Автор: Каденёва Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Устино-Копьёвская СОШ"
Населённый пункт: с.Устинкино, Орджоникидзевского района, республики Хакасия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Глагол как часть речи"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык УМК «Школа России»
Класс 3
Тип урока
Комбинированный
Учитель: Каденёва Наталья
Николаевна
Тема урока
Глагол как часть речи
Цели урока
Познавательные
освоение учебного материала по теме «Глагол как часть речи»;
закрепление знаний о частях речи;
обучить распознавать глагол среди других частей речи и совершенствовать
этот навык.
Развивающие
развивать самостоятельное мышление, речь, эмоции учащихся.
Воспитательные
воспитывать аккуратность, любовь к языку, уважительное отношение друг к
другу, работая в пара
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
формировать умения распознавать
глаголы среди других частей речи;
употреблять глаголы в речи;
определение глаголов среди других
Метапредметные:
Познавательные: раскрывать значение
частей речи; использовать
приобретённые знания при
выполнении заданий; выполнять
Личностные:
принимать и осваивать социальную
роль обучающегося;
стремятся развивать внимание,
память, навыки сотрудничества со
частей речи.
задания в соответствии с целью.
Регулятивные: формулировать
учебную задачу урока; осознавать
качество и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные: слушать
собеседника и вести диалог,
достаточно полно и чётко выражать
свои мысли в речи; аргументировать
свою точку зрения, при этом уважать
в общении и сотрудничестве как
одноклассников, так и самих себя.
сверстниками и со взрослыми,
проявлять самостоятельность, личную
ответственность.
Дидактические средства
Программное обеспечение и
материалы
В. П. Канакина В. Г. Горецкий
Русский язык, учебник для 3 класса.
Часть 2; доска, ручки, карандаши,
тетради, карточки с заданием.
Средства ИКТ
Интерактивная доска, компьютер,
мультимедийный проектор.
Организационная структура урока
Основные этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты УУД
Организационный
момент
Цель –
способствовать
подготовке учащихся
к продуктивной
работе.
-Проверь, дружок, готов ли ты
начать урок?
Всё ль на месте всё ль в
порядке: книжка, ручка и
тетрадка?
Проверили? Садитесь и с
усердием трудитесь.
Приветствие учителя.
Организация рабочего
места настрой на
работу.
Личностные:
устанавливать связь между учителем и
учениками.
Регулятивные:подготовиться к уроку,
эмоционально настроиться.
Актуализация
знаний,
формулирование
темы урока,
постановка цели.
Цель - организовать
работу по
повторению частей
речи; организовать
формулировку
учениками темы,
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-
поисковый.
Приемы обучения:анализ
Формы обучения:индивидуальная, фронтальная
Регулятивные: осмыслять учебный
материал; действовать с учетом
выделенных учителем ориентиров;
адекватно воспринимать оценку
учителя.
Коммуникативные: участвуют в
учебном диалоге; формулируют
ответы и выводы; высказывания.
-Какое было задание?
-Все справились с заданием?
Опрос 4 учеников.
Словарно – орфографическая
работа.
- Выписать из
стихотворений
глаголы?
-Да
Ответы учащихся.
цели урока.
К..ртофель, ч…рный, р…бина,
ж…лать, ж…лтый, ш…л.
- Прочитайте слова на доске.
- Что вы о них можете сказать?
- На какие 3 группы можно
разделить?
- Что можете сказать о словах
каждого столбика?
- Что вы знаете об имени
существительном?
- Что знаете об имени
прилагательном?
- Что знаете о глаголе?
-Верно, откройте тетради и
запишите число, классная
работа. Запишите
-Это словарные слова.
-Существительные,
прилагательные и
глагол.
-Это слова разных
частей речи.
-Обозначает предмет и
отвечает на вопрос
кто? что?
-Обозначает признак
предмета и отвечает
на вопросы какой?
какая? какое? какие?
-Обозначает действие
предмета и отвечает
на вопросы что
делать? что сделать?
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
соответствующую этапу обучения.
Познавательные: обобщают знания,
повторяют определения частей речи.
Регулятивные: целеполагание, активно
работать по теме урока.
Познавательные: формулирование
познавательной цели.
Коммуникативные: участвовать в
беседе по теме урока, правильно
строить высказывания и выводы.
стихотворение.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
- Найдите в данном
стихотворении глаголы.
Послушайте строки и
попробуйте догадаться, какая
тема нашего урока.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
-Как вы думаете, о какой части
речи мы сегодня будем
говорить?
-Как вы думаете, какая тема
нашего урока?
А какую цель и задачи, мы
поставим перед собой?
-Бегут, выйдут.
-О глаголе как части
речи.
-Познакомиться с
глаголом и его ролью
в речи.
Задачи:научиться
распознавать глаголы
среди других частей
речи; находить
глаголы в
предложении.
Ход урока
Изучение нового
Цель - создать
условия для
обобщение знаний по
теме глагол,
закрепление правила
о глаголе как части
речи..
Методы обучения:словесный, практический
Приемы обучения:сравнение, самостоятельная работа.
Формы обучения:фронтальная, индивидуальная
Познавательные: осуществляют поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий с
использованием учебника; уметь
работать с правилами, дополнять и
расширять имеющиеся знания о
глаголе.
Регулятивные: осмысляют учебный
материал; действуют с учетом
выделенных учителем ориентиров.
