Роль музейной экспозиции в интеллектуальном и духовно-нравственном воспитании кадетов.
Автор: Бессмельцева Светлана Владимировна Должность: учитель географии, руководитель корпусного музея Учебное заведение: ГКОУ "Казачий кадетский корпус" Населённый пункт: г. Будённовск Наименование материала: статья Тема: Роль музейной экспозиции в интеллектуальном и духовно-нравственном воспитании кадетов. Раздел: дополнительное образование
в интеллектуальном и духовно-нравственном воспитании кадетов.
Бессмельцева Светлана Владимировна,
руководитель корпусного музея,
учитель географии высшей категории
Чтобы оценить настоящее,
Нужно знать прошлое.
Прошлое вспоминайте,
будущее - чтите.
(Народная пословица)
Государственное
казённое
общеобразовательное
учреждение
«Казачий кадетский корпус» существует с 2012 года. В первый же год
коллективом
были
предприняты
конкретные
меры
по
организации
деятельности, направленной на реализацию корпусной методической темы:
«Интеграция образования и воспитания в процессе формирования духовно-
нравственных
и
патриотических
качеств
личности
кадета». Реализация
казачьего
и
кадетского
компонентов
в
рамках
учебно-воспитательного
процесса
способствует
формированию
духовно-нравственной
и
патриотической
составляющей
личности
кадет
в
урочной
и
внеурочной
деятельности.
Особое внимание коллектив уделил применению методов музейной
педагогики,
применяемым
при
реализации
комплексной
программы
«Память»
с
её средствами
объектов
и
предметов
исторического
и
культурного наследия, предметов материальной и нематериальной культуры,
что
в
числе
различных
прочих
методов
и
приёмов
взаимодействия
с
кадетским сообществом обретает особенную актуальность на современном
этапе.
Разработав
нормативно-правовую
базу:
положения
о
корпусном
историко-краеведческом
музее
«Наследие»
и
Совете
музея,
педагоги,
учащиеся
и
родители
приступили
к
активному
сбору
фондов
будущей
экспозиции.
Обратившись
в
Ставропольский
краевой
комитет
по
делам
казачества
и
молодёжи,
коллектив
получил
реальную
материальную
поддержку 100 тыс. рублей для изготовления стендов и стеллажей.
Фонд
экспозиций
будущего
музея
создаётся
усилиями
всего
педагогического
коллектива,
учащихся
корпуса,
ветеранов
казачества,
различных военных кампаний и Великой Отечественной войны, жителей
города Будённовска. Каждый старается вносить посильную лепту в это
святое
дело.
В
числе
основных
материалов
-
документы,
медали,
подаренные корпусу. К созданию музея подключились родители, которые
вместе с учащимися занялись исследовательской и поисковой работой. На
информацию о создании музея живо откликнулись и жители окрестных сёл,
отдавая следопытам нехитрую старинную утварь. Постепенно база будущих
экспонатов расширяется и обновляется. Поисковая работа продолжается.
Сегодняшние
педагоги
и
кадеты
стоят
у
истоков
нового
корпусного
историко-краеведческого музея «Наследие».
На протяжении двух лет велась работа по присвоению корпусному
музею имени Героя РФ Николая Николаевича Володина. На наш запрос о
согласии на сбор материалов по присвоению имени Героя музею, его вдова
Володина Татьяна Владиславовна дала своё одобрение и прислала посылку
с личными вещами капитана для пополнения создаваемой экспозиции о
герое. Когда нашим музеем была пройдена процедура паспортизации и
вручено свидетельство № 16007 от 10 апреля 2015 года, Совет музея стал
готовиться к торжественному открытию экспозиции. Открытие состоялось
13 ноября 2015 года. На мероприятии присутствовали почетные гости: семья
Героя
РФ
Володина
Н.Н.
-
его
вдова
и
сын,
которые
приехали
из
Саратовской области, а также председатель суда старейшин Воротынцев
Д.В. и директор краеведческого музея г. Буденновска – Ефименко Г. В.
Работа,
которая
проводится
в
процессе
формирования
музейных
экспозиций
«Казачья
слава»
и
«Казачий
быт»
приносит
свои
плоды
и
результаты. Реализуется программа деятельности научного общества кадет,
участники которого изучают свои казачьи корни, знакомятся с историей
терского
и
российского
казачества. В
корпусе
принято
и
действует
положение о корпусной научно-практической конференции «Первые шаги в
науку».
