Автор: Шишенко Фаина Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: «Юный физик» Направление: Общеинтелектуальное.
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
МО «Мирнинский район» РС(Я)
Утверждаю______________
Согласовано____________
директор МБОУ «СОШ №1»
Е. Л. Зятькова
Зам.директора по УВР
Серегина Т.Ю.
Приказ №__от «__»____202_
протокол №__от «__»____202_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
В 7 КЛ.
«Юный физик»
Направление: Общеинтелектуальное.
Составила: Шишенко Фаина Васильевна
учитель математики МБОУ «СОШ №1»
высшая квал.категория
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой
в
настоящее
время.
Программа
внеурочной
деятельности
составлена
на
основе
образовательной программы авторской программы
А.В. Перышкин, Н.В. Филонович,
Е.М.Гутник/Физика 7-9 : рабочие программы /сост. Е.Н.Тихонова -М.:Дрофа,2019 г.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в
жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического
прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире
требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование.
Успешное
формирование
компетенций
может
происходить
только
в
личностно-
ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода,
когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и
зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность -
предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному
поиску
решения
проблем.
Именно
компетентностно-деятельностный
подход
может
подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и
технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных
и творческих способностей обучающихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно -
ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах деятельности.
- мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и
научно-практической деятельности;
- компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных
задач;
нестандартные
решения,
овладение
информационными
технологиями
(поиск,
переработка, выдача информации).
Внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности и
психологических возможностей каждого ребенка.
Метапредметные:
регулятивные - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
познавательные
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
коммуникативные
-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
-проводить наблюдения физических явлений, измерять физические величины;
- понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влияния на
технический и социальный прогресс;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- применять знания в нестандартной ситуации;
- готовить исследовательские работы для участия в конференциях и конкурсах.
Воспитательные результаты
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение знаний
приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и
средствах выполнения заданий;
формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.
Формы достижения результатов первого уровня: познавательные беседы, проведение
фронтальных исследовательских работ.
Формы контроля результатов первого уровня: выпуск школьной физической газеты.
Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества):
Формы достижения результатов второго уровня:
самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым
выполнение задания исследовательского типа, для данного возраста;
умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Формы контроля результатов второго уровня: ежегодная итоговая познавательная
игра.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного
действия):
самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым
выполнение задания исследовательского типа, для данного возраста;
умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою
позицию, оценивать ситуацию и полученный результат;
приобретение опыта исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления;
опыт
самообслуживания,
самоорганизации
и
организации
совместной
деятельности с другими детьми.
Формы достижения результатов третьего уровня: исследовательские работы.
Формы контроля результатов третьего уровня: исследовательские конференции.
Программа рассчитана на 34часа
Курс рассчитан на учеников изучающих предмет на углубленном уровне и
интересующихся предметом учащихся. В результате учения этого курса будут использованы
приемы парной, групповой деятельности для осуществления
элементов самооценки,
взаимооценки, умение работать с дополнительной литературой и выделять главное.
Содержание внеурочной деятельности «Юный физик»
Введение. Измерение физических величин.
Инструктаж по ТБ, познакомить с различными измерительными приборами, принципами их
действия. Научить пользоваться измерительными приборами.
Дать понятие физической
величины, понятие системы СИ, единицы измерения физических величин.
Механическое движение.
Понятие механического движения, пути, скорости и траектории движения. Методы
измерения скорости движения, средняя скорость движения. Решение задач на определение
характеристик механического движения.
Взаимодействие тел.
Дать понятие массы тела, веса тела, различие массой и весом тела. Сила. Как результат
взаимодействия двух тел. Способы измерения массы тела. Научить решать задачи по
нахождению массы тела, силы действующие на тело.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Понятие давление твердых тел, способы увеличения и уменьшения давления. Расчет
давления в жидкостях и газах. Атмосферное давление. Приборы измеряющие давление,
измерение давления и давление в нашей жизни.
Цели курса : привить интерес учащихся к изучаемому предмету развить желание
к иследовательской деятельности, научить решать задачи по физике
Тематическое планирование учебного материала
№
Название
раздела
Количе
ство
часов
Планируемые результаты учащихся
личностные
метапредметные
предметные
1
Введение.
Измерение
физических
величин
9
Демонстрирую
т
уровень
знаний
в
окружающем
мире.
Наблюдают
и
описывают
различные
типы
физических
явлений.
Осознают
важность
изучения
физики,
проведения
наблюдений.
Участвуют в беседе
опираясь
на
свой
жизненный опыт и
ранее
полученные
знания
из
курса
«Природоведение».
Ученик
должен
знать:
смысл
понятий
«Вещество»,
«тело»,
«Явление».
Ученик
должен
уметь:
наблюдать
и
описывать
физические
явления.
