прошлого.

Исследование кадетами исторического опыта природопользования

имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Многое из того

свода знаний и практических навыков, которые были выработаны в ходе

многовековой хозяйственной деятельности, может с успехом использоваться

в современных условиях. Изученный исторический опыт предостерегает от

повторения экологических ошибок и просчетов, допущенных в прошлом.

Казачий компонент, реализуемый в ходе учебного процесса в 11 классе,

предполагает изучение кадетами земледельческого опыта Донских казаков, а

также традиционной хозяйственной деятельности и инноваций.

Основная

форма проведения уроков в виде семинарских занятий, что дает возможность

кадетам самостоятельно подготовить материал по основным проблемам

тематики, активно дискутировать, делать обоснованные выводы.

Главные

направления

обсуждений

это

исторические

аспекты

нерационального

использования

казаками

природных

ресурсов,

экологические

проблемы

биоресурсов,

реализация

природоохранных

мероприятий казачьей общины, инновации в сфере природопользования.

Кадетами проводится анализ нарастания кризисных явлений в истории

природопользования

донского

казачества,

которая

содержит

примеры

нерациональной эксплуатации природных ресурсов. Богатство природных

ресурсов

привело

к

появлению

ошибочного

представления

об

их

неисчерпаемости,

на

основе

которого

у

казачества

складывалось

потребительское отношение к окружающей среде. Экономисты, географы,

краеведы на протяжении XIX вв. отмечали случаи небрежности в обработке

почвы, отсутствии севооборотов и ухода за растениями, использовании

некачественного посевного материала и т.д. Браконьерская охота и рыбная

ловля привели к сокращению численности многих ценных промысловых

видов. Вследствие рубки станичных лесов их площадь уменьшалась, что

отмечалось на первом областном съезде донских лесничих в 1908 г.

Кадеты готовят сообщения и доклады, освещающие предпосылки и

необходимость организаций мероприятий по охране и восстановлению

биоресурсов, в том числе в историческом ракурсе. Обилие земельных и

биологических ресурсов Дона длительное время обеспечивало успешное

развитие казачьего природопользования даже в условиях его экстенсивного

характера. Относительно большие земельные наделы и высокое почвенное

плодородие даже при экстенсивной обработке позволяли получать урожай,

обеспечивающий потребности казачьей семьи и дававший возможность

казаку за собственный счет собираться на военную службу. Однако концу

XIX в. отмечалось оскудение лесных и биологических ресурсов, отчетливо

проявились истощение почвенного плодородия, усиление водной и ветровой

эрозии, деградация пастбищ и другие экологические проблемы. На рубеже

XIX–XX вв. из-за сокращения земельного пая и падения урожайности

зерновых культур, вызванной деградацией почв, доходность казачьих

хозяйств уменьшилась.

В ходе занятий кадеты не только исследуют исторически сложившиеся

традиции и последствия природопользования, также изучают деятельность

казачества по восстановлению и охране ресурсов, формирование правил и

контроля со стороны казачьей администрации по их рациональному

использованию, введение инновационных подходов.

Первостепенное значение в связи с этим приобретает изучение

деятельности предков в экологической сфере. Кадеты изучают процессы

трансформации, формирования и организации различных угодий, правила их

использования, контроль в сфере охраны природы в историческом ракурсе.

Кадетами

проводится

анализ

этой

деятельности,

критическое

освещение земледельческого и промыслового опыта казаков, их отношения к

окружающей среде. Использование земель станичного юрта регулировалось

казачьей общиной. На станичных и хуторских сходах решались вопросы

пользования лесами и лугами, характера и сроков полевых работ, передачи в

аренду станичных угодий и др. На занятиях изучаются объекты промысла и

их использование казачеством, практическая деятельность казачьих общин

(юртов) по организации семейного, общинного и промышленного промысла

и восполнению природных ресурсов и угодий, закрепленных за казачьим

войском. Приводится пример рыбного промысла. Несмотря на обилие рыбы,

казаки строго следили, чтобы ее вылавливали правильно, в специально

отведенных местах. Для поимки браконьеров существовали войсковые

смотрители,

которые

имели

под

началом

вооруженную

команду.

К

земельным участкам, находящимся в личном пользовании, казаки относились

как рачительные хозяева. В ходе дискуссий кадетами высказываются мнения

о возможности использования дореволюционного опыта казачьих общин в

природоохранной практике в современный период.

Данный казачий компонент в биологической дисциплине затрагивает

особенности функционирования биогеоценозов и их развитие в условиях

активной антропогенной эксплуатации в прошлом и наиболее существенные

современные экологические проблемы на примере Донского региона.

Кадеты обсуждают возможности применения накопленных знаний об

окружающей среде, о силах природы, растениях и животных, особенностях

функционирования

биогеоценозов

в

инновационной

сфере

природно-

антропогенных систем с целью их рационального использования. С конца

XIX в. начался процесс внедрения инноваций в земледельческую практику,

обусловленный просветительской деятельностью войсковой администрации

и

этнокультурными

контактами.

Войсковое

правление

разработало

программу действий и приступило к осуществлению организационно-

финансовых мероприятий, землеустроительных работ, естественнонаучных

исследований. По всей Донской области были организованы показательные

поля и участки, на которых демонстрировались новые приемы возделывания

культур, сельскохозяйственные машины и орудия. Источником инноваций

стала высокоразвитая земледельческая культура немецких колонистов, чьи

технологии казаки могли использовать как пример. Таким образом, не имея

никакого агрономического опыта вначале, донские казаки за сравнительно

короткий период накопили объем эмпирических знаний и практических

навыков. Казачья община выработала определенные природоохранные

нормы. На основе изученного материала кадеты дают заключение о

перспективах развития традиционно казачьих технологий на современном

этапе.

Большой интерес у кадет вызывают вопросы охраны казаками в

пределах своей компетенции общественной безопасности, культурного

наследия, значимых объектов инфраструктуры региона, егерской службы. В

ходе семинарских занятий активно обсуждаются проблемы и перспективы

работы экологических казачьих дружин по охране природных биоресурсов,

значение казачьих дружин и их структур по борьбе с браконьерством для

возможного

использования

в

государственной

службе

по

охране

биологических

ресурсов.

Рассматриваются

примеры

положительного

результата

эффективности

совместной

работы

казачьих

дружин

и

государственных инспекций, по итогам которой в ходе казачьих рейдов

выявлялись браконьеры и привлекались к ответственности. Однако в

законодательстве

Российской

Федерации

вопрос

о

статусе

казачьих

экологических дружин как государственной структуры, не нашло отражения.

В рамках казачьего компонента кадетам предлагается выполнить

задание, определить и представить свое видение по созданию специального

ведомства по защите лесов, рыбного хозяйства и других биоресурсов со

статусом государственной службы для казачьих экологических дружин.

Актуальность

данного

казачьего

компонента

усиливается

потребностями экологического воспитания, формирует

бережное отношение

и уважение к материальным и духовным богатствам Донского края.

Реализация казачьего компонента в ходе учебного процесса на уроках

биологии затрагивает не только проблемы рационального использования и

восстановления биоресурсов, но также способствует приобщению кадет к

системе культурных ценностей казачества, обращает внимание на вопросы

сохранения традиций и развития историко-культурного потенциала Донского

края в целом. Данное направление деятельности способствует выработке

концепции историко-патриотического, экологического и экономического

воспитания молодежи, как наиболее подверженной современным социально-

экономическим и политическим изменениям, с целью формирования

правильных моральных ориентиров в процессе строительства и укрепления

Российского государства.



В раздел образования