Авторы: Сивцев Николай Николаевич, Турнин Назар Герасимович
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Таттинский лицей имени А.Е.Мординова
Населённый пункт: с.. Ытык-Кюель, Республика Саха
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция преподавания учебных предметов в условиях создания единого поликультурного образовательного пространства гимназии
Раздел: полное образование
Интеграция преподавания учебных предметов в условиях создания единого
поликультурного образовательного пространства гимназии
Сивцев Николай Николаевич, учитель химии высшей категории,
Турнин Назар Герасимович, учитель географии первой категории
МБОО «Таттинская гимназия имени Ивана ПудовичаЖегусова»
МР «Таттинский улус» РС (Я).
Аннотация:
Прорывные
технологии
в
конструировании
современного
образовательного
события позволяют по-новому взглянуть на процесс обучения и воспитания детей. В
современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро
возрастает, уже недостаточно усвоение определённой суммы знаний. А ведь только
знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее
применяются
на
практике.
В
процессе
изучения
предмета
ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков, но и
приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы,
выдвигаемые жизнью.
Такая активная мыслительная деятельность в образовательном процессе возможна
лишь при условии интеграции предметов в поликультурном пространстве.
Ключевые слова: поликультурное образование, интеграция учебных предметов, учет
индивидуальных способностей и запросов учащихся; активизация мыследеятельности.
Актуальность и перспективность опыта.
Успех и решение учебных и воспитательных задач на уроках в значительной мере
определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает её выполнение, учит
лучше работать, лучше воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся
интересуются предметом, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки
учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и
многогранно проявляются воспитательные функции уроков. Мы живём в современном
веке научно-технического прогресса. Перед школой поставлена важная задача- обучить
функционально грамотного, компетентного человека, который смог бы интересно
мыслить, находить ответы на трудные жизненные вопросы, ведь мир бесконечно
меняется.
Особая
роль
в
обучении
подрастающего
поколения
отводится
учителю,
который становится для детей образцом примера и подражания. Нынешние ученики в
корне отличаются от прошлого поколения, теперь дети видят в учителе большого
помощника в поисках знаний.
Прорывные
технологии
в
конструировании
современного
образовательного
события позволяют по-новому взглянуть на процесс обучения и воспитания детей. В
современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро
возрастает, уже недостаточно усвоение определённой суммы знаний. А ведь только
знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее
применяются
на
практике.
В
процессе
изучения
предмета
ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков, но и
приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы,
выдвигаемые жизнью.
Такая активная мыслительная деятельность в образовательном процессе возможна
лишь при условии интеграции предметов в поликультурном пространстве.
Концептуальность опыта работы
В данном опыте представлена нашасистема работы по интеграции учебных
предметов,
учебной
и
внеучебной
деятельности,
воспитательной
составляющей
деятельности педагога. В современных условиях главной задачей образования является не
только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование успешной
личности, конкурентноспособного гражданина своей страны. Концептуальность опыта
заключается в развитии не только предметных, но и общеучебных компетенций у своих
учеников. Основополагающими принципами опыта являются:
системность;
эффективность;
учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
перспективность.
Новизна опыта заключается
в комплексном подходе к мотивационной деятельности учащихся;
в
построении новых эффективных форм и методов индивидуальной и
коллективной работы с обучающимися совместно с учителями других
образовательных областей;
в выходе современных педагогических технологий за рамки учебной
деятельности и их применении в образовательной деятельности другими
участниками педагогического процесса.
Наличие теоретической базы опыта.
