Автор: Хмелёва Анна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 29 "Журавушка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Сургут
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 14.01.2022
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 29 «Журавушка»
Консультация для родителей и воспитателей
«Использование мнемотехники в работе с детьми
дошкольного возраста»
Подготовил: учитель-логопед
А.В. Хмелёва
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника
запоминания.
Они
происходят
от
греческого
«mnemonikon»
по
имени
древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают
«искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский
(6
век
до
н.э.).
Современный
энциклопедический
словарь
дает
следующие
определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА
–
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет
полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания
информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в
развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им
было легко и интересно.
Мнемотехника
помогает
упростить
для
детей
процесс
непосредственно-
образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без
умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в
этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит
в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы,
факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают
объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед
собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания,
восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы
и
наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и
кодирование
информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать
взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного
запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в
окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6.
Способствовать
развитию
творческих
способностей
детей,
умению
самим
составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9.
Способствовать развитию
умения решать
интеллектуальные и
личностные
задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении
задач.
10.
Создать
условия,
способствующие
взаимодействию
и
сотрудничеству
с
родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с
символами.
На
начальном
этапе
воспитатель
предлагает
и
объясняет
детям
значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно
заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет
подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты
символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный
вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4
символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения
цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать
для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без
предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Использование
мнемотаблиц
помогает
детям
эффективно
воспринимать
и
воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения
и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый
широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в
любом виде деятельности.
Мнемотаблицы - схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла
свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены
с её помощью
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её
воспроизвести,
а
также
для
детей
младшего
дошкольного
возраста
можно
использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые
навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней
изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е.
информация группируется (рациотехника).
Этап
2:
Перекодирование
информации,
т.е.
преобразование
из
абстрактных
символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким
образом, чтобы можно было установить, как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем
мнемотаблица
убирается,
и
дети
воспроизводят
её
графически
по
памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности
для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности
взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко
и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только
для детей, но и для педагога.