СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ "РЕБЁНОК В СОЦИУМЕ"
Автор: Горшкова Наталья Владимировна Должность: учитель биологии Учебное заведение: БОУ "Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Чувашская Республика,г.Шумерля Наименование материала: статья Тема: СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ "РЕБЁНОК В СОЦИУМЕ" Раздел: среднее образование
СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ «РЕБЁНОК В СОЦИУМЕ»
Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной
среды
путем
усвоения
и
принятия
целей,
ценностей,
норм,
правил
и
способов
поведения,
принятых
в
обществе,
является
универсальной
основой
для
личного
и
социального
благополучия
любого
человека.
Ребенок,
с
интеллектуальной
недостаточностью,
не
в
состоянии
сам
выделить,
осознать
и
усвоить
те
звенья
социальных
структур,
которые
позволяют
личности
комфортно
поддерживать
существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и
цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в
сложном современном социуме. Социальная адаптация воспитанников коррекционных
учреждений – одна из приоритетных задач, ведь то, насколько подготовленным к
«взрослой» жизни выйдет подросток из стен школы-интерната, во многом определит его
дальнейшую судьбу и жизнь. Успешная социализация воспитанника – это тот результат,
на который должна быть нацелена работа педагогического коллектива на протяжении
всего
времени
обучения
ребенка
в
школе-интернате.
Чаще
всего
у
выпускников
специальной (коррекционной) школы VIII вида
возникают проблемы в трудовой,
бытовой и психологической адаптации. Миссия нашей школы-интерната - подготовить
каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных
характеристик
и
индивидуальных
возможностей.
Коллектив
БОУ
«Шумерлинская
общеобразовательная
школа-интернат
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья» разработал систему воспитания «Ребёнок в социуме».
Цель воспитательной системы школы – интерната :
-
создание
условий
для
социальной
реабилитации
и
адаптации
учащихся
через
личностно-ориентированную, здоровьесберегающую и практическую направленность
учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и
совершенствование многопрофильной трудовой подготовки.
Блоки воспитательной системы:
1. Основы гражданского и патриотического воспитания
2. Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся и активизация
познавательной деятельности
3. Экологическое воспитание
4. Эстетическое воспитание и творческое развитие
5. Физкультурно-оздоровительная работа, охрана здоровья
6. Трудовое воспитание, основы социализации и общения
7. Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения на основе
коллективных дел.
Цель блока «Основы гражданского и патриотического воспитания » : формирование
гражданского, национального самосознания учащихся, любви к школе, родному дому,
городу, селу, Отечеству.
Задачи блока:
-Формирование
патриотических
чувств
и
сознания
детей
на
основе
исторических
ценностей России.
-Воспитание
личности
гражданина-патриота
Родины,
способного
встать
на
защиту
государственных интересов своей страны.
-Изучение истории и культуры родного края.
-Формирование нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к
природной среде, ответственность за ее состояние.
Прогнозируемый результат: осознание учащимися того, что настоящий
гражданин любит свою Родину, изучает ее историко-культурное, духовное наследие,
верен
гражданскому
долгу,
гордится
Родиной,
готов
защитить
свое
Отечество,
изменится потребительское отношение к природе, к проблемам окружающей среды.
Цель блока «Формирование навыков межличностного общения и культуры
поведения на основе коллективных дел»:
- формирование у учащихся нравственных убеждений, чести, совести, гражданского
самосознания, социальной активности, ответственности, уважения к закону.
Задачи блока:
- Совершенствование нравственных отношений.
- Формирование и развитие этических взаимоотношений с взрослыми, сверстниками,
гуманистического отношения к окружающему миру.
- Формирование положительных качеств личности, представлений о нормах, правилах.
- Привитие основ религиозной культуры.
-Развитие художественного вкуса, стремление к гармонии, красоте во всех проявлениях
жизни.
Прогнозируемый результат: повысится уровень воспитанности школьников;
снизится число прогулов, случаев правонарушений; более сплоченными станут детские
коллективы; повысится успешность детей в творческих делах.
Цель блока «Трудовое воспитание, основы социализации и общения»:
-подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном
социальном окружении.
