Напоминание

Использование приемов смыслового чтения на уроках истории и обществознания посредством технологии критического мышления


Автор: Галина Филипповна Ефремова
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: ЯНАО г Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов смыслового чтения на уроках истории и обществознания посредством технологии критического мышления
Раздел: полное образование





Назад




Ефремова Галина Филипповна

«Использование приемов смыслового чтения на уроках истории и обществозна-

ния посредством технологии критического мышления»

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить».

В.А. Сухомлинского:

Глобальная информатизация общества одна из доминирующих тенденций цивилизации

XXI века. Перед системой образования встала проблема подготовки подрастающего поко-

ления к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и про-

фессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному

использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе

должно обеспечить формирование у людей информационных, интеллектуальных, комму-

никативных компетенций, универсальных учебных действий , которые потребуются им в

новой информационной среде обитания.

Насущной необходимостью становится обучение учащихся приемам и методам работы с

информацией различного содержания: научной, публицистической, документальной, фи-

лософской, художественной. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной

в свете модернизации российского образования, введения и реализации ФГОС , вклю-

чающих метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение

навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целя-

ми и задачами», формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова

как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и ре-

флексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

А в реальной практике мы, к сожалению, сталкиваемся со старшеклассниками, которые с

большим трудом понимают учебные тексты. Та самая смысловая грамотность, критерий

международных исследования PISA, части «С» единого государственного экзамена, оста-

ется наиболее уязвимым показателем выпускников.

В современном информационном общество приоритетным является непрерывное об-

разование, соответственно, учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятель-

ного получения знаний, основным источников которого является текст, т.е. уметь найти

нужную информацию, понять её, извлечь, увидеть главное, отделить достоверную ин-

формацию от недостоверной, интерпретировать, оформить в удобной знаковой системе .

Организуя образовательную деятельность в рамках своей предметной области, каждый

педагог, сталкивается с рядом проблем, без решения которых сформировать универсаль-

ные учебные действия невозможно. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умения-

ми осуществлять поиск, анализ, обобщение необходимой информации, в том числе

представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, фото-

графия), испытывают трудности ее практического применения и интерпретации. Практи-

ка работы показывает, что обучающиеся имеют низкую скорость чтения, вследствие чего

тратят много времени на подготовку домашних заданий, зачастую они не понимают смыс-

ла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования, затрудняются

извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочи-

танном, кратко пересказать содержание, при выполнении самостоятельной работы, те-

стов допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Чем старше

становится обучающийся, тем меньше у него желания что – то прочитать, в озвученном и

услышанном не всегда усваивается главное, за деталями теряется общий смысл, перена-

сыщенность информацией приводит к затруднению ее восприятия . Необходимо найти

такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам

освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в ра-

боте в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с

текстом.

Ефремова Галина Филипповна

Передо мной как учителем предметником стоит задача эффективного использования при-

емов смыслового чтения на уроках обществоведческого цикла .Это предполагает органи-

зацию работы над формированием умений : воспринимать текст как единое смысловое

целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную

информацию); понимать информационную, смысловую и идейную составляющую сторо-

ну произведения; осмыслить цель и выбор вида чтения ; извлечь необходимую информа-

ции из текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию;

ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического

и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой

информации. Научить учащихся относиться критически к той информации, которую они

получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, про-

верять источники и только потом делать выводы. Образовательный результат может быть

получен в том случае если в образовательной деятельности будет осуществляться систем-

ная работа над формированием смыслового чтения посредством технологии развития кри-

тического мышления. Мне бы хотелось остановиться на некоторых методических прие-

мах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают критическое

мышление, учат эффективно работать с информацией.

Прием «Синквейн». Данный прием можно использовать как на этапе «Рефлексия так и

на стадии «Вызова». Урок обществознание, 8 класс. Тема урока: «Семья». – Детям предла-

гается ответить на вопрос: Что для вас семья? Написать синквейн и выразите свое отно-

шение к данной теме.

Семья.

Дружная, счастливая,

Понимает, поддерживает, заботится;

Союз людей, объединенных любовью;

Ответственность.

Урок обществознание, 8 класс. Тема урок: «Мораль» Учащиеся работают в группах, им

предлагается прочитать тексты рубрик учебника «Ситуация» и «Факты» (стр 55,56,57) и

ответить на вопрос :Что такое мораль? Написать синквейн ,отражая сущностные признаки

морали.

