Авторы: Ильмира Шамильевна Кирпичникова, Ильмира Шамильевна Кирпичников
Должность: Лицей при УлГТУ
Учебное заведение: Лицей при УлГТУ
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Слитное и раздельное написание различных частей речи.
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Раздел: полное образование
Урок-практикум с применением ИКТ в 10 классе
«Слитные, раздельные и дефисные написания»
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Кирпичникова Ильмира Шамильевна
Пояснительная записка
При подготовке к ЕГЭ по разделу морфология и орфография традиционно считаются сложными орфограммы на правописание не и ни, слитное
дефисное и раздельное написание. Анализ результатов экзаменов прошлых лет выявил недостаточное владение умениями и навыками слитного,
дефисного и раздельного написания слов разных частей речи. Урок-практикум нацелен на закрепление умений и навыков по указанной теме. Формы
работы: индивидуальная и в группах.
Тема урока орфографическая, сложная, требующая хорошей базы из курса 5 – 9 классов и умения обобщать и систематизировать материал.
Сложность представляет для учащихся, имеющих слабую подготовку или для учащихся с низким темпом деятельности.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум с применением презентации и электронного тренажера.
Цели: закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи; обобщение и систематизация знаний по
морфологии и орфографии; создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Задачи: развитие умений систематизировать и применять полученные знания на практике; формирование универсальных учебных действий,
навыков самоконтроля, работы в группах; стимулирование к активной познавательной деятельности путём использования ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ноутбуки, карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточки для самостоятельной
дифференцированной работы.
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация, электронный тренажер, справочный материал в электронном виде.
Главный этап – обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» и
закрепление знаний.
Оценка успешности достижения целей урока:
Показатели реального результата – собранные в конце урока тетради и карточка с самостоятельно выполненным заданием. По ним и будет виден
реальный результат и реальный уровень каждого ученика в данном вопросе.
Перспективы. Исходя из анализа работ и вопросов по домашнему заданию, на следующем уроке продолжить анализ темы и закрепление
орфографического навыка.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Сообщение темы, целей, самостоятельное формулирование учениками задач урока-практикума, мотивация (3 минуты).
III. Актуализация известных знаний и способов действий.
Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной
теме в 5-9 классах). Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу,
связанную с темой урока. На выполнение задания дается 5 минут.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо),
(железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку,
(не)смотря на трудности.
После выполнения задания на слайде появляется ключ для самопроверки, по которому каждый ученик исправляет допущенные ошибки:
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5
ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (3 минуты).
IV. Практикум - работа в группах.
Каждая группа получает задание подготовить выступление по определенной части речи.
Работая в группах, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное
написание слов и представьте классу. При этом вы можете использовать справочный материал папки на рабочем столе вашего ноутбука, учебник,
тетрадь с таблицами и схемами. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 1 балл (3 + 4 =7 минут).
V. Закрепление, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
1. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается
каждому ученику в процессе урока). (2 минуты)
Часть речи
Слитно
Раздельно
Через дефис
Имя
существител
ьное
С иноязычными
элементами анти, авиа,
био, гео, микро, мото,
Первая часть –
приложение (ст
арик
Состоящие из
двух слов без
соединительной
Имя
существительное
Имя
прилагательное
Наречие
Местоимение
Предлог
Имя
существительное
Имя
прилагательное
Наречие
Местоимение
Предлог
чудо-машина
свежемороженый
мало-
помалу
Кое-что
Из-за
полдома
южноафриканский
по-моему
Кто-либо
в одиночку
стереозвук
трехведерный
по-братски
Несмотря
на
пол-России
юго-западный
набело
В течение
пол-автобуса
железнодорожный
без умолку
стерео,теле, фото и т. п.
( мотокросс, фотосинтез;
искл. контр-адмирал).
С соединительной
гласное О или Е (землемер,
ледокол).
Без соединительной
гласной с глагольной
первой частью
на И(вертихвостка,
сорвиголова).
Первая часть – в начальной
форме (семядоля,
времяисчисление,
времяпрепровождение).
С первой частью ПОЛ-
(ПОЛОВИНА), если
второй корень начинается с
согласной, с первой
частью ПОЛУ-(полчаса,
полвека, полукеды).
Первая часть –
числительное в
родительном
падеже (пятитомник).
крестьянин,
волшебница
зима).
Приложение –
имя
собственное (ре
ка Москва,
улица Арбат).
Существительн
ые с
предлогом (с
веток).
гласной (диван-
кровать).
С иноязычными
элементами виц
е-, лейб-, обер-,
штаб-, штабс-,
унтер-, экс-
(экс-чемпион).
Названия
единиц
измерения (кило
ватт-час).
Названия
промежуточных
сторон
света (юго-
восток).
Составные
фамилии и
географические
названия (Нью-
Йорк, Мамин-
Сибиряк).
