Автор: Барагунова Равида Шалиховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ЦО №1
Населённый пункт: г. Нальчик, Кабардино - Балкарская Республика
Наименование материала: разработка урока
Тема: Основные мотивы лирики А.А. Фета
Раздел: полное образование
Учитель русского языка и литературы МКОУ ЦО №1
г.о. Нальчика
Барагунова Равида Шалиховна
Основные мотивы
лирики
Цели
1) раскрыть основные темы и мотивы лирики;
2) способствовать формированию
индивидуального миропонимания;
3) приобщить учащихся к поэтическому слову
Фета;
4) прикоснуться к полинной красоте, о которой
писал Фет.
1) музыкальное оформление – Варламов: «На
заре ты её не буди»…, Рахманинов, 1-й
концерт;
2) эмблема – свеча(плакат);
3) портрет поэта;
4) красная роза.
Методы
1) слово учителя;
2) сообщения учащихся;
3) чтение стихов;
4) беседа.
1. Какие бы великие притязания ни
высказывала поэзия, она не могла
сделать большего, чем выразить
душу человека.
В. Брюсов
2. Но в стихе умилённом найдёшь
Эту вечно душистую розу….
А. Фет
-
Этими волшебными звуками романса Варламова
на стихи Фета мы начнём свой урок.
Тема урока: «Целый мир от красоты…» Мы
раскроем основные мотивы лирики Фета, будем
способствовать формированию индивидуального
миропонимания, приобщимся к поэзии Фета и
будем стремиться увидеть ту подлинную красоту,
о которой писал поэт. Эмблемой к уроку является
изображение стремящейся ввысь птицы и
пламени огня – воплощения самой сути фетовской
поэзии, в состоянии чего и жил поэт.
-Биография поэта – это его стихи. Мы и ранее
встречались со стихотворениями Фета, но не
останавливались на них подробно.
-В стихах поэта современники вычитывали
человеческие откровения и тайны. В Фете, как и
в Тютчеве, они видели поэта, осмелившегося
заглянуть в глубь души. Поэзии А.А.Фета
посвящено много статей. Так, В.Брюсов писал:
(см. эпиграф).
-Поэт действительно слагал восторженные гимны
личности:
Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя…
И для Брюсова, и для Фета поэзия
была потребностью выразить в слове
свои сокровенные мысли о «вечных
проблемах» человеческого бытия.
Прислушиваемся к прекрасным
строкам фетовской поэзии.
Сообщения учащихся.
Стихи о природе.
1. Я пришёл к тебе с приветом…
2. Ещё весны душистой нега…
3. Цветы…
4. Осенняя роза
5. Весенний дождь
6. Первый ландыш
7. Ещё майская ночь
-Мы не разделяем стихи о любви, о
красоте, об искусстве по темам, потому что
всё на свете – о любви. Любовь –
объединяющее людей начало, то, на чём
основана сама жизнь человека. В этих
стихах любовь к жизни, к природе, к
искусству, любовь между людьми. Любовь
и красота становятся символом
существования людей на земле.
Проникновенный лозунг Достоевского:
«Красота спасёт мир!» И очень похожее у
Фета: «Целый мир от красоты…»
Предлагаем просто окунуться в них.
1. Не тем, господь могуч…
2. Как лилея глядится…
3. Далёкий друг, пойми мои рыданья…
4. Только встречу улыбку твою…
5. Ты отстрадала, я ещё страдаю…
6. Сияла ночь. Луной был полон сад…
7. Как трудно повторять живую
красоту…
8. Целый мир от красоты…
1) - Итак, какие темы поднимает
Фет в своих произведениях?
2) – Какие картины вы
представляете, читая стихи?
3) – Каковы особенности поэзии
Фета?