Автор: Галина Филипповна Ефремова
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: ЯНАО г Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов смыслового чтения на уроках истории и обществознания посредством технологии критического мышления
Раздел: полное образование
Ефремова Галина Филипповна
«Использование приемов смыслового чтения на уроках истории и обществозна-
ния посредством технологии критического мышления»
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить».
В.А. Сухомлинского:
Глобальная информатизация общества одна из доминирующих тенденций цивилизации
XXI века. Перед системой образования встала проблема подготовки подрастающего поко-
ления к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и про-
фессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному
использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе
должно обеспечить формирование у людей информационных, интеллектуальных, комму-
никативных компетенций, универсальных учебных действий , которые потребуются им в
новой информационной среде обитания.
Насущной необходимостью становится обучение учащихся приемам и методам работы с
информацией различного содержания: научной, публицистической, документальной, фи-
лософской, художественной. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной
в свете модернизации российского образования, введения и реализации ФГОС , вклю-
чающих метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целя-
ми и задачами», формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова
как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и ре-
флексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.
А в реальной практике мы, к сожалению, сталкиваемся со старшеклассниками, которые с
большим трудом понимают учебные тексты. Та самая смысловая грамотность, критерий
международных исследования PISA, части «С» единого государственного экзамена, оста-
ется наиболее уязвимым показателем выпускников.
В современном информационном общество приоритетным является непрерывное об-
разование, соответственно, учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятель-
ного получения знаний, основным источников которого является текст, т.е. уметь найти
нужную информацию, понять её, извлечь, увидеть главное, отделить достоверную ин-
формацию от недостоверной, интерпретировать, оформить в удобной знаковой системе .
Организуя образовательную деятельность в рамках своей предметной области, каждый
педагог, сталкивается с рядом проблем, без решения которых сформировать универсаль-
ные учебные действия невозможно. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умения-
ми осуществлять поиск, анализ, обобщение необходимой информации, в том числе
представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, фото-
графия), испытывают трудности ее практического применения и интерпретации. Практи-
ка работы показывает, что обучающиеся имеют низкую скорость чтения, вследствие чего
тратят много времени на подготовку домашних заданий, зачастую они не понимают смыс-
ла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования, затрудняются
извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочи-
танном, кратко пересказать содержание, при выполнении самостоятельной работы, те-
стов допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Чем старше
становится обучающийся, тем меньше у него желания что – то прочитать, в озвученном и
услышанном не всегда усваивается главное, за деталями теряется общий смысл, перена-
сыщенность информацией приводит к затруднению ее восприятия . Необходимо найти
такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам
освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в ра-
боте в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с
текстом.
Ефремова Галина Филипповна
Передо мной как учителем предметником стоит задача эффективного использования при-
емов смыслового чтения на уроках обществоведческого цикла .Это предполагает органи-
зацию работы над формированием умений : воспринимать текст как единое смысловое
целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную
информацию); понимать информационную, смысловую и идейную составляющую сторо-
ну произведения; осмыслить цель и выбор вида чтения ; извлечь необходимую информа-
ции из текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию;
ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического
и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой
информации. Научить учащихся относиться критически к той информации, которую они
получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, про-
верять источники и только потом делать выводы. Образовательный результат может быть
получен в том случае если в образовательной деятельности будет осуществляться систем-
ная работа над формированием смыслового чтения посредством технологии развития кри-
тического мышления. Мне бы хотелось остановиться на некоторых методических прие-
мах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают критическое
мышление, учат эффективно работать с информацией.
Прием «Синквейн». Данный прием можно использовать как на этапе «Рефлексия так и
на стадии «Вызова». Урок обществознание, 8 класс. Тема урока: «Семья». – Детям предла-
гается ответить на вопрос: Что для вас семья? Написать синквейн и выразите свое отно-
шение к данной теме.
Семья.
Дружная, счастливая,
Понимает, поддерживает, заботится;
Союз людей, объединенных любовью;
Ответственность.
Урок обществознание, 8 класс. Тема урок: «Мораль» Учащиеся работают в группах, им
предлагается прочитать тексты рубрик учебника «Ситуация» и «Факты» (стр 55,56,57) и
ответить на вопрос :Что такое мораль? Написать синквейн ,отражая сущностные признаки
морали.
