Напоминание

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Хмелёва Анна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 29 "Журавушка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Сургут
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 14.01.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 29 «Журавушка»

Консультация для родителей и воспитателей

«Использование мнемотехники в работе с детьми

дошкольного возраста»

Подготовил: учитель-логопед

А.В. Хмелёва

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника

запоминания.

Они

происходят

от

греческого

«mnemonikon»

по

имени

древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают

«искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский

(6

век

до

н.э.).

Современный

энциклопедический

словарь

дает

следующие

определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов,

облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования

искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА

это

система

методов

и

приемов,

обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет

полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания

информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в

развитии детей, как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им

было легко и интересно.

Мнемотехника

помогает

упростить

для

детей

процесс

непосредственно-

образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без

умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в

этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит

в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы,

факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают

объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед

собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания,

восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы

и

наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и

кодирование

информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать

взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного

запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в

окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6.

Способствовать

развитию

творческих

способностей

детей,

умению

самим

составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9.

Способствовать развитию

умения решать

интеллектуальные и

личностные

задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении

задач.

10.

Создать

условия,

способствующие

взаимодействию

и

сотрудничеству

с

родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с

символами.

На

начальном

этапе

воспитатель

предлагает

и

объясняет

детям

значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно

заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет

подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты

символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный

вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

• «Подскажи словечко»

• «Найди пару»

• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4

символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения

цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать

для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без

предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Использование

мнемотаблиц

помогает

детям

эффективно

воспринимать

и

воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения

и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый

широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в

любом виде деятельности.

Мнемотаблицы - схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла

свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены

с её помощью

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её

воспроизвести,

а

также

для

детей

младшего

дошкольного

возраста

можно

использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые

навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней

изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е.

информация группируется (рациотехника).

Этап

2:

Перекодирование

информации,

т.е.

преобразование

из

абстрактных

символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким

образом, чтобы можно было установить, как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем

мнемотаблица

убирается,

и

дети

воспроизводят

её

графически

по

памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности

для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности

взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко

и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только

для детей, но и для педагога.



В раздел образования