Авторы: Стручкова Сардана Викторовна, Ефимова Евдокия Васильевна
Должность: Учитель ИЗО и черчения, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: город Верхоянск
Наименование материала: Технологическая карта урока технологии
Тема: Гильоширование. Силуэтный рисунок
Раздел: полное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель:
Ефимова Евдокия Васильевна, Стручкова Сардана Викторвна
Предмет:
Технология
Класс:
8
Тема:
Гильоширование. Силуэтный рисунок
Тип урока:
Урок усвоения и закрепления нового материала
Цель:
Познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества. Изготовить декоративное панно в технике гильоширования.
Планируемые результаты:
Вид планируемых
учебных действий
Задачи учителя
Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся
Предметные
Способствовать формированию и
развитию умений и навыков по рукоделию
- познакомиться с синтетическими тканями;
- познакомиться с новым видом рукоделия – гильоширование;
- познакомиться с технологией изготовления изделий в технике
гильоширования
Регулятивные
Научить определять последовательность
операций с учетом конечного результата;
составлять план и последовательность
действий; соотносить результат своей
деятельности с целью и оценивать его
- научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя; работать в группе при выполнении задания, планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок
Познавательные
Способствовать расширению
представлений о технике гильоширование;
формированию умений систематизировать
знания рукоделию; формированию
дальнейших умений и навыков по
самостоятельной организации учебного
труда
- учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- учиться добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя
дополнительную информацию, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке
Коммуникативные
Создать условия для учебного
- учиться осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога
Вид планируемых
учебных действий
Задачи учителя
Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся
сотрудничества на уроке с учителем,
одноклассниками в группе и в коллективе;
учить доносить свою позицию до других
своей работы
- учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь
других
Личностные
Способствовать воспитанию эстетического
вкуса, внимательности; привитию навыков
аккуратности; развитию
пространственного представления,
логического мышления
- осознание ответственности за качество своей деятельности;
- осознание ответственности за результаты своей деятельности;
- уметь проверять свои действия;
- уметь провести самоанализ выполненной работы
Структурный
компонент урока
Цель
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивирование к
учебной
деятельности
2 мин
Настроить учащихся к учебной
деятельности и на получение новых
знаний, создать условия для
возникновения у ученика внутренней
потребности включения в учебный
процесс
–приветствие;
– проверка готовности к уроку;
– настрой на урок: учащиеся стоят за партами, учитель
проводит речевку.
Начинаем наш урок!
Все ль на месте?
Все в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
-Какие Вы все сегодня нарядные, какая красивая у вас
школьная форма
-Девочки, а как можно назвать то из чего сделана наша
красивая одежда?
- А можно ли украсить чем-нибудь нашу одежду?
- Да, видов рукоделия очень много. Любой из них можно
украсить нашу одежду.
Учащиеся участвуют в речевке.
Учащиеся участвуют в беседе.
Дают ответ (Ткань).
Дают ответ (аппликацией, мозайкой и
другими видами рукоделия)
самоопределение
-сопоставление
-сотрудничество
с учителем и
сверстником
Определение темы
урока
5 мин
Организовать деятельность учащихся
по установок тематических рамок
«могу».
Слайд№2
- Я предлагаю Вам сформулировать тему урока. На
интерактивной доске представлен кроссворд «Виды
рукоделия». Ваша задача разгадать слова по горизонтали,
тогда вы разгадаете тему урока.
2. Вязание
3. оригами
4. Штопка
5. Квиллинг
6. Макраме
7. Пэчворк
8. Декупаж
9. Плетение
По вертикали - гильоширование
Ученицы легко справятся с этим
заданием. Они без труда решат
кроссворд
Одна из учениц зачитывает
определение к понятию
ГИЛЬОШИРОВАНИЕ.
Гильоширование (англ. Guilloche) –
отделка изделий ажурным кружевом и
изготовление аппликаций выжиганием
с
помощью
специального
аппарата
раскаленной иглой.
