Напоминание

"Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»


Автор: Иванова Инна Вячеславовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Вурнарская СОШ №1 им. И.Н. Никифорова"
Населённый пункт: Чувашская Республика Вурнарский район
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
Раздел: полное образование





Назад




Урок химии по теме:

«Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»

Тип урока: урок комбинированный (с использованием презентации).

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Цель: познакомиться с важнейшими классами бинарных соединений – оксидами и

водородными соединениями.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать первоначальные знания об оксидах и водородных

соединениях, показать значение важнейших представителей в природе и жизни человека;

Развивающая: развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия,

определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по

степеням окисления элементов;

Воспитательная: умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, умения

адекватной самооценки и самоконтроля. Воспитывать культуру умственного труда, развивать

коммуникативные качества.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные

критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение владеть смысловым чтением

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в

таблицу и пр.).

3. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

2.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные УУД

1.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы.

3. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа

жизни и сохранения здоровья.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные ( использование презентации),

технология обучения в сотрудничестве (работа в паре), технология дифференцированного

подхода (поиск информации из дополнительных источников сильными учениками по вопросам

темы урока).

Оборудование: технические средства, реактивы: CuO, CaO,Fe

2

O

3

, H

2

O,SiO

2

,Cr

2

O

3

.

Ход урока.

Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по планете

«Знаний» и посетим остров под названием «Х». Мы познакомимся с важнейшими

представителями, их названиями и значением в природе и жизни человека. Я буду вашим

проводником. Но прежде давайте проверим наш багаж знаний.

(на доске есть кружок внутри, которой буква Х- неизвестный остров)

Актуализация(повторение) знаний.

Учитель: Ребята, для этого попробуем ответить на вопросы:

Какие соединения называют бинарными?

Ученики: Бинарные соединения – это двухэлементные соединения.

Учитель: Что такое степень окисления? Как определить степень окисления у металлов?

неметаллов?

Ученики: Дети рассказывают правила.

Учитель: Дайте названия следующим бинарным соединениям (на доске формулы)

CaO, P

2

O

5

, SO

2

,SO

3

, Fe

2

O

3

.

Ученики: Ребята поочередно дают названия этим формулам.

Учитель: Составить формулы веществ по названию (названия написаны на доске)

Оксид натрия -

Оксид хрома (III)-

Оксид азота (V) –

Оксид марганца (VII) -

Ученики: Ребята выходят к доске и пишут соответствующие формулы названиям, остальные

в это время выполняют в тетради.

Учитель: Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня

говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий

минерал. А что это за вещества, вы ответите, разгадав загадки:

Итак, 1-я загадка.

Она и дождь, и град и снег

Туман и гололёд,

Носитель благ, предвестник бед

И радуга и лёд.

Что это за вещество?

Ученики: Вода.

Учитель: Какова формула воды? Запишите её на доске.

Ученики: Н

2

О (пишет на доске).

Учитель: 2-я загадка.

Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Это газ, выделяемый нами при выдохе.

Что это за газ?

Ученики: углекислый газ.

Учитель: Назовите его формулу. Запишите её на доске.

Ученики: СО

2

. (пишет на доске).

Учитель: 3-я загадка.

Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой.

...на рукомойнике моём

Позеленела медь,

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть...

Как вы считаете, что произошло с медью? Почему она позеленела?

Ученики: (Ответ — она окислилась.)

Учитель: А что значит окислилась?

Ученики: Это значит, что она вступила во взаимодействие с кислородом.

Учитель:Назовите формулу этого вещества? Запишите её на доске.

Ученики: CuO. (пишет на доске).

Учитель: Посмотрите на формулы, которые записаны на доске? Как вы считаете, что же

общего между ними?

Ученики: Дети говорят о схожести состава молекул. Они состоят из двух элементов.

И у всех у них в состав молекулы входит кислород.

Учитель: Верно. Так, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего разговора?

Ученики: Об оксидах.

Учитель: Вы правильно определили тему нашего разговора. Мы продолжаем путешествие по

планете «Знаний» и нашли неизвестный остров под названием «Оксиды».

Записывает тему урока на доске. (слайд 1)

Тема: «Важнейшие классы бинарных соединений –оксиды и летучие водородные

соединения».

Ученики: Дети пишут в тетрадях.

Учитель: Определите признаки оксидов?

Ученики: Признаки оксидов: 1)сложные вещества, 2)состоят из 2 элементов,3) одним из

которых является кислород , 4)со с.о. -2.

Учитель:Обращаю ваше внимание на то, что вещество пероксид водорода Н

2

О

2

не является

оксидом. Почему? Как вы думаете?

