Напоминание

"Играем в профессии"


Автор: Павлова Ольга Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБС (К) ОУ "С (К) НШ-ДС №10"
Населённый пункт: г. Троицк, Челябинская область
Наименование материала: проект по ранней профориентации воспитанников 5-7 лет с ОВЗ
Тема: "Играем в профессии"
Дата публикации: 12.01.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБС (К) ОУ «С (К) НШ-ДС №10»

Проект

по ранней профориентации

воспитанников 5-7 лет с ОВЗ

«Играем в профессии»

Подготовила:

Воспитатель:

Павлова Ольга Андреевна

2021г.

Проект

по ранней профориентации воспитанников с ОВЗ

«Играем в профессии»

Подготовила:

Воспитатель:

Павлова Ольга Андреевна

1.

Пояснительная записка

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании знаний о профессиях.

Здесь дети знакомятся с многообразием профессий. Эти элементарные знания помогают

детям расширить свои знания о работе родителей, бабушек и дедушек, познакомиться с

рабочим местом мамы и папы, узнать, что выполняют они на работе.

Среди воспитательно-образовательных задач, вопросы трудового воспитания

детей стоят на первом месте.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое

воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия и

участия в общественном труде, в решении повседневных дел, желании трудиться,

приобретении личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка

к созидательному труду. При организации профориентационной работы с детьми ОВЗ

выделены ряд факторов:

интересы ребенка;

психофизические особенности развития;

необходимость создания специальных условий;

позиция родителей (законных представителей);

информированность о вариантах профессиональной деятельности, для

дальнейшего

выбора

той

профессии,

которая

соответствует

индивидуальным

способностям и возможностям.

Организация ранней профориентационной работы в дошкольном учреждении в

группе

компенсирующей

направленности

с

обучающимися

с

ОВЗ

в

условиях

инклюзивного образования, является актуальной проблемой, нуждающейся в дальнейшем

развитии.

2. Актуальность

Самостоятельный выбор профессии – ответственный процесс: от того, насколько

правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место

среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье.

Именно поэтому, данный проект индивидуален для обучающихся с ОВЗ и включает в себя

работу

по

ознакомлению

и

внедрению

ранней

профориентации.

Ранняя

профориентационная подготовка детей с ОВЗ – одно из важнейших направлений

модернизации

российского

образования,

закрепленных

в

нормативно-правовых

документах.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках

направления

«Социально-коммуникативное

развитие»

и

целевого

ориентира

дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к

различным видам труда и творчества. При этом, особый акцент сделан на возрастной

группе 4-7 лет и таком виде деятельности,

8

как самообслуживание и элементарный

бытовой труд (в помещении и на улице).

Ребенку необходимо знать, где и кем работают люди, которые его окружают. Он

должен познакомиться со спецификой их профессий. Чем больше ребенок получит

информации, тем более разнообразна будет его игровая деятельность, тем легче будет

выявить реальные интересы детей с ОВЗ.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только

в школе, в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования.

Однако к этому, его можно готовить уже с детского сада.

Проект по ранней профориентации (далее - Проект) рассчитан на детей с ОВЗ

дошкольного возраста от 5 до 7 лет и направлен на создание психолого-педагогических

условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование

познавательного

интереса,

расширение

кругозора

в

области

ознакомления

с

профессионально-трудовой деятельностью взрослых.

В современном мире при жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном

использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка

детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной

и значимой.

3. Педагогическая целесообразность и новизна проекта

Ранняя профориентация дошкольников стала одним из направлений работы

педагогического коллектива детского сада, где образование детей с ОВЗ строиться в

соответствии с воспитательной идеологией модернизации общего образования в России.

И основным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения

становится не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором

компетентностей. Первостепенными компетенциями, которые необходимо сформировать

у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте являются:

Социальная компетенция

Взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими людьми, навыки

работы в группе, способность брать на себя ответственность.

Коммуникативная

компетенция

Совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных

и невербальных средств, для правильного восприятия детьми с

ОВЗ и отражения действительности.

Компетентность

здоровьесбережения

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ,

физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Эмоциональная

компетенция

Осознание:

- своих чувств, эмоций и управление ими,

- чувств и эмоций других людей.

