Напоминание

"Формирование функциональной грамотности учащихся"


Автор: Юрина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 27
Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область
Наименование материала: методический материал
Тема: "Формирование функциональной грамотности учащихся"
Дата публикации: 24.01.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках русского

языка и литературы (на примере изучения произведений о природе)

В настоящее время все образовательные организации находятся в

условиях реализации ФГОС, одним из приоритетных решений которого

является внеурочная деятельность учащихся. Основная цель внеурочной

деятельности направлена на достижение планируемых результатов освоения

основной образовательной программы, а также на расширение и углубление

знаний обучающихся в той или иной области знания, выявление одарённых

детей, развитие навыков аналитической деятельности. При этом она решает

определённые педагогические задачи, которые зависят от того, какие

предметные и метапредметные умения учитель формирует или развивает.

1.

Задачи, связанные с воспроизведением знаний (узнавание

явления, воспроизведение отдельных понятий).

2.

Задачи, связанные с простыми мыслительными операциями

(определении фактов, отношений, анализ и синтез).

3.

Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции

(трансформацию, аргументацию, оценку).

4.

Задачи, связанные с речевыми высказываниями (проект, доклад,

самостоятельная практическая работа).

5.

Задачи, связанные с продуктивным мышлением (решение

проблемных ситуаций, целеполагание, эвристические задания).

6.

Задачи, связанные с рефлексией (составление текста, выбор

способов межличностного общения).

Одной из форм внеурочной деятельности является курс, решающий эти

педагогические задачи.

Программа курса внеурочной деятельности «Роль языковых средств в

художественных произведениях о природе для учащихся 8-9 классов»

составлена на основе Примерной программы для основной школы по

литературе и Требований к результатам основного общего образования,

представленных в ФГОС. Программа учитывает основные задачи развития

образования в регионе в части повышения качества результатов образования,

а также развития системы дополнительного образования.

Курс разработан для учащихся 8-9 классов средней школы и учитывает

особенности возраста этой ступени образования. Программа рассчитана на 35

часов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего

общего образования отмечается: «Изучение предметной области

«Филология» должно обеспечить … приобщение через изучение русского

языка и литературы к ценностям национальной и мировой литературы», а

также «сформированность навыков различных видов анализа литературного

произведения». Для того чтобы ученики смогли «приобщиться к ценностям

национальной и мировой литературы», они прежде всего должны приобрести

навыки «осмыленного» чтения, а лингвистический анализ – один из путей

формирования этого важного навыка.

Курс учитывает требования образовательной программы, поскольку на

внеурочных занятиях учащиеся получают дополнительные знания об

истории развития литературы , о средствах художественной

выразительности. В качестве литературного материала для анализа

привлекаются тексты, не входящие в школьную программу, принадлежащие

к разным литературным эпохам, направлениям и жанрам, в том числе

произведения современных авторов. Таким образом, курс решает ещё одну

важную задачу, ставшую приоритетной в современном филологическом

образовании – задачу интегрированного изучения русского языка,

литературы и экологии.

В программе нашёл отражение деятельностный, личностно-ориентированный

подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у

школьников потребности и способности вступать в «диалог» с автором,

«слышать» автора и строить собственные аргументированные высказывания.

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам,

созданию проектов. Ученики исследуют художественные тексты на предмет

нахождения тех или иных языковых средств, строят собственные

высказывания. Ученики используют разные виды проектной деятельности.

Предусмотрено использования современных технологий.

Основная цель курса:

расширение представлений о природных явлениях в

художественных произведениях как о единой развивающейся

системе;

развитие аналитических способностей учащихся,

развитие речевой культуры учащихся;

воспитание посредством изучения языка и литературы духовно

богатой, нравственно ориентированной личности, обладающей

экологической культурой.



В раздел образования