Автор: Щербакова Полина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 93
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Использование ИКТ для повышения качества обучения,воспитания и развития дошкольников"
Дата публикации: 06.01.2022
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и
развития дошкольников
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования
и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает
фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной
отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается
важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все
шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Возможности использования ИКТ в целях повышения качества реализации
образовательной программы ДОУ
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования
обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое
нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более
производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех
информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных
связей Интернет.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это
комплекс учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,
формах и методах их применения для совершенствования деятельности
специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,
специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)
детей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных
технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного
процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с
родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с
педагогическими кадрами.
Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи:
Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр
ИКТ как средство интерактивного обучения ребенка
1) Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр
Для решения 1-й задачи необходимо повышение компьютерной грамотности
педагогов, освоение работы с программными образовательными
комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того,
чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для
подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с
дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире
компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для
дошкольников .
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в
которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается
личность ребенка. Использование компьторных игр способствует развитию
сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей,
развитию интеллектуальных и творческих возможностей( при использовании
мултимедио и т.д.).
2) ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет
стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении
новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые
соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для
использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства
позволяет создавать программа PowerPoint
ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации
Подразумевается использование:
информации в электронном формате:
-текст, видео, аудио,
-анимация, изображение
информационных носителей:
-DVD, CD, флэш-памяти
мультимедиа:
-игровые компьютерные программы, презентации и др.
аудиовизуального оборудования:
-компьютера, ноутбука,
-ЖК-телевизора, проектора,
-интерактивной доски
Каковы же основные направления развития ИКТ?
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным
техническим средствам передачи и хранения информации, что
осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные
компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие,
развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками
педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и
диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на
развитие математических представлений; игры на развитие фонематического
слуха и обучения чтению; игры для музыкального развития, игры
направленные на развитие основных психических процессов. Третья группа –
это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое
развитие детей. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль
для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В
настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для
дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих
игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут
использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития
психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование ИКТ в ДОУ
ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет
стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении
новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые
соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для
использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства
позволяет создавать программа PowerPoint.
Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на
комплексных (интегрированных) непосредственно образовательной
деятельности (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из
образовательных областей (музыка, художественная литература, познание),
включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе
ФГТ.
ИКТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная
технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого
управления, организации педагогического процесса, методической службы.
Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг,
координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае
использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ,
повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и
воспитания дошкольников, расширению границ образовательного
пространства за счет активного включения родителей и детей, не
посещающих детский сад.
Использование педагогами ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной
мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений,
ключевых компетентностей.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает
ряд проблем:
-При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько
времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние
психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от
коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной
зависимости
- При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах
возникают трудности экономического характера: не хватает средств на
техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри
учреждения, осуществление необходимой технической поддержки,
приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных
программных средств
Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов:
необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и
создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным
пользователем сети Интернет.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения
дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям,
которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном
решении самим компьютером, является стимулом познавательной
активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального
подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности
каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем
темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не
ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в
процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит
эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном
возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.