Напоминание

Развитие УУД в условиях реализации ФГОС -основа для формирования метапредметных результатов


Автор: Булдыженко Евгения Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства, искусства, мхк
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие УУД в условиях реализации ФГОС -основа для формирования метапредметных результатов
Раздел: среднее образование





Назад





Развитие УУД в условиях реализации ФГОС – основа для

формирования метапредметных результатов

Статья: «Музейная педагогика как средство воспитания и обучения

личности».
Проектная и творческая деятельность учащихся.
Статья была использована как доклад с презентацией на семинаре и с

интегрированным уроком изобразительного искусства и географии на тему:

«Народные промыслы родного края»

Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства,

МХК, искусства, МБОУ СОШ №12, г. Лиски, Воронежской области.

Жихарева Елена Александровна учитель географии, МБОУ СОШ №12, г. Лиски,

Воронежской области.
В современном развитии нашего общества наблюдается тенденция преодоления разрывов между культурой прошлого, настоящего и будущего. Нынешним школьникам предстоит строить здание культуры 21 века. Фундамент этого здания заложен предыдущими поколениями, но в большинстве случаев культурные традиции осваиваются на основе того, что бытует в народе в настоящее время. Иногда в силу этнических изменений или политических обстоятельств народ, в особенности в городах, забывает существенные элементы своей культуры. В определенные же моменты истории возникает потребность в их возрождении. В таких случаях неоценимую помощь оказывают произведения искусства и их хранилища – музеи. Перемены в обществе диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно – нравственное творчество каждого человека. В современной ситуации важен единый музейный процесс образовательного пространства, который создает условия для творческого самоопределения личности. Основной целью работы педагогического коллектива школы и учреждений культуры является формирование мыслящей и творческой личности, которая усвоит духовные ценности и традиции русской культуры, сумеет осознано строить, проектировать свою жизнь, опираясь на народную мудрость и на духовное бытие земляков. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому размышлению о сохранении собственного национального лица. Духовное бытие земляков продолжается теперь в музейных экспозициях, картинных галереях, мемориальных комнатах, на театральной сцене и в музыкальном зале. С этой целью у нас в школе работают два музея: исторический музей: «Русская изба» - руководитель учитель истории. Музей – мастерская: «Детское творчество» - руководитель учитель изобразительного искусства, МХК и искусства Булдыженко Е.А. Кроме этого в школе есть музейная экспозиция географического, художественного и литературного краеведения, они отражают работу по краеведению основного образования и внеклассной работы. При составлении программы по краеведению руководители должны четко представлять структуру всей музейной педагогики. В нашей школе образовательные и воспитательные функции краеведения направлены на сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, музеями – отражение народной души. Внеклассная деятельность художественного и
духовного краеведения включает
: 1) экскурсионную работу;

2) кружковое

занятие по

декоративно – прикладному искусству в школе с последующим участием в музейных

выставках и конкурсах; 3) проведение занятий «Мастер – класс» на базе учреждений

культуры; 4) проектно – исследовательская деятельность:
«Народные промыслы малой Родины»; «Тайны и загадки славянского орнамента».
5)сотрудничество по

созданию педагогически направленной экспозиции.
А также изучение родного края в школе работает по направлениям основного образования. С этой целью учителя географического и художественного краеведения разработали тематические рубрики в рабочих программах по предмету. Так, например, в основное образование географического краеведения входит рубрика,
«Аномальные

явления природы».
Это направление ставит своей целью углубить и расширить представления о тайнах и загадках природы, объяснить кажущиеся на первый взгляд непонятными и сверхъестественными, «чудесные дожди», «светящиеся кресты», когда с неба падают рыбы и раки, о физико – географических процессах и явлениях, происходящих на земле. Используя при этом проектно – исследовательскую деятельность учащиеся дают научное объяснение всем этим и многим другим явлениям природы.
Рубрика «Глобус»
- это обыкновенные вещи на карте. Расширяют представления детей об окружающем мире, формируют у них понятие о материальной культуре .Брюки, плащ «болонья»; панама или гамаши; одежда из кашемира, бостона, вешаем тюлевые занавески на окна, используем соус «майонез» и «провансаль» в пищу, лакомимся мороженым «пломбир», пьем минеральную воду «боржоми», но многие и не подозревают, что все эти названия географические, указывающие, откуда были выходцами.
Рубрика «Следопыт»
предусматривает географические путешествия по музеям родного края, заповедникам и Святым местам и исследовательские проекты «Загрязнение озера Богатое в результате хозяйственной деятельности человека»;
Учителем изобразительного искусства разработаны тематические рубрики для

