Напоминание

"Пояснительная записка к рабочей программе по физике 8 класс"


Автор: Сахтарек Ислам Чатибович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова" а. Понежукая
Населённый пункт: а. Понежукай
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Пояснительная записка к рабочей программе по физике 8 класс"
Раздел: среднее образование





Назад





Управление образования муниципального образования «Теучежский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.К. Намитокова»
а. Понежукай
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей математики, физики и информатики _________________ Тугуз С.М. Протокол № _____ от «_________» __________________ 2013г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ИКТ ____________________Хадагатле А.С. «_________» __________________2013г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова а. Понежукай» _______________________ Хабаху З.А. Приказ № _____ от «_________» __________________2013г.
Рабочая учебная программа

по предмету «физика»

Класс - 8

2013-2014 учебный год

Ф.И.О. учителя - Сахтарёк И.Ч.
Составлена на основе примерной программы по физике под редакцией А.В. Пёрышкина, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, год издательства – 2007г. Составленно учителем физики – Сахтарёк И.Ч.
а. Понежукай

2013г.


Содержание

1.

Пояснительная записка_______________________________________ 3

2.

Требования к уровню подготовки_______________________________5

3.

Календарно-тематическое планирование________________________7

4.

Тематическое планирование _____________________________ 9

5.

Содержание курса__________________________________________ 13

6.

Формы контроля___________________________________________ 16

7.

Список литературы_________________________________________ 17


1.

Пояснительная записка.
В условиях перехода к профильной дифференциации средняя ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений всеми учащимися, независимо от их будущей профессии. Данная рабочая программа для 8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 10 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 7 часов на контрольные работы. Остальные 51 часов – на теоретический материал и решение задач. Также в этом курсе проводятся проверочных работы (самостоятельные работы) и тесты для текущего контроля знаний учащихся. Данный курс физики должен обеспечить общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели: - создать условия для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах; - создать условия по формированию научного миропонимания и развитию мышления учащихся. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. В задачи обучения входят: - создание условий для ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности; - создание условий для усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений; - создание условий для развития мышления учащихся, умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления; - создание условий по формированию умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на известные законы; - создание условий для развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения; - создание условий для формирования и развития таких свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность; - создание условий для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.
Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые двигатели и их принципы работы. Затем изучается тема «Электрические явления». В ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца. Затем изучаются «Электромагнитные явления», где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли. При изучении темы «Световые явления» учащиеся знакомятся с законами прямолинейного распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл физической величины – фокусное расстояние линзы. При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса физики 8 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизацией знаний учащихся. При разработке программы были использованы следующие правовые документы: примерный государственный стандарт и программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. «Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М. учебник «Физика 8» Перышкин А.В. «Сборник задач по физике» Лукашик В.И. «Сборник задач по физике» Рымкевич «Тесты. Физика 7-9» Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Сборник задач по физике» Л.И.Кирик

2.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик:

будет понимать:

Смысл понятий
: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом. 
Смысл физических величин:
внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы. 
Смысл физических законов:
сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Научится:

Описывать и объяснять физические явления:
теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света 
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:
температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока. 
Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:
температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения. 
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

Приводить примеры практического использования физических знаний
о тепловых, электромагнитных явлениях

Осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….) 
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни


3. Календарно-тематическое планирование по физике
в 8 классе


уро-

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Ожидаемые, планируемые

результаты

Вид

конт-

роля

Домашнее

задание

Дата

План.

Факт.

