Развитие УУД в условиях реализации ФГОС -основа для формирования метапредметных результатов
Автор: Булдыженко Евгения Александровна Должность: учитель изобразительного искусства, искусства, мхк Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: Развитие УУД в условиях реализации ФГОС -основа для формирования метапредметных результатов Раздел: среднее образование
Развитие УУД в условиях реализации ФГОС – основа для
формирования метапредметных результатов
Статья: «Музейная педагогика как средство воспитания и обучения
личности». Проектная и творческая деятельность учащихся.
Статья была использована как доклад с презентацией на семинаре и с
интегрированным уроком изобразительного искусства и географии на тему:
«Народные промыслы родного края»
Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства,
МХК, искусства, МБОУ СОШ №12, г. Лиски, Воронежской области.
Жихарева Елена Александровна учитель географии, МБОУ СОШ №12, г. Лиски,
Воронежской области.
В современном развитии нашего общества наблюдается тенденция преодоления разрывов
между культурой прошлого, настоящего и будущего. Нынешним школьникам предстоит
строить здание культуры 21 века. Фундамент этого здания заложен предыдущими
поколениями, но в большинстве случаев культурные традиции осваиваются на основе
того, что бытует в народе в настоящее время. Иногда в силу этнических изменений или
политических обстоятельств народ, в особенности в городах, забывает существенные
элементы своей культуры. В определенные же моменты истории возникает потребность в
их возрождении. В таких случаях неоценимую помощь оказывают произведения искусства
и их хранилища – музеи.
Перемены в обществе диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению
главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно –
нравственное творчество каждого человека. В современной ситуации важен единый
музейный процесс образовательного пространства, который создает условия для
творческого самоопределения личности. Основной целью работы педагогического
коллектива школы и учреждений культуры является формирование мыслящей и
творческой личности, которая усвоит духовные ценности и традиции русской культуры,
сумеет осознано строить, проектировать свою жизнь, опираясь на народную мудрость и на
духовное бытие земляков. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства
способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому размышлению о
сохранении собственного национального лица. Духовное бытие земляков продолжается
теперь в музейных экспозициях, картинных галереях, мемориальных комнатах, на
театральной сцене и в музыкальном зале.
С этой целью у нас в школе работают два музея: исторический музей: «Русская изба» -
руководитель учитель истории. Музей – мастерская: «Детское творчество» - руководитель
учитель изобразительного искусства, МХК и искусства Булдыженко Е.А. Кроме этого в
школе есть музейная экспозиция географического, художественного и литературного
краеведения, они отражают работу по краеведению основного образования и внеклассной
работы.
При составлении программы по краеведению руководители должны четко представлять
структуру всей музейной педагогики. В нашей школе образовательные и воспитательные
функции краеведения направлены на сетевое взаимодействие с учреждениями культуры,
музеями – отражение народной души. Внеклассная деятельность художественного и
духовного краеведения включает : 1) экскурсионную работу;
2) кружковое
занятие по
декоративно – прикладному искусству в школе с последующим участием в музейных
выставках и конкурсах; 3) проведение занятий «Мастер – класс» на базе учреждений
культуры; 4) проектно – исследовательская деятельность: «Народные промыслы
малой Родины»; «Тайны и загадки славянского орнамента». 5)сотрудничество по
созданию педагогически направленной экспозиции.
А также изучение родного края в школе работает по направлениям основного
образования. С этой целью учителя географического и художественного краеведения
разработали тематические рубрики в рабочих программах по предмету. Так, например, в
основное образование географического краеведения входит рубрика, «Аномальные
явления природы». Это направление ставит своей целью углубить и расширить
представления о тайнах и загадках природы, объяснить кажущиеся на первый взгляд
непонятными и сверхъестественными, «чудесные дожди», «светящиеся кресты», когда с
неба падают рыбы и раки, о физико – географических процессах и явлениях,
происходящих на земле. Используя при этом проектно – исследовательскую деятельность
учащиеся дают научное объяснение всем этим и многим другим явлениям природы.
Рубрика «Глобус» - это обыкновенные вещи на карте. Расширяют представления детей
об окружающем мире, формируют у них понятие о материальной культуре .Брюки, плащ
«болонья»; панама или гамаши; одежда из кашемира, бостона, вешаем тюлевые занавески
на окна, используем соус «майонез» и «провансаль» в пищу, лакомимся мороженым
«пломбир», пьем минеральную воду «боржоми», но многие и не подозревают, что все эти
названия географические, указывающие, откуда были выходцами.
Рубрика «Следопыт» предусматривает географические путешествия по музеям родного
края, заповедникам и Святым местам и исследовательские проекты «Загрязнение озера
Богатое в результате хозяйственной деятельности человека»;
Учителем изобразительного искусства разработаны тематические рубрики для
художественного и духовного краеведения как
«Очевидное – невероятное», которое знакомит детей с тайнами и загадками
окружающего мира, законами мироздания, с искусством древних цивилизаций, с
последним словом науки и предусматривает разную художественную деятельность
учащихся.