художественного и духовного краеведения как

«Очевидное – невероятное»,
которое знакомит детей с тайнами и загадками окружающего мира, законами мироздания, с искусством древних цивилизаций, с последним словом науки и предусматривает разную художественную деятельность учащихся.
Рубрика «На завалинке»
доставит учащимся радость познания и радость творчества, получат возможность соприкоснуться с духовной культурой человечества, следы которой оставлены в произведениях декоративно – прикладного искусства.
«Уроки духовности»
приобщают детей к классическому искусству, знакомят с традициями древнерусской архитектуры и иконографии. Была организована встреча с иконописцем Верхотиным Андреем Николаевичем, который рассказал о своем творчестве и показал свои работы.
«Моделирование
» включает разную творческую и художественную деятельность учащихся. Эти направления расширяют программный материал по изобразительному искусству, искусству, истории, географии, краеведения, и выходят за страницы учебника. Продолжением музейной педагогики является сетевое взаимодействие с учреждениями культуры: областными, районными музеями, центральной Районной библиотекой, тесная взаимосвязь с городским краеведческим музеем, на базе которого проходят занятия «Мастер – класс», где дети знакомятся с техникой живописи, графики, с разными видами искусства. Занятия проводят квалифицированные художники
В краеведческом музее посетили выставочный зал на темы: «Искусство и природа», «Искусство наших земляков», где школьники побывали на персональных выставках художников нашего края, узнали о жизни и творчестве мастеров, познакомились с живописцами. С целью активизации внимания учащихся во время экскурсии выполнили поисковый – исследовательский проект: сделали графические наброски заинтересовавших их композиций, фотографии, необходимые записи с последующей его обработкой. А затем, на уроке изобразительного искусства выполнили живописные работы на тему: «Край ты мой, любимый край». Совершили цикл экскурсий на выставки: «Народные умельцы» района. Увидели народные изделия: кружевные салфетки, вышивку, кукол в народных костюмах, аппликацию соломкой, работы из бисера, резьбу по дереву. Мастерицы познакомили учащихся со своим творчеством. Дети приняли участие в выставке своих работ в музее по изобразительному фольклору, а затем и в области. Экскурсовод музея провела рубрику: «Круглый стол» на тему: «Развитие народного творчества в городе Лиски». Экскурсия в музей «Бирюльки» г. Рамонь дала возможность детям познакомиться с народными играми с убранством русской избы и соприкоснуться с деревообрабатывающим станком, на котором работали наши предки. Школьники побывали на уроках «Мастер – класс» в музее романовской игрушки, Липецкой области. Они изготовили народную тряпичную и глиняную игрушки, провели чайную церемонию, узнали традиции и обычаи русского народа. Совершили экскурсию в загадочный замок принцессы Е. М. Ольденбургской. На основании путешествий по родному краю учащиеся выполнили поисковый – исследовательский проект: «Народные промыслы Малой Родины». Для этого среди детей были сформированы группы: журналисты, художники, фоторепортеры, главный редактор, который контролировал ход всей работы. Художники проявили творческую активность в создании живописных работ: «Иллюстрация народных пословиц и поговорок, сказок и загадок». Изобразили в рисунках образ народного быта. Фоторепортеры приготовили серию фотографий для экспозиции музейной педагогики и презентации для уроков. Журналисты наметили разделы для школьной географической газеты: «Новости», «Вести с урока», «Поздравляем», «Это интересно». Они написали текст для каждого раздела газеты, а художники- фоторепортеры подобрали сюжеты для фотоэтюдов. Затем учащиеся применили знания в работе с текстовым редактором, форматировали и редактировали документы.
Экскурсия по Кремлю
позволила получить представление об ансамбле Кремля, узнать его историю и этапы превращения в культурный центр, который формировался на протяжении многих веков.
Экскурсии в Кремль
стали прекрасным дополнением учебного процессадля школьников
.
Мы смогли посетить Соборную Площадь. Побывать в Успенском Соборе, Архангельском и Благовещенском, увидеть Колокольню Ивана Великого, построенных в 15-17 веках и являются настоящими шедеврами мировой архитектуры. Успели посмотреть памятники литейного искусства, Царь-колокол и Царь-пушку, Государственный Кремлевский Дворец и здание Правительства. Кроме этого, мы побывали в Оружейной Палате.
Экскурсия по СвятоТроицкой Сергиевой Лавре
дала возможность подробно ознакомит ься со святынями великой обители преподобного Сергия Радонежского. Благоговейно поклониться святым мощам. Экскурсия имеет исторический и культурный характер.