2
Механическое
движение
9
Демонстрирую
т
уровень
знаний
в
окружающем
Участвуют в беседе
опираясь
на
свой
жизненный опыт и
ранее
полученные
Ученик
должен
знать:
понятие
механического
движения, пути,
мире.
Наблюдают
и
описывают
различные
типы
физических
явлений.
Осознают
важность
изучения
физики,
проведения
наблюдений.
знания
из
курса
«Природоведение».
скорости
и
траектории
движения.
Методы
измерения
скорости
движения,
средняя скорость
движения.
Ученик
должен
уметь:
решать
задачи
на
определение
характеристик
механического
движения.
3
Взаимодействие
тел
9
Демонстрирую
т
уровень
знаний
в
окружающем
мире.
Наблюдают
и
описывают
различные
типы
физических
явлений.
Осознают
важность
изучения
физики,
проведения
наблюдений.
Участвуют в беседе
опираясь
на
свой
жизненный опыт и
ранее
полученные
знания
из
курса
«Природоведение».
Ученик
должен
знать:
дать
понятие
массы тела, веса
тела,
различие
массой и весом
тела. Сила. Как
результат
взаимодействия
двух
тел.
Способы
измерения массы
тела
Ученик
должен
уметь:
решать
задачи
по
нахождению
массы тела, силы
действующей на
тело.
4
Давление
твердых
тел,
жидкостей
и
газов
7
Демонстрирую
т
уровень
знаний
в
окружающем
мире.
Наблюдают
и
описывают
различные
типы
физических
явлений.
Осознают
важность
Участвуют в беседе
опираясь
на
свой
жизненный опыт и
ранее
полученные
знания
из
курса
«Природоведение».
Ученик
должен
знать:
понятие
давление
твердых
тел,
способы
увеличения
и
уменьшения
давления.
Ученик
должен
уметь:
рассчитывать
давления
в
жидкостях
и
изучения
физики,
проведения
наблюдений.
газах.
ИТОГО:
34
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный физик»
№
Содержание (тема урока)
Количе
ство
часов
Дата
по
план
у
Дата
по
факту
Примечание
1 четверть
Введение. Измерение физических величин (9 ч)
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на
занятиях.
Физические величины и их
измерение
1
04.09
2
Единицы и эталоны физических величин
1
04.09
3
О точности измерений
1
11.09
4
Абсолютная и относительная погрешности
1
11.09
5
Методы оценки погрешности косвенных
измерений
1
19.09
6
Л/р «Определение цены деления шкалы и
инструментальной
погрешности
приборов»
1
19.09
7
История метра. Измерение длины. Эхолот
и радиолокатор
1
26.09
8
Пространственные масштабы в природе.
Л/р
«Измерение
длины
с
помощью
масштабной линейки»
1
26.09
2 четверть
9
Л/р
«Изучение
правил
пользования
штангенциркулем. Измерение диаметра и
глубины отверстия, диаметра шарика и
проволоки»
1
03.10
Механическое движение (9 ч)
10
Измерение времени
1
03.10
11
Временные масштабы природных явлений
1
10.10
12
Л/р
«Изучение
правил
пользования
секундомером»
1
10.10
13
Л/р «Измерение времени падения шарика в
вязкой жидкости»
1
17.10
14
Скорости, встречающиеся в природе и
технике
1
17.10
15
Методы измерения скорости
1
24.10
16
Решение задач повышенной сложности на
расчет пути, времени и скорости движения
1
24.10
17
Практикум по решению задач повышенной
сложности на расчет пути, времени и
скорости движения
1
13.11
18
Л/р «Определение максимальной скорости
движения тела»
1
13.11
Взаимодействие тел (9 ч)
19
Масса
1
20.11
20
Способы измерения массы тела
1
20.11
21
Способы
плотности
твердых
тел
и
жидкостей
1
27.11
3 четверть
22
Практикум по решению задач повышенной
сложности на расчет массы, плотности и
объема твердых тел и жидкостей
1
04.12
23
Сила. Виды сил.
1
04.12
24
Измерение силы
11.12
25
Л/р «Исследование правила сложения двух
сил»
1
11.12
26
Практикум по решению задач повышенной
сложности
1
18.12
27
Практикум по решению задач повышенной
сложности
1
18.12
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)
28
Давление твердых тел
1
25.12
29
Решение задач на нахождение давления
25.12
30
Способы
уменьшения
и
увеличения
давления
1
15.01
31
Практикум по решению задач повышенной
сложности
1
15.01
32
Практикум по решению задач повышенной
сложности
1
22.01
33
Гидростатическое давление
1
29.01
34
Л/р «Исследование зависимости давления
в жидкости от глубины»
1
05.02
Список литературы: А.В.Перышкин физика 7 класса 2020, Н.В.Филанович физика 7 класс
2020, Е.М,гутник, Е.Н.Тихонович физика 7 класс издательство «Дрофа» 2019