Рубрика «На завалинке» доставит учащимся радость познания и радость творчества,
получат возможность соприкоснуться с духовной культурой человечества, следы которой
оставлены в произведениях декоративно – прикладного искусства.
«Уроки духовности» приобщают детей к классическому искусству, знакомят с
традициями древнерусской архитектуры и иконографии. Была организована встреча с
иконописцем Верхотиным Андреем Николаевичем, который рассказал о своем творчестве
и показал свои работы.
«Моделирование » включает разную творческую и художественную деятельность
учащихся. Эти направления расширяют программный материал по изобразительному
искусству, искусству, истории, географии, краеведения, и выходят за страницы учебника.
Продолжением музейной педагогики является сетевое взаимодействие с учреждениями
культуры: областными, районными музеями, центральной Районной библиотекой, тесная
взаимосвязь с городским краеведческим музеем, на базе которого проходят занятия
«Мастер – класс», где дети знакомятся с техникой живописи, графики, с разными видами
искусства. Занятия проводят квалифицированные художники
В краеведческом музее посетили выставочный зал на темы: «Искусство и природа»,
«Искусство наших земляков», где школьники побывали на персональных выставках
художников нашего края, узнали о жизни и творчестве мастеров, познакомились с
живописцами. С целью активизации внимания учащихся во время экскурсии выполнили
поисковый – исследовательский проект: сделали графические наброски заинтересовавших
их композиций, фотографии, необходимые записи с последующей его обработкой. А
затем, на уроке изобразительного искусства выполнили живописные работы на тему:
«Край ты мой, любимый край».
Совершили цикл экскурсий на выставки: «Народные умельцы» района. Увидели народные
изделия: кружевные салфетки, вышивку, кукол в народных костюмах, аппликацию
соломкой, работы из бисера, резьбу по дереву. Мастерицы познакомили учащихся со
своим творчеством. Дети приняли участие в выставке своих работ в музее по
изобразительному фольклору, а затем и в области. Экскурсовод музея провела рубрику:
«Круглый стол» на тему: «Развитие народного творчества в городе Лиски».
Экскурсия в музей «Бирюльки» г. Рамонь дала возможность детям познакомиться с
народными играми с убранством русской избы и соприкоснуться с
деревообрабатывающим станком, на котором работали наши предки. Школьники
побывали на уроках «Мастер – класс» в музее романовской игрушки, Липецкой области.
Они изготовили народную тряпичную и глиняную игрушки, провели чайную церемонию,
узнали традиции и обычаи русского народа. Совершили экскурсию в загадочный замок
принцессы Е. М. Ольденбургской.
На основании путешествий по родному краю учащиеся выполнили поисковый –
исследовательский проект: «Народные промыслы Малой Родины». Для этого среди детей
были сформированы группы: журналисты, художники, фоторепортеры, главный редактор,
который контролировал ход всей работы. Художники проявили творческую активность в
создании живописных работ: «Иллюстрация народных пословиц и поговорок, сказок и
загадок». Изобразили в рисунках образ народного быта. Фоторепортеры приготовили
серию фотографий для экспозиции музейной педагогики и презентации для уроков.
Журналисты наметили разделы для школьной географической газеты: «Новости», «Вести
с урока», «Поздравляем», «Это интересно». Они написали текст для каждого раздела
газеты, а художники- фоторепортеры подобрали сюжеты для фотоэтюдов. Затем учащиеся
применили знания в работе с текстовым редактором, форматировали и редактировали
документы.
Экскурсия по Кремлю позволила получить представление об ансамбле Кремля, узнать
его историю и этапы превращения в культурный центр, который формировался на
протяжении многих веков. Экскурсии в Кремль стали прекрасным дополнением
учебного процессадля школьников .
Мы смогли посетить Соборную Площадь. Побывать в Успенском Соборе, Архангельском
и Благовещенском, увидеть Колокольню Ивана Великого, построенных в 15-17 веках и
являются настоящими шедеврами мировой архитектуры. Успели посмотреть памятники
литейного искусства, Царь-колокол и Царь-пушку, Государственный Кремлевский Дворец
и здание Правительства. Кроме этого, мы побывали в Оружейной Палате.
Экскурсия по СвятоТроицкой Сергиевой Лавре дала возможность подробно ознакомит
ься со святынями великой обители преподобного Сергия Радонежского. Благоговейно
поклониться святым мощам. Экскурсия имеет исторический и культурный характер.
Православные традиции. Рассказ экскурсии начинается о жизни основателя монастыря –
преп. Сергия Радонежского, его роли в истории страны, участии монастыря в Куликовской
битве (1380). Мы узнали о вкладе монастыря в укрепление патриотического движения в
смутное время (1605-1613) и о том, как на протяжении веков история Лавры тесно
переплеталась с историей русского государства.
