Автор: Кучакова Малина Максимовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Аскиз
Населённый пункт: поселок Аскиз
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки учащихся к ГИА по истории и обществознанию
Раздел: полное образование
«Система подготовки учащихся к ГИА по истории и
обществознанию»
(из
опыта
работы
учителя
истории
и
обществознания
МБОУ СОШ п. Аскиз
Кучаковой
Малины
Максимовны).
Подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по истории и
обществознанию, должна осуществляться не только в течение
всего учебного года в старшей школе, но и начиная в 6-7
классах поэтапно:
1 этап -
работа с понятиями, датами, персоналиями,
картами
на
уроках:
выделение
ключевых
слов-маркеров;
подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;
2 этап - работа с текстами: развитие навыков внимательного
прочтения
текста;
составление плана
простого
и
сложного;
выполнение заданий 2-ой части;
3 этап - работа с рабочими тетрадями, закрепление и
самопроверка своих знаний;
4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых
заданий, сформированных в соответствии с кодификатором, работа
по формированию умений выполнения эссе.
5 этап -
внеклассная работа по предмету
в целях
дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний
(работа с презентациями, проектная деятельность, применение
игровых технологий).
Педагогу необходимо определить методическую цель и
задачи на каждый учебный год. Так, к примеру, в 5 классах
можно отработать навык - составления логических цепочек и схем.
Подобные задания можно взять в рабочих тетрадях по предмету.
Этот навык способствует выработке логического мышления,
выявлению причинно-следственных связей. В 6 классе уместно
обратить внимание на навык – составление таблиц, который
поможет умению выделять и четко формулировать главное в
тексте. А в 7 классе знакомство с более серьезной информацией -
работа с текстом. Обратить внимание нужно на формирование
навыков
написания
планов
параграфа
(тезисных,
простых,
сложных), работы с историческим документом. В 8 классе уделяем
пристальное внимание сравнительному анализу
событий. В 9
классе происходит знакомство с событиями истории, где можно
использовать такие формы, как диспут, дискуссия, эссе и т.п. То
есть речь идет об анализе исторических ситуаций, столкновении
разных точек зрения и умении их обосновывать.
В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны - командные
развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а
в 8-11 классах
– использование папки-кейс
(где содержится
тестовые задания разного уровня ч.1-2, где учащиеся постепенно по
блокам накапливают материал и проверяют знания).
Предлагаю вашему вниманию некоторые работы на уроках
истории и обществознания.
1.
Работа с датами. Учащимся выдается таблица, которую
предлагается заполнить с помощью учебника в течение урока.
Событие
Дата
2.
Работа с персоналиями.
Учащиеся получают домашнее
задание в виде таблицы.
Исторический
деятель
Сфера
деятельности
Важные
факты
биографии
3.
Работа со схемами.
На уроке составляются с помощью
учителя всевозможные схемы и кластеры по изучаемой теме.
Таким образом, в устной форме повторяются самые спорные
и сложные вопросы изучаемого периода.
4.
Работа с понятиями и аббревиатурой. Учащимся заранее
дается список понятий по теме, который необходимо выучить
к уроку.
5.
Работа с источниками. Форма проведения этого урока – в
группах. На столах - фрагменты исторических документов.
Учащимся требуется определить время написания, установить
автора, ответить на поставленные вопросы. Результаты работ
групп обязательно озвучиваются.
6.
Тестирование. Включены обязательно задания КИМов 2-х
частей, рассчитанные на урок.
Таким образом, постепенное знакомство учащихся с разными
видами деятельности и отработки конкретных навыков на каждой
ступени
обучения
создаст
условия,
когда
ученик
четко
представляет
алгоритм
своих
действий.
Такая
поэтапная
подготовка позволяют учителю организовать учебный процесс как
самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнерском
взаимодействии с учителем.
Есть много разных методик по
подготовке к ГИА помогающим педагогу в работе, все зависит от
опыта и творческого подхода самого учителя.