Автор: Медкова Любовь Юрьевна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МОДУ "Детский сад № 8"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: семинар -практикум
Тема: Семинар - практикум "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема семинара – практикума:
«Создание условий для эмоционального развития детей дошкольного
возраста».
Цель: активизация деятельности педагогического коллектива по созданию условий
для полноценного эмоционального развития дошкольников.
Задачи:
1.
Систематизировать теоретические знания об эмоциональном развитии
дошкольников.
2.
Создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального
благополучия, свободной творческой и активной личности.
3.
Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей и педагогов.
Раздаточный материл:
Основные атрибуты уголка эмоциональной разгрузки.
Игры по возрастам снятия агрессивного поведения.
Как вести себя взрослому человеку, если ребенок испытывает сильные эмоции?
Списки базовый эмоций.
Демонстрационный материл:
Книги по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Ватман «Зоны настроения».
Разноцветные стикеры.
Музыка.
Оборудование.
Мяч.
Фломастеры.
Время продолжения 1 час.30 мин.
Ход проведения семинара –практикума:
Слайд 1
1.Вводная часть.
2 мин. В начале встречи педагоги отмечают свое настроение стикерами.
Слайд 2
Тема семинара – практикума: «Создание условий для эмоционального развития детей
дошкольного возраста».
Слайд 3
Цель: активизация деятельности педагогического коллектива по созданию условий для
полноценного эмоционального развития дошкольников.
Задачи:
* Систематизировать теоретические знания о эмоциональном развитии дошкольников.
* Создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия,
свободной творческой и активной личности.
* Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей и педагогов.
Приветствие.
2 мин. Уважаемые педагоги, мы очень рады нашей встрече!
Но для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаем соблюдать
следующие правила:
Слайд 4
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Быть активными.
7 мин. Упражнение «Имя по кругу».
Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя
и качество, которое их характеризует.
7 мин. Упражнение «Комплименты».
Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть
коротким, желательно в одно слово.
5 мин. Разминка «Поменяйтесь местами».
Участники стоят по кругу. Задаются вопросы, при положительном ответе, педагоги
должны поменяться местами. Эта игра позволит немного подвигаться, поднять
настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
работает всю жизнь в одном учреждении;
любит свою работу;
работает педагогом уже больше 10 лет;
мечтал быть педагогом с детства и т.д.
кто спит 8 часов в сутки,
кто ложится в 9 часов вечера?
кто каждый день есть овощи?
кто любит физкультуру?
кто пришел с хорошим настроением?
2. Основная часть.
Слайд 5
6 мин. (музыка фото кролика)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Маленький кролик».
- Во время игры постарайтесь прочувствовать все эмоции кролика и после окончания
игры их назвать.
Описание игры «Маленький кролик».
Маленький кролик по имени Кролик
Всех нас смеяться заставил до колик:
Прыгал за белкой, за уткой скакал,
Легкий тюльпан поднимал, как бокал.
Ах, как смешно его уши торчали!
Мы хохотали, души в нем не чая,
Но на опушке заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
Слайд 6
7 мин.
-Какие эмоции вы прочувствовали в данной игре?
Нарисуем на ватмане в виде смайликов. Педагоги называют эмоции радости,
удивления, испуга, страха.
Слайд 7
- Какие эмоции вы можете еще назвать?
Слайд 8
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".
В. А. Сухомлинский
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших
направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются
центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».
Л. С. Выготский
Слайд 9
Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
Слайд 10
4 мин.
Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для
практических целей, на наш взгляд, является классификация Кэррола Изарда
(американский психолог, специалист в области психологии эмоций).
Он выделяет выделяет 10 основных (базовых) эмоций:
слайд (+ фото + смайлики)
Радость
Удивление
Интерес
Печаль
Гнев
Отвращение
Презрение
Страх
Стыд
Вина
Горе
Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
8 мин. Работа в парах. Упражнение «Ассоциации».
Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому
эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у
вас ассоциируется с этими эмоциями.
Радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
Удивление (изумление)
Интерес (восторг)
Печаль (уныние, меланхолия)
Гнев злость (ярость, бешенство, негодование)
Отвращение (непринятие, избегание)
Презрение (боль, мучения и страх)
Страх (тоска, уныние, скорбь;)
Стыд (боязнь, испуг, ужас, паника)
Вина (боязнь, испуг)
Горе (тоска, боязнь, паника)
7 мин.
- Как вы думаете, что такое эмоция?
Слайд 11
Эмо
́
ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней
продолжительности,
отражающий
субъективное
оценочное отношение
к
существующим или возможным ситуациям.