Первый пример:
Мораль.
Сформулированная, поучительная.
Наставляет, поддерживает, развивает.
Достойна высших похвал.
Нравственность.
Второй пример:
Мораль.
Строгая, четкая.
Оценивает, объясняет, указывает.
Ориентир для многих людей.
Этика.
Третий пример:
Мораль.
Общепринятая, одобренная.
Ефремова Галина Филипповна
Призывает, уточняет, раскрывает.
Описывает суть явлений.
Духовность.
Синквейн может быть использован на разных стадиях урока и быть вариативным в при-
менении: На его основе можно составить разноплановые задания .Например:- из набора
предложенных строк составить синквейн (Отважный титан, подаривший огонь; герой,
храбрый и сильный; Прометей; похитил, помогает, спасает. Ответ: Прометей. Храбрый и
сильный. Похитил, помогает, спасает. Отважный титан, подаривший огонь. Герой);
- составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входя-
щих в состав синквейна) («Тесей. Ловкий и смелый. Помогает, думает, действует. Убил в
лабиринте Минотавра. Герой» По предложенному синквейну учащиеся рассказывают миф
о Тесее и Минотавре;
- как материал для дидактической игры «Отгадай героя» (необходимо назвать историче-
ский персонаж);Успешный, снисходительный. Разрешает, закрепляет, действует. Принес
много пользы обществу. Освободитель. учащиеся называют Александр 2
«Отгадай термин» (изученное понятие) реформы
«Живая картина» (историческое событие) террористическая деятельность народников
- дополнение неполного синквейна отсутствующей частью (например, дан синквейн без
указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее опреде-
лить);(«Материальные, духовные. Мотивируют, поддерживают, развивают. Мотив к дей-
ствию. Нужда» Учащиеся определяют, что это потребности).
Этот методический прием способствуют формированию активной читательской позиции
учащихся, является инструментом и средством для синтеза и обобщения сложной инфор-
мации, творческого самовыражения.
Приём «Кубик Блума». Этот прием учит воспроизводить знания, помогает понять со-
держимое текста, побуждает искать причинно-следственные связи. предлагает посмотреть
на предмет или объект с другой стороны, выяснить все его аспекты, проявить свою фанта-
зию, придумать свой путь развития событий, развить стратегическое мышление.
На гранях кубика написаны первые слова вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови»,
«Предложи», «Придумай», «Поделись». Учащиеся передают кубик друг другу, подбрасы-
вают его и формулируют вопрос по предложенному тексту по той грани, на которую вы-
падает кубик.
Обществознание, 8 класс Тема урока: « Семья» В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ – родительский дом! В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выхо-
дишь из семьи! Предлагаю познакомиться с текстом и, используя кубик Блума, придумать
вопросы к тексту
Вопросы Назови, что такое семья? Объясни какие виды семьи бывают? Почему семья на-
ходится под защитой государства? Придумай свои права и обязанности для каждого члена
семьи. Предложи правила сохранения семьи. Поделись какие традиции в вашей семье
Текст для чтения.
Семья-союз лиц, основанный на браке, близком родстве, усыновлении, характеризующий-
ся общностью жизни и интересов.
Государство стоит на страже интересов семьи. Некоторые стороны семейной жизни регу-
лируются законом. Главными документами, регулирующими семейные отношения, являю
Ефремова Галина Филипповна
тся Конституция РФ и Семейный кодекс.
Рефлексия Составить модель счастливой семьи
Одним из приёмов, формирующих критический подход к источникам, является составле-
ние логических схем или опорных конспектов и кластеров, использующиеся в школь-
ной практике обучения истории и обществознания. Опорный конспект и учебные планы
ориентированы на графическое или краткое словесное отображение учебной информа-
ции, В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации ма-
териала. Кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприя-
тии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второсте-
пенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зре-
ния, сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную ин-
формацию, сконструировать иной угол зрения на исторический факт, поместить его в
иную перспективу и т.п. Освоив такой навык логического структурирования материала,
учащиеся способны определить актуальность и структуру изучаемой темы, её проблема-
тику, выделить главные направления исследования учебной проблемы, отделить главную
информацию от второстепенной, проследить развитие разно векторных тенденций и оце-
ночных суждений, обдумать альтернативные выходы из сложившейся ситуации.