Первый пример:

Мораль.

Сформулированная, поучительная.

Наставляет, поддерживает, развивает.

Достойна высших похвал.

Нравственность.

Второй пример:

Мораль.

Строгая, четкая.

Оценивает, объясняет, указывает.

Ориентир для многих людей.

Этика.

Третий пример:

Мораль.

Общепринятая, одобренная.

Ефремова Галина Филипповна

Призывает, уточняет, раскрывает.

Описывает суть явлений.

Духовность.

Синквейн может быть использован на разных стадиях урока и быть вариативным в при-

менении: На его основе можно составить разноплановые задания .Например:- из набора

предложенных строк составить синквейн (Отважный титан, подаривший огонь; герой,

храбрый и сильный; Прометей; похитил, помогает, спасает. Ответ: Прометей. Храбрый и

сильный. Похитил, помогает, спасает. Отважный титан, подаривший огонь. Герой);

- составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входя-

щих в состав синквейна) («Тесей. Ловкий и смелый. Помогает, думает, действует. Убил в

лабиринте Минотавра. Герой» По предложенному синквейну учащиеся рассказывают миф

о Тесее и Минотавре;

- как материал для дидактической игры «Отгадай героя» (необходимо назвать историче-

ский персонаж);Успешный, снисходительный. Разрешает, закрепляет, действует. Принес

много пользы обществу. Освободитель. учащиеся называют Александр 2

«Отгадай термин» (изученное понятие) реформы

«Живая картина» (историческое событие) террористическая деятельность народников

- дополнение неполного синквейна отсутствующей частью (например, дан синквейн без

указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее опреде-

лить);(«Материальные, духовные. Мотивируют, поддерживают, развивают. Мотив к дей-

ствию. Нужда» Учащиеся определяют, что это потребности).

Этот методический прием способствуют формированию активной читательской позиции

учащихся, является инструментом и средством для синтеза и обобщения сложной инфор-

мации, творческого самовыражения.

Приём «Кубик Блума». Этот прием учит воспроизводить знания, помогает понять со-

держимое текста, побуждает искать причинно-следственные связи. предлагает посмотреть

на предмет или объект с другой стороны, выяснить все его аспекты, проявить свою фанта-

зию, придумать свой путь развития событий, развить стратегическое мышление.

На гранях кубика написаны первые слова вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови»,

«Предложи», «Придумай», «Поделись». Учащиеся передают кубик друг другу, подбрасы-

вают его и формулируют вопрос по предложенному тексту по той грани, на которую вы-

падает кубик.

Обществознание, 8 класс Тема урока: « Семья» В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ – родительский дом! В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выхо-

дишь из семьи! Предлагаю познакомиться с текстом и, используя кубик Блума, придумать

вопросы к тексту

Вопросы Назови, что такое семья? Объясни какие виды семьи бывают? Почему семья на-

ходится под защитой государства? Придумай свои права и обязанности для каждого члена

семьи. Предложи правила сохранения семьи. Поделись какие традиции в вашей семье

Текст для чтения.

Семья-союз лиц, основанный на браке, близком родстве, усыновлении, характеризующий-

ся общностью жизни и интересов.

Государство стоит на страже интересов семьи. Некоторые стороны семейной жизни регу-

лируются законом. Главными документами, регулирующими семейные отношения, являю

Ефремова Галина Филипповна

тся Конституция РФ и Семейный кодекс.

Рефлексия Составить модель счастливой семьи

Одним из приёмов, формирующих критический подход к источникам, является составле-

ние логических схем или опорных конспектов и кластеров, использующиеся в школь-

ной практике обучения истории и обществознания. Опорный конспект и учебные планы

ориентированы на графическое или краткое словесное отображение учебной информа-

ции, В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации ма-

териала. Кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприя-

тии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второсте-

пенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зре-

ния, сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную ин-

формацию, сконструировать иной угол зрения на исторический факт, поместить его в

иную перспективу и т.п. Освоив такой навык логического структурирования материала,

учащиеся способны определить актуальность и структуру изучаемой темы, её проблема-

тику, выделить главные направления исследования учебной проблемы, отделить главную

информацию от второстепенной, проследить развитие разно векторных тенденций и оце-

ночных суждений, обдумать альтернативные выходы из сложившейся ситуации.