Готовность
учащихся к
активной
учебно-
познавательной
деятельности
Постановка задач
урока
3 мин
Создание условий для возникновения
интереса к открытию новых знаний,
включения в учебную деятельность
Каковы задачи нашего урока и по какому плану мы
достигнем нашей цели?
Учитель уточняет ответы детей и формулирует цель и
задачи урока.
Слайд№3
Цель: Выполнить в технике гильоширования панно
(фрагмент шторы)
Задачи:
•
Познакомиться с понятием «гильоширование»;
•
Изучить методическую литературу по теме
исследования;
•
Расширить кругозор в процессе изучения данного
вида рукоделия;
•
Изучить технику выполнения выжигания по ткани,
гильоширования;
•
Обучиться новым способам действия, новым
рабочим приемам;
•
обучиться получать изделия с узорами путем
выжигания по ткани.
Выдвигают предположения по теме
урока и т.д.
строят простые рассуждения.
Умение
самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить и
формулировать
для себя новые
задачи в учёбе и
познавательной
деятельности
Актуализация
знаний 5 мин
Определение уровня знаний.
Систематизация. Точечное выявление
проблем при открытии новых знаний
1.Учитель задает вопрос
-
Как
вы
думаете
какие
инструменты
и
материалы
необходимы?
Выслушивает их.
Дают свой ответ
Комментируют свои ответы
Способность к
рассуждениям,
умение ясно
излагать свои
мысли
Освоение нового
материала 22 мин
Организовать осмысленное
восприятие новой информации, учит
работать в группе, поддерживает темп
работы.
Слайд№4,5
Известны
виды
народного
творчества,
как
чеканка,
выжигание по дереву, вырезание, вытынанка и вышивание.
Искусство, которым я предлагаю вам овладеть – искусство
нашего времени – выжигание по синтетическим материалам
– напоминает выжигание по дереву. И поэтому это
направление в декоративно-прикладном искусстве дали
название «художественное гильоширование».
Давайте
послушаем
историческую
справку
о
данной
технике.
После
сообщений
учащихся
учитель
включается
в
объяснение нового материала.
Знакомство с технологией изготовления изделий
в технике гильоширования
Слайд№6
При изготовлении изделий в технике гильоширования
потребуются
синтетические
ткани
(атлас,
капрон,
искусственный шелк, плащевые ткани, нейлон, трикотаж,
бархат). Эти материалы под действием горячей иглы
оплавляются,
причем
оплавляемый
край
становится
Сообщение детей №1 (опережающее
задание для учащихся)
Историческая справка
Гильоширование (англ. Guilloche) –
отделка изделий ажурным кружевом и
изготовление аппликаций выжиганием
с помощью специального аппарата
раскаленной иглой. Зародилось
гильоширование в 1980 годы в г.
Рыбинске, где его впервые разработала
Зинаида Петровна Котенкова. Она
обучила этому искусству мастериц во
многих городах России: Ярославле,
Москве, Угличе. С ней сотрудничал
известный модельер Вячеслав Зайцев, а
Энн Бурда даже вручила ей
благодарственное письмо.
В Германии в 70-е годы XIX века
ручная техника выжигания по ткани
называлась «пиротехникой». Способом
Понимание
последовательно
сти процесса
изготовления
тканей.
Умение
различать виды
тканей
Знать
последовательно
сть получения
ткани
клейким, благодаря чему его можно приклеить к основе.
Цвет
ткани
может
быть
любым,
подойдут
даже
разноцветные лоскуты или ткани с размытым рисунком.
Также можно использовать яркие капроновые ленты.
Слайд№7
Для изготовления шаблонов используется картон.
Обычно
его требуется
много,
так как
у
любителей
гильоширования
накапливается
достаточно
много
трафаретов и шаблонов.
Чтобы прикрепить готовый
гильош
к основе
используются нитки. Еще нитки могут понадобиться при
пришивании к уже почти готовому гильошу украшения из
бусин или пуговичек. В этом случае лучше всего взять
нитки мулине.
