Напоминание

Изучение воздействия на читательское сознание школьников произведений современной литературы


Автор: Труфанова Алевтина Витальевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Изучение воздействия на читательское сознание школьников произведений современной литературы
Раздел: высшее образование





Назад




Статья

В настоящее время в Российской научной и педагогической литературе

существует достаточно обширный круг работ, посвященных изучению

проблематики, связанной с пробуждением сознания к чтению среди

школьников.

Количество

работ

по

исследованию

читательского

сознания

современного школьника невелико. Среди них ещё меньше таких, в которых

были бы подвергнуты анализу читательского сознания старших школьников.

А ведь период ранней юности - наиболее ответственный период в

формировании духовного лица молодого человека.

Юность - период завершения формирования личности. Но нельзя

забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма

яркими и необычными, разными по возможностям и интересам. Юность -

пора первых чувств, пора прилива внутренних сил. В это время у человека

складываются

критерии

подхода

к

оценке

себя

и

окружающей

действительности, что отражается на его отношении к искусству. В ранней

юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к

литературе в частности.

Стремление познать мир и найти в нем свое место сказывается на

литературном вкусе старшеклассников. Даже ученики, находящиеся на

невысоком уровне литературного развития, чувствуют эмоциональный тон

произведения, хотя в целом эмоционально-образные переживания в старшем

школьном возрасте несколько ослабевают, поскольку развитие абстрактного

мышления в эти годы идет особенно интенсивно и иногда подавляет эмоции.

Развитие

ученика-читателя

-

ключевая

проблема

литературного

образования

школьников,

которая

тесно

связана

с

читательской

деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя. Проблема

изучения

читателя

закономерно

рассматривается

в

методических

и

психологических

работах

(В.

Г.

Маранцман,

О.

И.

Никифорова,

О. Ю. Богданова, Л. И. Коновалова, В. Ф. Чертов и др.).

Тема

соотношения

федерального

образовательного

стандарта

и

реальных потребностей педагога работающего над пробуждением сознания к

чтению школьников подробно рассмотрена в статье «Особенности уроков

литературного чтения в рамках реализации ФГОС ООО» подготовленной

кандидатом

педагогических

наук

Ахтырской

Еленой

Николаевной.

Озвученная

публикация

подробно

рассматривает

особенности

уроков

литературного чтения в условиях реализации ФГОС ООО. анализируются

основные отличия стандарта второго поколения от предшествующих

стандартов.

Делается

вывод

о

возможности

формирования

духовно-

нравственных качеств у школьников как в урочной деятельности по

литературе, так и во внеурочной.

В настоящее время, благодаря концепции литературного развития

В. Г. Маранцмана многое известно о школьнике как читателе, о его

читательской деятельности, о возрастных особенностях восприятия им

произведений разных литературных родов и жанров.

Неуклонное снижение интереса детей к чтению, в последнее время,

становится на современном этапе развития культурной среды российского

общества все более актуальной проблемой. Ведь, благодаря исследованиям в

области психологии, педагогики и социологии достоверно и бесспорно

доказано

то,

что

вдумчивое

чтение

литературы,

с

последующим

размышлением над прочитанным материалом, и даже сама механика чтения

(перелистывание страниц, формирование образов через зрительное усвоение

буквенных сочетаний, переход от строки к строке, от предложения к

предложению) есть эффективнейшее средство повышение интеллекта. Более

того, регулярное чтение формирует эмоциональный разум, совершенствует

мир чувств и духовных качеств души и личности ребенка. Поэтому

первоочередная задачей любой образовательной системы (начиная с семьи и

заканчивая высшей школой), а особенно старшей школы должна выступать, в

первую очередь, целенаправленная организация систематического чтения

каждого школьника.

Так что же такое читательское сознание?! Читательское сознание - это

избирательно-положительное отношение читателя

к

чтению

печатных

произведений, в частности к книге, приобретающих для него значимость и

эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным

потребностям и особенностям читательской психологии. Другими словами,

читательское сознание - это выделение из огромного мира литературы

определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для

конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям,

чтение которой приносит читателю эмоциональное наслаждение, доставляет

ему радость, вызывает положительное отношение к себе.

