Напоминание

Игры-драматизации


Автор: Петунина Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №47 "Веселинка
Населённый пункт: г. Димитровграда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры-драматизации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра-драматизация в дошкольном возрасте.

Игровая деятельность дошкольников связана с постепенным продвижением современного ребенка-

дошкольника в пространстве и времени игры. В период с 3 до 6-7 лет он с помощью взрослого и

самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр.

Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление

детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок

учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде. Игра для детей дошкольного

возраста своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным

миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных

потребностей и проявления задатков будущих способностей.

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его

или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя

хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их

отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие

игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает

события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной

жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи,

качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие

способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом,

логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном

развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и

нужны ребенку на разных этапах его развития .

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того

или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе

тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также

имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки

или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной

последовательности.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее

ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко

сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми

народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях

используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить

содержание по ролям.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и

последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей,

знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх

дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать

отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок

петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п.. Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде

всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно

усвоить и превратить в игру-драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет,

повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При

повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру,

выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в

слове, жесте, мимике, интонации.

В игре-драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него

должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их

в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной

выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы,

некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз

за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать

самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и

педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание

иллюстраций к литературным произведениям , уточняет некоторые характерные черты персонажей,

выясняет отношение детей к игре.

3. Средства и методы проведения игры-драматизации для усвоения литературного текста

Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой

действительности -- это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при

подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из

встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного

текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет

указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует

проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых

образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в

сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем

богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности.

поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе,

живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть .

В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в игре-драматизации в

младшем дошкольном возрасте, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается

в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не

участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и

полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства

вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх

являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной

фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,

используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый,

марионеток) и т.д.

Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого

создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу,

поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой

игре, а не детскому спектаклю. При желании уже в ходе игры некоторые из артистов, отказавшихся от

определенных ролей, могут быть заменены другими детьми, из числа зрителей. Воспитатель должен

также всячески поощрять и даже стимулировать нравственное общение артистов и зрителей,

возникающее по ходу развития сюжета, а также любые дополнения, вводимые детьми в сюжет, если они

связаны с проявлением подлинно ценностных ориентации или с возможностью показать, исправить,

сформировать более высокий уровень социальных эмоций.

Стадии детской игры

· Становление. На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и

развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета

на другой (например, машина - кубик), начинается становление игры-драматизации.

· Образно-ролевая игра. Ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей

жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные

предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Наступает период образно-

ролевой игры.

· Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, характеризуется способностью играть в

окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии

с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры

выступает сама окружающая ребенка жизнь.

· Собственно режиссерская игра. Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им

самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.

Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее

им по размеру "хозяйство".

Среди приемов развития коммуникативных навыков у детей в процессе игры-драматизации можно

выделить сказки-подсказки и прием использования строительного материала для изготовление

атрибутов.

Сказки-подсказки. Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы

подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и

характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому младшему

дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что

наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить,

представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного

произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень

полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные

игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может

стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события

или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет .

Основными специфическими методами работы по организации игр - драматизаций с целью развития

речи детей являются:

* метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-

моделей, этюдов);

* метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной

постановки вопроса, тактики ведения диалога);

* метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных

сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые

(воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к

самостоятельному действию) приемы.

В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на

пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием, музыкальным заданием.

Тяжелее детям дались задания, связанные с интонацией и тембром речи.

Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль»,

инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в

достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию.

Отсутствует опыт восприятия литературного текста, не сформирована готовность к самостоятельной

игровой деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у

всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с

радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и

пантомимой, мало импровизируют.

2. Формирование начальных умений дошкольников для игр-драматизаций

Четвертый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их

речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Работая с детьми дошкольного возраста, отметили, что проблема речевого развития детей актуальна и

для нас. В связи с чем, встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у

них речь в течение всего времени пребывания в ДОУ.

Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста:

-- речевое окружение (речевая среда);

-- педагогические воздействия, направленные на освоение ребенком определенного речевого

содержания.

Учитывая это, мы предусмотрели расширение среды за счет целенаправленных педагогических

воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за

счет игр-драматизаций.

В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности

речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в

поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как

творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра -

драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует

личностно - ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм - драматизациям, складывающийся в

процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу

содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его

желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты

зачина и концовки сказки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет

освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается

последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры - драматизации. Процесс освоения

включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик -

дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и

утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым

импровизациях на заданные темы.

Итак, система работы по организации игр - драматизаций в дошкольном возрасте делится на три этапа:

* художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

* освоение специальных умений для становления основной позиции - актер;

* самостоятельная творческая деятельность.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра-драматизация станет

средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в

группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

Большое значение в своей работе по организации игр - драматизаций придавали диалогам для

вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого брали стихи с ясно выраженной формой

диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняли

по очереди, меняясь. В играх использовали сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре: «В

парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием мы обычно брали народные сказки. Опыт показал, что

очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до

показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко

запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно

запоминается сам.

Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском

выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми

по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги. Мы

заметили, что детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы

к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из

сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Именно через роль в игре - драматизации дети усваивали различные речевые клише.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий,

заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляли себя героями литературного

произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно,

необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую

канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности

характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой

выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные

диалоги, импровизированные движения - все это способствует развитию речи детей.

Нами были использованы этюды для развития актерского мастерства.

Понимая, что для развития игры - драматизации, для возникновения ее в самостоятельной

деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в

своих играх, мы создали в группе театральный уголок, который постоянно пополняется как различными

видами театра, так и различные атрибутами: маски - шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией.

К концу года даже появились у нас в уголке парики собственного производства из бросового материала.

Малыши охотно использовали в игре все содержимое данного уголка.

Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными

более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Так, играя с игрушкой, дети придумывали и

проговаривали ситуации игры, употребляли новые слова. Мы, в свою очередь, вызывали в ребенке

желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной

игре.

В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с

играми - драматизациями родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей

появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

Родители являются участниками воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Поэтому,

немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Мы обращаем внимание

родителей на особенности и значение игры-драматизации для развития речи детей. Привлекаем

родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной

работы родители группы познакомились со способами и приемами организации игры-драматизации

дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения

впечатлений, знаний и эмоций. Игра-драматизация как один из ее видов является эффективным

средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста

литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер,

что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов

позитивного взаимодействия. Велико значение игры-драматизации и для речевого развития

(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи); игра-драматизация

является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Особенностями игры-драматизации являются литературная или фольклорная основа ее содержания и

наличие зрителей. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно

создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами

драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые

диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или

нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без

предварительной подготовки.

Основные направления развития игры-драматизации в младшем дошкольном возрасте состоят в

постепенном переходе ребенка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной

игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех-пяти сверстников,

исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации

действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого

"типичного" образа в игре-драматизации.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет

освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается

последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и

импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в

процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра-драматизация станет

средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в

группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных

видов искусства, которые находят свое воплощение в игровой деятельности.



В раздел образования