В качестве примера приведу составление кластера на уроке обществознания при изуче-

нии темы «Формы государства» (обществознание 9 класс). При рассмотрении вопроса

о монархии как одной из форм правления, учащиеся высказывают все имеющиеся у них

знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления,

власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Высказывания фиксируются. Да-

лее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по ре-

зультату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Кластер дописывается, исполь-

зуются цветные маркеры. Итогом работы должен стать анализ кластера, с обсуждением

верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информа-

ции.

Урок обществознания 9 класс Тема «Основы конституционного строя РФ»

Что определяет Конституция?

К - кодекс, конвенция; О - общество, область, организа-

ция, орган, обязанности, ответственность; Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество; Т - территория; И - инициатива,

инаугурация; Т - толерантность; У - управление, урегулирование; Ц - центр; И - институт,

исполнитель; Я - «я» - личность, «я» - гражданин.

Государственное устройство

КОНСТИТУЦИЯ

Порядок и принципы образования органов

власти

Основные права и обязанности граждан

Избирательная система

Кластер Обществознания 9 класс Тема: «Права и свободы человека и гражданина»

Составить схему «Классификация основных прав и свобод по Конституции РФ». Группо-

вая работа: одна группа заполняет часть кластера-права человека и гражданина,другая -

свободы человека и гражданина. Учащиеся в работе используют Конституцию Россий-

ской Федерации).

Ефремова Галина Филипповна

Обществознания 9 класс Темы «Высшие органы государственной власти», «Судеб-

ная система»

Задание: заполнить пропуски в тексте направлено на отбор информации в работе с доку-

ментом ( учащиеся в работе используют Конституцию Российской Федерации).

Тема «Президент Российской Федерации»

1. Президент Российской Федерации является__________ государства.

2. Президент Российской Федерации является _________Конституции Российской Феде-

рации...

3. Президент Российской Федерации избирается сроком на _____лет гражданами Россий-

ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай-

ном голосовании.

4. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Феде-

рации не моложе ____ лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее

______ лет.

Тема «Правительство Российской Федерации»

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет ________________ Рос-

сийской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из ________________ Правительства

Российской Федерации, ______________ Председателя Правительства Российской Феде-

рации и федеральных _____________.

3. Председатель Правительства Российской Федерации назначается _______________Рос-

сийской Федерации с согласия Государственной Думы.

4._____________ Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Феде-

рации определяет основные ______________ деятельности Правительства Российской Фе-

дерации и организует его работу.

Тема «Судебная власть»

1. ____________ в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. ___________ ________ осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской

Федерации и федеральным конституционным законом. Создание _______________судов

не допускается.

4.Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие ______лет, имеющие

__________ юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее

______ лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к

судьям судов Российской Федерации.

5. Судьи ____________ и подчиняются только Конституции Российской Федерации и фе-

деральному закону.

6. Судьи _________________.

7. Судьи _____________________.

8.Судья не может быть привлечен к _____________ ответственности иначе как в порядке,

определяемом федеральным законом.

9. Разбирательство дел во всех судах __________. Слушание дела в закрытом заседании

допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

10. ___________ разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев,

предусмотренных федеральным законом.

11. Судопроизводство осуществляется на основе ______________ и _________________

сторон.

12. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляет-

ся с участием _____________ заседателей.

Ефремова Галина Филипповна

13. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из ____ судей.

14. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской

Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Феде-

рации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Вер-

ховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-

ции, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

разрешает дела о ____________ Конституции Российской Федерации….

15.___________ Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гра-

жданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис-

дикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

16.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является __________ судебным ор-

ганом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражны-

ми судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор-

мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной прак-

тики.

17. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской

Федерации,

Высшего

Арбитражного

Суда

Российской

Федерации

назначаются

___________ ___________по представлению Президента Российской Федерации.

18. Судьи других федеральных судов назначаются _____________Российской Федерации

в порядке, установленном федеральным законом.

19. _______________Российской Федерации составляет единую централизованную систе-

му

с

подчинением

нижестоящих

____________вышестоящим

и

____________

____________Российской Федерации.

20. ___________ __________Российской Федерации назначается на должность и освобо-

ждается от должности Советом Федерации по представлению _______________Россий-

ской Федерации.

21.

