Автор: Царапкина Евгения Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин, мастер производственного обучения
Учебное заведение: ККБ ПОУ "Спасский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Спасск - Дальний, Приморского края
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока МДК и учебной практики по профессии "Повар, кондитер"
Тема: "Песочное тесто и изделия из него""
Раздел: среднее профессиональное
Ход урока:
1. Организационная часть - 2 минуты.
отметить присутствующих (отчёт старосты группы):
проверить готовность учащихся к уроку.
2. Вводный инструктаж – 45 минут.
2.1 Сообщить учащимся тему, и цели урока –5 минут
Цели урока:
Обучающая: формирование умений и навыков применять полученные теоретические знания
в процессе приготовления песочных пирожных;
формирование умений и навыков планирования и подготовки процесса приготовления
песочных пирожных
с масляным кремом с соблюдением правил техники безопасности и
санитарии;
формирование умений и навыков по приготовлению песочного полуфабриката, масляного
крема, фруктовой начинки;
формирование готовности к овладению новой техникой и технологией; научить определять
качество используемого сырья.
Развивающая:
развивать производственные навыки, умение формовать песочную корзиночку;
развивать внимание, наблюдательность, настойчивость в выполнении задания;
формировать и развивать творческое мышление, художественный вкус.
Воспитывающая:
воспитать ответственность за высокое качество выпускаемой продукции, за экономичный
расход сырья;
воспитать бережное отношение к инвентарю и оборудованию;
воспитать трудовую дисциплину, добросовестность, инициативность, чувство гордости,
бдительность в соблюдении требований безопасности труда, аккуратность и внимательность в
работе;
2.2. Мобилизация знаний учащихся – 40 минут
2.2.1. Техника безопасности, санитария и гигиена на уроках учебной практики (рассказ
мастера)
Повторить правила техники безопасности при выполнении учебно - производственных
работ.
Повторение правил санитарии и гигиены:
Повторение теоретического материала по теме:
2.3. Актуализация знаний учащихся (реализация развивающих целей) – 15 минут
2.3.1.Выволнение творческого задания творческого характера – 15 минут
Каждый учащийся должен выполнить на бумаге эскиз оформления пирожного.
Указать какие приспособления будут использоваться при оформлении пирожного
- (указать в карточке) (см. приложение).
2.3.2.Просмотр презентации Приготовление пирожного песочная «Корзиночка» со
сливочным кремом (наглядно показано пошаговое выполнение операций) -10 минут
В презентации подробно представлена информация:
1.Ассортимент пирожных из песочного теста;
2.В чем особенность приготовления песочного полуфабриката;
3.Как происходит формование корзиночки;
4.Какая мука используется для приготовления песочного теста
5.Как приготовить начинку фруктовую
6.Как готовится крем «Сливочный» (основной)?
7.Последовательность приготовления пирожного корзиночка с кремом.
8.Требования к качеству пирожного
9.Рецептура пирожного «Корзиночка» с кремом и фруктовой начинкой
3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся – 3 часа 40 минут
3.1. Содержание и порядок проведения работ:
Каждый учащийся получает инструкционную карту с подробным описанием
выполнения работ и карту – задание - приготовить 10 шт. пирожных «Корзиночка
песочная с масляным кремом»
3.2.
Цели основных обходов:
1 обход:
проверить организацию рабочего места;
проверить соблюдение техники безопасности и санитарии;
проверить подготовку сырья к использованию.
2 обход:
проверить соблюдение техники безопасности и санитарии;
проверить последовательность выполнение технологических операций приготовление
тестового полуфабриката м отделочных полуфабрикатов, индивидуальная помощь
учащимся.
3 обход:
проверить соблюдение техники безопасности и санитарии;
проверить последовательность выполнение технологических операций приготовления
отделочных полуфабрикатов, оформление пирожных.
Индивидуальное инструктирование и показ.
4.
обход:
приём выполненных работ;
проверяет качество и вес изделий.
заполнение карты и критериев оценки выполнения учебно – производственных работ
(см. приложение)
4.
Заключительный инструктаж – 20 минут.
4.1. Производит анализ качества выполнения задания.
4.2. Отмечает лучшие изделия, приготовленные обучающимися, оценивает и проверяет вес.
4.3. Выставляет оценку за изделие, с учетом соблюдения правил санитарии. Техники
безопасности, организации рабочего места.