Слайд 12-16
Слайд 17
Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение
личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.
Наше настроение – это наши чувства и эмоции.
Слайд 18
Классификация чувств:
Нравственные: моральные (чувство долга, гуманность, доброжелательность,
любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.); аморальные (жадность, эгоизм,
жестокость и т.д.)
Интеллектуальные: удивление, любопытство, любознательность, уверенность,
сомнение и др.
Эстетические: восторг, радость, презрение, отвращение, тоска, страдание и др.
Слайд 19
Настроение
–
это
внутреннее
душевное
состояние
Оно напрямую зависит от чувств и эмоций, которые переживает ребенок и мы с
вами. Оно зависит во многом от взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 20
Дошкольники не могут контролировать свои эмоции лишь по двум причинам.
Первая - у них не созрели мозговые структуры, отвечающие за контроль над
эмоциями.
Вторая - взрослые не научили детей справляться со своими эмоциями, проживать их
так, чтобы не разрушать себя и не травмировать окружающих.
Слайд 21
Начнем мы с того, что не существует позитивных «Хороших» или негативных
«Плохих» эмоций. Эволюцией так задумано, что все эмоции нужные. Например,
благодаря эмоции отвращения или брезгливости мы не едим протухлую или
испорченную еду. Страх - это наш страж, благодаря ему мы не шагнем на
автомагистраль где с бешенной скоростью движется поток машин. Злость помогает
нам почувствовать в какой ситуации нарушаются наши границы. Если бы у нас
отсутствовала эмоция злости, то другие люди могли бы делать с нами все что угодно.
После того как мы поняли, все эмоции важны и не существует отрицательных
эмоций, я расскажу Вам где живут эмоции в нашем теле. Вот самая примитивная
схема строения нашего мозга. У людей есть рептильный мозг – он самый древний и
отвечает за то, чтобы человек выжил. Например, если вы нечаянно поднесли руку к
горячей сковороде, то сразу ее отдернете, потому что рептильный мозг подает нам
сигналы выживания. Лимбическая система в процессе эволюции развилась у людей
позже – она отвечает за эмоции. И самое новейшее новообразование человека –
неокортекс, он позволяет думать, рационализировать, проводить анализ. Именно он
позволяет нам контролировать наши эмоции. Например, мы сильно злимся, но при
этом мы не кидаем предметы, которые нам попадаются под руку в окружающих,
потому что неокортекс посылает сигнал: «Да, я злюсь, но в цивилизованном обществе
в момент злости не кидают предметы в других людей».
Слайд 22
- Зачем нам надо понимать настроение (эмоции, чувства) другого человека и
учить этому детей?
Это умение очень важно в современном мире, когда для достаточно успешной жизни
ребенку необходимо будет взаимодействовать с другими людьми. Если ребенок не
научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать
собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе
его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в
целом.
Слайд 23
Способность распознавать, контролировать собственные эмоции и эмоции других
людей, и поддерживать верный тон в отношениях». «Эмоциональный интеллект».
Если вашим детям трудно сказать, как называются его чувства и часто не может понять, и
рассказать, что с ним происходит – помогите ему!
Слайд 24
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента
умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального
развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции,
неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать
реакции окружающих, не может в жизни быть успешным, реализованным человеком.
Ученые
доказали,
что
эмоциональное
развитие
формируется
активно только
в
дошкольном детстве, Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека,
всего первые семь лет. В последние годы появляется все больше детей с нарушением
психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,
враждебность,
агрессивность,
тревожность,
что
приводит
к
трудностям
во
взаимоотношениях с окружающими.
Слайд 25
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно
представить следующим образом:
Комфортная организация режимных моментов. Эта работа во многом зависит от
воспитателя и помощника воспитателя.
Оптимизация
двигательной
деятельности
через
организацию
физкультурно-
оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактической гимнастики;
физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых
заданий
и
упражнений;
досугов.
Данное
направление
реализуют
в
комплексе
музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный
контакт;
коммуникативные
игры;
дидактические
игры.
Эта
работа
проводится
воспитателями и психологом.
Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения;
слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем
совместно с воспитателями.
Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
Психогимнастика: этюды;
мимика;
пантомимика.
Эта
работа
осуществляется
музыкальным
руководителем,
воспитателями,
инструктором
по
физическому
воспитанию.
Психомышечная тренировка, проводится инструктором по физическому воспитанию.
Задания,
направленные
на: организацию
совместной
деятельности;
составление
рассказов;
организацию
театрализованных
игр
и
т.п.
Эти
задания
проводятся
воспитателями.
