Напоминание

Теоретические основы развития эмоциональной сферы личности школьника.


Автор: Криволапова Олеся Олеговна
Должность: студентка 3 курса, направления подготовки 44.04.01 педагогическое образование (Филологическое образование), заочной формы обучения
Учебное заведение: Северо-Кавказский Федеральный Университет Гуманитарный Институт
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Научная статья
Тема: Теоретические основы развития эмоциональной сферы личности школьника.
Раздел: высшее образование





Назад




Теоретические основы развития эмоциональной сферы личности

школьника.

На

протяжении

многовековой

истории

исследований

эмоции

пользовались самым пристальным вниманием со стороны ученых –

философов (Р. Валетт, И. А. Васильев, Л. С. Выготский, И. Кант, С. Л.

Рубинштейн, А. Энштейн и др.), педагогов и психологов (Л. И. Божович, В.

К. Вилюнас, В. Вундт, Б. И. Додонов, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу,

М. Полани, П. В. Симонов, П. М. Якобсон и др.)

Данному феномену отводилась одна из центральных ролей среди сил,

определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Вместе с тем,

неудачные попытки отыскать достаточно тонкие и надежные средства для

объективного изучения эмоциональных состояний привели к тому, что

внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно

узким кругом проблем, связанных с выражением эмоций, влиянием

отдельных эмоциональных состояний на деятельность.

Анализ научной литературы показал, что существует достаточно

широкий диапазон понятий, характеризующих эмоциональную сторону

человека

(эмоциональные

переживания,

эмоциональная

сфера,

эмоциональные

процессы,

эмоциональность,

эмоции,

чувства,

эмоциональные состояния, эмоциональная черта и др.).

С. Л. Рубинштейн отмечает, что человек относится определенным

образом к тому, что его окружает, и это отношение его к миру, к тому, что он

испытывает

и

совершает,

происходит

в

форме

непосредственного

эмоционального

переживания.

Автор

выделяет

следующие

виды

эмоциональных переживаний: эмоции, чувства, аффекты, страсти.

К эмоциональному состоянию С. Л. Рубинштейн относит настроение,

определяя его как общее эмоциональное состояние личности, выражающееся

в «строе» всех его проявлений. Автор указывает, что, в отличие от эмоций,

чувств, настроение не предметно, а личностно – это не специальное

переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое

общее эмоциональное состояние [Рубинштейн С.Л, 2006: 713.].

А. Н. Лук придерживается иного мнения, т. к. считает, что термин

«эмоциональное состояние» в одинаковой мере относится и к чувствам, и к

эмоциям. Согласно его точки зрения, существует четыре основные формы

эмоциональных состояний, различающихся силой и продолжительностью:

чувство, аффект, страсть, настроение (равнодействующая многих чувств)

[Лук А.Н.,2008: 176.].

Многими учеными (А. Н. Леонтьев, Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева и

др.) выделяется такое понятие, как эмоциональные процессы, в большинстве

случаев определяемое в качестве широкого класса процессов внутренней

регуляции деятельности. Эмоциональные процессы выполняют эту функцию,

отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на

субъект, их значения для осуществления в жизни.

Так, А. Н. Леонтьев утверждает, что к эмоциональным процессам

относятся аффекты, собственно эмоции, чувства [Лук, А. Н, 1982: 175].

С точки зрения Я. Рейковского, эмоциональный процесс возникает в

условиях значимой для индивида ситуации и характеризуется следующими

параметрами: накопление эмоционального возбуждения, эмоциональный

взрыв, эмоциональное плато, эмоциональная разрядка [Рейковский, Я, 2002:

751].

Вышеназванные факты, свидетельствуют о том, что такие термины, как

«эмоциональное

переживание»,

«эмоциональное

состояние»,

«эмоциональный процесс» роднит то, что в них отражается отношение к

действительности, и главным элементом является переживание. Выявлены

сходства в содержательном аспекте, поскольку они отражают одни и те же

явления (эмоции, чувства, аффекты, настроение). Отличия же проявляются в

качественных свойствах. Так, эмоциональные состояния и эмоциональные

переживания

характеризуют

продолжительность

и

силу

проявления;

эмоциональные процессы, в отличие от первых, отражают внутреннюю

регуляцию деятельности и обнаруживают определенную структуру.

Понятие

«эмоциональный

процесс»

взаимосвязано

с

такой

характеристикой субъекта, как «эмоциональная черта», основу которой, по

утверждению К. Изарда, составляют две или несколько фундаментальных

эмоций, проявляющиеся относительно стабильно и часто. Автор выделяет

четыре основные эмоциональные черты человека: тревожность, депрессия,

враждебность и любовь [Изард К. Э., 2011: 212].

Эмоциональный процесс в единстве с эмоциональной чертой, по

утверждению И. С. Кона, Г. О. Дробницкого, А. И. Титаренко и др.,

представляют собой эмоциональное явление, осуществляющее регуляцию на

уровне личностных механизмов.

В научных трудах Г. Берже, Н. И. Красногорского, B. C. Мерлина, А. Е.

Олыпанниковой, Б. М. Теплова и др. рассматривается такое понятие, как

«эмоциональность». Данный феномен определяется в качестве свойства

человека, характеризующего содержание, качество и динамику его эмоций и

чувств. А. Е. Олыпанникова утверждает, что содержательные аспекты

эмоциональности

отражают

явления

и

ситуации,

имеющие

особую

значимость для субъекта, и связаны с нравственными устремлениями

личности, его мировоззрением, ценностными ориентациями и пр.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение

индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке

доминирующей модальности [Алексеева, Ф. С, 2002 : 192].

Множественность

теоретических

подходов,

недостаточность

конкретных исследований, нерешенность ряда принципиальных вопросов

создают разнобой в трактовке понятия «эмоциональная сфера», которое

достаточно часто встречается в исследованиях таких авторов, как Дж.

Боубли, И. В. Дубровина, Я. Корчак, A. A. Крылов, И. Я. Лернер, А. Х.

Пашина, A. M. Прихожан и др. Однако, каждый исследователь включает

свои компоненты в ее состав и дает отдельные их характеристики. Об этом

свидетельствуют результаты специальных исследований.

Например, B. C. Мерлин рассматривает эмоциональную сферу в связи с

мотивами, И. Я. Лернер – с эмоционально-чувственным опытом человека. А.

Х. Пашина выделяет такие составляющие эмоциональной сферы, как

доминирующее

эмоциональное

состояние,

уровень

тревожности,

эмпатическая тенденция, эмоциональный слух, социальные энергичность,

пластичность и эмоциональность. Автор утверждает, что именно эти

компоненты эмоциональной сферы определяют мотивы предметной и

социальной

активности,

в

частности,

характер

общения

индивида

с

окружающими его людьми [Алексеева, Ф. С., 2002:192 ].

О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк под эмоциональной сферой понимают

характеристику индивидуальности человека, включающую эмоции, чувства,

самооценку и тревожность [Гребенюк, О. С, 2000: 572].

Таким образом, опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать

вывод о том , что понятие «эмоциональная сфера» интегрирует в себе такие

феномены, как тревожность, эмоциональные состояния, эмоциональные

явления, эмоциональность, мотив, потребность и др., т. е. является наиболее

широким понятием. Это определение согласуется с концепцией развития

основных сфер индивидуальности.



В раздел образования