Слайд№8
Для выжигания по ткани основным инструментом
является сам прибор для выжигания. Однако многие из них
нуждаются
в
доработке,
поскольку
имеют
слишком
большую
мощность
для
работы
с
тканью.
Самой
универсальной является тонкая игла, с ее помощью можно
выполнить практически любой узор. А для ажурных деталей
используется так называемая королевская игла.
Ножницы в гильошировании применяются двух
видов:
большие,
чтобы
отрезать
ткань
и
вырезать
трафареты, и маленькие маникюрные с острыми краями для
прорезей.
Особенное
внимание
следует
уделить
технике
безопасности при работе с опасным предметом – прибором
для
выжигания.
Выжигать
следует
на
специальной
подставке, например, на стекле.
Слайд№9
украшения ткани путем выжигания и
теснения на ней различных рисунков и
узоров применялся на бархате.
Выжигание по нему требовало особой
тщательности. Для выжигания
существовал специальный прибор и
штифты – наконечники. В процессе
работы выжигался только верхний
ворс.
Сообщение №2
Способ гильоширования основан на
свойстве некоторых тканей переходить
в вязко текучее состояние при
нагревании до определенной
температуры. Если в этом состоянии
соединить детали при незначительном
давлении, то в результате получится
прочное сварное соединение в
следствии взаимопроникновения частей
молекулярных цепей из одного объема
полимера в другой.
Сообщение №3
Возможности гильоширования очень
широки. Этот вид искусства требует
аккуратности,
точности
выполнения
рисунка,
определенного
художественного
вкуса,
имеет
интересные цветовые решения. И в то
же время все изделия выполняются
гораздо
быстрее,
нежели
в
других
видах
декоративно-прикладного
искусства.
В
этой
технике
можно
оформить кружевом или аппликацией
столовое белье и одежду, изготовить
предметы
интерьера,
аксессуары
и
сувениры. С помощью горячей иглы
можно создавать великолепные изделия
с применением аппликации: салфетки,
декоративные
панно,
закладки
для
книг, открытки, записные книжки, а,
кроме того, кружевные изделия в стиле
ришелье: воротники, шарфики и т. д.
Слайд№10
Первичное
закрепление,
3 мин
Организовать осмысленное
восприятие новой информации
Слайд№11
Что
такое
гильоширование?
Гильоширование
(англ.
Guilloche)
–
отделка
изделий
ажурным
кружевом
и
изготовление
аппликаций
выжиганием
с
помощью
специального аппарата раскаленной иглой.
Какой ткани отдается предпочтение в гильошировании?
синтетические ткани: капрон, нейлон, полиэстер, трикотин,
кримплен, искусственный шелк, атлас, парча
Какой прибор является основным для гильоширования?
выжигатель.
Дают свой ответ
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи,
собственные
возможности её
решения.
Перемена
2-й урок
Структурный
компонент урока
Цель
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап практической
работы. (35 мин.)
Организация работы по выполнению
и проверке изученного материала.
Усвоение и закрепление новых
знаний
Гильоширование позволяет создавать кружевные изделия в
стиле ришелье. Можно сделать панно в технике
гильоширования с изображением животного или растения.
Сегодня мы просто потренируемся, сделаем учебную
работу. А к следующему занятию вам будет необходимо
продумать образ своей конкурсной работы. Перед работой
проведем вводный инструктаж по технике безопасности
Слайд№12
Правила техники безопасности при работе с
электровыжигателем
1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет
оголенных проводов и сухие руки.
2. Не трогать иглу голыми руками при включенном
аппарате.
3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку;
следить, чтобы игла не касалась провода.
4. После работы э/выжигатель отключить, дать игле
остыть, сложить аппарат в коробку, убрать рабочее место.
Приёмы гильоширования, используемые при
изготовлении панно:
1. Прожигаются контурные линии на ткани. По линии
разреза образуется прочный сварной шов.