Коммуникативные: участвовать в
беседе по теме урока, грамотно
отвечать на поставленные вопросы.
-Прочитайте правило на стр.
101
Глагол – это часть речи,
которая обозначает действие
предмета. Глаголы отвечают
на вопросы: что делать? Что
сделать? Что делает? Что
сделает? Что делал? Что
сделал? Что будет делать?
-Что общего у глагола с
существительным и
-Глагол, как и
существительное,
прилагательным?
-Верно, а что означает эта
часть речи?
-Перечислите на какие
вопросы отвечает глагол.
Работа по учебнику.
Упр.169 (стр. 100)
-Прочитайте первую группу
слов.
-Определите часть речи.
Обоснуйте свой ответ.
- Прочитайте вторую группу
слов. Определите часть речи и
обоснуйте свой ответ.
- Давайте устно составим
прилагательное
является частью речи.
-Глагол означает
действие предмета.
-Что делать? Что
сделать? Что делает?
Что сделает? Что
делал? Что сделал?
Что будет делать?
-Существительные,
потому что
обозначают профессии
человека
-Глаголы, потому что
обозначают действия
человека.
Художник рисует.
Строитель строит.
Доктор лечит.
Учитель учит.
Швея шьёт.
предложения по этим слова.
Упр. 170 (стр. 100)
Выполним упр. 170.
Прочитайте стихотворение.
-Какова главная тема и мысль
стихотворения?
-Найдите в стихотворении
глаголы. Что они обозначают и
на какой вопрос отвечают?
Выпишите глаголы из
стихотворения. Из
выписанных слов составьте
предложения и также
запишите их. В составленных
предложенияхглагол.
Маляр красит.
- Тема стихотворения
«Умелые руки».
главная мысль-это
умелые руки
украшают мир
-Не знают, вышивают,
строгают, копают,
украшают-что
делают? Слова
обозначают действие
предмета.
Самостоятельно
выписывают глаголы
Работают с правилом.
Физкультминутка
Ход урока
Закрепление нового
Цель - создать
условия для
формирования
Методы обучения:словесный, практический
Приемы обучения:анализ, самостоятельная работа
Формы обучения:фронтальная, индивидуальная
Познавательные: осуществляют поиск
необходимой информации, умение
определять смысл текста, определять
необходимую часть речи в тексте,
-Выполним упр. 171 на стр.
Ученики 1 раз читают
умения находить
глагол и определять
его время с помощью
вопросов.
101
-Прочитайте текст. Озаглавьте
текст.
-Объясните значение слова
половник.
-Назовите глаголы,
обозначающие действия
пингвина.
-В чём различие в значении
слов налетел и налетает,
звенит и зазвенит?
вместе с учителем. 1
раз про себя.
-Пингвин-забияка,
Пингвины-драчуны).
-Большая
разливательная ложка
для супа.
-Бежал, налетел,
вернулся, налетает,
бьёт, клюёт, злится,
поджидал,
набрасывался,
вцепится, боялся.
-Налетел-значит
сделал это раз,
налетает-значит это
происходит
постоянно; звенит-
значит это происходит
сейчас, зазвенит-
значит это произойдет
уметь определять время глаголов с
помощью вопроса к ним.
Регулятивные: действовать с учетом
выделенных учителем ориентиров.
Личностные: умение принимать
учебную задачу, самостоятельно
выполнять работу.
Коммуникативные: правильно строить
высказывания, инициативно
сотрудничать по учебным задачам.
-Выпишите из предложений
только глаголы, определите их
время и надпишите над ними.
Подчеркните только те,
которые отвечают на вопрос
что сделал?
позже.
Самостоятельно
выполняют работу.
Контролирующее
задание
Цель - закрепить
умение находить
глаголы в тексте.
Методы обучения:словесный, практический
Приемы обучения:сравнение работ
Формы обучения:парная
Личностные: умение работать в паре,
анализировать честно работу соседа по
парте.
Познавательные: уметь
структурировать знания, закреплять
необходимый материал.
Регулятивные: оценивать свою и
чужую работу.
Раздаются карточки с текстом.
- Выпишите из текста глаголы.
Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лёд – река пошла,
И бабуся поплыла.
Бабка охает и стонет!
- Ой, бельё моё утонет!
Ой! Попала я в беду!
Ой, спасите! Пропаду!
- Проверьте соседа по парте.
Прочитайте друг другу слова,
Учащиеся
выписывают слова:
полоскала, треснул,
пошла, поплыла,
охает, стонет, утонет,
попала, спасите,
пропаду.
которые вы выписали,
определите устно время
глаголов и на какие вопросы
они отвечают.
Проверяют и
оценивают друг друга.
Рефлексия учебной
деятельности
Цель - осознание
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей
и класса.
Методы обучения:словесный
Приемы обучения: обобщение знаний
Формы обучения:фронтальная
Личностные: адекватно оценивать
свой успех или неуспех, понимать
значение знаний для человека.
Регулятивные: соотносить результат
своей деятельности с целью и
оценивать его, внимательно
прослушивать домашнее задание.
- Какая была тема нашего
урока.
-В чем значение глаголов?
-Какие были сложности?
-Молодцы, а теперь
записываем домашнее задание
упр. 171 на стр. 100, выучить
правило на стр. 101.
-Глагол как часть
речи.
-Помогают нам
передать какое – либо
действие.
Ответы учащихся.
Запись в дневник
домашнего задания.