Тепловые явления (15 ч)
1 Тепловое движение. Температура. 1 ОНМ Демонстрация принципа действия термометра Знает/понимает смысл физических величин: температура, средняя скорость теплового движения; смысл понятия «тепловое равновесие» ВП §1 2 Внутренняя энергия 1 ОНМ Лабораторное оборудование: набор по термодинамике, демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче Знает/понимает смысл физических величин: работа, внутренняя энергия СР §2 3 Способы изменения внутренней энергии тела 1 ОНМ УО §3 4 Виды теплопередачи. Теплопроводность 1 ОНМ Демонстрация теплопроводности различных материалов Умеет описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью Т §4, упр.1 5 Конвекция. Излучение 1 ОНМ Демонстрация конвекции в жидкостях и газах и теплопроводности путём излучения, лабораторное оборудование Умеет описывать и объяснять явления конвекции и излучения, приводить примеры излучения и конвективных движений воздуха и жидкости в природе и технике СП §§5, 6, упр.2 6 Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике 1 К Демонстрационные плакаты: термос, водяное отопление, устройство теплоизоляционных материалов; сборники познавательных и развивающих заданий Умеет определять, какими способами происходит теплопередача в разных случаях; объясняет/предлагает способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике ФО §§4-6, упр.3 7 Количество теплоты. Единицы количества теплоты 1 ОНМ Справочная литература Знает/понимает смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоёмкость; умеет рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры РК §7 8 Удельная теплоёмкость вещества 1 ОНМ УО §8 9 Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении 1 К ФО §9, упр.4 10
Фронтальная

лабораторная работа №1

«Сравнение количеств

теплоты при смешивании

воды разной

температуры»
1 ПЗУ Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии Умеет использовать измерительные приборы для расчёта количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы СП §§7-9 11 Решение задач «Удельная 1 ЗИ Лабораторное оборудование: Умеет использовать измерительные РК, Т, §§8, 9
теплоёмкость» набор тел по калориметрии приборы для расчёта удельной теплоёмкости, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы ВП 12
Фронтальная

лабораторная работа № 2

«Измерение удельной

теплоёмкости твёрдого

тела»
1 ПЗУ Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии Умеет использовать измерительные приборы для расчёта удельной теплоёмкости, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы СП §§8, 9 13 Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах 1 ОНМ Справочная литература , сборники познавательных и развивающих заданий Знает/понимает, что такое топливо, знать виды топлива, умеет рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании СР §§10, 11, упр.5 14 Решение задач «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах» 1 ЗИ ФО §§10, 11 упр.6(4) 15
Контрольная работа №1

«Количество теплоты»
1 ПКЗУ Контрольно-измерительные материалы по данной теме Умеет применять полученные знания при решении задач ВП §§1-11
Изменение агрегатных состояний вещества (12 ч)
16 Агрегатные состояния вещества 1 ОНМ Демонстрация явления плавления и кристаллизации, набор веществ для исследования плавления и отвердевания; справочная литература, сборники тестовых заданий Умеет описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации; умеет решать задачи на расчёт количества теплоты, построение графиков и объяснение графиков изменения температуры УО §12 17 Плавление и отвердевание кристаллических тел 1 ОНМ ПДЗ §§13, 14 упр.7(4) 18 Удельная теплота плавления 1 ОНМ СП §15, упр.8(3) 19 Решение задач «Удельная теплота сгорания. Удельная теплота плавления» 1 ЗИ РК, ВП §§10, 15 20 Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар 1 ОНМ Демонстрация зависимости скорости испарения от рода жидкости, температуры и площади поверхности; демонстрация понижения температуры жидкости при испарении; демонстрация зависимости температуры кипения от давления, постоянства температуры кипящей жидкости, Умеет описывать и объяснять явления испарения, конденсации и кипения; знает/понимает понятие влажности воздуха ВП §§16, 17 упр.9(6) 21 Кипение. Удельная теплота парообразования 1 ОНМ УО §§18, 20 упр.10(4,5) 22 Решение задач «Количество теплоты. Плавление. Парообразование» 1 ЗИ Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий Умеет решать задачи по данной теме Т, ВП §§7,13, 20
23 Влажность воздуха. 1 ОНМ Демонстрация гигрометров и психрометров Умеет определять влажность воздуха при помощи психрометра ФО §19 24 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания 1 ОНМ Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания Знает/понимает смысл понятий: двигатель, тепловой двигатель СР §§21, 22 25 Паровая турбина. КПД теплового двигателя 1 ОНМ Демонстрация устройства паровой турбины, справочная литература Знает различные виды тепловых машин, умеет приводить примеры их практического использования; знает/понимает смысл коэффициента полезного действия и умеет вычислять его ВП §§23, 24 задание5 26 Решение задач «Изменение агрегатных состояний вещества» 1 ЗИ Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий Умеет решать задачи по данной теме Т, РК §§12-24 27
Контрольная работа №2

