Напоминание

Казачий компонент на уроках химии


Автор: Агафонова Юлия Алексеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Горожанский казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: Воронежская область, Рамонский район, с. Горожанка
Наименование материала: Статья
Тема: Казачий компонент на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Казачий компонент на уроках химии

Реализация

казачьего компонента на уроках

химии

в

КОУ

ВО

«Горожанский казачий кадетский корпус».

Казаки всегда с большим трепетом относились к своим родным местам.

Дон, одна из самых крупных рек Русской равнины, занимает одно из

центральных мест в образе мира и восприятии казаков. Дон – символ

казачества. Обращение к любимому Дону «батюшка» и «кормилец» идет из

глубины веков. На уроках химии кадеты рассматривают проблемы и

последствия химического загрязнения Дона. Не секрет, что промышленные

предприятия осуществляют сброс в воду загрязняющих веществ. Кадеты

изучают химические вещества, которые могут содержаться в сточных водах

промышленных

предприятий,

предельно-допустимые

концентрации

загрязняющих веществ в водоеме, нормативы содержания кислорода и

органолептических свойств воды.

В традиционной хозяйственной жизни казаки использовали знания из

области химии. Например, изготовление «побелки» для жилища. У казаков

белый цвет считался символом чистоты и опрятности, поэтому хату внутри и

снаружи обязательно белили. Делали они это с помощью гидроксида кальция,

так называемой «гашеной» извести, которую получали в результате процесса

обжига природного известняка и последующего его «гашения» водой. Кадеты

изучают химические процессы, сопровождающие и другие бытовые явления в

традиционной хозяйственной жизни казаков: квашение овощей, ягод и

фруктов, приготовление кисломолочных продуктов, подсолнечного масла,

выпечка хлебов, применение удобрений.

В казачьем хозяйстве глиняная посуда была самой распространенной.

Гончарство на берегах Дона было обусловлено наличием легкодоступного

сырья – глины: обычной и каолиновых глин с разнообразием цветов от белой,

кремовой до темно-серой и коричневой. Производство керамики требовало

определенных химических знаний, которые гончары передавали из поколения

в поколение. На уроках кадеты изучают химические характеристики исходных

продуктов, химические процессы, сопровождающие технологии получения

керамических изделий и глазури.

На уроках органической химии кадеты знакомятся с еще одним из

традиционных занятий казачества – изготовление вина, винокурение, выгонка

из хлеба хмельных напитков, бражки. Кадеты изучают спиртовое брожение,

условия протекания химических реакций, состав и количество вещества до и

после реакции.

Таким образом, реализация казачьего компонента на уроках химии

осуществляется через изучение химических процессов и явлений на примере

традиционной деятельности донских казаков.



В раздел образования