Напоминание

"Эффективные приемы развития коммуникативных умений старшеклассников"


Автор: Имыхелова Людмила Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Бугульдейская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Ольхонский район Иркутская область
Наименование материала: методический материал
Тема: "Эффективные приемы развития коммуникативных умений старшеклассников"
Раздел: полное образование





Назад




Методические материалы

« Эффективные приёмы развития коммуникативных умений

старшеклассников»

( Из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы:

Имыхелова Людмила Михайловна

МБОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа»

Ольхонского района Иркутской области

январь 2021 г.

Работа по развитию коммуникативных умений обучающихся постоянно

требует от учителя серьёзных размышлений.

Как построить её со средними, даже слабыми учащимися? Как и в чём следует

помогать очевидно талантливым детям?

Оптимальные решения проблемы формирования коммуникативной

компетенции должны приводить ребёнка к умениям и навыкам анализа

серьёзных произведений классики. В

статье я делюсь удачными находками развития литературного творчества

старшеклассников, которые стали хорошим подспорьем при подготовке к

итоговому сочинению.

Программы не соотносятся с часами.

Самой удачной, продуктивной и интересной формой литературного

творчества в старших классах оказались так называемые «размышления по

поводу», или мини-сочинения.

В таком виде литературного творчества заложены огромные возможности

нравственного, патриотического, трудового воспитания.

В сочинениях старшеклассники раскрываются так интересно, что порой за 15-

20 минут узнаёшь то, что может скрываться годами, а может вообще не

раскрыться никогда.

1. Подбор тем во многом определяет успех этой работы, нравственного

воздействия.

Тема должна побуждать каждого в известной степени к самоанализу,

затрагивать его личное, но в то же время не провоцировать на излишнюю

откровенность.

2. Правильно выбрать литературное произведение, которое предлагается

для «размышлений по поводу», или мини-сочинений. (смотреть

приложение 1)

3. Сочинения пишутся на уроке. Весь класс получает задание, все в

равных условиях: и тот, кто блистает на уроках литературы, и тот, кто

обычно рта не раскрывает.

Добиваться того, чтобы каждый брал ручку и писал, думал, чтобы вершилась

работа души, чтобы каждый через себя пропускал проблемы, обозначенные в

теме сочинения.

Попытки домашней работы над творческими сочинениями не дают

положительных результатов, так как работы теряют самое главное –

непосредственность и самостоятельность.

Но даже и те сочинения, которые выполнялись дома самостоятельно, тоже

относительно малоинтересны, так как отсутствует фактор общего настроя,

общего труда, общего вдохновения. 4. И

в то же время, предлагая тему для творческой работы, надо создать

непременно и условия для творчества, то есть внутреннюю свободу.

Глубокое взаимодоверие между учителем и учеником.

Взаимодоверие начинается тогда, когда учитель умеет уважать чужое мнение,

как бы наивно, неправильно, абсурдно, наконец (с его точки зрения), оно ни

было. Не говоря уже о том, что ученик должен быть уверен, что его

высказывания никак не будут использованы против него: не будут прочитаны

всем без его согласия. Здесь учителю надо быть очень тактичным, потому что

взрослому человеку порой кажется нестыдным, несекретным то, что для

юноши или девушки совершенно невозможно сказать всем.

Анализ неудач берётся из работ сильных учеников, у которых, наряду с ними,

есть успехи. Неудачи средних или тех, кто по складу характера неспособен

взглянуть на себя со стороны, кто легко раним, не анализируются публично

никогда. Разбирая же работы в индивидуальном порядке, учитель,

естественно, делает это с учётом потенциала ученика.

Приложение 1.

1. Состоятельна ли человеческая претензия на господство? ( Бунин о месте

человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско)

2. Если вы любите М.Цветаеву, то прежде всего – за что?

3. Что мне близко в поэтическом наследии М.Цветаевой?

4. Ради чего жить, или почему погасло сердце Данко? (по рассказу М.Горького

«Старуха Изергиль»)

5. Чьё представление о свободе более высокое? (по рассказу М. Горького

«Челкаш»)

6. Какое произведение (стихотворение) о Родине, на ваш взгляд, самое

сильное, пронзительное, глубоко трагическое из написанного М.Цветаевой в

эмиграции? Обоснуйте свой выбор.



В раздел образования