"Роль Русской Православной Церкви в переломные моменты российской истории"
Автор: Смашнева Анастасия Владимировна Должность: преподаватель истории Учебное заведение: СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж" Населённый пункт: город Рославль Наименование материала: Статья Тема: "Роль Русской Православной Церкви в переломные моменты российской истории" Раздел: высшее образование
«Роль Русской Православной Церкви в переломные моменты российской
истории»
С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной,
православной
форме,
церковь
играла
важнейшую
роль
в
истории
России.
Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали
пример
как
благочестия,
так
и
рачительного,
образцового
хозяйствования.
Митрополит, а позднее – патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране
после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою
оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков
в России было два главных богача – государство и церковь, причем церковь
умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством,
чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами с
изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали,
садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет и не может быть
истории России без истории церкви.
Церковь и история государства очень сильно переплелись. Это можно
подтвердить на ряде фактов. Так, например, можно говорить о том, что государь
управляет действиями и решениями своих поданных, а церковь их мыслями и
стремлениями. «Во времена татаро-монгольского нашествия, когда вся власть
на Руси была подчинена монгольскому хану и не могла сопротивляться, а
русский народ был похож на рабов, именно церковь воскресила в христианах
веру в победу и возглавила "священную войну". Получилось так, что когда у
государства не было никаких шансов, то к нему на помощь пришла церковь с
более сильным оружием, чем мечи и стрелы. Видя эту силу, многие пытались
поставить церковь в зависимость от власти. Но больше всего это удалось
императору Петру I, который пошел дальше, заставив платить её взносы в
казну»
1
.
1
Кацва Л.А. История России VIII-XVвв.- М.:Издатель, 1995
.
С.127
Если посмотреть на всю эпоху существования церкви на Руси, можно
увидеть,
что
примерно
с
Х
по XIII
век
дела
церкви
были
не
заметны
в
государстве - период становления, с XIV
по XVII век - церковь, как никогда
принимала участие в государственных вопросах, возможно, этот период был
самым значительным для неё. С XVIII по XIX век церковь находится "в спячке"
в её жизни не происходит ничего значительного, и она отходит на задний план
перед
проблемами
государства.
Двадцатый
век
стал
самым
ужасным
испытанием для Русского православия. Придя к власти, большевики не видели
в церкви свое врага, но с продвижением своих социалистических идей они
пришли к выводу, что для русского человека нет иных верований кроме, как "в
светлое
будущее",
а
церковь
просто
отомрет,
как
не
нужный
орган.
Её
превратили в ещё одно средство для выкачивания денег для нужд Красной
армии, возможно, именно поэтому церковнослужители поддерживали белых
офицеров. К сороковым годам в СССР не осталось ни одной церкви, которая
была бы не разграблена. Но самое ужасное заключалось в том, что храмы и
соборы, замечательные исторические памятники, разрушались до основания.
Русская
Православная
церковь
не
только
не
исчезла
за
плакатами
''коммунистической
стройки'',
но
и
смогла
вынести
свои
изначальные
и
нетронутые основы.
В наше время церковь начинает свою "вторую" жизнь, восстанавливаются
разрушенные храмы - обители духовной жизни на земле. Не найдя в этой жизни
своего места, к церковной жизни все больше обращается людей, в том числе и
молодежь. Церковь восстанавливает свои позиции в сердцах людей, потерянных
во время её гонения.
Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз
поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших
и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала
такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло
в дни нашествия Наполеона.
Отечественная
война 1812 года – одна из самых героических страниц
истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который
считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию
был
увековечен
ореолом
всемогущества и
непобедимости,
поразила
воображение современников и поныне волнует потомков, служит для одних
предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным
предостережением – «не ходи на Москву!».
« Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины:
не только мужчины взялись за оружие, но и женщины переодевались в мужскую
одежду, становились партизанками, сёстрами милосердия. Русская церковь не
могла остаться в стороне»
1
.
В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную
церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого
армейского подразделения. Во время Отечественной войны в русской армии
находилась
также
общая
святыня
–
Смоленская
икона
Божией
Матери,
воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница. 5 августа 1812 г. при
оставлении русской армией Смоленска эта икона была взята по распоряжению
М. Б. Барклая де Толли и находилась в русской армии, сопровождая ее во всех
событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения Смоленска. Накануне
Бородинской битвы, 25 августа 1812 г., Смоленскую икону Божией Матери
пронесли по всему военному лагерю. Вечером перед ней в присутствии М. И.
