Автор: Иванова Инна Вячеславовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Вурнарская СОШ №1 им. И.Н. Никифорова"
Населённый пункт: Чувашская Республика Вурнарский район
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
Раздел: полное образование
Урок химии по теме:
«Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
Тип урока: урок комбинированный (с использованием презентации).
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная
Цель: познакомиться с важнейшими классами бинарных соединений – оксидами и
водородными соединениями.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать первоначальные знания об оксидах и водородных
соединениях, показать значение важнейших представителей в природе и жизни человека;
Развивающая: развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия,
определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по
степеням окисления элементов;
Воспитательная: умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, умения
адекватной самооценки и самоконтроля. Воспитывать культуру умственного труда, развивать
коммуникативные качества.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение владеть смысловым чтением
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в
таблицу и пр.).
3. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
2.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Личностные УУД
1.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
3. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные ( использование презентации),
технология обучения в сотрудничестве (работа в паре), технология дифференцированного
подхода (поиск информации из дополнительных источников сильными учениками по вопросам
темы урока).
Оборудование: технические средства, реактивы: CuO, CaO,Fe
2
O
3
, H
2
O,SiO
2
,Cr
2
O
3
.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по планете
«Знаний» и посетим остров под названием «Х». Мы познакомимся с важнейшими
представителями, их названиями и значением в природе и жизни человека. Я буду вашим
проводником. Но прежде давайте проверим наш багаж знаний.
(на доске есть кружок внутри, которой буква Х- неизвестный остров)
Актуализация(повторение) знаний.
Учитель: Ребята, для этого попробуем ответить на вопросы:
Какие соединения называют бинарными?
Ученики: Бинарные соединения – это двухэлементные соединения.
Учитель: Что такое степень окисления? Как определить степень окисления у металлов?
неметаллов?
Ученики: Дети рассказывают правила.
Учитель: Дайте названия следующим бинарным соединениям (на доске формулы)
CaO, P
2
O
5
, SO
2
,SO
3
, Fe
2
O
3
.
Ученики: Ребята поочередно дают названия этим формулам.
Учитель: Составить формулы веществ по названию (названия написаны на доске)
Оксид натрия -
Оксид хрома (III)-
Оксид азота (V) –
Оксид марганца (VII) -
Ученики: Ребята выходят к доске и пишут соответствующие формулы названиям, остальные
в это время выполняют в тетради.
Учитель: Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня
говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий
минерал. А что это за вещества, вы ответите, разгадав загадки:
Итак, 1-я загадка.
Она и дождь, и град и снег
Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед
И радуга и лёд.
Что это за вещество?
Ученики: Вода.
Учитель: Какова формула воды? Запишите её на доске.
Ученики: Н
2
О (пишет на доске).
Учитель: 2-я загадка.
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Что это за газ?
Ученики: углекислый газ.
Учитель: Назовите его формулу. Запишите её на доске.
Ученики: СО
2
. (пишет на доске).
Учитель: 3-я загадка.
Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой.
...на рукомойнике моём
Позеленела медь,
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть...
Как вы считаете, что произошло с медью? Почему она позеленела?
Ученики: (Ответ — она окислилась.)
Учитель: А что значит окислилась?
Ученики: Это значит, что она вступила во взаимодействие с кислородом.
Учитель:Назовите формулу этого вещества? Запишите её на доске.
Ученики: CuO. (пишет на доске).
Учитель: Посмотрите на формулы, которые записаны на доске? Как вы считаете, что же
общего между ними?
Ученики: Дети говорят о схожести состава молекул. Они состоят из двух элементов.
И у всех у них в состав молекулы входит кислород.
Учитель: Верно. Так, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего разговора?
Ученики: Об оксидах.
Учитель: Вы правильно определили тему нашего разговора. Мы продолжаем путешествие по
планете «Знаний» и нашли неизвестный остров под названием «Оксиды».
Записывает тему урока на доске. (слайд 1)
Тема: «Важнейшие классы бинарных соединений –оксиды и летучие водородные
соединения».
Ученики: Дети пишут в тетрадях.
Учитель: Определите признаки оксидов?
Ученики: Признаки оксидов: 1)сложные вещества, 2)состоят из 2 элементов,3) одним из
которых является кислород , 4)со с.о. -2.
Учитель:Обращаю ваше внимание на то, что вещество пероксид водорода Н
2
О
2
не является
оксидом. Почему? Как вы думаете?
Ученики: Степень окисления кислорода в пероксидах -1, а а в оксидах должна быть -2.
