Автор: Хакимова Алеся Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа №38"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы преподавания истории в современной школе
Раздел: полное образование
Проблемы преподавания истории
в современной школе
На современном этапе развития общества, в условиях внедрения ФГОС,
основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на
основе
знания
прошлого
и
умения
ориентироваться
в
важнейших
достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде
всего, формирование творческого мышления, способности критически
анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе
самостоятельного изучения исторических источников. История должна
ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая
сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий.
Важная
цель
уроков
истории
и
обществознания
-
способствовать
социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его
как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических
корней. Преподавание
истории
в
школе
должно
способствовать
формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-
нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане
– ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание
гуманизма.
Главная задача исторического образования - воспитать гражданина России,
активного способного к социальному творчеству, принципиального в
отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом
самоуправлении,
чувствующего
ответственность
за
судьбу
России
и
человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Исходя из опыта своей работы в обычной средней школе можно выделить
следующие проблемы:
Как
доказать
детям
значимость
предмета
«история»?
Для
чего
необходимо преподавать историю в школе?
По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся
необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при
изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают
действительную ценность знаний о прошлом.
Для изучения в школе основ истории необходимо прежде всего ясное и
чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о
прошлом). И здесь главным является вовсе не понятие прошлое, а понятие
настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет
лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее.
Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и
мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети
поймут, что история и обществознание прежде всего учит их не быть слепой
и жалкой игрушкой, средством в руках политиков, и научатся делать свой
осознанный выбор.
Как изучать историю?
Сегодня, в условиях демократизации общества, сформировались различные
школы и направления в обучении. И в то же время сами методики
преподавания отдельных предметов разработаны не в достаточной мере.
А также большое многообразие учебников истории не дают точно
сформировать основную базу исторических знаний учащихся. Особенно это
проявляется, когда
в школу присылают региональные работы Часть
вопросов может быть не изучена детьми по тому или иному учебнику. В
этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Обращаясь к
дополнительным учебникам и источникам, у ребенка расширяется не только
кругозор исторических знаний, но и возможность применить материал в
своей проектной работе. Но не всем учащимся под силу изучать материал
сразу из нескольких учебников. А также при подготовке к уроку учителю по
нескольким учебникам занимает достаточно времени. А если у учителя
несколько параллелей?
Историческое
преподавание
в
школе
часто
страдает
дробленностью
материала, событий. Нередко изученное на предыдущих уроках учащийся
забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно –
следственная связь. Если материал всей темы просто передаётся на
нескольких уроках через рассказ, лекцию, то это запутывает ученика, в его
голове «образуется каша » из множества подтем. Но те же события и факты,
выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, с
выделенными основными узловыми подвопросами и подтемами приводит к
получению
нового,
качественного
результата.
Цельный
взгляд
на
историческое событие, единая цепочка: «причина – события – последствия»,
выделение узловых проблем и событий – это главное.
С новым образовательным стандартом идет смещение изучаемого материала
по классам. Если в 10-11 классах учащиеся повторяли, обобщали изученное,
только на более высоком уровне, через призму цивилизационного подхода,
выводя причинно-следственные связи. То теперь в 9 классе ребята только
начнут изучать 19 век. Возможности вернуться к пройденным темам не
предстоит.
Учителю сегодня приходится работать с детьми, которые мало читают. И
дело здесь не только в том, что ту информацию, которую учащиеся могли бы
получить из книг, приходится передавать иными способами. С большим
трудом формируется культура чтения, культура работы с текстовой
информацией. Современное общество называют информационным, а самый
ценный вид информации человечество хранит в виде текстов.
Анализ, синтез, внимание, память, воображение, логика, воля и многое
другое формируются именно благодаря чтению. Нередко непонимание
материала связано с неумением прочитать и осознать его. На практике
пересказ и составление конспекта способны принести гораздо больше
пользы, чем принявшие в последнее время огромные масштабы популярные
проектные технологии.
Вершиной всего образовательного айсберга остается урок. За небольшое
время, отведённое учителю, можно успеть совсем немного. На уроках
формируется мотивация, отношение к предмету, к науке, знанию в целом.
Развитие личности, приобретение знаний на уроке лишь начинается.
И подлинную эффективность урока, по моему мнению, показывают не
столько инновационные или традиционные формы, методы и приёмы,
сколько то, насколько глубоко происходящее на уроке проникло в душу
ребёнка, стало импульсом и началом его деятельной активности. И тогда
вполне возможно, что совершенно обычный (традиционный) с методической
точки
зрения
урок
подтолкнёт
ребёнка
к
самостоятельному
поиску
информации, размышлениям и переживаниям – а значит, приблизит к
достижению
истинных
целей
образования
–
развитию
мышления
и
личностных качеств.