Напоминание

Дидактические возможности применения информационных технологий в обеспечении наглядности обучения


Автор: Рябыко Ольга Александровна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические возможности применения информационных технологий в обеспечении наглядности обучения
Раздел: полное образование





Назад




Дидактические возможности применения информационных

технологий в обеспечении наглядности обучения

Аннотация: в данной статье приведены дидактические возможности

использования информационных технологий в обеспечении наглядности

обучения в образовательном пространстве школы.

Ключевые

слова:

дидактические

возможности,

информационные

технологии, наглядность.

В современном образовании, модернизируемом на основе интенсивной

информатизации учебного процесса, принцип наглядности получает новый

импульс своего применения, обретает новые, до сих пор невиданные

возможности реализации «золотого правила» великого Я.А. Коменского.

Компьютер позволяет в полном объеме обеспечить наглядность обучения, на

которой во все времена настаивали ведущие педагоги и ученые. В условиях

информатизации образования появляется реальная возможность обеспечить

процесс полисенсорного познания учащихся.

Современная

система

обучения

акцентирует

свое

внимание,

преимущественно, на методах обработки и использования информации, в то

же время как организация восприятия и понимания информации остается, как

правило, «за кадром», поскольку в этом случае необходимо учитывать

индивидуальные особенности обучаемых. Компьютер в этом плане обладает

значительными дидактическими возможностями, он дает учителю средство,

позволяющее так организовать процесс обучения, чтобы индивидуальные

особенности учитывались самими учащимися. Для этого и необходимо

создать и специальным образом организовать учебную информационную

среду. Под такой средой подразумевается система, в которой осуществляется

взаимодействие

субъектов

педагогического

процесса

посредством

использования информационных технологий.

В настоящей работе, исходя из положений личностно-ориентированной

теории образования мы рассматриваем ИКТ как системный метод проектиро-

вания

учебно-познавательной

деятельности

и

особые

компьютерные

информационные средства, направленные на развитие личности обучаемого.

Согласно классификации Е.В. Данильчук, при всем многообразии ин-

формационных технологий, можно выделить три основных направления [1]:

1) технологии предоставления информации (мультимедиа, гипертекст,

виртуальная реальность);

2) технологии структурирования информации и систем искусственного

интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы);

3)

информационно-коммуникационные

технологии

(сети

разных

уровней, телекоммуникации).

По организационной форме использования в учебно-воспитательном

процессе ИКТ можно разделить на: 1) учебные курсы и обучающие

программы; 2) программы для разработки учебных курсов и обучающих

программ; 3) программы для обеспечения учебно-воспитательного процесса.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе

относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью

компьютера

и

мультимедийного

проектора;

интерактивные

доски;

электронные

энциклопедии

и

справочники;

тренажеры

и

программы

тестирования; образовательные ресурсы Интернета; DVD и CD диски с

картинами и иллюстрациями; видео и аудиотехника; интерактивные карты и

атласы;

интерактивные

конференции

и

конкурсы;

материалы

для

дистанционного обучения; научно-исследовательские работы и проекты;

дистанционное обучение.

В нашей работе мы выделяем три исходные функции использования

ИКТ в образовательном процессе школы – предсказание, описание и

объяснение.

Предсказание

есть

сообщение

о

раннее

неизвестном

или

не

подлежащем наблюдению предмете, выполнение с точностью, необходимой

для узнавания реального объекта, явления и факта действительности

средствами ИКТ.

Описание – характеристика внешних сторон объекта, явления и факта

реальной действительности средствами ИКТ.

Объяснение – процесс раскрытия сущности объекта, явления и факта

реальной действительности средствами ИКТ.

Обеспечение

наглядности

входит

в

перечень

ведущих

целей

использования ИКТ в обучении. Так, среди основных целевых ориентаций

ИКТ в образовании И.В. Роберт выделяет следующие [4]:

-

визуализация

учебных

процессов,

графическая

интерпретация

используемых закономерностей;

- моделирование и имитация изучаемых или исследуемых процессов и

явлений с переходом «реальность – модель» и наоборот;

-

проведение

лабораторных

работ

в

условиях

имитации

в

компьютерной программе реального опыта с комплексом оборудования.

Осмысление

(анализ)

обучающимися

визуальной

информации,

поставляемой

ИКТ,

выделение

причинно-следственных

связей,

восстановление

ситуации,

обозначенной

тем

или

иным

действием,

способствуют

успешному

вхождению

учащихся

в

информационное

общество.

Благодаря

наглядному,

интерактивному

и

рефлексивному

информационному обеспечению, учащиеся учатся понимать очевидную и

объективную причину «неудач», связывать ее со следствием, анализировать

результат своих действий и планировать последующие действия.

