Напоминание

"Использование ИКТ для повышения качества обучения,воспитания и развития дошкольников"


Автор: Щербакова Полина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 93
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Использование ИКТ для повышения качества обучения,воспитания и развития дошкольников"
Дата публикации: 06.01.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и

развития дошкольников

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования

и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает

фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной

отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается

важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все

шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Возможности использования ИКТ в целях повышения качества реализации

образовательной программы ДОУ

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования

обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое

нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более

производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех

информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных

связей Интернет.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это

комплекс учебно-методических материалов, технических и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формах и методах их применения для совершенствования деятельности

специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,

специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

детей.

По направлениям использования информационно-коммуникационных

технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного

процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с

родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с

педагогическими кадрами.

Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи:

Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр

ИКТ как средство интерактивного обучения ребенка

1) Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр

Для решения 1-й задачи необходимо повышение компьютерной грамотности

педагогов, освоение работы с программными образовательными

комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того,

чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для

подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с

дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире

компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для

дошкольников .

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в

которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается

личность ребенка. Использование компьторных игр способствует развитию

сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей,

развитию интеллектуальных и творческих возможностей( при использовании

мултимедио и т.д.).

2) ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет

стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении

новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые

соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для

использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства

позволяет создавать программа PowerPoint

ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации

Подразумевается использование:

информации в электронном формате:

-текст, видео, аудио,

-анимация, изображение

информационных носителей:

-DVD, CD, флэш-памяти

мультимедиа:

-игровые компьютерные программы, презентации и др.

аудиовизуального оборудования:

-компьютера, ноутбука,

-ЖК-телевизора, проектора,

-интерактивной доски

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным

техническим средствам передачи и хранения информации, что

осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные

компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие,

развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками

педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и

диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на

развитие математических представлений; игры на развитие фонематического

слуха и обучения чтению; игры для музыкального развития, игры

направленные на развитие основных психических процессов. Третья группа –

это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое

развитие детей. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль

для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В

настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для

дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих

игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут

использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития

психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование ИКТ в ДОУ

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет

стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении

новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые

соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для

использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства

позволяет создавать программа PowerPoint.

Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на

комплексных (интегрированных) непосредственно образовательной

деятельности (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из

образовательных областей (музыка, художественная литература, познание),

включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе

ФГТ.

ИКТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная

технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого

управления, организации педагогического процесса, методической службы.

Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг,

координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае

использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ,

повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и

воспитания дошкольников, расширению границ образовательного

пространства за счет активного включения родителей и детей, не

посещающих детский сад.

Использование педагогами ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной

мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений,

ключевых компетентностей.

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает

ряд проблем:

-При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько

времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние

психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от

коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной

зависимости

- При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах

возникают трудности экономического характера: не хватает средств на

техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри

учреждения, осуществление необходимой технической поддержки,

приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных

программных средств

Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов:

необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и

создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным

пользователем сети Интернет.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения

дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям,

которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном

решении самим компьютером, является стимулом познавательной

активности детей;

- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального

подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности

каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем

темпе;

- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не

ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в

процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит

эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном

возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.



В раздел образования