В качестве примера приведу составление кластера на уроке обществознания при изуче-
нии темы «Формы государства» (обществознание 9 класс). При рассмотрении вопроса
о монархии как одной из форм правления, учащиеся высказывают все имеющиеся у них
знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления,
власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Высказывания фиксируются. Да-
лее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по ре-
зультату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Кластер дописывается, исполь-
зуются цветные маркеры. Итогом работы должен стать анализ кластера, с обсуждением
верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информа-
ции.
Урок обществознания 9 класс Тема «Основы конституционного строя РФ»
Что определяет Конституция?
К - кодекс, конвенция; О - общество, область, организа-
ция, орган, обязанности, ответственность; Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;
С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество; Т - территория; И - инициатива,
инаугурация; Т - толерантность; У - управление, урегулирование; Ц - центр; И - институт,
исполнитель; Я - «я» - личность, «я» - гражданин.
Государственное устройство
КОНСТИТУЦИЯ
Порядок и принципы образования органов
власти
Основные права и обязанности граждан
Избирательная система
Кластер Обществознания 9 класс Тема: «Права и свободы человека и гражданина»
Составить схему «Классификация основных прав и свобод по Конституции РФ». Группо-
вая работа: одна группа заполняет часть кластера-права человека и гражданина,другая -
свободы человека и гражданина. Учащиеся в работе используют Конституцию Россий-
ской Федерации).
Ефремова Галина Филипповна
Обществознания 9 класс Темы «Высшие органы государственной власти», «Судеб-
ная система»
Задание: заполнить пропуски в тексте направлено на отбор информации в работе с доку-
ментом ( учащиеся в работе используют Конституцию Российской Федерации).
Тема «Президент Российской Федерации»
1. Президент Российской Федерации является__________ государства.
2. Президент Российской Федерации является _________Конституции Российской Феде-
рации...
3. Президент Российской Федерации избирается сроком на _____лет гражданами Россий-
ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай-
ном голосовании.
4. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Феде-
рации не моложе ____ лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее
______ лет.
Тема «Правительство Российской Федерации»
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет ________________ Рос-
сийской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из ________________ Правительства
Российской Федерации, ______________ Председателя Правительства Российской Феде-
рации и федеральных _____________.
3. Председатель Правительства Российской Федерации назначается _______________Рос-
сийской Федерации с согласия Государственной Думы.
4._____________ Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Феде-
рации определяет основные ______________ деятельности Правительства Российской Фе-
дерации и организует его работу.
Тема «Судебная власть»
1. ____________ в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. ___________ ________ осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской
Федерации и федеральным конституционным законом. Создание _______________судов
не допускается.
4.Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие ______лет, имеющие
__________ юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее
______ лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к
судьям судов Российской Федерации.
5. Судьи ____________ и подчиняются только Конституции Российской Федерации и фе-
деральному закону.
6. Судьи _________________.
7. Судьи _____________________.
8.Судья не может быть привлечен к _____________ ответственности иначе как в порядке,
определяемом федеральным законом.
9. Разбирательство дел во всех судах __________. Слушание дела в закрытом заседании
допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
10. ___________ разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев,
предусмотренных федеральным законом.
11. Судопроизводство осуществляется на основе ______________ и _________________
сторон.
12. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляет-
ся с участием _____________ заседателей.
Ефремова Галина Филипповна
13. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из ____ судей.
14. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Феде-
рации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Вер-
ховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
разрешает дела о ____________ Конституции Российской Федерации….
15.___________ Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гра-
жданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис-
дикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
16.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является __________ судебным ор-
ганом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражны-
ми судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор-
мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной прак-
тики.
17. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации,
Высшего
Арбитражного
Суда
Российской
Федерации
назначаются
___________ ___________по представлению Президента Российской Федерации.
18. Судьи других федеральных судов назначаются _____________Российской Федерации
в порядке, установленном федеральным законом.
19. _______________Российской Федерации составляет единую централизованную систе-
му
с
подчинением
нижестоящих
____________вышестоящим
и
____________
____________Российской Федерации.
20. ___________ __________Российской Федерации назначается на должность и освобо-
ждается от должности Советом Федерации по представлению _______________Россий-
ской Федерации.
21.