5. Домашнее задание : Произвести расчёт продуктов для приготовления 100 штук изделий,
согласно рецептурной карты и закладки продуктов (расчёт производится в тетрадях по
производственному обучению)
«Рецептурная карта изделий выполнена в тетради во время вводного инструктажа.»
Повторить технологию приготовления песочных (нарезных) пирожных глазированных
Помадой.
.
Место проведения: учебная лаборатория.
Материально - техническое оснащение урока:
1.
Посуда и инвентарь кондитерского цеха.
2.
Карточки - задания, технологические карты, карточки самоконтроля, критерии
оценки деятельности обучающихся, сборник рецептур.
Продукты: сахар, яйцо, мука, сахарная пудра, сгущенное молоко, масло сливочное,
ванилин, фруктовые эссенции, пищевые красители, повидло.
Посуда, инвентарь и оборудование: кастрюли эмалированные различной ёмкости, венчик,
ложка, нож, кондитерский лист, кондитерские мешки, наконечники, пергаментная бумага,
ножницы, жарочный шкаф, взбивальная машина, электроплита, холодильник, циферблатные
весы.
Межпредметные связи:
1.
Матюхина 3. П. Товароведение пищевых продуктов. 1998. Химический состав и пищевая
ценность сырья используемого в кондитерском производстве. Мука - стр. 219, яйцо -
стр.190, сахар, сахарная пудра - стр. 233, сгущенное молоко - стр.173, крахмал - стр. 232,
масло - стр. 200.
2.
Богданов М. А. Технологическое оборудование предприятий общественного питания.
1996г. Правила эксплуатации электрооборудования. Электроплиты - стр.209, взбивальные
машины -стр. 86, жарочный шкаф - стр. 221, холодильник - стр. 276.
3.
Коршунов.
Н.
В.
Организация
обслуживания
в
ресторанах.
1998.
Назначение
кондитерского цеха и схема процесса приготовления кондитерских изделий - стр. 42.
4.
Матюхина З.П. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. 1994г. Основы санитарии и
гигиены - стр. 60-90.
5.
Мифтахутдинова Н.М Основы калькуляции и учета на предприятиях общественного питания.
1998г. Сборник рецептур блюд. Расчет сырья - стр. 3.
6.
Коршунов Н. В. Организация обслуживания в ресторанах.
1998г.
Назначение
кондитерского цеха и схема процесса приготовления кондитерских изделий - стр. 42.
Приложение
Инструкционная карта пирожное «Корзиночка» с кремом и фруктовой
начинкой.
Наименование
сырья
Расход сырья и полуфабрикатов в (г) на 10 штук пирожных
весом по 75г
песочный
п/ф
крем
"Сливочный"
осноовной
фруктовая
начинка
Итого
сырья
Мука в/с
168
168
маргарин
93
93
Сахар
62
24
86
сода
0,2
0,2
масло сливочное
133
133
Меланж
22
22
молоко сгущенное
53
53
пудра ванильная
1
1
повидло
220
220
Коньяк
0,3
0,3
Соль
0,6
0,6
Лимонная кислота
яичный белок
фрукты
сахарная пудра
71
71
ВЫХОД Г/В П/Ф
300
250
200
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Полуфабрикат корзиночки песочной заполняем фруктовой начинкой, сверху
отсаживаем в виде различных украшений масляный крем.
Приложение
Рецептурная карта №16
(сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий)
ТЕСТО ПЕСОЧНОЕ
Наименование сырья
Расход сырья в (г.)
МУКА
515
МУКА (для подпыла)
41
САХАР
206
МАСЛО СЛИВОЧНОЕ
309
МЕЛАНЖ
72
УГЛЕКИСЛЫЙ
АММОНИЙ
0,5
ПИТЬЕВАЯ СОДА
0,5
ЭССЕНЦИЯ
ФРУКТОВАЯ
2
СОЛЬ
2
ВЫХОД:
1000
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ:
ПЕСОЧНЫЙ
ПОЛУФАБРИКАТ
СВЕТЛО
ЗОЛОТИСТОГО
ЦВЕТА,
РАССЫПЧАТЫЙ,
СУХОЙ.
Рецептурная карта № 6
(сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий)
КРЕМ СЛИВОЧНЫЙ (основной)
Наименование сырья
Расход сырья в (г.)
