"Опыт применения системно-деятельностного подхода на уроках биологии и географии в 5 классе"
Автор: Виневская Ольга Александровна Должность: учитель биологии, географии, химии Учебное заведение: МКОУ "Мансуровская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: с. Мансурово Советского района Курской области Наименование материала: статья Тема: "Опыт применения системно-деятельностного подхода на уроках биологии и географии в 5 классе" Раздел: среднее образование
химии МКОУ «Мансуровская ООШ» Виневская О.А.
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход,
который
обеспечивает
формирование
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Одна из важнейших задач в моей работе - это активизация познавательной
деятельности
учащихся
в
процессе
обучения
и
развития
у
них
умения
самостоятельной работы.
Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро
прочитать и понять его – это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в
основную школу. Учащиеся выбирают из текста нужные сведения и составляют ответ на
вопрос
с
учётом
основного
содержания
изучаемого
материала
в
соответствии
с
поставленными целями урока.
В работе с учебником широко использую разные приёмы составления схем, таблиц для
усвоения
биологических
знаний
и
овладения
умениями
в
процессе
организации
познавательной деятельности. Сначала предлагаю готовые схемы и таблицы, выполненные
учителем. В дальнейшем работа с таблицами усложняется, (увеличивается число граф),
при этом учащиеся учатся делать краткие записи. Организация учебной деятельности по
составлению схем. Например, на первом уроке биологии «Растения как составная часть
живой природы. Ботаника-наука о растениях» ученики читают учебник стр.5 выделенный
шрифт и составляют кластер «РАСТЕНИЯ»
РАСТЕНИЯ
низшие высшие
водоросли споровые семенные
- мхи - голосеменные
- хвощи - покрытосеменные
- плауны
- папоротники
Далее, рассмотрев рисунок учебника, самостоятельно составляют таблицу «Структура
науки ботаники»:
Наука
Предмет изучения
Анатомия растений
Внутреннее строение растений
Морфология растений
Внешнее строение растений
Физиология растений
Процессы, происходящие в растении
Систематика растений
Классификация растений
Геоботаника
Строение и значение растительных сообществ
Селекция
Сорта растений и их св-ва
Цитология
Клетка
Биохимия растений
Хим-ий состав растений
1
Палеоботаника
Ископаемые растения
Экология растений
Связь растений с окружающей средой
Основой моей работы является деятельностный подход, обеспечивающий усвоение
географии и биологии, развитие каждого ученика не путем передачи ему некоторой
информации, а в процессе его собственной активной деятельности с опорой на внутренние
стимулы к учебе и поддержание учебной мотивации.
Устойчивые положительные результаты обучения обеспечиваются благодаря методически
оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приёмов обучения.
Я стараюсь обеспечить развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учётом
их индивидуальных особенностей.
Например, на уроке географии по теме «География – наука о Земле» после прочтения
стихотворения
дети
формулируют
тему
урока,
с
помощью
учителя
цели
урока
и
выполняют задание:
1)
Откройте стр. 18 учебника и найдите ответ на вопрос «Какие 2 основных раздела
выделяют в географии?»
2)
Разделимся на 2 группы и каждая группа выполняет задание по карточке:
1 группа
Физическая география
1.
Происходит от греческого слова …
2.
Изучает ….
3.
Заполните схему:
Физико-географические науки
климатология
2 группа
Социально-экономическая география
1.
Происходит от греческого слова …
2.
Изучает ….
3.
Заполните схему:
социально-экономическая география
историческая
география
На своих уроках я стараюсь формировать навыки поисково-исследовательской
деятельности на основе использования в работе развивающих и творческих заданий,
кроссвордов,
ребусов,
викторин,
которые
способствуют
формированию
устойчивого
интереса
к
предмету,
успешному
интеллектуальному
развитию
и
формированию
положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий организую частую смену
деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей
на уроке.
Например, при изучении биологической темы «Устройство увеличительных приборов»
Учащиеся работают по рабочим картам. В 1 задании дети, используя материал параграфа,
изучают строение микроскопа, затем самостоятельно определяют увеличение микроскопа.
Далее
под
руководством
учителя
знакомятся
с
правилами
работы
с
микроскопом,
отрабатывают практические умения работы с микроскопом и проверяют свои знания,
выбирая верные утверждения в 3 задании рабочей карты. Заключительное 4 задание – это
отгадывание
кроссворда
«Устройство
микроскопа»,
которое
учащиеся
выполняют
самостоятельно.
В
своей
педагогической
деятельности
использую
информационно
–
коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока.
2
Девизом
для
использования
компьютерных
технологий
взяла
цитату
из
выступления
генерального директора Intel Craig Barreta «Чудеса творят не компьютеры, а учителя».
Электронные презентации эффективно использую на уроках при объяснении сложного
для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.
Интерактивная
доска
дала
возможность
использовать
более
широкий
диапазон
визуальных
средств,
при
изучении
материала,
поэтому
преподносимый
материал
становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты
всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но ученики
становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают
материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время
учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды. Интерактивную
доску
на
различных
этапах
урока
я
использую
как
проектор.
Использование
интерактивной доски улучшает планирование, темп и течение урока, улучшает понимание
материала.
Правильная
работа
с
интерактивной
доской
помогаем
проверить
знания
учащихся. При этом опрос становится увлекательным и динамичным.
Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивной доски не
решит всех наших проблем. И совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом
уроке. Есть темы, при изучении которых применение интерактивной доски неэффективно.
Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения,
т.е. использование фрагментарно.
Эффективное использование всех возможностей новой технологии жизненно важно
для
расширения
учебного
процесса.
Информационно-коммуникационные
технологии
должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке
уроков.
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения
хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на
качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках
повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими
учениками.
3