Конференция
является
формой
образовательной
деятельности,
обеспечивающей коммуникацию кадет и педагогов, направлена на развитие
элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры
и познавательной активности кадет, и способствует развитию проектного
подхода к развитию исследовательской деятельности кадет. Так, Вашкеев
Илья
с
работой
о
Михаиле
Тверском,
написанной
на
собранном
краеведческом материале «Небесный заступник – Отечестволюбец» принял
участие в 26 Краевом слете участников туристско-краеведческого движения
«Отечество»
и
занял
2
место. Коваленко Максим принял участие в 25
краевой
научно-практической
конференции
«Малая
академия»
по
направлению
«Краеведение»
с
работой
по
изучению
родословию
блестящего казачьего рода Свидиных, представителем которого
является
«Родина стала родней», и стал лауреатом этой конференции. В ходе своей
исследовательской работы, которую одновременно можно отнести сразу с
несколькими
направлениями
программы
«Отечество»:
«Земляки»,
«Генеалогия»,
«Казачья
история
России»,
юный
краевед
решил
исследовать множество фактов и событий, чтобы выяснить, какую роль
сыграла служба казаков в царском конвое в жизни нескольких поколений его
предков. Сведения для написания работы пришлось собирать по крупицам:
в семейном архиве, встречаться и переписываться с живущими ныне по всей
стране
потомками
рода
славных
казаков,
знакомиться
с
литературными
произведениями, написанными Николаем и Юрием Свидиными - романом,
рассказами,
текстами
песен,
фотодокументами.
Это
способствовало
расширению знаний о своём крае, о географии проживания земляков, а
главное,
юный
исследователь
постарался
внести
посильный
вклад
в
благородное дело. Ведь история российского и терского казачества ещё и
сегодня изучена далеко не полно. А через изучение родословия или по-
научному - генеалогии можно лучше узнать историю Отечества.
Вашкеев Илья представлял на 27 Ставропольской краевой открытой
научной конференции школьников, секция «история России и краеведение»
работу: «А
знаете, каким он парнем был? (история подвига Героя РФ
лётчика Володина Н.Н.).
Большая работа по патриотическому воспитанию проводится
в
настоящее время в корпусе: встречи с ветеранами боевых действий из 205
мотострелковой
казачьей
бригады,
героями
России
–
летчиками
из
вертолётного
полка,
ветеранами
Великой
Отечественной
войны
и
участниками локальных войн и вооруженных конфликтов, экскурсии по
экспозиции, составленной по краеведческим материалам: «России верные
сыны».
Нынешняя
экспозиция,
размещённая
в
специально
отведённом
помещении,
отвечает
необходимым
требованиям,
она
содержательна,
убедительна, доступна, способствует изучению базисного учебного плана.
Широко
используются
её
возможности
и
в
воспитательном
процессе.
Создание экспозиции – результат целенаправленной, творческой, поисково-
исследовательской работы учебно-педагогического коллектива.
Совет
музея,
включившись
в
туристско-краеведческою
движение
учащихся
«Отечество»,
избрал
направлениями
своей
деятельности
«Возрождение
культурных
традиций»,
в
котором
предусматривается
возрождение
культурных
традиций
народа,
его
самобытности
и
неповторимости,
«Земляки»,
«Генеалогия».
Ведь
каждый
уголок
Ставрополья
и
родной
Будённовской
земли
со
времён
Маджарского
городища сохранил этнографические, фольклорные и другие особенности и
традиции. Учащиеся корпуса систематизируют материал относительно его
места и времени, изучают традиции, фольклор, национальную обрядовую
культуру, народные ремесла и промыслы. Экспозиция пока насчитывает
около
200
экспонатов
основного
фонда.
Собираемый
материал
систематизируется по темам
для разделов « Казачья слава» и «Боевая и
трудовая слава земляков»:
«Помни меня»
«70 лет Великой Победы»
«Город мой родной»
«Литературное краеведение»
«Чёрный июнь 95-го»
«России верные сыны»
«Никто не забыт, ничто не забыто».
для «Казачьей горницы»:
Предметы крестьянского и казачьего быта
Рукоделие в быту.
Посетители музея знакомятся с бытом и культурой казаков, с их
занятиями и ремеслами. Казаки сами строили, шили, изготавливали орудия
труда.
Нельзя
допустить,
чтоб
бесследно
исчезли
секреты,
ремесла
стародавних мастеров, образцы художественного народного творчества –
наше национальное достояние. Поэтому совет музея делает все необходимое
для его сохранения. На базе экспозиции проводятся занятия не только по
спецкурсам
казачьего
и
кадетского
компонентов
«Истоки»,
«История
и
традиции казачества», но и уроки русского языка и литературы, истории,
изобразительного искусства и внеклассная работа. Интересны уроки для
самых юных кадетов-пятиклассников: «Как родилась шашка», «Что можно
сделать из дерева, кожи и глины» и другие. Совет музея организовывает и
проводит
праздники
«Вахта
памяти»,
«Солдатский
конверт»,
«Казачий
фестиваль», а также обзорную и тематические экскурсии.
В
современных
условиях,
пожалуй,
одним
из
самых
важных
и
сложных
участков
работы
является
воспитательная
работа,
и
нет
необходимости
говорить
почему,
так
как
это
всем
понятно.
Коллектив
корпуса
находится
в
поисках
эффективных
форм,
методов,
средств
воздействия на кадета с целью развития в нем духовности. Формулируя
программу развития воспитания кадетов, решили ничего не ломать, из того,
что работало, что приносило пользу и увлекало ребят.