Кутузова был отслужен молебен. Главнокомандующий, окруженный штабом,
встретил
икону
и
поклонился
ей
до
земли»,
его
примеру
последовали
генералитет и вся армия.
Многие священнослужители получили награды. Наибольшую известность
во
время
войны
получил
священник
19-го
егерского
полка
Василий
Васильковский,
награжденный
за
подвиг
в
сражении
под
Малоярославцем
1
Дубровин Н. Ф. Отечественная война в письмах современников :1812 – 1815гг.-
Репринтное издание 1882г.-СПб.: Альфарет,2012.С.175
орденом Святого Георгия 4-ой степени. В истории России это был первый
случай вручения такой награды священнику.
Богослужения
и
молебны,
регулярно
проводимые
полковыми
священниками,
поднимали
моральный
дух
русской
армии,
укрепляли
ее
мужество.
Перед
сражением,
обходя
позиции
своих
полков,
священники
напоминали солдатам об их долге и присяге. На поле брани под неприятельским
огнем
они
напутствовали
умирающих,
а
при
необходимости
воодушевляли
солдат личным примером - вставали с крестом в руке впереди полка, увлекая
его в атаку.
На оккупированной территории центральных губерний России Великая
армия,
как
известно,
столкнулась
с
активным
сопротивлением
мирного
населения.
«Среди
партизан
было
немало
церковнослужителей
и
даже
священников,
которые
часто
являлись
организаторами
и
руководителями
крестьянских
отрядов.
Вступать
в
вооруженную
борьбу
с
неприятелем
их
нередко побуждало его варварское отношение к церковным святыням. Так,
священник села Крутая гора Юхновского уезда Смоленской губернии Григорий
Лелюхин,
увидев,
что
отряд
французских
мародеров
(человек
50)
ограбил
церковь
и
осквернил
алтарь,
убедил
своих
прихожан
устроить
погоню.
Вооружившись
топорами
и
вилами,
крестьяне
неожиданно
напали
на
грабителей
в
лесу
и,
перебив
их,
забрали
назад
церковное
имущество.
Воодушевленные
удачей,
крестьяне
вскоре
увеличили
свой
отряд
до
200
человек.
На
колокольне
храма
они
выставили
сторожевого,
который
при
приближении мародеров звонил в колокола, и крестьяне во главе с отцом
Григорием отражали нападение»
1
.
Таким же образом действовали жители Гжатского уезда: при появлении
французских мародеров священники поднимали тревогу колокольным звоном, и
сбегавшиеся
прихожане
защищали
церкви
и
свои
жилища.
В
Смоленской
губернии предводителями крестьянских отрядов были также дьячок г. Рославля
1
Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 г.
-М.:Правда, 2002.
Савва
Крастелев,
погибший
при
столкновении
с
неприятелем
у
деревни
Козловка,
и
пономарь
села
Савенок
Сычевского
уезда
Алексей
Смирягин,
награжденный
знаком
отличия
Военного
ордена
за
то,
что
смог
отнять
у
французского офицера орден Почетного Легиона и четыре карты Российского
государства.
Защищая храмы и церковное имущество, многие священники погибли.
Например, священник Смоленского кафедрального собора Василий Шировсий
был затравлен собаками прямо в храме за то, что не позволил французскому
офицеру взять серебряное кадило.
Да, Русская православная церковь сыграла значительную роль в победе
России
над
наполеоновской
Францией.
Основными
направлениями
деятельности
Церкви
во
время
войны
1812
г.
были
антинаполеоновская
церковная
проповедь,
участие
духовенства
в
организации
и
деятельности
народного
ополчения
и
движения
сопротивления
на
оккупированной
территории,
а
также
пастырская
деятельность
военного
духовенства
в
регулярной армии.
В
настоящее
время,
когда
происходит
заметная
утрата
российским
обществом
традиционных
ориентиров
и
нравственных
ценностей,
о
чем
свидетельствует чудовищная, кощунственная акция участниц одной из панк-
групп в храме Христа Спасителя, следует помнить, что избавление нашей
Родины от «лютого и сильного врага», во многом произошло благодаря тому
сознанию
национального
единства
и
самоотверженной
любви
к
Отечеству,
которые посеяла в народе Православная Церковь и ее служители.
Список литературы:
1.
Дубровин Н. Ф. Отечественная война в письмах современников :1812 –
1815гг.-Репринтное издание 1882г.-СПб.: Альфарет,2012.
2.
Кацва Л.А. История России VIII-XVвв.- М.:Издатель, 1995.
3.
Ключевский В.О. Исторические портреты.-М .:Правда, 1991.
4.
Мельникова, Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной
войне 1812 г. -М.:Правда, 2002.