Задачи блока:
- Включать школьников в разнообразный труд с целью получения удовлетворения от его
результата.
- Вооружать учащихся основами знаний о доступных профессиях.
- Формировать у учащихся уважительное отношение к людям, чьим трудом создается
определенный уровень благосостояния.
-
Развивать
трудолюбие,
самостоятельность
и
ответственность,
трудовые
и
профессиональные навыки, умение работать в трудовом коллективе.
Реализация блока предполагает: совершенствование трудового обучения и
воспитания,
как
важнейшего
компонента
подготовки
к
самостоятельной
жизни;
решение
проблем
дальнейшей
социальной
адаптации
в
учебных
учреждениях
и
трудовых
коллективах;
участие
воспитанников
в
выполнении
программы
самообеспечения;
более
успешная
сдача
экзаменов
по
трудовому
обучению
и
стабильное
обучение
в
техникумах;
не
боящийся
труда,
подготовленный
к
самостоятельной жизни, успешно адаптируемый в современных условиях человека.
Целью блока «Физкультурно-оздоровительная работа, охрана здоровья»
является: представление возможностей школы для сохранения, коррекции и укрепления
здоровья учащихся.
Задачи блока:
-Снижение уровня заболеваемости.
-Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков.
-Соблюдение валеологических требований на занятии.
-Формирование
у
педагогов,
учащихся
и
родителей
потребности
здорового
образа
жизни.
-Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
-Охрана жизни детей.
При составлении данного блока учитывалось, что работа по сохранению здоровья
должна
строиться
в
следующих
направлениях:
сохранение
физического
здоровья;
сохранение
психического
здоровья;
воспитание
нравственно-социального
благополучия; ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов
семьи, педагогов, сверстников.
Целью блока «Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся и
активизация познавательной деятельности » является:
предоставление
всех
возможностей
школы
для
формирования
сознательного
отношения к учению и развитию познавательной активности и культуры умственного
труда.
Задачи блока:
-Обеспечение
и
осуществление
педагогической
и
психологической
помощи
и
поддержки в обучении и воспитании детей имеющих проблемы в развитии;
-Расширение развивающей среды и создания благоприятных условий для выработки
положительных мотивов учебной деятельности.
-Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых технологий как средства развития
познавательных интересов детей.
Реализация блока предполагает:
-Повышение качества знаний учащихся и результативности обучения детей, имеющих
проблемы в развитии.
-Укрепление и оснащение учебных кабинетов и мастерских современной наглядностью
и внедрение в учебно-воспитательный процесс элементов современных инноваций и
технологий
обеспечивает
коррекцию
развития
ребенка,
реализацию
физических,
трудовых, нравственных задатков и творческих способностей учащихся в соответствии
с их возможностями.
И как результат работы педагогов будет социально-трудовая готовность воспитанников
к самостоятельной жизни и деятельности, безболезненная адаптация их в обществе в
новых социально-экономических условиях.
Цель блока « Экологическое воспитание»: вооружение обучающихся знаниями о
природе и бережном к ней отношении, умениями и навыками, необходимыми для
экологически правильного поведения.
Задачи блока:
-Знакомство
с
методами
исследования
и
географией
распространения
растений
и
животных..
-Развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и
внимания.
-Формирование навыков бережного отношения к природе.
Цель блока «Эстетическое воспитание и творческое развитие»: формирование
чувства прекрасного, развитие ЗУН, связанных с различными направлениями худ.-
эстетического
воспитания:
вокальная,
танцевальная,
театральная
деятельность,
художественное творчество; познание мира через искусство.
Задачи блока
-выявление и развитие у обучающихся творческих способностей;
-приобщение школьников к духовным ценностям;
-развитие у обучающихся коммуникативных умений;
- формирование у школьников норм культурной жизни.
Работая по данной данной системе воспитания и опираясь на:
- Дополнительное образование (кружки)
- Организацию социально-значимых мероприятий
- Взаимодействие с окружающим социумом
мы получаем положительные результаты.
Только
в
тесном
взаимодействии
всех
участников
педагогического
процесса
возможно
успешное
формирование
личностной
готовности
детей
с
нарушениями
развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.