Не только современными учеными и педагогами-практиками, но и уже

большинством школьных педагогов и родителей отмечается то, что среди

школьников наблюдается катастрофический спад сознания к чтению. Одной

из причин данного явления, является появление иных (помимо книг)

источников информации, в виде различных информационных ресурсов

интернет-среды, доступных детям средств массовой информации, и др.

Другим основанием спада сознания школьников к чтению является,

несовершенство самого процесса обучения, начиная с недостатков учителя,

как специалиста и заканчивая несовершенством всей образовательной

системы страны. Все эти обстоятельства обуславливают потребность поиска

новых

эффективных

технологий,

направленных

на

формирование

устойчивого читательского сознания школьников в старшей школе.

В читательском сознании выражается отношение не вообще к книгам, а

именно к выборочному чтению книг. Например, собиратель книг может

интересоваться ими как коллекционер, читая далеко не каждую из них. Как

сравнительно

устойчивое

свойство

личности,

читательское

сознание

формируется

и

проявляется

путем

многократного

возникновения

и

обобщения временных состояний заинтересованности.

Заинтересованность текстом - психологическое состояние, сочетающее

концентрацию непроизвольного внимания с положительным эмоциональным

тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов

восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии

читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться.

Напротив, Его трудно отвлечь, настолько велико желание продолжать

чтение.

В состоянии заинтересованности книгой складывается оценочное

отношение к ней, которое часто еще переносят на непрочитанные книги.

Если стихийно или под руководством библиотекаря или учителя читатель

встречается с целым рядом книг, из которых каждая его увлекает, то это

положительное отношение к определенной литературе. Отсюда следует

вывод

для

библиотекарей

и

учителей:

для

формирования

нового

читательского сознания необходимо создать ситуацию, при которой читатель

впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем,

путем

подбора

книг

многократно

воспроизводить

заинтересованность

новыми книгами, способствуя ее закреплению, обобщению, переходу в

устойчивую черту читательской психологии личности. В определении

понятия «читательское сознание» выделены его отличительные признаки:

значимость определенной литературы для читателя;

положительное эмоциональное отношение к чтению литературы.

Противопоставление этих признаков относительно. Каждый на своем

уровне, они отражают степень соответствия произведений потребностям

читателя. В гармонически развитом и осознанном интересе человека

увлекает и процесс чтения, и конечная его цель – получение информации.

Однако на разных стадиях формирования читательского сознания один

из признаков может преобладать над другим. При однобоком развитии

складывается ущербное отношение к чтению, и сугубо практическое

(познавательное)

использование

литературы,

и

чисто

развлекательное

отношение к чтению в своих крайних проявлениях объединяют духовную

жизнь личности.

Читательское сознание связано с потребностью в чтении, выражающей

зависимость читателя от печатной продукции. Потребность ближе стоит к

необходимости, чем интерес. Но эту связь нельзя понимать упрощенно,

однолинейно; нужно учитывать, что конкретная потребность порождает

строго

соответствующий

ей

интерес.

Одна

потребность

(например,

познавательная) рождает множество интересов, в том числе и читательских.

И наоборот, конкретный читательский интерес отвечает разнообразным

потребностям личности. Возникающий на основе духовных потребностей

читательское сознание при постоянном удовлетворении перерастает в

устойчивую потребность читать определенную литературу, а эта потребность

рождает новые интересы. Массовое читательское сознание, увеличивает

читательский спрос на литературу, способен влиять на тиражирование новой

печатной продукции, а ее потребление воспроизводит потребности в чтении.

Таким образом, можно сказать, что по мнению многих, указанных

выше, исследователей – педагогов, психологов, психиатров читательское

сознание - это, своего рода электрический ток, связывающий мысль ребенка с

прочитанным словом. Возникновение и проявление этого сознания, накрепко

связано с предшествующим опытом ребенка, с укладом его семьи и

привычками других близких людей. Сознание к чтению формируется из

множества внешних и внутренних факторов, таких как личность самого

ребенка, его словарного запаса, самостоятельности, уверенности в себе, а

также личности его родителей и педагога, от взгляда на книги и чтение в

культуре современного общества. Возникновение читательского сознания во

многом зависит от школьной среды, организующей процессы мышления,

эмоции, в среде школьников в ходе занятий чтением, а также от отношений

педагога к родителям. Читательское сознание, таким образом, является

результатом физического, умственного, эмоционального и социального

развития ребенка.



В раздел образования