Прокуроры

субъектов

Российской

Федерации

назначаются

__________

_____________Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Тема « Влияние искусства на развитие личности и общества » (УМК: Обществозна-

ние 8 класс Л.Н.Боголюбов М., Просвещение 2021 ) Задание : внимательно просмот-

реть видеоматериал и текст учебника ,выделить в нем смысловые единицы ,кратко харак-

теризовать и проиллюстрировать примером из собственного социального опыта. Озагла-

вить таблицу

В ходе представления видеоряда и учебного текста стр. 89-90 учащиеся выделяют

смысловые единицы информации, их фиксируют в табличном варианте и подбирают при-

мер, опираясь на свой социальный опыт. На основе обобщения и выводов, подбирают за-

головок к таблице.

«Многообразие видов искусства»

Вид искусства

Характеристика вида искус-

ства

Пример

Тема « Типы экономических систем » Задание: Прочитать текст . Составить вопросы в

соответствии с классификацией Блума. Учащиеся, работая с текстом ,составляют сравни-

тельную таблицу ,выделяя существенные признаки (линии), по которым целесообразно

провести сопоставление; формулируя их в виде краткого плана, фиксируя в первой графе

таблицы; в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии

Ефремова Галина Филипповна

сравнения; формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов;

итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

Работа с текстом «Экономические системы»

Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни общества. В зави-

симости от того, как общество отвечает на основные вопросы экономики, учёные различа-

ют традиционную (аграрную) , командную (плановую), рыночную и смешанную экономи-

ческие системы.

Основой традиционной экономики является сельское хозяйство или в современных усло-

виях – добыча полезных ископаемых. Решения о производстве, распределении и потребле-

нии экономических благ принимаются, основываясь на обычаях и традициях. Эти тради-

ции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Продукты

и услуги, производимые в этих обществах, не изменяются в течение многих лет, всё дела-

ется та как делали поколения предков. В основном создаётся простая однотипная продук-

ция.

Традиционная экономика основывается на натуральном производстве. Конкуренция от-

сутствует, а обмена с внешним миром почти не происходит. Традиционная экономика не-

редко использует натуральный обмен вместо денег. Развитие технологий в таком обще-

стве происходит очень медленно. Как правило, общества с данной экономической систе-

мой характеризуются низким уровнем жизни. В настоящее время примеры подобной орга-

низации экономической жизни можно найти в некоторых уголках Африки и Океании, в

России (например, у народов Крайнего Севера). При такой экономической системе госу-

дарство не вмешивается в экономические отношения.

расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких,

больных, малолетних, безработных.

Прием «Фишбоун» направлен на развитие критического мышления через схематичное

изображение причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на

него факторами. Схема состоит из: − Объекта анализа − Причины события − Следствия

события − Связи причин и следствий

Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из

них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны

быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста,

верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет

рыбы.

Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом

45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы,

причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформу-

лированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Рассмотри использование данного приема на урока обществознание при изучении темы

« Типы экономических систем » . В начале урока ученикам предлагается составить схе-

му главных вопросов на которые должен ответить будущий производитель товара (Что?

Как? Для кого? производить товар). Далее в процессе диалога обращаемся к понятию

«экономическая система». Записав определение ученикам предлагается составить схему

«типы экономических систем (работа с учебником) или с текстом .

Ефремова Галина Филипповна

Ученики выписывают три основных типа экономических систем .В процессе диалога

определяются основные линии сравнения (Кто/Что принимает основные экономические

решения, преобладающая собственность, основной вид деятельности, технический про-

гресс, тип хозяйства, примеры) После чего ученики приступают к работе с текстом учеб-

ника, и с помощью линий сравнения находят характеристики этих систем. Оформить мож-

но в форме таблицы или схемы

Для каждой экономической системы составляется своя схема . Учащимся раздается для

анализа одинаковый текст, в котором описаны характеристики той или иной экономиче-

ской системы и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протя-

жении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение

общих схем на доске. Это компактный способ отображения информации, которую визу-

ально легко запомнить и применить. А в процессе работы по заполнению схемы у учени-

ков формируется умение отсеивать ненужную информацию, систематизировать необходи-

мую, критически осмысливать используемую информацию.

Обществознания 11 класс Тема «Социальная структура общества»

Учащиеся, работают с текстом параграфа и выполняют задание .