Поэтому
приоритетными
направлениями
в
воспитательной
работе
корпуса
являются
духовно-нравственное,
патриотическое,
эколого-
туристско-краеведческое,
центром
этой
работы
стал
клуб
«Наследие».
Членами клуба собран богатейший материал и экспонаты. Дети изучают
свои корни, свои истоки. Ими проведен исследования и собран материал по
следующим направлениям: «Летопись родного края», «Моя родословная»,
«Литературное краеведение», «Культурное наследие», «Этнография», «Дети
и война».
Через туристско-краеведческую работу решаются в корпусе проблемы
воспитания нравственности и духовности, милосердия, экологии, здорового
образа
жизни.
По
таким
направлениям
воспитательной
работы
как
«экология»,
«краеведение»
в
корпусе
созданы
воспитательные
системы
(урок, внутрикорпусная и внекорпусная работа).
Серьезное
внимание
уделяется
созданию
корпусной
среды,
«культурного пространства» и трудовому воспитанию. Коллектив корпуса
считает, что труд - это не панацея, однако средство от многих бед. Ценится
труд творческий: дети создают макеты для музейной экспозиции (казачья
застава,
казачья
горница),
проекты
экологического
дизайна
территории
корпуса, а потом воплощают их. В результате поработали и дизайнерами
корпусной территории, которая радует сегодня глаз горожан.
Краеведческое движение «Наследие» существует только второй год.
Организм кадетского и казачьего краеведения питается соками создаваемого
корпусного
музея,
уроками
краеведения,
краеведческого
кружка,
краеведческого
отдела
библиотеки.
Книги,
статьи,
экспонаты
в
нашем
краеведении - не самодовлеющее начало. Они - формы общения для тех, кто
любит
прикумскую
землю.
Именно
в
этом
общении,
которое
разворачивается
от
человека
к
человеку,
от
поколения
к
поколению,
и
вырабатывается краевед, для которого его занятия становятся неизбывной
потребностью. У каждого из нас перед мысленным взором есть пример
представителей
старших
поколений
краеведов,
которые
самозабвенно
трудились, собирая россыпи знаний о родном крае. И каждый краевед,
вдохновляясь
этими
примерами,
включается
в
общую
традицию
краеведения, становится звеном в цепи поколений.
Сотрудничество музея и корпуса в значительной степени базируется
на
использовании
специфических
возможностей
музея,
в
котором
образование
и
воспитание
строятся
на
основе
подлинных
музейных
предметов.
Ведущим
средством
образовательно-воспитательного
воздействия
здесь
выступает
экспозиция,
на
базе
которой
проводятся
экскурсии - важнейшая форма работы с кадетами - и другие мероприятия.
Задачи, стоящие перед музеем - это:
На местном краеведческом материале связать историю родного края с
историей всей страны.
Повышение образованности кадетов,
Расширение их кругозора,
Развитие познавательных интересов.
Экспозиция
выступает
источником
расширения,
дополнения
и
углубления
знаний.
Специфика
познавательного
процесса
в
музее
проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях - а они часто
имеются у юных будённовских кадетов-казачат хотя бы в обобщенном виде
-
подкрепляются
впечатлениями
о
предметах,
документирующих
эти
события и явления. Дополнить, углубить, подтвердить свои знания в музее -
это значит, прежде всего, соотнести их с конкретным предметом. Отсюда,
значение феномена узнавания, который играет важную роль при восприятии
экспозиции. Он проявляется в том, что кадет, посетив музей,
«узнал»
фотографию
человека,
о
котором
прочитал
в
книге,
оригинал
картины,
которую видел в репродукции, предмет казачьего быта, о котором знал
только по названию. Благодаря такому узнаванию абстрактное значение
переводится в конкретное.
Чрезвычайно важно, что компонентом познавательного процесса в
музее становится эмоция. Кадеты испытывают радость познания, волнение
от встречи с неизвестным, глубокие эмоциональные переживания: «В музее
все видишь и очень волнуешься. На солдатской каске видны следы от пуль»
- говорит удивлённый и восторженный пятиклассник.
Поэтому значение музея в жизни человека переоценить невозможно.
Как невозможно не ценить простых и скромных юных служителей истории,
сегодняшних летописцев, хранителей сокровищ памяти, цель деятельности
которых сберечь тайны и образы настоящего и прошлого, чтобы передать
грядущим поколениям.
Где бы ты ни работал, где бы ты не жил, ты можешь восстановить
память о земле, учреждениях и людях, которые были до тебя, и сохранить её
о тех, среди которых ты живёшь. Можно сказать, что в жизни «всегда есть
место
краеведению».
Юные
кадеты
очень
горды
тем,
что
принимают
участие в работе по созданию корпусного историко-краеведческого музея.
Приложение
Структура работы
на базе историко-краеведческой экспозиции «Наследие»