2. «Точечная сварка». Она выполняется легкими касаниями
горячей иглой наложенных друг на друга слоев ткани таким
образом, чтобы в точке касания ткань оплавилась, но не
прогорела насквозь.
Слайд №13
Работу будете выполнять коллективно, у каждого будет
своя роль. На экране вы видите инструкционную карту, по
ней вы выполните задание.
На выполнение задания дается 30 мин.
Выполняют задание по
инструкционной карте.
Проверка осуществляется с помощью
взаимоконтроля
умение
сравнивать,
делать выводы.
воспитывать
аккуратность,
умение работать
в группе.
Рефлексия 4 мин
Фиксируется новое содержание,
изученное на уроке,
организуется ,самооценка
учениками собственной учебной
деятельности, соотношение цели и
результата выполненной работы,
фиксируется степень их
соответствия.
Слайд № 14,15,16 Работы учащихся и студии моды
Слайд №17
1. Когда появился новый вид ДПИ «Художественное
гильоширование»?
( «В конце ХХ века, в 1990г.»)
2. Кто автор метода? («Зинаида Петровна Котенкова»)
3. Каким прибором выполняется работа? ( «Прибор для
Дают ответы.
Оценивают свою работу.
Предметные:
формирование
интереса к
предмету
«Технология»,
Метапредметные
: умение
анализировать и
Подведение итогов работы
выжигания по дереву»)
4. Какие изделия можно выполнить в данной технике?
(«Оформить кружевом или аппликацией скатерти,
шторы, одежду; изготовить предметы интерьера,
сувениры, аксессуары и украшения»)
Молодцы!
Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие?
А нравится ли вам ваша авторская работа?
Сложно ли было её выполнить? Что было наиболее
интересным - выполнение работы или рассказ об истории
гильоширования?
Что НЕ понравилось на сегодняшнем занятии?
Хотели бы вы заниматься этим видом рукоделия?
(«Оформить кружевом или аппликацией скатерти, шторы,
одежду; изготовить предметы интерьера, сувениры,,
аксессуары и украшения»)
Подведение итога.
делать выводы.
Личностные:
умение
адекватно
оценивать свою
работу
Выдача домашнего
задания 1 мин
Предлагает д/з, проводит
инструктаж по его выполнению.
К следующему занятию вам будет необходимо продумать
образ своей конкурсной работы. Нужно придумать эскиз
панно в технике гильоширования, при этом учесть виды
сборки деталей, обработки края деталей.
Большое спасибо за работу.
Досвидания.
Выполнить дома работу
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и
осуществления
осознанного
выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Тема: Гильоширование. Силуэтный рисунок
Инструменты: игла, стекло, оклеенное по краям, ножницы, бумага А4
Материалы: синтетическая ткань, клеевая ткань, х/б ткань для снятия нагара, пленка для ламинатора
Оборудование: ламинатор, выжигатель, утюг, ванночка с водой при ожоге пальцев
№
Выполняемая операция
Технические условия (самоконтроль)
Оборудование
1
Изготовление шаблона рисунка
Приготовить силуэтный рисунок, можно взять из интернета. На компьютере
увеличить до нужного размера, распечатать. Полученный рисунок обвести
чёрным маркером. Рисунок закрепить пленкой для ламинатора. Проутюжить
на ламинаторе. Разрезать по силуэту рисунок. Шаблон силуэтного рисунка
готов
Ламинатор, ножницы
2
Подготовка ткани. Провести
ВТО
Взять синтетическую ткань соединить с клеевой тканью с помощью ВТО.
Утюг
3
Перевод рисунка на ткань
На проутюженную ткань перевести рисунок с помощью шаблона.
Ручка
4
Выжигание по краю
Выжигателем вырезать рисунок по линии. Линия вырезания должна быть
непрерывной. Убрать лишнюю ткань, придерживая детали рисунка руками.
Убрать мелкие элементы вырезки.
Выжигатель, стекло
5
Окончательная обработка
детали
Край детали украсить паетками.
Пайетки