МАСЛО СЛИВОЧНОЕ
261
МОЛОКО СГУЩЕНОЕ
104,5
САХАРНАЯ ПУДРА
140
ПУДРА ВАНИЛЬНАЯ
2,5
ВЫХОД:
500
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ:
ОДНОРОДНАЯ,
ПЫШНАЯ
МАССА
С
ГЛЯНЦЕВОЙ
ПОВЕРХНОСТЬЮ,
ХОРОШО
СОХРАНЯЮЩАЯ ФОРМУ.
Приложение
Схема приготовления:
КРЕМА СЛИВОЧНОГО (ОСНОВНОГО)
СЛИВОЧНОЕ МАСЛО ЗАЧИЩАЮТ, НАРЕЗАЮТ НА КУСКИ
ВЗБИВАЮТ 5-7 МИНУТ
САХАРНУЮ ПУДРУ СОЕДИНЯЮТ СО СГУЩЕННЫМ
МОЛОКОМ
ПОСТЕПЕННО ДОБАВЛЯЮТ ВО ВЗБИВАЕМОЕ МАСЛО
В КОНЦЕ ВЗБИВАНИЯ КЛАДУТ ВАНИЛЬНУЮ ПУДРУ,
КОНЬЯК.
Приложение
Перед началом работы
Подготовить рабочее место для безопасной работы.
Проверить заземление и санитарно техническое состояние плиты.
Убедиться, что переключатели конфорок и жарочного шкафа находятся в нулевом
положении.
Во время работы
Максимально заполнить посудой рабочую поверхность плиты.
Своевременно выключать секции электроплит или переключить их на меньшую
мощность.
Следить, чтобы дверца рабочей камеры жарочного шкафа плиты в закрытом состоянии
плотно прилегала к краям дверного проема.
Ставить котлы и другую кухонную посуду на плиту, имеющую ровную поверхность,
бортики и ограждающие поручни.
Укладывать полуфабрикаты на разогретые сковороды и противни, движением от
себя.
Передвигать посуду на поверхности плиты осторожно, без рывков и больших
усилий.
Открывать крышки наплитной посуды с горячей пищей осторожно движением
«на себя».
Не пользоваться наплитными котлами, кастрюлями и др. кухонной посудой
имеющими деформированное дно или края, непрочно закрепленные ручки или без ручек.
Перед переноской наплитного котла с горячей пищей предварительно
убедиться в отсутствии посторонних предметов и скользкости пола на всем пути
транспортирования.
Снимать с плиты котел с горячей пищей и переносить его надо без рывков вдвоем,
используя сухие полотенца или рукавицы.
Снять крышку котла при переноске.
Не допускается
Включать электроконфорку на максимальную и среднюю мощность без нагрузки.
Попадание жидкости на нагретые поверхности конфорок электроплиты.
Заполнять наплитную посуду более чем на 80% объема.
После окончания работы
Отключить все конфорки с помощью пакетных переключателей.
Отключить плиту от электросети.
После остывания плиты очистить её от пригоревшей пищи, протереть влажной
тканью, вымыть поддон и просушить.
Приложение
Перед началом работы проверяют санитарное состояние камер
шкафа, а также исправность заземления и пускорегулирующих приборов.
Затем устанавливают терморегулятор на необходимую температуру,
подключают шкаф к электросети и с помощью пакетных переключателей
включают рабочие камеры на сильный нагрев. При этом загораются
сигнальные
лампы.
Как
только
камера
прогреется
до
заданной
температуры, сигнальные лампы гаснут, свидетельствуя о готовности
шкафа к работе. После этого осторожно, чтобы не получить ожога,
открывают дверки, устанавливают в шкаф кондитерские листы или
противни с изделиями и плотно закрывают дверки. После разогрева
шкафа пакетные переключатели переводят на средний или слабый нагрев
в зависимости от требований технологии приготовления. Во время работы
нельзя оставлять шкаф без присмотра. При переводе шкафа на более
низкую температуру нагрева выключают тэны и дают шкафу остыть до
необходимой температуры. После этого переводят терморегулятор на
более низкую степень нагрева и включают тэны. После окончания работы
шкаф отключают от электросети. Терморегулятор выключают с помощью
тумблера, находящегося рядом с ним. Жарочные шкафы очищают от
подгоревшей пищи. Наружную поверхность протирают мягкой влажной
тканью и насухо протирают.