С первой
частью ПОЛ-
(ПОЛОВИНА),
если второй
корень
начинается с
гласной, с Л, с
заглавной
буквы (пол-
окна, пол-
лимона, пол-
Москвы).
Имя
прилагатель
Образованные от сложных
существительных (лесостеп
Сочетания
наречия и
Образованные
от сложных
ное
ной).
Первая часть –
числительное в
родительном
падеже (четырехэтажный)
.
Образованные из
подчинительных
словосочетаний (западноевр
опейский от Западная
Европа).
прилагательног
о (прямо
противоположн
ый).
существительн
ых, которые
пишутся через
дефис (северо-
западный).
Образованные
из
сочинительных
словосочетаний,
т.е. тех, в
которых слова
равноправны (ш
ахматно-
шашечный от
шахматы И
шашки).
Обозначающие
сложный
цвет (ярко-
синий).
Обозначающие
качество с
дополнительны
м
оттенком (кисло
-сладкий).
Наречие
Оканчивающиеся на –УЮс
приставками В, НА,
ЗА(вплотную, зачастую).
Образованные из предлога
и местоимения (вовсю), из
предлога и наречия
(доныне), из предлога В и
существительного ПОЛ(впо
лсилы, искл. в пол-лица),
сочетания предлогов с
краткими
Образованные
из предлога В и
существительно
го,
начинающегося
на гласную (в
обнимку), из
сочетания
предлога ПО и
собирательного
числительного (
Наречия с
приставкой ПО-
и суффиксами –
ОМУ, -ЕМУ, -
И (по-доброму,
по-дружески).
Наречия с
приставкой В-
(ВО-) и
суффиксом –
ЫХ (-ИХ) (во-
прилагательными (наглухо),
из предлога с
существительным со
значением пространства и
времени (вниз, вглубь).
по двое).
Образованные
из
существительн
ых на –АХ (на
рысях, в
сердцах).
Сочетание
наречия и
краткого
прилагательног
о (широко
известно).
первых, в-
пятых).
Наречия,
образованные
путем
повтора (чуть-
чуть).
Синонимически
е пары (шито-
крыто,
подобру-
поздорову).
Местоимение
В неопределенных и
отрицательных
местоимениях с
приставками НЕ,
НИ(некто, ничто).
Местоимения с
предлогом (пред
о мной, со
мной).
Неопределенны
е и
отрицательные
местоимения с
приставками,
если между
приставками Н
Е, НИ или
частицей КОЕ
и местоимением
есть
предлог (кое у
кого, не с кем).
Неопределенны
е местоимения,
образованные с
помощью
частиц КОЕ-, -
ТО, -ЛИБО, -
НИБУДЬ (кое-
как, кто-
нибудь).
Предлог
Ряд производных
предлогов (вследствие
(=из-за), наподобие,
наперекор, ввиду (=из-за),
вместо, насчет (=О),
несмотря на, невзирая на
(со значением уступки).
Ряд
производных
предлогов (в
течение, в
продолжение, в
заключение (со
значением
ИЗ-ЗА, ИЗ-
ПОД, ПО-НАД.
времени), по
причине, в
целях, в
отличие).
2. Объяснительный диктант. Под диктовку ученики записывают словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы ( после
пояснения на слайде появляется правильный вариант написания):
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-
негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный
(прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный
(прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и). 5 минут.
3. Контроль и самоконтроль.
Проверьте себя, используя электронный тренажер, проверяющий уровень орфографического навыка. 5 минут.
Проверьте себя, выполняя самостоятельную работу. Задания дифференцированные: каждый ученик получает карточку с текстом, в котором
допущены ошибки. Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые. Карточка сдается учителю. На
выполнение работы - 5 минут.
Вариант 1
Ваша задача - найти и исправить ошибки. В предложениях 7 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Ни ктопонастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную
жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от
окружающих.
Вариант 2
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие
конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.
Вариант 1.
Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их
размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть,
утаить от окружающих.
Вариант 2.
В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии
конфликта. Одинцова, с ее грациозно0величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.
VI.Рефлексия (5 минут).
Беседа (анализ работы на уроке, эффективность использования ИКТ):
1. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока.
Выставьте себе оценку. Шкала оценивания своей работы:
10-11 баллов – «5», 8-9 баллов – «4», 7-6 баллов – «3».
Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя
орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.
2. Какие способы деятельности, применённые на уроке, вам кажутся наиболее продуктивными при подготовке к ЕГЭ?
3. В чём преимущество применения ИКТ в учебной работе, стимулирует ли это ваш интерес к интеллектуально-творческой деятельности?
4. Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок.
VII. Домашнее задание
Подберите и запишите по 5 слов на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения.
Графически обоснуйте выбор написания. (1 минута).