Организация взаимодействия себя с другими людьми и

управление этим взаимодействием.

4.

Новизна

Проекта: заключается

в

возможности

обеспечить

вариативность

образовательного процесса через реализацию творческого потенциала детей с ОВЗ,

вовлечение в совместное творчество всех участников образовательного процесса,

создание условий для индивидуализации и социализации детей с ОВЗ посредством

различных форм деятельности по ранней профориентации.

5. Цель Проекта: организация ранней профориентации детей с ОВЗ, направленной на

развитие позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих

профессий, актуальных для нашего города и округа, формирование допрофессиональных

способностей у детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ на основе чувственного опыта.

2. Формирование представлений о разнообразии рабочих профессий, элементарных

представлений об общественной значимости той или иной профессии.

3. Ориентирование детей с ОВЗ на выбор рабочей профессии, востребованной в нашем

городе.

4.

Активизирование

пропагандистской

деятельности

среди

родителей

(законных

представителей) посредством их включения в воспитательно-образовательный процесс по

вопросам ранней профориентации детей с ОВЗ.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей с ОВЗ, в

данном Проекте значимое место отводится практической деятельности.

Целевая аудитория: дети с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет, в количестве 4 человек.

Срок реализации Проекта: сентябрь 2021 – апрель 2022.

Вид проекта: групповой, информационный, творческий, игровой.

Прогнозируемые результаты:

Формирование у детей с ОВЗ познавательной активности, как необходимого качества

для дальнейшего обучения в школе.

Понимание детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста требований, которые

предъявляет профессиональная деятельность.

Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к рабочим профессиям.

Основные механизмы реализации Проекта:

Привлечение родителей (законных представителей) к участию в профориентационных

мероприятиях

в

дошкольном

учреждении,

через

такие

формы

работы,

как

анкетирование, конкурсы, выставки.

Разработка и реализация методических пособий по ранней профориентации детей с

ОВЗ.

Основные формы работы по профориентации с детьми ОВЗ:

организованная деятельность (игры, беседы, занятия, экскурсии);

оборудование развивающей предметно-пространственной среды (РППС);

общение с родителями (законными представителями) воспитанников.

План работы на 2021-2022 учебный год

Содержание

Сроки

1

Проведение информационных образовательных

ситуаций о мире профессий

сентябрь 2021 -

апрель 2022

2

Игры, моделирующие профессиональную

деятельность

сентябрь 2021 -

апрель 2022

3

Беседы, чтение литературы, рассматривание

иллюстраций с изображением людей и орудий труда

профессий

сентябрь 2021 -

апрель 2022

4

Выставка рисунков детей с ОВЗ по ранней

профориентации

январь 2022

5

Создание в группе мини-музея профессий

февраль

2022

6

Оформление лэпбуков по профессиям

март 2022

7

Квест-игра «Играем в профессию»

апрель 2022

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра

вносит элемент творчества в действия детей, отражает труд взрослых. Для детей с ОВЗ

большое значение имеет:

- четкая последовательность игровых действий,

-содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к

явлениям окружающей жизни, уважительное отношение к людям труда,

-реалистичные орудия труда.

План реализации проекта:

I этап – Подготовительный (сентябрь 2021): определение целей и задач Проекта, сбор

методического, научно-популярного материала, разработка конспектов образовательных

ситуаций, тематических бесед по ознакомлению детей с ОВЗ с профессиями.

Индивидуальные беседы с детьми с ОВЗ о том, кем и где работают их родители.

Размещение на книжном стенде в группе книг, открыток, иллюстраций, картин с

изображением профессий, инструментов, предметов-помощников. Оформление стенда

«Все работы хороши - выбирай на вкус», прогнозирование результата.

II этап - Организационный (сентябрь-октябрь 2021)

Оформление информационного стенда для родителей (законных представителей).

Консультация для родителей (законных представителей): «Трудовое воспитание в

семье».

Папка – передвижка, презентация для детей с ОВЗ: «Все работы хороши - выбирай на

вкус».

Составление

плана

работы,

включающего

в

себя

различные

виды

детской

деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.

Организация

развивающей

предметно-пространственной

среды:

подбор

художественной литературы в книжном центре, подбор иллюстраций, раскрасок по

профессиям

в

центре

изобразительной

деятельности,

подбор

и

изготовление

дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение центра сюжетно-

ролевых игр атрибутами.