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов

из предложенного списка.

«Ролью называется ожидаемое ____, ассоциируемое с определенным ____. Совокупность

ролей, соответствующих данному ____, называется ______. Наши роли определяются

ожиданиями других ____. Некоторые из этих ожиданий, например, законы являются ____,

а другие, вроде умения вести себя за столом, — ______. Когда ____ человека соответству-

ет ролевым ожиданиям, он получает социальные _____ (такие как деньги или ____)».

1.формальный 2.поощрение 3 социализация4 уважение 5.поведение 6.предписанный ста-

тус 7.ролевой набор 8.порицанае 9.статус 10 член общества 11 неформальный 12 социаль-

ная мобильность.

Обучение учащихся составлению плана текста является важнейшим условием формиро-

вания у них стратегий смыслового чтения и необходимых метапредметных универсаль-

ных учебных действий: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целя-

ми своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный

смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте со-

бытий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст,

«переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст; критически оценивать со-

держание текста.

Обществознание 10 класс. Преобразуйте простой план в сложный: «Духовная

культура как сфера жизни общества».

1.

Культура как преобразовательная деятельность человека

2.

Область духовной культуры

3.

Связь материальной культуры с духовной

4.

Как создаются духовные ценности

5.

Сохранение и расширение духовной культуры

6.

Значение духовной культуры в развитии общества

Ефремова Галина Филипповна

Обществознание 11 класс Составьте план, раскрывая тему «Банковская система в России».

Восстановите недостающие звенья плана.

1.

Банк как финансовый институт

2.

Центральный банк и его функции:

А) эмиссия денежных знаков

Б)

В)

3…….

А) приём вкладов у населения

Б)

В)

4. Как придать устойчивость банковской системе

Такие задания помогают отработать сложный этап составления плана – конкретно отдель-

ных пунктов в подпунктах. Использование подобных заданий способствует умению вы-

страивать предполагаемые для раскрытия вопросы в определённой логической последова-

тельности.

Прием «денотатный граф» служит как раз для того, чтобы научить школьника осмысле-

нию информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает поня-

тие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — ве-

точки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена

— те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Прием «денотатный граф» направлен на рефлексию поэтому лучше всего использовать

его именно на этом этапе урока

Применить прием «денотатный граф» можно и на других этапах: познания нового,

контроля и т.д. Он помогает: развить интеллектуальные возможности ученика: способ-

ность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.; разложить материал «по полоч-

кам», осознать его; усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.

Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом.

Приведем примеры.

На уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное поня-

тие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его учащиеся за-

писывают в верхний большой прямоугольник.

Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого):

создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольни-

ки, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.

К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необ-

ходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере

надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «от-

мена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на тре-

тьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и

продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.

Использование технологии развития критического мышления позволяет следующее: по-

вышает мотивацию учащихся к образовательной деятельности; способствует гибкости

мышления, развивает способности анализировать полученную информацию и самостоя-

Ефремова Галина Филипповна

тельно ее конструировать и корректировать, строить понятия и оперировать ими; переда-

вать другим авторскую информацию, понимать и принимать точку зрения другого чело-

века; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи , требующих полного

и критического понимания текста.

Таким образом, применение технологии РКМ позволяет не присваивать «готовое» знание,

а создавать свое, рожденное в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится при-

оритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут

дискуссии, наконец, сочиняют.

Литература

1. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с

2. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям Российской

школы// Директор школы. 1995. № 1, с. 67 -73

3. Граник Г.Г. Учитель, учебник и школьник. М: Знание, 1977

4. Громова О. Критическое мышление: как это по – русски?// Первое сентября, 16

января.2001

5. Гликман И. Искусство возбуждения или как побудить у школьников желание учиться//

Директор школы, 2003. №2

6. И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически»,

СПб, 2003г., с.156

7. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: посо-

бие для учителя. – М.: Просвещение, 2004

8. Котова О.А. ЕГЭ по обществознанию: задание на конкретизацию//Преподавание исто-

рии и обществознания в школе, 2010, №5

9.Королева Г. В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

10. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия// Иннова-

ции в образовании. 2007.№ 4, с.30 -47

11Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать

ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.

12. Тороп В.В. К вопросу об успешной подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию.// Пре-

подавание истории и обществознания в школе, 2012, №2

13. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.

1998



В раздел образования