Слайд 26
В работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы
(эмоционального интеллекта) можно выделить делится три этапа:
Слайд 27
(+смайлики эмоций)
1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через
игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.
В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с
изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается
подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В
этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных).
В 3–4 года ребенок может распознавать некоторые эмоции радость, грусть, злость,
страх.
Слайд
27
(+смайлики эмоций)
2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с
масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и
логопластические игры, этюды на выражение эмоций.
В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами,
обозначающими
различные
настроения,
состояния
(горе,
горевать,
трусливый,
обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не
очень страшный, совсем трусливый, очень печальный). Дети учатся по музыке
определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в
настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова.
Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика.
Также вы можете учить детей распознавать свои эмоции на примере литературных
произведений. Маленьким детям мы рассказываем об эмоциях сами «Посмотри, Кротик
упал, он разозлился из-за этого» или «Смотри как им весело вместе играть и лепить
снеговика». У детей постарше мы можем спрашивать: «Как ты думаешь, почему
разозлился этот герой?» или «Что чувствовал этот герой, когда его друзья не захотели с
ним играть? Что он мог сделать в этой ситуации?».
Дети 4–5 лет начинают распознавать эмоции - радость, грусть, злость, страх,
удивление, отвращение, обиду.
слайд 28
(+смайлики эмоций)
3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего
проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью
пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно
игровых этюдов без слов и со словами.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать,
дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты,
позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая
способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять
сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры.
Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
6–7 лет могут воспроизвести и различать 10 базовых эмоций (о которых мы
говорили).
Слайд 29
Первое, что необходимо сделать – научить ребенка называть свои эмоции, понимать их.
Для этого Вы, как педагоги можете называть эмоции, которые сейчас испытывает
ребенок. Например, Вы можете сказать: «Я вижу, что ты сейчас злишься», или «Я
понимаю, что тебе сейчас грустно от того что мама ушла», или «Я вижу, что ты сильно
расстроился от того, что Максим взял эту игрушку первым и ты сейчас не можешь играть
ей». Так ребенок учится распознавать свои эмоции. Со временем, ваши напоминания
будут переходить во внутренний контроль, и ребенок будет говорить себе внутренним
голосом «Я сейчас злюсь». Если мы понимаем свою эмоцию, значит нам с ней легче
справиться.
Слайд 30
Что получает ребенок в результате развития эмоционального интеллекта?
Слайд 31
Понимание и осознание эмоций освобождает детей от страхов, неуверенности,
поэтому ему легче общаться, мыслить.
Повышается уверенность в себе.
Снижается процент конфликтных ситуаций между детьми и взрослыми.
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит
окружающим его людям, прежде всего нам педагогам!
Мы педагоги должны обучать приемлемым способам предупреждения и
выражения гнева
(выдать картотеку игр).
Слайд 32
«Камушки».
Дайте ребенку в руки камушек и попросите его сжать кулачок крепко-крепко.
Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и
на ладошке появится отпечаток красивый камушек. Упражнение способствует
осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации мышечной
релаксации.
«Разноцветные лошадки».
Рубка дров» (игра с правилами)
Цель: снизить эмоциональное напряжение, прочувствовать свою
накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Содержание: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел,
как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком
положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг
осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок
бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно
даже вскрикнуть: «Ха!».
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный
ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«Стаканчик для криков» (игровое упражнение)
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме,
снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: стаканчик.
Содержание: Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не
в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться
«стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках
этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему н
необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими
спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен
храниться в определенном месте и не использоваться в других целях.
Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность
«закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
«Листок гнева» (игровое упражнение)
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме,
снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро
Содержание: Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой
он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит
получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить
к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может
вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом
предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции:
можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока
ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним
справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим
гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро.
Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их
веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
Упражнение «Маленькое приведение».
Цель: научить
детей
выплеснуть
в
приемлемой
форме
накопившийся
гнев.
Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений.
Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы
будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях
руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо
хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать
громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем
педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем
детьми.
Слайд 39
(выдать раздаточный материал)
Как вести себя педагогу, если ребенок испытывает сильные эмоции?
Во-первых, важно понимать, что, если ребенок ведет себя неподобающим образом если
злится, значит он не умеет переживать эту эмоцию правильно. Значит наша задача –
учить его этому. Но сначала надо остановить истерику. Как вы уже поняли бесполезно
говорить ребенку: «Прекрати злиться, хватит, перестань». Это не приведет к желаемому
результату, а вот ухудшить положение может.