В храме в честь преп. Сергия с Трапезной палатой (1686-1692), прекрасно сохранился
интерьер, выполненный в стиле московского барокко, а также один из самых красивых
резных иконостасов России (1688).
Древнейший храм обители – Троицкий собор (1422), в котором мы увидели уникальную
коллекцию икон (1405-1425) школы Андрея Рублева, а также мощи основателя обители,
хранящиеся в серебряной раке XVIII века.
На основании путешествий по Кремлю и Лавре учащиеся выполнили поисковый –
исследовательский проект. Они собрали интересный материал, сделали уникальные
фотографии, необходимые записи с последующей его обработкой. Провели викторину:
«Знатоки Древнерусской Архитектуры». Весь материал поместили в экспозицию
музейной педагогики. Итогом всей внеклассной работы являются уроки Духовности по
программе, на которых учащиеся выполнили творческие живописные работы и работы в
технике аппликации.
Идеальный случай – соединение теоретического изучения искусства, художественной
культуры, истории, географии, с собственной практической работой учеников по
созданию художественных произведений. Для этого требуется согласованность в работе
сотрудников учреждений культуры и учителей. Краеведение в школе включает
кружковую работу по декоративно прикладному искусству народного творчества,
элективные курсы по географии, поисковую, проектно-исследовательскую деятельность,
интегрированные уроки, изобразительный, литературный и музыкальный фольклор,
традиции и обычаи русского народа, народные гулянья и праздники проходят в
театрализованной импровизации. Все это содействует созданию полезных и красивых
вещей: фольклорных игрушек, росписи разделочных досок, элементов народного костюма
и других предметов народного творчества, которые хранятся в музее-мастерской: «Детское
творчество», где проходят выставки творческих работ детей. Здесь ученики могут увидеть
свои работы и получить эстетическое удовольствие от работ своих сверстников, провести
классные часы и беседы эстетической направленности.
Не менее популярны в городском музее праздники, на которых дети с удовольствием
исполняют роли в сценках, связанных с изучаемым периодом художественной культуры.
Побывали на музыкальных вечерах, театрализованных представлениях, на защите
презентаций, посвященных народному творчеству. Ценность подобных занятий с детьми в
том, что в этом случае художественная культура осваивается целостно через произведения
декоративного искусства, художественное слово, музыку, театральное действо, и т. д. При
написании сценария, корректировке его на репетициях, создании костюмов, подготовке
индивидуальных номеров дети проявляют свои творческие способности. При новом
подходе в центре внимания сотрудников музея и педагогов попадает воспринимающий
человек, забота о его эстетическом и нравственном развитии, о создании ситуации, которая
способствует раскрытия смысла, который заложен в концепцию экспозиции.
Ученик Селютин Артем вместе с учителем изобразительного искусства Булдыженко Е. А.
создали эмблему для школьных музеев и написали стихотворение, которое раскрывает
суть музейной педагогики.
Музеи – отражение народной души
В нашей школе есть музей. Он открыт для всех детей.
Чтобы лучше рисовалось тем, кто любит рисовать,
Чтобы лучше изучалось тем, кто хочет изучать.
Дети любят выжигать, мастерить и рисовать.
Убедитесь сами в этом и взгляните на макеты,
На игрушки и на вазы, на посуду, на все сразу.
Вы находитесь в музее. Можно кисти в руки взять
И пейзаж нарисовать. Ну, а если надоело,
Можно вылепить оленя, тарарушку расписать
И себя разрисовать. Все, что хочешь, создавай,
Свою личность проявляй.
А теперь, во второй зайдем музей.
Здесь предметы старины: ложки, кружки - хохломы
И посуда непростая, вся такая расписная.
Печка русская стоит, люлька рядом тут висит.
Сундуки стоят напротив, прялки выстроились в ряд-
Украшают весь обряд.
А хозяин и хозяйка, чтобы встретить всех гостей
И на стол накрыть скорей, подметают, убирают
Свечку быстро зажигают, одеваются, наряжаются,
Гостей встречать собираются, гостей встречать собираются,
Песней русской зазываются.
После школьного музея в городской пойдем музей
Здесь развешены картины, стенды есть и есть витрины,
По выставке пройдем мы не спеша. Не правда ли Россия хороша!
Ее поля, леса и реки проникнут в душу к нам навеки.
Увидим чудо тут народное и восхитимся благородно мы.
Услышим трели соловья. Все это русская земля.
Любите Родину, друзья, жить без нее никак нельзя!
Музейные выставки вы посещайте, нашу культуру не забывайте!
На основе музейной образовательно-просветительской деятельности как пространство
интеграции внеклассной деятельности и основного образования детей, общество
приобретет воспитанную, мыслящую, творческую личность, которая усвоит духовные
ценности и традиции русской культуры, сумеет осознанно строить, проектировать свою
жизнь, опираясь на народную мудрость и на духовное бытие, сумеет свободно
использовать информационные технологии в своей жизни.