"Метод кнута и пряника или проблемы современного воспитания глазами подростков и их родителей".
Автор: Ситалёва Татьяна Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9 г. Нефтеюганск Населённый пункт: г. Нефтеюганск Наименование материала: Инновационный проект воспитательной программы Тема: "Метод кнута и пряника или проблемы современного воспитания глазами подростков и их родителей". Раздел: среднее образование
Инновационный проект программы
Тема: «Метод кнута и пряника или проблемы современного воспитания
глазами подростков и их родителей».
Обоснование.
Взаимоотношения взрослых и детей, проблема взаимопонимания между
ними - предмет вечных споров и научных изысканий. Как помочь ребёнку
стать личностью, не подвергая его перегибам в воспитании: не задушить его
бесконечной заботой и не дать почувствовать безразличное отношение к его
судьбе?
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию
детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это
способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение и наказание –
простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют
родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у
каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и
поощрений ребёнка. На первый взгляд, выбор «Кнута и пряника» -
прерогатива родителей. На самом деле ребёнок ещё в раннем детстве своими
поступками выбирает поощряемый или наказываемый путь, сам того не
ведая, ставит родителей перед ситуацией выбора: наказание или поощрение?
Часто родители оказываются бессильны, используемые ими методы
воспитания не только не дают желаемого результата, но и зачастую ведут к
полнейшей утрате контроля над поступками и поведением детей. Особенно
это становится заметным, в так называемом «переходном» возрасте.
Цель проекта:
Стимулирование деятельности школьников в учебно-воспитательном
процессе через формирование взаимопонимания между учащимися 8 (9)
параллели и их родителями.
Целевая аудитория:
Учащиеся 8-х(9) классов и их родители.
Задачи.
1.
Разработать с учащимися алгоритмы поведения, которые влекут за
собой поощрение и наказание.
2.
Увеличить методическую копилку родителей, расширить их
представление о разных способах воспитания
3.
Совершенствовать учебно-воспитательный процесс в 8 классе за счёт
применения новых форм методов наказания и поощрения.
Рабочий план реализации проекта.
№ Название мероприятия
Содержание
мероприятия
Сроки
реализации
Ответственны
й
1
Анкетирование
учащихся и их
родителей,
посвящённое
проблемам поощрения
и наказания
Выявление
отношения
учащихся и их
родителей к
методам
наказания и
поощрения,
эффективност
ь этих
методов, их
разнообразие
Начало
февраля
Родительский
комитет 8б
класса
(составление
анкеты).
Кудряшова
Полина,
Абайдуллина
Диана
(обработка
анкет)
2
Диспут «Идеальное
воспитание – это
воспитание без
поощрения и
наказания» (Н. К.
Крупская
Решение
проблемы:
можно ли
воспитать
Человека, не
используя
методы
поощрения и
наказания?
Конец
февраля
Ситалёва Т. Н.
(создание
сценария)
Зимина Варя,
Петрова Даша
(проведение
диспута)
3
Родительское
собрание параллели на
тему «Детей
воспитывают стыдом,
а не кнутом»
Эффективные
формы
воспитания,
обмен опытом,
решение
проблемных
март
Родительский
комитет
Классные
руководители
ситуаций.
4
ОДИ «Праздник
непослушания в 8
параллели»
Дети и
родители
меняются
местами,
учатся
понимать друг
друга
май
Классные
руководители
5
Выпуск брошюры для
«послушных» детей и
любящих родителей
Практические
советы для
детей и их
родителей
Сентябрь -
октябрь
Инициативная
группа (дети,
родители)
6
Конкурс сочинений на
тему «Проблема отцов
и детей в современном
мире»
Высказывание
собственного
мнения на
данную
проблему
Ноябрь-
декабрь
7
Круглый стол
Подведение
результатов
январь
8
Публикации лучших
материалов в
средствах массовой
информации
Обобщение
опыта
Февраль
Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы.
Ответственным за реализацию проекта является классный руководитель и
инициативная группа детей и родителей. В процессе работы с проектом
предполагается использование консультаций школьного психолога.
Информационные ресурсы
Использованная литература:
1.Л. Ю. Гордин «Поощрение и наказание в воспитании детей»
2.Т. А. Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание»
3.И. П. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»
4.О.О. Паздникова «Роль поощрения и наказания в нравственном
воспитании»
5.Интернет- ресурсы.
Временной ресурс.
Проект является долгосрочным. Сроки реализации: февраль 2016 – февраль
2017.
1.
Подготовительный этап.
Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта
Задача: обеспечить заинтересованный подход со стороны родителей и детей к
реализации проекта.
Сроки реализации: первая половина февраля 2016 г
2.
Начальный этап.
Цель: вовлечение родительской общественности в реализацию проекта
Задача: помочь родителям осознать социальную значимость проекта.
Срок реализации: февраль 2016 г.
3.
Основной этап.
Цель: формирование у участников проекта активной жизненной позиции в
вопросах семейного воспитания.
Задача: обеспечить активное участие детей и их родителей в проводимых
мероприятиях.
Срок реализации март- май 2016г
4.Завершающий этап.
Цель: закрепление результатов деятельности участников проекта после
проводимых мероприятий.
Задача: сформировать внутреннюю позицию детей и их родителей
относительно метода «кнута и пряника».
Срок реализации: ноябрь2016 – февраль 2017.
5.Рефлексивный этап.
Цель: выявление положительных и отрицательных аспектов реализации
проекта.
Задача: отследить процесс реализации проекта, выявить его сильные и
слабые стороны.
Сроки реализации: февраль 2017г.
Ожидаемые результаты:
1.
Укрепление внутренней позиции школьника, основанной на
самооценке и самоуважении (улучшение культуры поведения учеников
8 б класса).
2.
Рост мотивации – учебной и социальной (успешная подготовка и сдача
итоговой аттестации за курс 9 класса – 100% успеваемости)
3.
Ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность
к решению моральных проблем, самостоятельность в оценке своих
поступков (осознанный выбор профессиональной подготовки после
окончания 9 класса).