Автор: Труфанова Алевтина Витальевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Изучение воздействия на читательское сознание школьников произведений современной литературы
Раздел: высшее образование
Статья
В настоящее время в Российской научной и педагогической литературе
существует достаточно обширный круг работ, посвященных изучению
проблематики, связанной с пробуждением сознания к чтению среди
школьников.
Количество
работ
по
исследованию
читательского
сознания
современного школьника невелико. Среди них ещё меньше таких, в которых
были бы подвергнуты анализу читательского сознания старших школьников.
А ведь период ранней юности - наиболее ответственный период в
формировании духовного лица молодого человека.
Юность - период завершения формирования личности. Но нельзя
забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма
яркими и необычными, разными по возможностям и интересам. Юность -
пора первых чувств, пора прилива внутренних сил. В это время у человека
складываются
критерии
подхода
к
оценке
себя
и
окружающей
действительности, что отражается на его отношении к искусству. В ранней
юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к
литературе в частности.
Стремление познать мир и найти в нем свое место сказывается на
литературном вкусе старшеклассников. Даже ученики, находящиеся на
невысоком уровне литературного развития, чувствуют эмоциональный тон
произведения, хотя в целом эмоционально-образные переживания в старшем
школьном возрасте несколько ослабевают, поскольку развитие абстрактного
мышления в эти годы идет особенно интенсивно и иногда подавляет эмоции.
Развитие
ученика-читателя
-
ключевая
проблема
литературного
образования
школьников,
которая
тесно
связана
с
читательской
деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя. Проблема
изучения
читателя
закономерно
рассматривается
в
методических
и
психологических
работах
(В.
Г.
Маранцман,
О.
И.
Никифорова,
О. Ю. Богданова, Л. И. Коновалова, В. Ф. Чертов и др.).
Тема
соотношения
федерального
образовательного
стандарта
и
реальных потребностей педагога работающего над пробуждением сознания к
чтению школьников подробно рассмотрена в статье «Особенности уроков
литературного чтения в рамках реализации ФГОС ООО» подготовленной
кандидатом
педагогических
наук
Ахтырской
Еленой
Николаевной.
Озвученная
публикация
подробно
рассматривает
особенности
уроков
литературного чтения в условиях реализации ФГОС ООО. анализируются
основные отличия стандарта второго поколения от предшествующих
стандартов.
Делается
вывод
о
возможности
формирования
духовно-
нравственных качеств у школьников как в урочной деятельности по
литературе, так и во внеурочной.
В настоящее время, благодаря концепции литературного развития
В. Г. Маранцмана многое известно о школьнике как читателе, о его
читательской деятельности, о возрастных особенностях восприятия им
произведений разных литературных родов и жанров.
Неуклонное снижение интереса детей к чтению, в последнее время,
становится на современном этапе развития культурной среды российского
общества все более актуальной проблемой. Ведь, благодаря исследованиям в
области психологии, педагогики и социологии достоверно и бесспорно
доказано
то,
что
вдумчивое
чтение
литературы,
с
последующим
размышлением над прочитанным материалом, и даже сама механика чтения
(перелистывание страниц, формирование образов через зрительное усвоение
буквенных сочетаний, переход от строки к строке, от предложения к
предложению) есть эффективнейшее средство повышение интеллекта. Более
того, регулярное чтение формирует эмоциональный разум, совершенствует
мир чувств и духовных качеств души и личности ребенка. Поэтому
первоочередная задачей любой образовательной системы (начиная с семьи и
заканчивая высшей школой), а особенно старшей школы должна выступать, в
первую очередь, целенаправленная организация систематического чтения
каждого школьника.
Так что же такое читательское сознание?! Читательское сознание - это
избирательно-положительное отношение читателя
к
чтению
печатных
произведений, в частности к книге, приобретающих для него значимость и
эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным
потребностям и особенностям читательской психологии. Другими словами,
читательское сознание - это выделение из огромного мира литературы
определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для
конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям,
чтение которой приносит читателю эмоциональное наслаждение, доставляет
ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Не только современными учеными и педагогами-практиками, но и уже
большинством школьных педагогов и родителей отмечается то, что среди
школьников наблюдается катастрофический спад сознания к чтению. Одной
из причин данного явления, является появление иных (помимо книг)
источников информации, в виде различных информационных ресурсов
интернет-среды, доступных детям средств массовой информации, и др.