План работы с детьми ОВЗ по ранней профориентации

Знакомство с профессиями в течение учебного года: «Шофёр», «Воспитатель»,

«Помощник воспитателя», «Дворник», «Ветеринар», «Строитель», «Повар»

«Парикмахер», «Пожарный».

Игры, направленные на знакомство с профессиями

Виды игр

Названия игр

Дидактические игры

«Как буду работать?», «Знакомство с профессиями»,

«Инструменты», «Кому нужны эти предметы», «Самый

внимательный»

Словесные игры

«Отгадай профессию»,

«Доскажи словечко», «Найди

ошибку», «Назови по картинкам»

Сюжетно-ролевые игры

«Варим кашу для куклы», «Лечим

медвежонка», «Сварим вкусный суп из овощей»,

«Строим дом», «Парикмахерская», «Ветеринарная

лечебница», «Пожарные»

Подвижные игры

«Тише едешь, дальше будешь», «Такси», «Воробушки

и автомобиль», «Часовой», «Самолеты»,

«Парашютисты», «Мы спортсмены»

Чтение художественной литературы,

направленной на знакомство с профессиями

В. Маяковский «Кем быть?», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши

мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла».

Пожарный: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки»,

«Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа».

Полицейский: С. Михалков «Дядя Степа - милиционер».

Мед. работники: А. Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с

Тамарой санитары», И. Турчин «Человек заболел».

Шофер, работник железной дороги, ГИБДД

:

Калинина «Как ребята переходили улицу»,

Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице» М. Коршунов «Едет,

спешит мальчик».

Виртуальные экскурсии в «Мир профессий», презентации «Все работы – хороши!» и др.

Инновационные методы арт-терапии

Игротерапия – помогает осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать

все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение беспокойства.

Изотерапия (тематическое рисование, рисование на прозрачном мольберте, рисование на

мокрой бумаге; монотипии и др.) - с целью ослабления эмоционального возбуждения.

Сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические).

Песочная терапия - развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук,

более

гармонично

происходит

развитие

познавательных

процессов,

повышается

мотивация детей с ОВЗ к занятиям.

LEGO-конструирование - создание условий для развития у детей с ОВЗ:

- мелкой моторики, логического мышления, воображения.

Каждое занятие по ранней профориентации с детьми с ОВЗ включает упражнения и

задания по двум блокам:

1) Блок развития познавательной сферы включает в себя методические приёмы,

развивающие задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания,

восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения.

2) Блок развития мотивационной сферы развивает мотивационную сторону деятельности.

Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе в игровой форме

способствует полноценному и всестороннему развитию детей с ОВЗ.

III этап - Познавательно-творческий (октябрь 2021 – апрель 2022)

Реализация основных видов деятельности по плану Проекта.

Квест-игра «Играем в профессии» для детей с ОВЗ.

IV этап - Презентационный (май 2022)

Защита Проекта – итоговая презентация.

Результаты:

Активная пропаганда работы воспитателя по ранней профориентации детей с ОВЗ.

Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с дошкольным

образовательным учреждением работу по ранней профориентации детей с ОВЗ.

Разработка методических материалов по ранней профориентации.

Создание мини-музея и пополнение детской литературой уголка книги по ранней

профориентации дошкольников с ОВЗ.

Ранняя профориентация детей с ОВЗ – это необходимое направление деятельности

в дошкольном образовательном учреждении. Помочь детям с ОВЗ сделать правильный

выбор – непростая задача для педагогов и родителей (законных представителей). Всё это

поможет дальнейшему обучению детей с ОВЗ в школе, и в будущем сделать правильный

выбор профессии.

Перечень используемой литературы

1.

Алешина Н.В. Ознакомление

дошкольников

с окружающим

и

социальной

действительностью (старший возраст). Москва, 2002.

2.

Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. Москва, 2013.

3.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. – МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2017.

4.

Маханева М.Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. Москва, 2012.

5.

Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Москва, 2010.

6.

Профессии. Демонстрационный материал. Москва, 2013.

7.

Профессии. Демонстрационный плакат Москва, 2013.

8.

Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Метод. пособие. Москва, 2014.

9.

Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Москва, ТЦ Сфера, 2014.



В раздел образования