Слайд 40
Первый шаг – успокоиться самой. Потому что успокоить детскую истерику можно
лишь тогда, когда ты сам находишься в спокойном состоянии. Если вы почувствовали,
что начали злиться, или внутренне паниковать – глубоко вздохните или попейте воды.
Важно понимать, что все дальнейшие действия с истерикой ребенка принесут результат
только в том случае, если вы сами будете спокойны и уравновешены.
Слайд 41
Второй шаг – присоединение. Вы можете молча сесть рядом, или взять ребенка за
палец, за руку, или положить свою ладонь ему на плечо. Чем ближе и доверительней
ваши отношения, тем больше вероятность что ребенок допустит вас до физического
контакта с ним.
Слайд 42
Третий шаг – признание. Вы как бы признаете эмоции ребенка и говорите: «Я вижу, что
ты сейчас злишься», или «Я понимаю, что ты расстроен», или «Я вижу, что ты кричишь и
плачешь, я понимаю, что тебе плохо сейчас».
Слайд 43
Четвертый шаг – действия. Когда ребенок немного успокоился Вы предлагаете ему
пути решения сложившейся ситуации: «Давай мы сейчас умоемся, и я достану тебе
карандаши» или любые другие варианты, подходящие для Вашей ситуации. Все
объяснения и разговоры с ребенком о том, почему случился конфликт или о том, как
можно было поступить по-другому должны быть уже после того, как ребенок успокоился
и готов воспринимать информацию.
Эти простые шаги помогут вам пережить сильную детскую эмоцию. В психологии такое
прием
еще
называют
контейнированием.
Когда
взрослый
человек
становится
своеобразным вместилищем или контейнером для детской эмоции и помогает ее
пережить. Со стороны это выглядит как объятия. То есть в момент сильной эмоции мы не
виним ребенка и не ругаем, мы помогаем ему пережить случившееся, став контейнером
для его сильных эмоций.
Для развития эмоциональной сферы служат «Уголки настроения».
(выдать раздаточный материал)
Слайд 44
Зона для релаксации и саморегуляции:
Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания
ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом
уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок
уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно,
тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался,
отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую
суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок
разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо
больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем
стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам
выгораживает себе пространство требуемой площади.
Слайд 45
Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с
ней;
Груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»);
Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что
является одним из приемов выражения агрессии;
Набор бумаги для разрывания;
«Коврик злости» - если они злишься, нужно потопать по коврику и злость
пройдет;
«Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он
может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
«Говорящие молоточки» - молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок
сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
«Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них,
выбрасывая их в ведерко;
«Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин,
ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не
отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет,
и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
«Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть
одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
«Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что
тоже помогает успокоиться;
Шнуровка, ленточки, плетение кос;
Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает
расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым
разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек
не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он
успокаивается.
Массажные мячи -«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков
в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает
ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
«Мешочки настроений» - один из светлого материала с изображением лица с
хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок), другой – из
темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны
шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный»
мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
Слайд 46
Зона повышения самооценки.
«Коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от
воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или
помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с
детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех
«зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это
помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает
такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
Подиум;
Медали;
Мини-стенд «Герой дня»;
Слайд 47
Зона коммуникативного развития
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать
настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне
коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков
общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
«Коврик дружбы» («коврик мира») - кусок тонкого пледа или ткани размером
90х150 см или мягкий коврик такого же размера. Педагог пишет на нем имена всех
детей, а дети помогают его украсить. Как только возникает спор, «противники» могут
сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения
своей проблемы. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой
целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира»
без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и
есть главная цель этой стратегии.
«Подушка примирения» - подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней
пришиваются на резинках перчатки. Поссорившиеся дети садятся на подушку,
надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
«Коробочка для примирения» - яркая коробка с дырками со всех сторон
разнообразной формы. Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон
коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные
стихи-мирилки.
Игра «Мое настроение» («Доска настроений»). Утром и в течение дня ребенок
может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря
этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать
ему поддержку;
Парные картинки - помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла
проблема.
Где и как расположить психологический уголок – нужно решать индивидуально
в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или
зоны разнести в разные места.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста мы
считаем очень важной, особенно в наше время, когда людям так не хватает
эмоционального контакта и понимания.
Слайд 48
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
являются:
— освоение социальных форм выражения эмоций;
— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
И как итог снижение конфликтных ситуаций в дошкольных группах.
Слайд 49
Рефлексия.
«Итак, подведём итоги...»,
«Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали...»
«Что вы взяли для себя?».
Слайд 50
В конце встречи педагоги отмечают свое настроение стикерами.
Слайд 51
Спасибо за внимание!