Другим основанием спада сознания школьников к чтению является,
несовершенство самого процесса обучения, начиная с недостатков учителя,
как специалиста и заканчивая несовершенством всей образовательной
системы страны. Все эти обстоятельства обуславливают потребность поиска
новых
эффективных
технологий,
направленных
на
формирование
устойчивого читательского сознания школьников в старшей школе.
В читательском сознании выражается отношение не вообще к книгам, а
именно к выборочному чтению книг. Например, собиратель книг может
интересоваться ими как коллекционер, читая далеко не каждую из них. Как
сравнительно
устойчивое
свойство
личности,
читательское
сознание
формируется
и
проявляется
путем
многократного
возникновения
и
обобщения временных состояний заинтересованности.
Заинтересованность текстом - психологическое состояние, сочетающее
концентрацию непроизвольного внимания с положительным эмоциональным
тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов
восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии
читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться.
Напротив, Его трудно отвлечь, настолько велико желание продолжать
чтение.
В состоянии заинтересованности книгой складывается оценочное
отношение к ней, которое часто еще переносят на непрочитанные книги.
Если стихийно или под руководством библиотекаря или учителя читатель
встречается с целым рядом книг, из которых каждая его увлекает, то это
положительное отношение к определенной литературе. Отсюда следует
вывод
для
библиотекарей
и
учителей:
для
формирования
нового
читательского сознания необходимо создать ситуацию, при которой читатель
впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем,
путем
подбора
книг
многократно
воспроизводить
заинтересованность
новыми книгами, способствуя ее закреплению, обобщению, переходу в
устойчивую черту читательской психологии личности. В определении
понятия «читательское сознание» выделены его отличительные признаки:
значимость определенной литературы для читателя;
положительное эмоциональное отношение к чтению литературы.
Противопоставление этих признаков относительно. Каждый на своем
уровне, они отражают степень соответствия произведений потребностям
читателя. В гармонически развитом и осознанном интересе человека
увлекает и процесс чтения, и конечная его цель – получение информации.
Однако на разных стадиях формирования читательского сознания один
из признаков может преобладать над другим. При однобоком развитии
складывается ущербное отношение к чтению, и сугубо практическое
(познавательное)
использование
литературы,
и
чисто
развлекательное
отношение к чтению в своих крайних проявлениях объединяют духовную
жизнь личности.
Читательское сознание связано с потребностью в чтении, выражающей
зависимость читателя от печатной продукции. Потребность ближе стоит к
необходимости, чем интерес. Но эту связь нельзя понимать упрощенно,
однолинейно; нужно учитывать, что конкретная потребность порождает
строго
соответствующий
ей
интерес.
Одна
потребность
(например,
познавательная) рождает множество интересов, в том числе и читательских.
И наоборот, конкретный читательский интерес отвечает разнообразным
потребностям личности. Возникающий на основе духовных потребностей
читательское сознание при постоянном удовлетворении перерастает в
устойчивую потребность читать определенную литературу, а эта потребность
рождает новые интересы. Массовое читательское сознание, увеличивает
читательский спрос на литературу, способен влиять на тиражирование новой
печатной продукции, а ее потребление воспроизводит потребности в чтении.
Таким образом, можно сказать, что по мнению многих, указанных
выше, исследователей – педагогов, психологов, психиатров читательское
сознание - это, своего рода электрический ток, связывающий мысль ребенка с
прочитанным словом. Возникновение и проявление этого сознания, накрепко
связано с предшествующим опытом ребенка, с укладом его семьи и
привычками других близких людей. Сознание к чтению формируется из
множества внешних и внутренних факторов, таких как личность самого
ребенка, его словарного запаса, самостоятельности, уверенности в себе, а
также личности его родителей и педагога, от взгляда на книги и чтение в
культуре современного общества. Возникновение читательского сознания во
многом зависит от школьной среды, организующей процессы мышления,
эмоции, в среде школьников в ходе занятий чтением, а также от отношений
педагога к родителям. Читательское сознание, таким образом, является
результатом физического, умственного, эмоционального и социального
развития ребенка.