Напоминание

Подготовка к ЕГЭ


Авторы: Ильмира Шамильевна Кирпичникова, Ильмира Шамильевна Кирпичников
Должность: Лицей при УлГТУ
Учебное заведение: Лицей при УлГТУ
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Слитное и раздельное написание различных частей речи.
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Урок-практикум с применением ИКТ в 10 классе

«Слитные, раздельные и дефисные написания»

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Кирпичникова Ильмира Шамильевна

Пояснительная записка

При подготовке к ЕГЭ по разделу морфология и орфография традиционно считаются сложными орфограммы на правописание не и ни, слитное

дефисное и раздельное написание. Анализ результатов экзаменов прошлых лет выявил недостаточное владение умениями и навыками слитного,

дефисного и раздельного написания слов разных частей речи. Урок-практикум нацелен на закрепление умений и навыков по указанной теме. Формы

работы: индивидуальная и в группах.

Тема урока орфографическая, сложная, требующая хорошей базы из курса 5 – 9 классов и умения обобщать и систематизировать материал.

Сложность представляет для учащихся, имеющих слабую подготовку или для учащихся с низким темпом деятельности.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум с применением презентации и электронного тренажера.

Цели: закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи; обобщение и систематизация знаний по

морфологии и орфографии; создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.

Задачи: развитие умений систематизировать и применять полученные знания на практике; формирование универсальных учебных действий,

навыков самоконтроля, работы в группах; стимулирование к активной познавательной деятельности путём использования ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ноутбуки, карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточки для самостоятельной

дифференцированной работы.

Используемые ЦОР: мультимедийная презентация, электронный тренажер, справочный материал в электронном виде.

Главный этап – обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» и

закрепление знаний.

Оценка успешности достижения целей урока:

Показатели реального результата – собранные в конце урока тетради и карточка с самостоятельно выполненным заданием. По ним и будет виден

реальный результат и реальный уровень каждого ученика в данном вопросе.

Перспективы. Исходя из анализа работ и вопросов по домашнему заданию, на следующем уроке продолжить анализ темы и закрепление

орфографического навыка.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Сообщение темы, целей, самостоятельное формулирование учениками задач урока-практикума, мотивация (3 минуты).

III. Актуализация известных знаний и способов действий.

Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной

теме в 5-9 классах). Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу,

связанную с темой урока. На выполнение задания дается 5 минут.

(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо),

(железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку,

(не)смотря на трудности.

После выполнения задания на слайде появляется ключ для самопроверки, по которому каждый ученик исправляет допущенные ошибки:

Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5

ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (3 минуты).

IV. Практикум - работа в группах.

Каждая группа получает задание подготовить выступление по определенной части речи.

Работая в группах, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное

написание слов и представьте классу. При этом вы можете использовать справочный материал папки на рабочем столе вашего ноутбука, учебник,

тетрадь с таблицами и схемами. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 1 балл (3 + 4 =7 минут).

V. Закрепление, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

1. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается

каждому ученику в процессе урока). (2 минуты)

Часть речи

Слитно

Раздельно

Через дефис

Имя

существител

ьное

С иноязычными

элементами анти, авиа,

био, гео, микро, мото,

Первая часть –

приложение (ст

арик

Состоящие из

двух слов без

соединительной

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Наречие

Местоимение

Предлог

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Наречие

Местоимение

Предлог

чудо-машина

свежемороженый

мало-

помалу

Кое-что

Из-за

полдома

южноафриканский

по-моему

Кто-либо

в одиночку

стереозвук

трехведерный

по-братски

Несмотря

на

пол-России

юго-западный

набело

В течение

пол-автобуса

железнодорожный

без умолку

стерео,теле, фото и т. п.

( мотокросс, фотосинтез;

искл. контр-адмирал).

С соединительной

гласное О или Е (землемер,

ледокол).

Без соединительной

гласной с глагольной

первой частью

на И(вертихвостка,

сорвиголова).

Первая часть – в начальной

форме (семядоля,

времяисчисление,

времяпрепровождение).

С первой частью ПОЛ-

(ПОЛОВИНА), если

второй корень начинается с

согласной, с первой

частью ПОЛУ-(полчаса,

полвека, полукеды).

Первая часть –

числительное в

родительном

падеже (пятитомник).

крестьянин,

волшебница

зима).

Приложение –

имя

собственное (ре

ка Москва,

улица Арбат).

Существительн

ые с

предлогом (с

веток).

гласной (диван-

кровать).

С иноязычными

элементами виц

е-, лейб-, обер-,

штаб-, штабс-,

унтер-, экс-

(экс-чемпион).

Названия

единиц

измерения (кило

ватт-час).

Названия

промежуточных

сторон

света (юго-

восток).

Составные

фамилии и

географические

названия (Нью-

Йорк, Мамин-

Сибиряк).