Прорывные технологии, основанные на исследованиях новых способов организации
деятельности, отличаются от эволюционных улучшений существующих. Это приемы,
техники, методы или средства, обладающие или неиспользуемые ранее, или известные, но
значительно улучшенными свойствами. «Стремись стать лидером на рынке» - так
сформулировал одно из правил успеха гениальный Стив Джобс. В Чикаго, в школе
Гуггенгейма ученики учатся свободно общаться на испанском языке с помощью
кукольных спектаклей и песен. В Австралии школьники сами снимают фильмы на
французском языке, в полинезийской компании обучают менеджеров за 90 минут основам
маркетинга по игровой методике. Такая методика значительно сокращает время обучения
и дает наиболее эффективные результаты. В современных российских школах введение
интеграции учебной и внеучебной деятельности, учебных предметов в различных формах,
придерживаясь основ прорывных технологий позволяет значительно улучшить качество
образования не только по предметам, но и ввести элементы опережающего обучения для
одаренных учащихся. Для меня, как руководителя методического объединения, также
имеет важное значение.
Важным для современного учителя является и овладение компьютерными
технологиями. Они обогащают арсенал методических средств обучения, представляют
педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить занятия, делая их
интересными. В своей работе постоянно использую ИКТ при подготовке к занятиям,
изготовлении
дидактического
материала.
Учащиеся
с
интересом
подготавливают
компьютерную презентацию по изученным темам к зачету, составляют проекты.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная
работа по активизации мыслительной деятельности учащихся при условиях интеграции в
поликультурном
пространстве.Основу
данной
деятельности
составляет
наш
гимназический
проект
«Студия
«ЭКОБИОС»,
направленный
на
интеграцию
образовательного процесса посредством работы учебных предметов на конечный
результат – воспитание человека.
В
процессе
работы
стремлюсь
развивать
нравственное
самосознание
подрастающего поколения, приобщение его к нравственным традициям своего народа,
воспитание гражданственности, любви к родному языку. Приобретение школьниками
специальных знаний по предмету ещё не гарантирует их всесторонней воспитанности.
Чтобы школа как социальный организм могла стать сегодня для ребенка воспитательной
средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её
педагогическую канву должна быть заложена нравственная, патриотическая система,
которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов
школьной жизни: учебную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Оптимальность и эффективность средств.
С
целью
повышения
активизации
мыслительной
деятельности
использую
самостоятельные работы проектного, исследовательского и творческого
характера.
Например, нетрадиционные задачи, их коллективное решение, защита своих способов
решения, составление индивидуальных и коллективных проектов по заданным темам,
практические
опыты
и
демонстрации.
Они способствуют развитию творческого воображения и закрепления теоретического
материала. Другой формой работы является игра. Это эффективное средство воспитания
познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся. Игра стимулирует
умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к
предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. На своих уроках я
часто использую игру, особенно в 5-7 классах. Это «Географическое домино», «Умники и
умницы», «Конкурс знатоков географии», «Уроки экологической культуры», «В мире
океанов» ,
коммерческая
игра
«Города
и
реки»,
и
другие.
Огромную роль на занятиях играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от
авторитарности.
За время работы в данной школе мною накоплен опыт педагогической работы по
данной теме:
Большое значение придаю решению заданий с нестандартными, творческими
походами. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными материалами.
Выбирается тема, предлагаю использовать знакомые термины и искать новые.
Также большое значение уделяю ораторскому искусству. В этом помогают
коллеги-словесники.
На уроках провожу все виды разборов, но разбор не ради разбора, а чтобы дети
видели и поняли их практическую значимость.
Использую в работе игровые и занимательные моменты.
Использую методику критического мышления - кластеры. Дидактический
материал подбираю, продумывая его воспитательное значение.
Мой постоянный вопрос: «Чему учит нас опыт прошлого?» Таким образом, за
год накопится немало «жизненных правил» и на последнем уроке ученики
отвечают на вопросы: «Какие темы вам запомнились больше всего и почему?
Какое явление поразило вас и чем? Какие жизненные заповеди стали и вашими
заповедями?»
Результативность опыта.
В результате использования вышеописанных подходов в обучении удается:
раскрыть всесторонние способности обучающихся;
повысить заинтересованность ребят и увлечённость предметом;
научить обучающихся использовать полученные знания в различных ситуациях;
повысить качество знаний.
Возможность тиражирования.
Опытом своей работы я делюсь со своими коллегами на школьных семинарах, на
педагогическом совете, на родительских собраниях. Провожу открытые уроки и
внеклассные мероприятия.