Напоминание

Роль музейной экспозиции в интеллектуальном и духовно-нравственном воспитании кадетов.


Автор: Бессмельцева Светлана Владимировна
Должность: учитель географии, руководитель корпусного музея
Учебное заведение: ГКОУ "Казачий кадетский корпус"
Населённый пункт: г. Будённовск
Наименование материала: статья
Тема: Роль музейной экспозиции в интеллектуальном и духовно-нравственном воспитании кадетов.
Раздел: дополнительное образование





Назад





ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

Роль музейной экспозиции

в интеллектуальном и духовно-нравственном воспитании кадетов.
Бессмельцева Светлана Владимировна, руководитель корпусного музея, учитель географии высшей категории
Чтобы оценить настоящее, Нужно знать прошлое. Прошлое вспоминайте, будущее - чтите. (Народная пословица) Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» существует с 2012 года. В первый же год коллективом были предприняты конкретные меры по организации деятельности, направленной на реализацию корпусной методической темы: «Интеграция образования и воспитания в процессе формирования духовно- нравственных и патриотических качеств личности кадета». Реализация казачьего и кадетского компонентов в рамках учебно-воспитательного процесса способствует формированию духовно-нравственной и патриотической составляющей личности кадет в урочной и внеурочной деятельности. Особое внимание коллектив уделил применению методов музейной педагогики, применяемым при реализации комплексной программы «Память» с её средствами объектов и предметов исторического и культурного наследия, предметов материальной и нематериальной культуры, что в числе различных прочих методов и приёмов взаимодействия с кадетским сообществом обретает особенную актуальность на современном этапе. Разработав нормативно-правовую базу: положения о корпусном историко-краеведческом музее «Наследие» и Совете музея, педагоги, учащиеся и родители приступили к активному сбору фондов будущей экспозиции. Обратившись в Ставропольский краевой комитет по делам казачества и молодёжи, коллектив получил реальную материальную поддержку 100 тыс. рублей для изготовления стендов и стеллажей. Фонд экспозиций будущего музея создаётся усилиями всего педагогического коллектива, учащихся корпуса, ветеранов казачества, различных военных кампаний и Великой Отечественной войны, жителей
города Будённовска. Каждый старается вносить посильную лепту в это святое дело. В числе основных материалов - документы, медали, подаренные корпусу. К созданию музея подключились родители, которые вместе с учащимися занялись исследовательской и поисковой работой. На информацию о создании музея живо откликнулись и жители окрестных сёл, отдавая следопытам нехитрую старинную утварь. Постепенно база будущих экспонатов расширяется и обновляется. Поисковая работа продолжается. Сегодняшние педагоги и кадеты стоят у истоков нового корпусного историко-краеведческого музея «Наследие». На протяжении двух лет велась работа по присвоению корпусному музею имени Героя РФ Николая Николаевича Володина. На наш запрос о согласии на сбор материалов по присвоению имени Героя музею, его вдова Володина Татьяна Владиславовна дала своё одобрение и прислала посылку с личными вещами капитана для пополнения создаваемой экспозиции о герое. Когда нашим музеем была пройдена процедура паспортизации и вручено свидетельство № 16007 от 10 апреля 2015 года, Совет музея стал готовиться к торжественному открытию экспозиции. Открытие состоялось 13 ноября 2015 года. На мероприятии присутствовали почетные гости: семья Героя РФ Володина Н.Н. - его вдова и сын, которые приехали из Саратовской области, а также председатель суда старейшин Воротынцев Д.В. и директор краеведческого музея г. Буденновска – Ефименко Г. В. Работа, которая проводится в процессе формирования музейных экспозиций «Казачья слава» и «Казачий быт» приносит свои плоды и результаты. Реализуется программа деятельности научного общества кадет, участники которого изучают свои казачьи корни, знакомятся с историей терского и российского казачества. В корпусе принято и действует положение о корпусной научно-практической конференции