Ученики: Степень окисления кислорода в пероксидах -1, а а в оксидах должна быть -2.

Учитель: Кроме того, вещество фторид кислорода OF

2

также не является оксидом. Почему?

Ученики: по этой же причине (степень окисления кислорода +2).

Учитель: Запишите формулы данных соединений, укажите степени окисления элементов, а

также правило понятия «оксид». (слайд 2)

Ученики: записывают правило в тетради.

Учитель: Рассмотрим способ образования названий оксидов:

Оксид + название элемента в род пад. + с.о. элем. ,если переменная с.о.

Ученики: записывают схему в тетрадь.

Учитель: Рассмотрите формулы записанных оксидов и скажите , ребята, какая между ними

разница? Вспомните, на какие 2 группы делятся химические элементы?

Ученики: Оксиды образованы из металлов и неметаллов.

Учитель: Составим схему с примерами (слайд 3)

Оксиды

Оксиды металлов Оксиды неметаллов

Учитель: Ребята составляют схему с примерами

Оксиды

Оксиды металлов Оксиды неметаллов

CaO, Na

2

O, MnO

2

,Cr

2

O

3

, Fe

2

O

3

P

2

O

5

, SO

2

,SO

3

,CO

2

, H

2

O

Учитель: Ребята, вы ,наверное, устали. Проведем физкультминутку.

Физкультминутка (видеоролик)

Ученики: Выполняют движения под музыкальный видеоролик.

Учитель:

Ребята, далее выполним лабораторную работу «Ознакомление

с образцами

оксидов». Для этого вам будут выданы листочки с таблицами.

Название оксида

Формула

Цвет

Агрегатное состояние

Растворимось в воде

Ученики: Приклеивают в тетрадях таблицу и выполняют лабораторную работу. Для

выполнения на каждую пару выданы образцы оксидов и вода.

Лабораторная работа «Ознакомление с образцами оксидов»

Название оксида

Формула

Цвет

Агрегатное состояние

Растворимось в воде

оксид кальция

CaO

белый

твердый

+

оксид кремния (IV)

SiO

2

желтоватый

твердый

-

оксид водорода(вода)

H

2

O

бесцветный

жидкий

-

оксид железа (III)

Fe

2

O

3

красно-

коричневый

твердый

-

оксид углерода (IV)

CO

2

бесцветный

газообразный

+

оксид хрома (III)

Cr

2

O

3

зеленый

твердый

-

Учитель: Ребята, сделаем вывод о свойствах оксидов.

Ученики: Оксиды по цвету разнообразны, по агрегатному состоянию бывают во всех трех

агрегатных состояниях,

по растворимости

оксиды могут быть растворимыми и

нерастворимыми.

Учитель: Теперь, ребята, давайте узнаем о применении некоторых оксидов.

Ученики:

отдельные

ученики

рассказывают

об

оксидах

(материал

подготовили

самостоятельно) и при этом демонстрируется презентация.

Слайд 4-13

Учитель:Теперь поговорим о гидридах.

Гидриды –бинарные соединения в состав которых входит водород со с.о. -1.

Гидриды

Металлов неметаллов

NaH, CaH

2

NH

3

, PH

3

Ученики:записывают в тетрадь правило и схему.

Учитель: В конце параграфа находим рассказ о гидридах и летучих водородных соединениях.

Ученики: читают текст и знакомятся их особенностями.

Учитель: А теперь, ребята, выясним, что вы усвоили в течение урока. Выполним экспресс-тест.

Слайд 14

Рефлексия.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотнести цель учебной

деятельности и ее результаты. Самооценка на основе критерия успешности.

Учитель: Расставаясь с вами, я хочу, чтобы вы проанализировали, все то, что происходило

сегодня на уроке.

- Считаете ли вы для себя этот урок полезным?

- На все ли вопросы вы смогли найти ответ?

- Чувствовали ли вы поддержку учителя и товарищей?

Учитель: Я вам предлагаю оценить вашу деятельность на уроке. У вас на столе лежит таблица

с критериями:

Прием «Что я за птица?»

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал урока

усвоил хорошо

усвоил частично

усвоил слабо

Объяснить тему

могу сам

могу с подсказкой

затрудняюсь

товарищу

Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их прибавить. Учитель поясняет,

как соотносятся набранные баллы с видом птицы.

- А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали:

3 – 5 баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку;

6 – 7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

8 – 9 баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.

А теперь поднимите все руки и поаплодируйте друг другу.

Спасибо за урок!



В раздел образования