Напоминание

«Дорога к творчеству – дорога к сердцу ребёнка» Формирование творческого потенциала учащихся в процессе изучения предметной области «Технология»


Автор: Андроненко Николай Александрович
Должность: Учитель ОБЖ и технологии
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №2
Населённый пункт: п. Залари, Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Дорога к творчеству – дорога к сердцу ребёнка» Формирование творческого потенциала учащихся в процессе изучения предметной области «Технология»
Дата публикации: 22.01.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Андроненко Николай Александрович

учитель ОБЖ и технологии

МБОУ Заларинская СОШ №2

п. Залари, Иркутской области

«Дорога к творчеству – дорога к сердцу ребёнка»

Формирование творческого потенциала учащихся в процессе изучения

предметной области «Технология»

На сегодняшний день в современной школе в условиях реализации ФГОС

вопрос

о

развитии

творческих

способностей

обучающихся

на

уроках

технологии является достаточно актуальным. Так, ещё В.А Сухомлинский

утверждал:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества».

Практика показывает, что новые подходы в преподавании данной

предметной области дают ребёнку большие возможности для творческой

самореализации личности.

Особая роль в развитии творческого потенциала, безусловно, отводится

учителю. Важно вовремя увидеть способности в ребенке, вооружить его

способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его

одаренности. Эффективность формирования и развития творческих черт

личности во многом зависит от умения педагога организовывать ее. Одним из

главных педагогических требований к ученической творческой деятельности

является

учет

возрастных

особенностей

учащихся

(их

физического,

психического и социального развития).

Для проявления интереса к творчеству на практике мною используются

следующие принципы:

1.

Принцип гуманизации воспитания.

Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой

инициативы, творческой деятельности, что даёт ему возможность раскрыться.

2.

Принцип толерантности.

Необходимо воодушевлять ребенка, а не критиковать, чтобы он продолжал

творить.

3.

Принцип осознанности.

Работая с различными материалами, ребёнок способен в создании конкретных

предметов выражать свое отношение к миру.

4.

Принцип самостоятельности.

Реализуется через использование элементов творческой игры на уроках.

5.

Принцип личностного подхода.

Организация выставок творческих работ учащихся с целью оценки их труда со

стороны, придания уверенности в своих силах, стимуляции к дальнейшей

деятельности.

Развивать творческие способности человека – это, значит, прежде всего,

воспитывать в нём творческое отношение к труду.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом

применения элементов творчества в организации учебно-познавательного

процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и

т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности:

положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный

интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и

умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

Так, в процессе труда при изготовлении различных изделий у учащихся

вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие,

усидчивость,

настойчивость,

любознательность,

целеустремлённость,

инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как

лучше её выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. те качества, без

которых невозможно и творчество. [6. С.839]

В своей работе помимо традиционных уроков технологии в Заларинской

СОШ №2 я организую кружковую работу с учащимися по направлениям

«Резьба по дереву» (7кл.), «Выжигание» (5-6кл.) Здесь одним из эффективных

методов

формирования творческого потенциала является метод проектов.

Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только

собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие,

но и оценить и публично защитить свой проект. К тому же новый продукт

обладает практической значимостью. Данный метод позволяет решить ряд

педагогических задач: формирование чувства ответственности у ребёнка за

принятые им решения, способности работать в группе и самостоятельно,

обучение анализу своей деятельности, умению

на практике применять

полученные знания, развить творческий потенциал личности. Метод проектов

также способствует интеграции учебных предметов. [1.с.25-26]

В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества:

это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи,

каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть

серия уроков: на первых уроках – это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать

по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа,

но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для

каждого

класса,

варьирую

способы

развития

творческих

способностей,

комбинирую. Важным условием развития творческих способностей является

настойчивость и инициатива, без чего не может быть поиска.

Развивать творчество я стараюсь следующими путями:

а) через применение в учебном процессе методов, которые способствуют

развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности.

Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) посредством включения элементов исследования в различные виды учебной

деятельности;

в) приобщая к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) через организацию индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор,

умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить

думать творчески. Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое

начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в

творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и

стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки.

Стимул творчества – это радость, которая дает и ученику, и учителю новые

нестандартные решения творческих задач.

Помочь ребенку войти в «мир творчества» - значит сделать жизнь

маленького человека интереснее и насыщеннее, и потому первостепенная

задача учителя технологии на сегодня - выявить и развить творческий

потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.

Библиографический список

1.

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М., 1989.

2.

Арефьев И.П «Занимательные уроки технологии для мальчиков»

7 класс/Пособие для учителей и учащихся., М.: «Школа Пресса», 2004г.

3.

Волков

И.П.

Учим

творчеству.

//

Педагогический

поиск.

М.:

«Педагогика», 1987. – С. 101-140

4.

Гилёва Е.А, Егоров Ю.С Статья «Формируем у школьников

технологическую

и

проектную

культуру»/Журнал

«Школа

и

производство»,

Министерство

образования

Российской

Федерации

Издательство «Школа-Пресс», №4., 2004г.

5.

Журавлёв Б.А. Столярное дело./Учебное пособие для учащихся 7-8

классов вспомогательной школы/, М.: «Просвещение», 1985г.

6.

Новиков Н.Н Творческое развитие учащихся на уроках технологии//

Молодой учёный. – 2015. - №7. С.839



В раздел образования