Учитель: Кроме того, вещество фторид кислорода OF
2
также не является оксидом. Почему?
Ученики: по этой же причине (степень окисления кислорода +2).
Учитель: Запишите формулы данных соединений, укажите степени окисления элементов, а
также правило понятия «оксид». (слайд 2)
Ученики: записывают правило в тетради.
Учитель: Рассмотрим способ образования названий оксидов:
Оксид + название элемента в род пад. + с.о. элем. ,если переменная с.о.
Ученики: записывают схему в тетрадь.
Учитель: Рассмотрите формулы записанных оксидов и скажите , ребята, какая между ними
разница? Вспомните, на какие 2 группы делятся химические элементы?
Ученики: Оксиды образованы из металлов и неметаллов.
Учитель: Составим схему с примерами (слайд 3)
Оксиды
Оксиды металлов Оксиды неметаллов
Учитель: Ребята составляют схему с примерами
Оксиды
Оксиды металлов Оксиды неметаллов
CaO, Na
2
O, MnO
2
,Cr
2
O
3
, Fe
2
O
3
P
2
O
5
, SO
2
,SO
3
,CO
2
, H
2
O
Учитель: Ребята, вы ,наверное, устали. Проведем физкультминутку.
Физкультминутка (видеоролик)
Ученики: Выполняют движения под музыкальный видеоролик.
Учитель:
Ребята, далее выполним лабораторную работу «Ознакомление
с образцами
оксидов». Для этого вам будут выданы листочки с таблицами.
Название оксида
Формула
Цвет
Агрегатное состояние
Растворимось в воде
Ученики: Приклеивают в тетрадях таблицу и выполняют лабораторную работу. Для
выполнения на каждую пару выданы образцы оксидов и вода.
Лабораторная работа «Ознакомление с образцами оксидов»
Название оксида
Формула
Цвет
Агрегатное состояние
Растворимось в воде
оксид кальция
CaO
белый
твердый
+
оксид кремния (IV)
SiO
2
желтоватый
твердый
-
оксид водорода(вода)
H
2
O
бесцветный
жидкий
-
оксид железа (III)
Fe
2
O
3
красно-
коричневый
твердый
-
оксид углерода (IV)
CO
2
бесцветный
газообразный
+
оксид хрома (III)
Cr
2
O
3
зеленый
твердый
-
Учитель: Ребята, сделаем вывод о свойствах оксидов.
Ученики: Оксиды по цвету разнообразны, по агрегатному состоянию бывают во всех трех
агрегатных состояниях,
по растворимости
оксиды могут быть растворимыми и
нерастворимыми.
Учитель: Теперь, ребята, давайте узнаем о применении некоторых оксидов.
Ученики:
отдельные
ученики
рассказывают
об
оксидах
(материал
подготовили
самостоятельно) и при этом демонстрируется презентация.
Слайд 4-13
Учитель:Теперь поговорим о гидридах.
Гидриды –бинарные соединения в состав которых входит водород со с.о. -1.
Гидриды
Металлов неметаллов
NaH, CaH
2
NH
3
, PH
3
Ученики:записывают в тетрадь правило и схему.
Учитель: В конце параграфа находим рассказ о гидридах и летучих водородных соединениях.
Ученики: читают текст и знакомятся их особенностями.
Учитель: А теперь, ребята, выясним, что вы усвоили в течение урока. Выполним экспресс-тест.
Слайд 14
Рефлексия.
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотнести цель учебной
деятельности и ее результаты. Самооценка на основе критерия успешности.
Учитель: Расставаясь с вами, я хочу, чтобы вы проанализировали, все то, что происходило
сегодня на уроке.
- Считаете ли вы для себя этот урок полезным?
- На все ли вопросы вы смогли найти ответ?
- Чувствовали ли вы поддержку учителя и товарищей?
Учитель: Я вам предлагаю оценить вашу деятельность на уроке. У вас на столе лежит таблица
с критериями:
Прием «Что я за птица?»
Критерии
3 балла
2 балла
1 балл
Активность
высокая
средняя
низкая
Материал урока
усвоил хорошо
усвоил частично
усвоил слабо
Объяснить тему
могу сам
могу с подсказкой
затрудняюсь
товарищу
Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их прибавить. Учитель поясняет,
как соотносятся набранные баллы с видом птицы.
- А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали:
3 – 5 баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку;
6 – 7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;
8 – 9 баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.
А теперь поднимите все руки и поаплодируйте друг другу.
Спасибо за урок!