Приложение
Перед началом работы
Проверить санитарное состояние взбивательного бачка.
Установить и надежно закрепить сначала бачок, а затем взбиватель.
Установить скорость вращения взбивателя.
Проверить, чтобы венчик не касался дна и стенок бачка.
Во время работы
Соблюдать осторожность, находясь вблизи движущихся элементов машины из-
за возможности захвата одежды и травмирования вращающимися частями
машины.
Определять готовность взбитых продуктов, снимать взбиватель только после
полной остановки машины.
Не допускается
Во время работы изменять частоту вращения взбивателя.
Добавлять продукт в бачок машины при работающем взбивателе.
После окончания работы
Выключить электродвигатель.
Снять сменный механизм.
Промыть горячей водой взбиватель и бачок, просушить.
Протереть влажной тканью наружные поверхности машины
.
Приложение
Тест для закрепления теоретических знаний.
1. Чем наполняют полуфабрикат корзиночка для пирожного “Корзиночка любительская”:
а) фруктовой начинкой
б) бисквитной крошкой с масляным кремом
в) желе
г) конфитюром
2. Пирожное “Корзиночка” с белковым кремом посыпают:
а) орехами
б) маком
в) сахарной пудрой
г) шоколадом
3. Из какого теста готовят полуфабрикат корзиночка:
а) заварного
б) песочного
в) бисквитного
г) воздушного
4. Какой толщиной выпекают пласты для пирожного “Песочного” с кремом:
а) 2-4 мм
б) 7-8 мм
в) 1-2 мм
г) 0,5 см
5. При какой температуре выпекают полуфабрикат корзиночка:
а) 100 С - 60 минут
б) 240 С -15 минут
в) 150 С - 30 минут
г) 280 С - 5 минут
6. Какое пирожное можно приготовить из следующих полуфабрикат: желе; фруктовая начинка,
песочная корзиночка, фрукты.
а) пирожное “Корзиночка любительская”
б) пирожное “Корзиночка” с желе и фруктами
в) пирожное “Корзиночка” с кремом и фруктовой начинкой
г) пирожное “Корзиночка” с белковым кремом
7. Чем склеивают песочные пласты для пирожного “ Песочное” желейное:
а) шоколадом
б) фруктовой начинкой
в) сливками
г) кремом “Шарлот”
8. Перед использованием помаду разогревают на водяной бане до температуры:
а) 50-55°С
б) 70°С
в) 20-30°С
г) 95°С
9. Срок хранения пирожных с кремом сливочным основным:
а) 72 час.
б) 36 час.
в) 8 час.
г) 120 час.
10. Какой способ разрыхления используют для приготовления песочного теста?
а) биологический
б) химический
в) механический
г) комбинированный
Ответы: 1(а); 2(б); 3(в); 4(б); 5(б); 6(б); 7(б); 8(а); 9(); 10(б);
Приложение
Схема приготовления
«
ПЕСОЧНОГО
ТЕСТА
»
.
Сахарный
песок
Ванильная
пудра
меланж
Маргарин
(Сливочное
масло)
Аммоний
Сода
Раствор
соли
Перемешивание до образования однородной
массы
Закладывание муки, замес теста (2-3мин.)
Разделка теста на куски, взвешивание
Разделка кусков теста, взвешивание и
формование изделий
Выпечка
Охлаждение
Реализация
Приложение
Фасонные трубочки для отсаживания крема
Слева на право верхний ряд:
1-4 трубочки круглые с зубчиками (диаметром до 6мм. используют для украшения пирожных
орнаментами, нанесения борбюров на торты, для отсадки украшений в виде ракушек, звездочек,
веревочек, плетений, хризантем, бутонов).
5 трубочки круглые с прямым срезом (диаметром до 4мм. используют для нанесения точек, надписей,
прямых и волнистых линий, плетений, ветки винограда, вишни, черешни, ландыша, грибков, цветов,
ветки с почками).
Слева на право нижний ряд:
6 трубочка с плоским косым срезом - косячок (используют для изготовления роз, маргаритки).
7 трубочка с плоским прямым зубчатым срезом (используют для изготовления волнообразных
бордюров).
8-9 трубочка с плоским овальным срезом (используют для изготовления цветов ромашки, яблони).
10 трубочка с клинообразным срезом (используют для изготовления листиков различной величины и
форм).