«Первые шаги в науку». Конференция является формой образовательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию кадет и педагогов, направлена на развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности кадет, и способствует развитию проектного
подхода к развитию исследовательской деятельности кадет. Так, Вашкеев Илья с работой о Михаиле Тверском, написанной на собранном краеведческом материале «Небесный заступник – Отечестволюбец» принял участие в 26 Краевом слете участников туристско-краеведческого движения «Отечество» и занял 2 место. Коваленко Максим принял участие в 25 краевой научно-практической конференции «Малая академия» по направлению «Краеведение» с работой по изучению родословию блестящего казачьего рода Свидиных, представителем которого является «Родина стала родней», и стал лауреатом этой конференции. В ходе своей исследовательской работы, которую одновременно можно отнести сразу с несколькими направлениями программы «Отечество»: «Земляки», «Генеалогия», «Казачья история России», юный краевед решил исследовать множество фактов и событий, чтобы выяснить, какую роль сыграла служба казаков в царском конвое в жизни нескольких поколений его предков. Сведения для написания работы пришлось собирать по крупицам: в семейном архиве, встречаться и переписываться с живущими ныне по всей стране потомками рода славных казаков, знакомиться с литературными произведениями, написанными Николаем и Юрием Свидиными - романом, рассказами, текстами песен, фотодокументами. Это способствовало расширению знаний о своём крае, о географии проживания земляков, а главное, юный исследователь постарался внести посильный вклад в благородное дело. Ведь история российского и терского казачества ещё и сегодня изучена далеко не полно. А через изучение родословия или по- научному - генеалогии можно лучше узнать историю Отечества. Вашкеев Илья представлял на 27 Ставропольской краевой открытой научной конференции школьников, секция «история России и краеведение» работу: «А знаете, каким он парнем был? (история подвига Героя РФ лётчика Володина Н.Н.). Большая работа по патриотическому воспитанию проводится в настоящее время в корпусе: встречи с ветеранами боевых действий из 205 мотострелковой казачьей бригады, героями России – летчиками из
вертолётного полка, ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных войн и вооруженных конфликтов, экскурсии по экспозиции, составленной по краеведческим материалам: «России верные сыны». Нынешняя экспозиция, размещённая в специально отведённом помещении, отвечает необходимым требованиям, она содержательна, убедительна, доступна, способствует изучению базисного учебного плана. Широко используются её возможности и в воспитательном процессе. Создание экспозиции – результат целенаправленной, творческой, поисково- исследовательской работы учебно-педагогического коллектива. Совет музея, включившись в туристско-краеведческою движение учащихся «Отечество», избрал направлениями своей деятельности «Возрождение культурных традиций», в котором предусматривается возрождение культурных традиций народа, его самобытности и неповторимости, «Земляки», «Генеалогия». Ведь каждый уголок Ставрополья и родной Будённовской земли со времён Маджарского городища сохранил этнографические, фольклорные и другие особенности и традиции. Учащиеся корпуса систематизируют материал относительно его места и времени, изучают традиции, фольклор, национальную обрядовую культуру, народные ремесла и промыслы. Экспозиция пока насчитывает около 200 экспонатов основного фонда. Собираемый материал систематизируется по темам для разделов « Казачья слава» и «Боевая и трудовая слава земляков»:  «Помни меня»  «70 лет Великой Победы»  «Город мой родной»  «Литературное краеведение»  «Чёрный июнь 95-го»  «России верные сыны»  «Никто не забыт, ничто не забыто».
для «Казачьей горницы»:  Предметы крестьянского и казачьего быта  Рукоделие в быту. Посетители музея знакомятся с бытом и культурой казаков, с их занятиями и ремеслами. Казаки сами строили, шили, изготавливали орудия труда. Нельзя допустить, чтоб бесследно исчезли секреты, ремесла стародавних мастеров, образцы художественного народного творчества – наше национальное достояние. Поэтому совет музея делает все необходимое для его сохранения. На базе экспозиции проводятся занятия не только по спецкурсам казачьего и кадетского компонентов «Истоки», «История и традиции казачества», но и уроки русского языка и литературы, истории, изобразительного искусства и внеклассная работа. Интересны уроки для самых юных кадетов-пятиклассников: «Как родилась шашка», «Что можно сделать из дерева, кожи и глины» и другие. Совет музея организовывает и проводит праздники «Вахта памяти», «Солдатский конверт», «Казачий фестиваль», а также обзорную и тематические экскурсии. В современных условиях, пожалуй, одним из самых важных и сложных участков работы является воспитательная работа, и нет