«Изменение агрегатных

состояний вещества»
1 ПКЗУ Контрольно-измерительные материалы по данной теме Умеет применять полученные знания при решении задач КР §§12-24
Электрические явления (26 ч)
28 Электризация тел. Два рода зарядов 1 ОНМ Демонстрация электризации тел, существования двух видов электрических зарядов (набор по электростатике) Знает/понимает смысл понятия «электрический заряд» ФО §§25, 26 29 Электроскоп. Проводники и непроводники электричества 1 ОНМ Демонстрация переноса электрического заряда с одного тела на другое, устройства и принципа действия электроскопа, проводников и диэлектриков Умеет описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа ВП §27 30 Электрическое поле 1 ОНМ Демонстрация взаимодействия одноимённых и разноимённых зарядов Умеет описывать взаимодействие электрических зарядов, знает/понимает смысл понятия «электрическое поле» УО §28 31 Делимость электрического заряда. Строение атомов 1 ОНМ Демонстрация закона сохранения заряда Знает/понимает строение атомов, умеет объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда ПДЗ §§29, 30 упр.11 32 Объяснение электрических явлений 1 ОНМ СП §31, упр.12 33 Электрический ток. Источники электрического тока.
Контрольная работа №3

«Электризация тел.

Строение атомов»
1 К Демонстрация источников тока; контрольно-измерительные материалы по данной теме Знает/понимает смысл понятий: электрический ток, источники тока; умеет применять полученные знания при решении задач КР §§25-32 34 Электрическая цепь и её составные части 1 ОНМ Демонстрация составления электрической цепи, действия Знает/понимает правила составления электрических цепей УО §33, упр.13 (4;5)
электрического тока (набор по электричеству) 35 Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока 1 ОНМ ПДЗ §§34-36 36 Сила тока. Единицы силы тока 1 ОНМ Демонстрация измерения силы тока амперметром (набор по Знает/понимает смысл величины «сила тока»; знает правила включения в цепь СП §37, упр.14
электричеству, источники тока, амперметры) амперметра, умеет измерять силу тока в цепи 37 Амп ерме тр. Изме рени е силы тока.
Фро

нтал

ьная

лабо

рато

рная

рабо

та

№3«

Сбо

рка

элек

трич

еско

й

цепи

и

изме

рени

е

сил

ы

тока

в её

разл

ичн

ых

учас

тках

»
1 К §38, упр.15 (2;4) 38 Электрическое напряжение, 1 ОНМ Демонстрация измерения Знает/понимает смысл величины ФО §§39-41 упр.16
единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения напряжения вольтметром (набор по электричеству, источники тока, вольтметры) «напряжение»; знает правила включения в цепь вольтметра, умеет измерять напряжение в цепи 39 Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Фронтальная

лабораторная работа №4

«Измерение напряжения

на различных участках

электрической цепи»
1 К Демонстрация реостата и магазина сопротивлений, зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении Знает/понимает смысл явления электрического сопротивления СП §43, упр.18 (3) 40 Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи 1 ОНМ Демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления и напряжения Знает/понимает, от каких величин зависит сила тока в цепи; знает закон Ома для участка цепи; умеет использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи ФО §§42, 44 упр.19 (3;4) 41 Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление 1 К Демонстрация зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры, реостаты) Знает/понимает зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; умеет пользоваться реостатом для регулирования силы тока, умеет определять сопротивление проводника УО §§45, 46 упр.20 (3) 42 Реостаты.
Фронтальная

лабораторная работа №5

«Регулирование силы

тока реостатом»
1 К СП §47 упр. 21 (4) 43
Фронтальная

лабораторная работа №6

«Измерение

сопротивления

проводника при помощи

амперметра и

вольтметра».
1 ПЗУ СП §§37-47 44 Последовательное соединение проводников 1 ОНМ Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры) Знает/понимает, что такое последовательное соединение проводников; знает, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников Т §48 упр. 22 (2;4) 45 Параллельное соединение проводников 1 ОНМ Демонстрация измерения силы тока в разветвлённой электрической цепи (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры) Знает/понимает, что такое параллельное соединение проводников; знает, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников Т §49 упр. 23 (3;5) 46 Решение задач «Закон Ома 1 ЗИ Сборники познавательных и Умеет решать задачи на применение СР, РК §§44, 48, 49
для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников» развивающих заданий законов последовательного и параллельного соединения проводников 47 Работа электрического тока.
Контрольная работа №4

«Электрический ток.