Прокуроры
субъектов
Российской
Федерации
назначаются
__________
_____________Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
Тема « Влияние искусства на развитие личности и общества » (УМК: Обществозна-
ние 8 класс Л.Н.Боголюбов М., Просвещение 2021 ) Задание : внимательно просмот-
реть видеоматериал и текст учебника ,выделить в нем смысловые единицы ,кратко харак-
теризовать и проиллюстрировать примером из собственного социального опыта. Озагла-
вить таблицу
В ходе представления видеоряда и учебного текста стр. 89-90 учащиеся выделяют
смысловые единицы информации, их фиксируют в табличном варианте и подбирают при-
мер, опираясь на свой социальный опыт. На основе обобщения и выводов, подбирают за-
головок к таблице.
«Многообразие видов искусства»
Вид искусства
Характеристика вида искус-
ства
Пример
Тема « Типы экономических систем » Задание: Прочитать текст . Составить вопросы в
соответствии с классификацией Блума. Учащиеся, работая с текстом ,составляют сравни-
тельную таблицу ,выделяя существенные признаки (линии), по которым целесообразно
провести сопоставление; формулируя их в виде краткого плана, фиксируя в первой графе
таблицы; в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии
Ефремова Галина Филипповна
сравнения; формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов;
итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.
Работа с текстом «Экономические системы»
Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни общества. В зави-
симости от того, как общество отвечает на основные вопросы экономики, учёные различа-
ют традиционную (аграрную) , командную (плановую), рыночную и смешанную экономи-
ческие системы.
Основой традиционной экономики является сельское хозяйство или в современных усло-
виях – добыча полезных ископаемых. Решения о производстве, распределении и потребле-
нии экономических благ принимаются, основываясь на обычаях и традициях. Эти тради-
ции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Продукты
и услуги, производимые в этих обществах, не изменяются в течение многих лет, всё дела-
ется та как делали поколения предков. В основном создаётся простая однотипная продук-
ция.
Традиционная экономика основывается на натуральном производстве. Конкуренция от-
сутствует, а обмена с внешним миром почти не происходит. Традиционная экономика не-
редко использует натуральный обмен вместо денег. Развитие технологий в таком обще-
стве происходит очень медленно. Как правило, общества с данной экономической систе-
мой характеризуются низким уровнем жизни. В настоящее время примеры подобной орга-
низации экономической жизни можно найти в некоторых уголках Африки и Океании, в
России (например, у народов Крайнего Севера). При такой экономической системе госу-
дарство не вмешивается в экономические отношения.
расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких,
больных, малолетних, безработных.
Прием «Фишбоун» направлен на развитие критического мышления через схематичное
изображение причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на
него факторами. Схема состоит из: − Объекта анализа − Причины события − Следствия
события − Связи причин и следствий
Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из
них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны
быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста,
верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет
рыбы.
Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом
45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы,
причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформу-
лированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Рассмотри использование данного приема на урока обществознание при изучении темы
« Типы экономических систем » . В начале урока ученикам предлагается составить схе-
му главных вопросов на которые должен ответить будущий производитель товара (Что?
Как? Для кого? производить товар). Далее в процессе диалога обращаемся к понятию
«экономическая система». Записав определение ученикам предлагается составить схему
«типы экономических систем (работа с учебником) или с текстом .
Ефремова Галина Филипповна
Ученики выписывают три основных типа экономических систем .В процессе диалога
определяются основные линии сравнения (Кто/Что принимает основные экономические
решения, преобладающая собственность, основной вид деятельности, технический про-
гресс, тип хозяйства, примеры) После чего ученики приступают к работе с текстом учеб-
ника, и с помощью линий сравнения находят характеристики этих систем. Оформить мож-
но в форме таблицы или схемы
Для каждой экономической системы составляется своя схема . Учащимся раздается для
анализа одинаковый текст, в котором описаны характеристики той или иной экономиче-
ской системы и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протя-
жении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение
общих схем на доске. Это компактный способ отображения информации, которую визу-
ально легко запомнить и применить. А в процессе работы по заполнению схемы у учени-
ков формируется умение отсеивать ненужную информацию, систематизировать необходи-
мую, критически осмысливать используемую информацию.
Обществознания 11 класс Тема «Социальная структура общества»
Учащиеся, работают с текстом параграфа и выполняют задание .
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов
из предложенного списка.
