"Возможности применения кейс-технологии на школьных занятиях по английскому языку"
Автор: Саквенкова Наталья Олеговна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1 г. Инты" Населённый пункт: г. Инта Наименование материала: статья Тема: "Возможности применения кейс-технологии на школьных занятиях по английскому языку" Раздел: полное образование
Возможности применения кейс технологии на школьных занятиях
по английскому языку
Саквенкова Наталья Олеговна
МБОУ «Лицей № 1 г. Инты»
Кейсы
широко
распространены
в
различных
сферах
деятельности:
от
менеджмента
и
рекламы
до
образования,
социологии
и
медицины.
Такая
популярность
связана
с
чрезвычайной
эффективностью
и
информативностью
этого метода.
Я выбрала эту технологию по нескольким причинам:
- необходимость изучать большой объём материала при небольшом количестве
часов;
- возможность создания реальной ситуации общения,
столь необходимой при
изучении ИЯ (есть тема для разговора, интересная всем);
- возможность посильного участия
для каждого учащегося в решении общей
проблемы;
- возможность компенсировать некоторые несовершенства УМК;
-
возможность
применять
и
сочетать
элементы
множества
современных
технологий, таких как
мозговой штурм, критическое
мышление,
дебаты,
сотрудничество и т.д.
Кейс-технология
способствует активному обучению на основе реальных
ситуаций.
В
переводе
с
английского
языка
case
—
случай,
таким
образом,
учащимся
предлагают
осмыслить
случай
(реально
описанный),
который
одновременно
отражает
не
только
какую-либо
практическую
проблему,
но
и
актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при
разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных
решений.
Цель - совместными усилиями группы учеников проанализировать
ситуацию и выработать практическое решение.
Разработка
кейса
требует
больших
затрат
времени
и
сил.
Качество
подобранных
материалов
зависит
от
эрудированности,
педагогического
мастерства, умения рационально отбирать информацию и эффективно внедрять
её в изучаемую тему.
Кейсы могут содержать печатную продукцию, видео, аудио материалы.
Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения по
сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Источники кейсов могут быть самыми разнообразными:
художественная
и
публицистическая
литература,
техническая
документация,
статистика, рекламные буклеты, афиши (все виды и формы аутентичных текстов),
информация из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес
со стороны учеников.
Использование произведений художественной литературы и публицистики
придает
кейсу
культурологическую
функцию,
способствует
нравственному
воспитанию личности учащегося.
При рассмотрении различных аспектов изучаемого кейса ярко проявляется
межпредметная
интеграция,
развиваются
метапредметные
умения
и
вырабатываются
адекватные
стратегии
по
решению
поставленной
задачи,
реализуется весь комплекс УУД.
Кейс
–технологии
больше
подходят
для
старших
классов,
но
можно
попробовать начать со среднего звена. Например, на занятиях в кружке в 8 классе
мы работали с отрывком из книги Грэхэма «Ветер в ивах».
Next stop “Loch-Ness”
В
процессе
работы
с
этим
к е й с о м
у ч а щ и е с я
п о з н а к о м и л и с ь
с
литературным произведением, приобрели некоторые знания по страноведению,
развивали умение работать с картой, тренировали употребление грамматических
конструкций, расширили лексический запас, кругозор, учились работать в группе и
были логично подведены к следующей теме – Лох-Несское чудовище.
Мы видим, что этот метод способствует развитию умения анализировать
ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять
план
его
осуществления,
учит
соблюдению
норм
и
правил
общения.
Кейс-
технология
позволяет
создавать
обстановку
сотрудничества
и
конкуренции
одновременно,
разрешать
и
не
допускать
конфликты.
Учащиеся
примеряю
определённые роли, и это является элементом игровой технологии.
Учитель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое
мнение.
Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у
учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Но, конечно, и у этого метода есть свои недостатки:
-
энерго-
и
время-затратен
для
учителя.
Учитель
должен
продумать
форму
представления
кейса
и
спланировать
деятельность
детей,
сочетая
индивидуальные и групповые формы работы.
-
традиционная
пятибалльная
система
оценивания
результатов
затрудняет
оценивание активности обучающихся. Необходимо каждый раз договариваться о
«стоимости»
отметки,
просчитывать
каждый
кейс
и
определять
критерии,
по
которым учащиеся набирают баллы.
-
классно-урочная
система
ограничивает
во
времени,
не
даёт
возможности
погрузиться
в
материал
надолго.
Необходимо
дозировать
и
распределять
материал на этапы – от урока к уроку.
Тем не менее, занятия, построенные по этой технологии, вызывают только
положительные эмоции со стороны учащихся, так как позволяют применить их
пытливый ум, они воспринимают эти занятия как игру, но при этом чувствуют, что
делают нечто важное, взрослое.
Я считаю, что как только урочная система начнёт меняться, а это не за
горами, кейс-технологии займут одно из первых мест в системе образования.