Соединение проводников»
1 К Демонстрация светового, теплового и механического действий электрического тока, зависимости мощности от напряжения и силы тока Знает/понимает смысл величин: работа электрического тока, мощность электрического тока СП §§25-50 48 Мощность электрического тока 1 ОНМ Демонстрация светового, теплового и механического действий электрического тока, зависимости мощности от напряжения и силы тока Знает/понимает смысл величин: работа электрического тока, мощность электрического тока ФО §51 упр.25 (3) 49
Фронтальная

лабораторная работа

№7«Измерение мощности

и работы тока в

электрической лампе».
1 ПЗУ Набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры Умеет использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока СП §§50-52 50 Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца 1 ОНМ Демонстрация теплового действия тока; сборники познавательных и развивающих заданий Умеет описывать и объяснять тепловое действие тока; умеет решать задачи по данной теме УО §53 упр.27 (4) 51 Решение задач на расчёт работы и мощности электрического тока и применение закона Джоуля - Ленца 1 ЗИ РК, ВП, Т §§50-53 52 Короткое замыкание. Предохранители. Повторение материала темы «Электрические явления» 1 К Демонстрация плавкого предохранителя Умеет приводить примеры практического использования теплового действия электрического действия тока Т §§54, 55 задание8 53
Контрольная работа №5

«Электрические явления»
1 ПКЗУ Контрольно-измерительные материалы по данной теме Умеет применять полученные знания при решении задач на применение изученных физических законов КР §25-55
Электромагнитные явления (8 ч)
54 Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии 1 ОНМ Демонстрация опыта Эрстеда, магнитного поля тока Знает/понимает смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности ФО §§ 56, 57
55 Магнитное поле катушки стоком. Электромагниты.
Фронтальная

лабораторная работа №8

«Сборка электромагнита

и испытание его

действия»
1 К Набор по электричеству: источники тока, катушки, компасы; Знает/понимает, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; умеет объяснять устройство и принцип действия электромагнита СП §58 упр.28 (3) 56 Применение электромагнитов 1 ОНМ УО §58, задание 9(2;3) 57 Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли 1 ОНМ Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов (набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки) Умеет описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знает о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле ПДЗ §§59, 60 задание10(1) 58 Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель 1 ОНМ Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя, лабораторное оборудование Умеет описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя СП §61 59 Применение электродвигателей постоянного тока.
Фронтальная

лабораторная работа №9

«Изучение

электрического двигателя

постоянного тока (на

модели)»
1 ПЗУ Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя, лабораторное оборудование Умеет описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя СП §61 60 Устройство электроизмерительных приборов. Повторение темы «Электромагнитные явления» 1 ОСЗ Сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий Знает/понимает взаимосвязь электрического и магнитного полей, умеет описывать и объяснять взаимодействие электромагнитов и постоянных магнитов, рисовать форму и расположение магнитных линий; умеет решать качественные и экспериментальные задачи по теме «Электромагнитные явления» СР §§56-61 задание11(2) 61
Контрольная работа №6

