Автор: Суюшова Елена Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 24"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Тьюторское сопровождение предметной области "Обществознание" на разных ступенях школьного образования
Раздел: полное образование
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СУЮШОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Ключевые слова: компетентностный подход, тьютор, обществознание.
Аннотация: В статье рассматривается тьюторское сопровождение при
изучении обществознания с учетом возрастных особенностей учащихся на
разных ступенях обучения.
В федеральных государственных образовательных стандартах нового
поколения поставлена задача формирования взаимосвязи между предметным
содержанием и личностью учащегося, выхода на деятельностный уровень
образования,
позволяющий
школьнику
успешно
применять
в
жизнедеятельности освоенное предметное содержание [3, c. 70].
Из этого вытекает то, что ведущим принципом
образовательного
процесса
становится
системно-деятельностный
или
личностно-
деятельностный подход, реализуемые в компетентностном подходе.
Обществознание
как
учебный
предмет
обладает
значительным
потенциалом
для
формирования
базовых
ключевых
компетенций,
формируемых многими учебными предметами. Это компетенции в сфере
учебно-познавательной деятельности, коммуникативные, общекультурные
социально-трудовые.
Предметные
компетенции
обществоведческого
образования
включают:
компетенции
в
сфере
гражданско-правовой
деятельности, в семейно-бытовой сфере, в сфере имущественных отношений,
в сфере потребительской деятельности; компетенции, касающиеся жизни в
многокультурном, многоконфессиональном обществе.
При использовании компетентностного подхода на первое место
выходит не информированность ученика, не заученные факты, а способность
использовать их в практике при разработке и проверке гипотез, создании
проектов и подготовке исследований. Особенность этого подхода состоит в
том, что компетенции нельзя как знания передать, их можно сформировать
различными средствами.
Реализация
компетентностного
подхода
к
организации
образовательного процесса требует пересмотра традиционных форм и
методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы
преподавания предмета, внедрения в процесс обучения инновационных
технологий.
Необходимо
построить
педагогическую
технологию
сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы,
но и сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения. Такой
педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение как
особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку
индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает
процесс обучения в школе.
Решение поставленной задачи требует изменения роли участников
образовательного процесса: учитель не транслирует готовые знания, а
организует
индивидуальную
и
коллективную
работу
учащихся
в
инновационной образовательной среде, создаёт условия для формирования
компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков на
основе универсальных способов деятельности, по существу, выполняя
функции
педагога-тьютора. Традиционно
в
педагогической
практике
тьютором
называют
педагога,
сопровождающего
индивидуальный
образовательный маршрут обучающегося, обеспечивающего педагогическую
поддержку.
Индивидуальная образовательная программа составляется на основе
общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между
различными образовательными областями и видами учебной работы.
Принципиальным отличием индивидуальной образовательной программы от
учебной является то, что кроме предметного содержания она включает виды
деятельности, где будут формироваться необходимые умения для освоения
нового содержания. Для этого необходимо задать множество альтернатив,
определяющих
ориентационное
поле
выбора
ребенка,
включающее
углубленное и обогащенное содержание образования, форм учебной,
внеучебной
и
самостоятельной
работы,
рефлексию
образовательных
результатов.
Позиция тьютора в этом процессе зеркальна позиции учителя. Учитель
обязан дать ученику знания, не сообразуясь с запросом ученика. Учитель в
рамках фронтальной или групповой работы с учениками ориентируется в
своей деятельности, главным образом, на содержание учебного предмета и те
способы действия, которые необходимы для его освоения.
Позиция
тьютора
имеет
принципиально
другие
основания
и
ориентиры:
образовательный
опыт
ученика
–
возможность
проб
и
исправления ошибок, признание их ценности; его инициатива в привлечении
своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-
предметными областях знаний; любое, по своему содержанию активное
действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном
движении; ситуация общения и установление личного контакта с учеником;
воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным
действиям; коммуникация и позиционное самоопределение участников
реальной ситуации деятельности [2, c. 47].
Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и
среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два
концентра.
Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На
каждой из них существует некоторый базовый конфликт, через который
проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.
В основной школе необходимо принимать во внимание возрастные
психологические особенности подростков: стремление к самостоятельности,
негативное
отношение
к
чрезмерной
опеке
взрослых,
стремление
к
утверждению индивидуальности, непохожести на других, резкое неприятие
определенных организационных форм учебной деятельности, характерных
для начальной школы и т.д.
На данной ступени особенно эффективно
создавать условия для формирования готовности к самообразованию:
последовательное
расширение
социальных
контактов,
привлечение
образовательного материала разных типов, использование всевозможных
источников информации.
На
ступени
среднего
образования
следует
обеспечить
старшеклассников возможностью более целенаправленного выбора будущей
профессии и свободной социализацией личности в социуме. В контексте
концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать
помощь
в
определении
содержания
своего
образования
с
учетом
индивидуальных
способностей,
склонностей,
интересов;
расширить
возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и
профессиональным
образованием,
более
эффективно
подготовить
выпускников школы к освоению программ высшего образования.
Тьюторское
сопровождение
в
образовательной
области
«Обществознание»
может
включать
следующие
формы
работы
со
школьниками:
-
проектирование
образовательных
событий,
направленных
на
выявление и поддержку познавательной потребности учащихся, включение
ребенка в проектную, игровую деятельность по обществознанию помощь в
оформлении, анализе и презентации учащимися своих образовательных
достижений (5-7 классы);
-
индивидуальное
и
групповое
обучение
по
предмету
«обществознание»,
тьюториалы,
где
анализируются
с
учащимися
их
образовательные успехи и трудности, эффективность проб, осуществляемых
в
разных
видах
самообразовательной
деятельности,
продуктивность
переходов от пробного действия к результативному (8-9 классы);
-
включение
старшеклассника
в
проектную,
аналитическую
деятельность, помощь в реализации образовательной инициативы, обучение
универсальным способам успешного действия, работа по творческим
исследовательским, социальным проектам в режиме наставничества (10-11
классы) [1, c. 220].
Таким образом, эффективность тьюторской технологии на уроках
обществознания очевидна, поскольку активный поиск решения поставленной
тьютором проблемы приводит к формированию познавательного интереса,
вырастающего
на
базе
ситуативной
заинтересованности,
стимулирует
побудительные
силы
учащихся.
Ученики
чувствуют
себя
первооткрывателями, охотно работают на уроке и самостоятельно готовятся
дома. Однако нужно помнить о тех особенностях, которые присущи
школьникам на разных ступенях обучения.
Список использованной литературы
1. Сидоренко, И. В. Проектирование условий и этапов реализации
тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования /
И. В. Сидоренко // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С.
217-221.
2. Тьюторское сопровождение исторического образования : учебное
пособие / Ред. И. А. Зеткина; Морд. гос. пед. ин-т. ‒ Саранск, 2015. ‒ 95 с.
3. Уварова, Т. И. Институциональная модель индивидуализации
образования в основной школе в аспекте введения ФГОС ООО / Т. И.
Уварова // Пермский педагогический журнал. – 2012. – № 6. – С. 70-77.