Автор: Андроненко Николай Александрович
Должность: Учитель ОБЖ и технологии
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №2
Населённый пункт: п. Залари, Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Дорога к творчеству – дорога к сердцу ребёнка» Формирование творческого потенциала учащихся в процессе изучения предметной области «Технология»
Дата публикации: 22.01.2022
Раздел: среднее образование
Андроненко Николай Александрович
учитель ОБЖ и технологии
МБОУ Заларинская СОШ №2
п. Залари, Иркутской области
«Дорога к творчеству – дорога к сердцу ребёнка»
Формирование творческого потенциала учащихся в процессе изучения
предметной области «Технология»
На сегодняшний день в современной школе в условиях реализации ФГОС
вопрос
о
развитии
творческих
способностей
обучающихся
на
уроках
технологии является достаточно актуальным. Так, ещё В.А Сухомлинский
утверждал:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
Практика показывает, что новые подходы в преподавании данной
предметной области дают ребёнку большие возможности для творческой
самореализации личности.
Особая роль в развитии творческого потенциала, безусловно, отводится
учителю. Важно вовремя увидеть способности в ребенке, вооружить его
способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его
одаренности. Эффективность формирования и развития творческих черт
личности во многом зависит от умения педагога организовывать ее. Одним из
главных педагогических требований к ученической творческой деятельности
является
учет
возрастных
особенностей
учащихся
(их
физического,
психического и социального развития).
Для проявления интереса к творчеству на практике мною используются
следующие принципы:
1.
Принцип гуманизации воспитания.
Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой
инициативы, творческой деятельности, что даёт ему возможность раскрыться.
2.
Принцип толерантности.
Необходимо воодушевлять ребенка, а не критиковать, чтобы он продолжал
творить.
3.
Принцип осознанности.
Работая с различными материалами, ребёнок способен в создании конкретных
предметов выражать свое отношение к миру.
4.
Принцип самостоятельности.
Реализуется через использование элементов творческой игры на уроках.
5.
Принцип личностного подхода.
Организация выставок творческих работ учащихся с целью оценки их труда со
стороны, придания уверенности в своих силах, стимуляции к дальнейшей
деятельности.
Развивать творческие способности человека – это, значит, прежде всего,
воспитывать в нём творческое отношение к труду.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом
применения элементов творчества в организации учебно-познавательного
процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и
т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности:
положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный
интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и
умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.
Так, в процессе труда при изготовлении различных изделий у учащихся
вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие,
усидчивость,
настойчивость,
любознательность,
целеустремлённость,
инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как
лучше её выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. те качества, без
которых невозможно и творчество. [6. С.839]
В своей работе помимо традиционных уроков технологии в Заларинской
СОШ №2 я организую кружковую работу с учащимися по направлениям
«Резьба по дереву» (7кл.), «Выжигание» (5-6кл.) Здесь одним из эффективных
методов
формирования творческого потенциала является метод проектов.
Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только
собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие,
но и оценить и публично защитить свой проект. К тому же новый продукт
обладает практической значимостью. Данный метод позволяет решить ряд
педагогических задач: формирование чувства ответственности у ребёнка за
принятые им решения, способности работать в группе и самостоятельно,
обучение анализу своей деятельности, умению
на практике применять
полученные знания, развить творческий потенциал личности. Метод проектов
также способствует интеграции учебных предметов. [1.с.25-26]
В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества:
это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи,
каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть
серия уроков: на первых уроках – это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать
по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа,
но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для
каждого
класса,
варьирую
способы
развития
творческих
способностей,
комбинирую. Важным условием развития творческих способностей является
настойчивость и инициатива, без чего не может быть поиска.
Развивать творчество я стараюсь следующими путями:
а) через применение в учебном процессе методов, которые способствуют
развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности.
Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) посредством включения элементов исследования в различные виды учебной
деятельности;
в) приобщая к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) через организацию индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор,
умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить
думать творчески. Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое
начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в
творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и
стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки.
Стимул творчества – это радость, которая дает и ученику, и учителю новые
нестандартные решения творческих задач.
Помочь ребенку войти в «мир творчества» - значит сделать жизнь
маленького человека интереснее и насыщеннее, и потому первостепенная
задача учителя технологии на сегодня - выявить и развить творческий
потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.
Библиографический список
1.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М., 1989.
2.
Арефьев И.П «Занимательные уроки технологии для мальчиков»
7 класс/Пособие для учителей и учащихся., М.: «Школа Пресса», 2004г.
3.
Волков
И.П.
Учим
творчеству.
//
Педагогический
поиск.
–
М.:
«Педагогика», 1987. – С. 101-140
4.
Гилёва Е.А, Егоров Ю.С Статья «Формируем у школьников
технологическую
и
проектную
культуру»/Журнал
«Школа
и
производство»,
Министерство
образования
Российской
Федерации
Издательство «Школа-Пресс», №4., 2004г.
5.
Журавлёв Б.А. Столярное дело./Учебное пособие для учащихся 7-8
классов вспомогательной школы/, М.: «Просвещение», 1985г.
6.
Новиков Н.Н Творческое развитие учащихся на уроках технологии//
Молодой учёный. – 2015. - №7. С.839