С первой

частью ПОЛ-

(ПОЛОВИНА),

если второй

корень

начинается с

гласной, с Л, с

заглавной

буквы (пол-

окна, пол-

лимона, пол-

Москвы).

Имя

прилагатель

Образованные от сложных

существительных (лесостеп

Сочетания

наречия и

Образованные

от сложных

ное

ной).

Первая часть –

числительное в

родительном

падеже (четырехэтажный)

.

Образованные из

подчинительных

словосочетаний (западноевр

опейский от Западная

Европа).

прилагательног

о (прямо

противоположн

ый).

существительн

ых, которые

пишутся через

дефис (северо-

западный).

Образованные

из

сочинительных

словосочетаний,

т.е. тех, в

которых слова

равноправны (ш

ахматно-

шашечный от

шахматы И

шашки).

Обозначающие

сложный

цвет (ярко-

синий).

Обозначающие

качество с

дополнительны

м

оттенком (кисло

-сладкий).

Наречие

Оканчивающиеся на –УЮс

приставками В, НА,

ЗА(вплотную, зачастую).

Образованные из предлога

и местоимения (вовсю), из

предлога и наречия

(доныне), из предлога В и

существительного ПОЛ(впо

лсилы, искл. в пол-лица),

сочетания предлогов с

краткими

Образованные

из предлога В и

существительно

го,

начинающегося

на гласную (в

обнимку), из

сочетания

предлога ПО и

собирательного

числительного (

Наречия с

приставкой ПО-

и суффиксами –

ОМУ, -ЕМУ, -

И (по-доброму,

по-дружески).

Наречия с

приставкой В-

(ВО-) и

суффиксом

ЫХ (-ИХ) (во-

прилагательными (наглухо),

из предлога с

существительным со

значением пространства и

времени (вниз, вглубь).

по двое).

Образованные

из

существительн

ых на –АХ (на

рысях, в

сердцах).

Сочетание

наречия и

краткого

прилагательног

о (широко

известно).

первых, в-

пятых).

Наречия,

образованные

путем

повтора (чуть-

чуть).

Синонимически

е пары (шито-

крыто,

подобру-

поздорову).

Местоимение

В неопределенных и

отрицательных

местоимениях с

приставками НЕ,

НИ(некто, ничто).

Местоимения с

предлогом (пред

о мной, со

мной).

Неопределенны

е и

отрицательные

местоимения с

приставками,

если между

приставками Н

Е, НИ или

частицей КОЕ

и местоимением

есть

предлог (кое у

кого, не с кем).

Неопределенны

е местоимения,

образованные с

помощью

частиц КОЕ-, -

ТО, -ЛИБО, -

НИБУДЬ (кое-

как, кто-

нибудь).

Предлог

Ряд производных

предлогов (вследствие

(=из-за), наподобие,

наперекор, ввиду (=из-за),

вместо, насчет (=О),

несмотря на, невзирая на

(со значением уступки).

Ряд

производных

предлогов (в

течение, в

продолжение, в

заключение (со

значением

ИЗ-ЗА, ИЗ-

ПОД, ПО-НАД.

времени), по

причине, в

целях, в

отличие).

2. Объяснительный диктант. Под диктовку ученики записывают словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы ( после

пояснения на слайде появляется правильный вариант написания):

Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-

негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный

(прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный

(прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и). 5 минут.

3. Контроль и самоконтроль.

Проверьте себя, используя электронный тренажер, проверяющий уровень орфографического навыка. 5 минут.

Проверьте себя, выполняя самостоятельную работу. Задания дифференцированные: каждый ученик получает карточку с текстом, в котором

допущены ошибки. Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые. Карточка сдается учителю. На

выполнение работы - 5 минут.

Вариант 1

Ваша задача - найти и исправить ошибки. В предложениях 7 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Ни ктопонастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную

жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от

окружающих.

Вариант 2

Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.

В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие

конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.

Вариант 1.

Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их

размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть,

утаить от окружающих.

Вариант 2.

В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии

конфликта. Одинцова, с ее грациозно0величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.

VI.Рефлексия (5 минут).

Беседа (анализ работы на уроке, эффективность использования ИКТ):

1. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока.

Выставьте себе оценку. Шкала оценивания своей работы:

10-11 баллов – «5», 8-9 баллов – «4», 7-6 баллов – «3».

Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя

орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.

2. Какие способы деятельности, применённые на уроке, вам кажутся наиболее продуктивными при подготовке к ЕГЭ?

3. В чём преимущество применения ИКТ в учебной работе, стимулирует ли это ваш интерес к интеллектуально-творческой деятельности?

4. Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок.

VII. Домашнее задание

Подберите и запишите по 5 слов на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения.

Графически обоснуйте выбор написания. (1 минута).



В раздел образования