необходимости говорить почему, так как это всем понятно. Коллектив корпуса находится в поисках эффективных форм, методов, средств воздействия на кадета с целью развития в нем духовности. Формулируя программу развития воспитания кадетов, решили ничего не ломать, из того, что работало, что приносило пользу и увлекало ребят. Поэтому приоритетными направлениями в воспитательной работе корпуса являются духовно-нравственное, патриотическое, эколого- туристско-краеведческое, центром этой работы стал клуб «Наследие». Членами клуба собран богатейший материал и экспонаты. Дети изучают свои корни, свои истоки. Ими проведен исследования и собран материал по следующим направлениям: «Летопись родного края», «Моя родословная», «Литературное краеведение», «Культурное наследие», «Этнография», «Дети и война».
Через туристско-краеведческую работу решаются в корпусе проблемы воспитания нравственности и духовности, милосердия, экологии, здорового образа жизни. По таким направлениям воспитательной работы как «экология», «краеведение» в корпусе созданы воспитательные системы (урок, внутрикорпусная и внекорпусная работа). Серьезное внимание уделяется созданию корпусной среды, «культурного пространства» и трудовому воспитанию. Коллектив корпуса считает, что труд - это не панацея, однако средство от многих бед. Ценится труд творческий: дети создают макеты для музейной экспозиции (казачья застава, казачья горница), проекты экологического дизайна территории корпуса, а потом воплощают их. В результате поработали и дизайнерами корпусной территории, которая радует сегодня глаз горожан. Краеведческое движение «Наследие» существует только второй год. Организм кадетского и казачьего краеведения питается соками создаваемого корпусного музея, уроками краеведения, краеведческого кружка, краеведческого отдела библиотеки. Книги, статьи, экспонаты в нашем краеведении - не самодовлеющее начало. Они - формы общения для тех, кто любит прикумскую землю. Именно в этом общении, которое разворачивается от человека к человеку, от поколения к поколению, и вырабатывается краевед, для которого его занятия становятся неизбывной потребностью. У каждого из нас перед мысленным взором есть пример представителей старших поколений краеведов, которые самозабвенно трудились, собирая россыпи знаний о родном крае. И каждый краевед, вдохновляясь этими примерами, включается в общую традицию краеведения, становится звеном в цепи поколений. Сотрудничество музея и корпуса в значительной степени базируется на использовании специфических возможностей музея, в котором образование и воспитание строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия здесь выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии - важнейшая форма работы с кадетами - и другие мероприятия.
Задачи, стоящие перед музеем - это:  На местном краеведческом материале связать историю родного края с историей всей страны.  Повышение образованности кадетов,  Расширение их кругозора,  Развитие познавательных интересов. Экспозиция выступает источником расширения, дополнения и углубления знаний. Специфика познавательного процесса в музее проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях - а они часто имеются у юных будённовских кадетов-казачат хотя бы в обобщенном виде - подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Дополнить, углубить, подтвердить свои знания в музее - это значит, прежде всего, соотнести их с конкретным предметом. Отсюда, значение феномена узнавания, который играет важную роль при восприятии экспозиции. Он проявляется в том, что кадет, посетив музей, «узнал» фотографию человека, о котором прочитал в книге, оригинал картины, которую видел в репродукции, предмет казачьего быта, о котором знал только по названию. Благодаря такому узнаванию абстрактное значение переводится в конкретное. Чрезвычайно важно, что компонентом познавательного процесса в музее становится эмоция. Кадеты испытывают радость познания, волнение от встречи с неизвестным, глубокие эмоциональные переживания: «В музее все видишь и очень волнуешься. На солдатской каске видны следы от пуль» - говорит удивлённый и восторженный пятиклассник. Поэтому значение музея в жизни человека переоценить невозможно. Как невозможно не ценить простых и скромных юных служителей истории, сегодняшних летописцев, хранителей сокровищ памяти, цель деятельности которых сберечь тайны и образы настоящего и прошлого, чтобы передать грядущим поколениям.
Где бы ты ни работал, где бы ты не жил, ты можешь восстановить память о земле, учреждениях и людях, которые были до тебя, и сохранить её о тех, среди которых ты живёшь. Можно сказать, что в жизни «всегда есть место краеведению». Юные кадеты очень горды тем, что принимают участие в работе по созданию корпусного историко-краеведческого музея. Приложение

Структура работы

на базе историко-краеведческой экспозиции «Наследие»

в ГКОУ «Казачий кадетский корпус»


В раздел образования