Православные традиции. Рассказ экскурсии начинается о жизни основателя монастыря – преп. Сергия Радонежского, его роли в истории страны, участии монастыря в Куликовской битве (1380). Мы узнали о вкладе монастыря в укрепление патриотического движения в смутное время (1605-1613) и о том, как на протяжении веков история Лавры тесно переплеталась с историей русского государства. В храме в честь преп. Сергия с Трапезной палатой (1686-1692), прекрасно сохранился интерьер, выполненный в стиле московского барокко, а также один из самых красивых резных иконостасов России (1688). Древнейший храм обители – Троицкий собор (1422), в котором мы увидели уникальную коллекцию икон (1405-1425) школы Андрея Рублева, а также мощи основателя обители, хранящиеся в серебряной раке XVIII века. На основании путешествий по Кремлю и Лавре учащиеся выполнили поисковый – исследовательский проект. Они собрали интересный материал, сделали уникальные фотографии, необходимые записи с последующей его обработкой. Провели викторину: «Знатоки Древнерусской Архитектуры». Весь материал поместили в экспозицию музейной педагогики. Итогом всей внеклассной работы являются уроки Духовности по программе, на которых учащиеся выполнили творческие живописные работы и работы в технике аппликации.
Идеальный случай –
соединение теоретического изучения искусства, художественной культуры, истории, географии, с собственной практической работой учеников по созданию художественных произведений. Для этого требуется согласованность в работе сотрудников учреждений культуры и учителей. Краеведение в школе включает кружковую работу по декоративно прикладному искусству народного творчества, элективные курсы по географии, поисковую, проектно-исследовательскую деятельность, интегрированные уроки, изобразительный, литературный и музыкальный фольклор, традиции и обычаи русского народа, народные гулянья и праздники проходят в театрализованной импровизации. Все это содействует созданию полезных и красивых вещей: фольклорных игрушек, росписи разделочных досок, элементов народного костюма и других предметов народного творчества, которые хранятся в музее-мастерской: «Детское творчество», где проходят выставки творческих работ детей. Здесь ученики могут увидеть свои работы и получить эстетическое удовольствие от работ своих сверстников, провести классные часы и беседы эстетической направленности. Не менее популярны в городском музее праздники, на которых дети с удовольствием исполняют роли в сценках, связанных с изучаемым периодом художественной культуры. Побывали на музыкальных вечерах, театрализованных представлениях, на защите презентаций, посвященных народному творчеству. Ценность подобных занятий с детьми в том, что в этом случае художественная культура осваивается целостно через произведения декоративного искусства, художественное слово, музыку, театральное действо, и т. д. При написании сценария, корректировке его на репетициях, создании костюмов, подготовке индивидуальных номеров дети проявляют свои творческие способности. При новом подходе в центре внимания сотрудников музея и педагогов попадает воспринимающий человек, забота о его эстетическом и нравственном развитии, о создании ситуации, которая способствует раскрытия смысла, который заложен в концепцию экспозиции. Ученик Селютин Артем вместе с учителем изобразительного искусства Булдыженко Е. А. создали эмблему для школьных музеев и написали стихотворение, которое раскрывает
суть музейной педагогики.
Музеи – отражение народной души
В нашей школе есть музей. Он открыт для всех детей. Чтобы лучше рисовалось тем, кто любит рисовать, Чтобы лучше изучалось тем, кто хочет изучать. Дети любят выжигать, мастерить и рисовать. Убедитесь сами в этом и взгляните на макеты, На игрушки и на вазы, на посуду, на все сразу. Вы находитесь в музее. Можно кисти в руки взять И пейзаж нарисовать. Ну, а если надоело, Можно вылепить оленя, тарарушку расписать И себя разрисовать. Все, что хочешь, создавай, Свою личность проявляй. А теперь, во второй зайдем музей. Здесь предметы старины: ложки, кружки - хохломы И посуда непростая, вся такая расписная. Печка русская стоит, люлька рядом тут висит. Сундуки стоят напротив, прялки выстроились в ряд- Украшают весь обряд. А хозяин и хозяйка, чтобы встретить всех гостей И на стол накрыть скорей, подметают, убирают Свечку быстро зажигают, одеваются, наряжаются, Гостей встречать собираются, гостей встречать собираются, Песней русской зазываются. После школьного музея в городской пойдем музей Здесь развешены картины, стенды есть и есть витрины, По выставке пройдем мы не спеша. Не правда ли Россия хороша! Ее поля, леса и реки проникнут в душу к нам навеки. Увидим чудо тут народное и восхитимся благородно мы. Услышим трели соловья. Все это русская земля. Любите Родину, друзья, жить без нее никак нельзя! Музейные выставки вы посещайте, нашу культуру не забывайте! На основе музейной образовательно-просветительской деятельности как пространство интеграции внеклассной деятельности и основного образования детей, общество приобретет воспитанную, мыслящую, творческую личность, которая усвоит духовные ценности и традиции русской культуры, сумеет осознанно строить, проектировать свою жизнь, опираясь на народную мудрость и на духовное бытие, сумеет свободно использовать информационные технологии в своей жизни.


В раздел образования