«Ролью называется ожидаемое ____, ассоциируемое с определенным ____. Совокупность
ролей, соответствующих данному ____, называется ______. Наши роли определяются
ожиданиями других ____. Некоторые из этих ожиданий, например, законы являются ____,
а другие, вроде умения вести себя за столом, — ______. Когда ____ человека соответству-
ет ролевым ожиданиям, он получает социальные _____ (такие как деньги или ____)».
1.формальный 2.поощрение 3 социализация4 уважение 5.поведение 6.предписанный ста-
тус 7.ролевой набор 8.порицанае 9.статус 10 член общества 11 неформальный 12 социаль-
ная мобильность.
Обучение учащихся составлению плана текста является важнейшим условием формиро-
вания у них стратегий смыслового чтения и необходимых метапредметных универсаль-
ных учебных действий: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целя-
ми своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте со-
бытий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст,
«переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст; критически оценивать со-
держание текста.
Обществознание 10 класс. Преобразуйте простой план в сложный: «Духовная
культура как сфера жизни общества».
1.
Культура как преобразовательная деятельность человека
2.
Область духовной культуры
3.
Связь материальной культуры с духовной
4.
Как создаются духовные ценности
5.
Сохранение и расширение духовной культуры
6.
Значение духовной культуры в развитии общества
Ефремова Галина Филипповна
Обществознание 11 класс Составьте план, раскрывая тему «Банковская система в России».
Восстановите недостающие звенья плана.
1.
Банк как финансовый институт
2.
Центральный банк и его функции:
А) эмиссия денежных знаков
Б)
В)
3…….
А) приём вкладов у населения
Б)
В)
4. Как придать устойчивость банковской системе
Такие задания помогают отработать сложный этап составления плана – конкретно отдель-
ных пунктов в подпунктах. Использование подобных заданий способствует умению вы-
страивать предполагаемые для раскрытия вопросы в определённой логической последова-
тельности.
Прием «денотатный граф» служит как раз для того, чтобы научить школьника осмысле-
нию информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает поня-
тие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — ве-
точки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена
— те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Прием «денотатный граф» направлен на рефлексию поэтому лучше всего использовать
его именно на этом этапе урока
Применить прием «денотатный граф» можно и на других этапах: познания нового,
контроля и т.д. Он помогает: развить интеллектуальные возможности ученика: способ-
ность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.; разложить материал «по полоч-
кам», осознать его; усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.
Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом.
Приведем примеры.
На уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное поня-
тие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его учащиеся за-
писывают в верхний большой прямоугольник.
Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого):
создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольни-
ки, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.
К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необ-
ходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере
надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «от-
мена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на тре-
тьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и
продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.
Использование технологии развития критического мышления позволяет следующее: по-
вышает мотивацию учащихся к образовательной деятельности; способствует гибкости
мышления, развивает способности анализировать полученную информацию и самостоя-
Ефремова Галина Филипповна
тельно ее конструировать и корректировать, строить понятия и оперировать ими; переда-
вать другим авторскую информацию, понимать и принимать точку зрения другого чело-
века; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи , требующих полного
и критического понимания текста.
Таким образом, применение технологии РКМ позволяет не присваивать «готовое» знание,
а создавать свое, рожденное в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится при-
оритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут
дискуссии, наконец, сочиняют.
Литература
1. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с
2. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям Российской
школы// Директор школы. 1995. № 1, с. 67 -73
3. Граник Г.Г. Учитель, учебник и школьник. М: Знание, 1977
4. Громова О. Критическое мышление: как это по – русски?// Первое сентября, 16
января.2001
5. Гликман И. Искусство возбуждения или как побудить у школьников желание учиться//
Директор школы, 2003. №2
6. И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически»,
СПб, 2003г., с.156
7. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: посо-
бие для учителя. – М.: Просвещение, 2004
8. Котова О.А. ЕГЭ по обществознанию: задание на конкретизацию//Преподавание исто-
рии и обществознания в школе, 2010, №5
9.Королева Г. В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
10. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия// Иннова-
ции в образовании. 2007.№ 4, с.30 -47
11Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать
ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
12. Тороп В.В. К вопросу об успешной подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию.// Пре-
подавание истории и обществознания в школе, 2012, №2
13. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.
1998