«Электромагнитные

явления»
1 ПКЗУ Контрольно-измерительные материалы по данной теме Умеет применять полученные знания при решении задач на применение изученных физических законов КР §§56-61
Световые явления (6 ч)
62 Источники света. Распространение света 1 ОНМ Демонстрация шкалы электромагнитных колебаний Знает/понимает смысл понятий: свет, оптические явления, геометрическая оптика УО §62 упр. 29 (3) 63 Отражение света. Законы отражения. Плоское 1 ОНМ Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения (набор по оптике) Знает/понимает смысл отражения света, умеет строить отражённый луч; знает, как построением определяется расположение и вид изображения в ПДЗ §§63, 64 упр.30
зеркало. плоском зеркале 64 Преломление света. 1 ОНМ Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения (набор по оптике) Знает/понимает смысл закона преломления света, умеет строить преломлённый луч ФО §65 упр. 32 65 Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой 1 ОНМ Демонстрация хода лучей в собирающих и рассеивающих линзах, получения изображений с помощью линз Знает/понимает смысл понятий: фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы; умеет строить изображение в тонких линзах, различать действительные и мнимые величины ПДЗ §§66, 67 упр. 34 66
Фронтальная

лабораторная работа №10

«Получение изображения

при помощи линзы»
1 ПЗУ Набор по оптике Умеет получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы; умеет измерять фокусное расстояние собирающей линзы СП §§66, 67 67
Контрольная работа №7

«Световые явления»
1 ПКЗУ Контрольно-измерительные материалы по данной теме Умеет решать качественные, расчётные и графические задачи по теме «Световые явления» КР §§62-67
Итоговое повторение (1 ч)
68 Конференция «Физика вокруг нас» 1 ОСЗ Умеет применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснений явлений природы и принципов работы технических устройств; использует приобретённые знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; умеет обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач ВП §§1-6 м.д.ч.

5. Содержание курса.

Тепловые явления (15 часов)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Демонстрации:
Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения.
Фронтальная лабораторная работа №1
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Фронтальная лабораторная работа №2
«Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
Изменение агрегатных состояний вещества (12 часов)
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации:
Явление испарения. Кипение воды. Явление плавления. Устройство психрометра.
Электрические явления (26 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для
участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Демонстрации:
Электризация тел Два рода электрического заряда. Устройство и действие электроскопа Проводники и изоляторы Перенос электрического заряда с одного тела на другое Закон сохранения электрического заряда Конденсаторы Источники тока Составление электрической цепи Амперметр Вольтметр Реостат и магазин сопротивлений
Фронтальная лабораторная работа №3
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».
Фронтальная лабораторная работа №4
«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Фронтальная лабораторная работа №5
«Регулирование силы тока реостатом.
Фронтальная лабораторная работа №6

«
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Фронтальная лабораторная работа №7
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Электромагнитные явления (8 часов)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Фронтальная лабораторная работа №8
«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Фронтальная лабораторная работа №9
«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Световые явления (6 часов)
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.
Демонстрации:
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале. Линзы Преломление света. Модель глаза. Принцип действия фотоаппарата.
Фронтальная лабораторная работа №10
«Получение изображения при помощи линз.

6. Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ. Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 7:
Контрольная работа №1
по теме«Количество теплоты»
Контрольная работа №2
по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Контрольная работа №3
по теме «Электризация тел. Строение атомов »
Контрольная работа №4
по теме «Электрический ток. Соединение проводников»
Контрольная работа №5
по теме «Электрические явления»
Контрольная работа №6
по теме «Электромагнитные явления»
Контрольная работа №7
по теме « Световые явления» Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и самостоятельных работ по следующим темам: o
Тест
« Тепловое движение. Внутренняя энергия» o
Тест
« Виды теплопередачи» o
Тест
« Плавление и кристаллизация» o
Тест
« Испарение и кипение» o
Тест
« Электризация. Строение атома» o
Тест
« Сила тока, Напряжение. Закон Ома для участка цепи» o
Тест
« Соединения проводников» o
Самостоятельная работа
« Работа и мощность тока» o
Тест
« Отражение и преломление света» o
Самостоятельная работа
« Изображения, даваемые линзой»

7. Список литературы

Литература для учителя:
1. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2004 2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2007. 3. Шевцов В.А. Дидактический материал по физике 8 класс «Учитель», Волгоград, 2008. 4. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987. 5. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. – М.: «Просвещение», 1977. 6. Билимович Б.Ф. Физические викторины в средней школе. - М., "Просвещение", 1977.
Литература для учащихся:
1. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2004 2. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-8», - М., "Просвещение", 1999


В раздел образования