Дидактические

возможности

применения

ИКТ

в

повышении

эффективности

обучения

и

реализации

наглядности,

обусловлены

функциональной сущностью самих этих технологий, которая проявляется в

следующих составляющих компонентах.

Информационная составляющая – это, в первую очередь, широкие и

разносторонние

возможности

представления,

передачи

и

работы

с

визуальной информацией в образовательном процессе.

Коммуникативная составляющая – это обеспечение разнообразных

каналов и способов передачи и обмена дидактической информации между

субъектами образовательного процесса.

Интерактивная составляющая полагает возможность информационного

взаимодействия, взаимосвязи, взаимовлияния, обмена, постоянного контакта

между учителем и учащимися в образовательном процессе.

Перцептивная

составляющая

полагает

активизацию

процессов

восприятия

и

разностороннего

познания

содержания

обучения

и

межличностного познания объектов образовательного процесса.

Эмпативная составляющая заключается в расширении возможностей

эмоционального включения, чувственного погружения учащихся в процесс

обучения за счет средств выразительной наглядности ИКТ.

Технологическая составляющая – совокупность технических средств,

реализующих принцип наглядности в ИКТ.

Эстетическая

составляющая

совокупность

принципов

художественного оформления средств наглядности.

Современные ИКТ способны в полной мере реализовать важнейший

дидактический

принцип

принцип

наглядности.

Различные

виды

наглядности – таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы, репродукции

картин, фотографии, компьютерная аниматика, живопись, аудиовизуальные

средства и пр. – являющиеся неотъемлемыми и важнейшими элементами

ИКТ, играют существенную роль в учебной деятельности учащихся.

Множество образов, понятий и суждений в своей совокупности, воспринятых

наглядно и созданных в процессе мыслительной деятельности, являющиеся,

по своей сути, информацией, образует знания учащегося.

Принцип наглядности в условиях современных ИКТ в образовательном

процессе школы позволяет более успешно решать следующие важные

дидактические задачи [2]:

- расширяет сферу показа практических применений изучаемых

вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения

учащихсяв в ходе занятия;

- способствует развитию у учащихся наглядно-образного-мышления;

- выступает в ролл средства активизации внимания при усвоении -

любого учебного материала;

- создает возможности для моделирования ряда непосредственно

ненаблюдаемых процессов и явлений;

-

содействует

активизации

учебно-познавательной

деятельности

учащихся;

- позволяет конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

- наглядно систематизирует и классифицирует изученные явления – на

схемах, рисунках, таблицах, диаграммах и пр.

Как отмечают авторы и педагоги, при использовании ИКТ новые

дидактические возможности наглядности обучения открываются прежде

всего в связи с развитием информативной базы обучения.

Так, средства современных ИКТ существенно повышают качество

предъявления учебного материала за счет расширения визуального ряда его

подачи и спектра его построения – он становится ярче, красочнее,

динамичнее. В связи с тем, что при использовании средств современных ИКТ

коренным

образом

изменяются

способы

формирования

визуальной

информации, становится возможным создание «наглядной абстракции». Если

традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого

объекта, то при использовании ИКТ становится возможной интерпретация

существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и

научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это

необходимо.

ИКТ позволяют трансформировать форму объекта изучения; подбирать

цвет и множество оттенков; выполнять сложные графические построения;

имитировать различные визуальные эффекты; анимировать изображение.

ИКТ

способствуют

развитию

коммуникационных

способностей

учащихся, формированию критического мышления обучаемых. Данные

технологии формируют навыки обучению восприятию информации с экрана,

перекодированию визуального образа в вербальную знаковую систему,

оценки качества информации, вырабатывают умения избирательности при

«потреблении» информации, способствуют повышению общекультурного

уровня обучаемых.

Первейшим условием реализации принципа наглядности в условиях

современных ИКТ является моделирование, понимаемое нами как процесс

выделения

сущностных

свойств

изучаемого

явления

окружающей

действительности и воссоздания его в целостном виде в учебных целях.

Таким образом, наглядность, отображаемая средствами ИКТ, представляет

собой модель существующей реальности, модель, которая способствует

реализации дидактических целей данной обучающей программы [3].

При этом с точки зрения применения компьютерной наглядности в

обучении представляется резонным понимать моделирование как способ

реализации

принципа

наглядности,

что

в

свою

очередь,

расширяет

содержание данного принципа, апеллирующего не только с конкретно-

образным материалом, но и с моделями.

Список литературы

1.

Данильчук

Е.

В.

Информационные

технологии

в

образовании.

Волгоград: Перемена, 2002. – 184 с.

2.

Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное

пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с.

3.

Наглядное моделирование в обучении математике: Теория и практика:

Учебное пособие // Под ред. Е.И. Смирнова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ,

2007. – 454 с.

4.

Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-

педагогический и технологический аспекты). – М.: ИИО РАО, 2008. –

274с.



В раздел образования