Автор: Агафонова Юлия Алексеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Горожанский казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: Воронежская область, Рамонский район, с. Горожанка
Наименование материала: Статья
Тема: Казачий компонент на уроках химии
Раздел: полное образование
Казачий компонент на уроках химии
Реализация
казачьего компонента на уроках
химии
в
КОУ
ВО
«Горожанский казачий кадетский корпус».
Казаки всегда с большим трепетом относились к своим родным местам.
Дон, одна из самых крупных рек Русской равнины, занимает одно из
центральных мест в образе мира и восприятии казаков. Дон – символ
казачества. Обращение к любимому Дону «батюшка» и «кормилец» идет из
глубины веков. На уроках химии кадеты рассматривают проблемы и
последствия химического загрязнения Дона. Не секрет, что промышленные
предприятия осуществляют сброс в воду загрязняющих веществ. Кадеты
изучают химические вещества, которые могут содержаться в сточных водах
промышленных
предприятий,
предельно-допустимые
концентрации
загрязняющих веществ в водоеме, нормативы содержания кислорода и
органолептических свойств воды.
В традиционной хозяйственной жизни казаки использовали знания из
области химии. Например, изготовление «побелки» для жилища. У казаков
белый цвет считался символом чистоты и опрятности, поэтому хату внутри и
снаружи обязательно белили. Делали они это с помощью гидроксида кальция,
так называемой «гашеной» извести, которую получали в результате процесса
обжига природного известняка и последующего его «гашения» водой. Кадеты
изучают химические процессы, сопровождающие и другие бытовые явления в
традиционной хозяйственной жизни казаков: квашение овощей, ягод и
фруктов, приготовление кисломолочных продуктов, подсолнечного масла,
выпечка хлебов, применение удобрений.
В казачьем хозяйстве глиняная посуда была самой распространенной.
Гончарство на берегах Дона было обусловлено наличием легкодоступного
сырья – глины: обычной и каолиновых глин с разнообразием цветов от белой,
кремовой до темно-серой и коричневой. Производство керамики требовало
определенных химических знаний, которые гончары передавали из поколения
в поколение. На уроках кадеты изучают химические характеристики исходных
продуктов, химические процессы, сопровождающие технологии получения
керамических изделий и глазури.
На уроках органической химии кадеты знакомятся с еще одним из
традиционных занятий казачества – изготовление вина, винокурение, выгонка
из хлеба хмельных напитков, бражки. Кадеты изучают спиртовое брожение,
условия протекания химических реакций, состав и количество вещества до и
после реакции.
Таким образом, реализация казачьего компонента на уроках химии
осуществляется через изучение химических процессов и явлений на примере
традиционной деятельности донских казаков.