ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психолого-педагогическом консилиуме
Автор: Филимонова Светлана Александровна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ"г.Пермь Населённый пункт: г.Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психолого-педагогическом консилиуме Раздел: среднее образование
Пермь 2015
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБС(К)ОУ
«Школа-интернат № 1 VII вида» г. Перми
________________________ В.Н.Куликова
Приказ № ____ от «__» _________2015г.
1.
Общие положения
1.1
Социально-психолого-педагогический консилиум МБС(К)ОУ Школы-интерната №11
VII
вида»
г.
Перми
(далее
по
тексту
–
Социально-психолого-педагогический
консилиум
(СППК)) является одним из структурных компонентов целостной системы образовательной
деятельности
образовательного
учреждения
(далее
Учреждение),
который
обеспечивает
социально-психологическое сопровождение учеников нуждающихся в коррекции поведения.
1.2
СППК
является
одним
из
структурных
компонентов
Социально-психологической
службы (далее по тексту – социально-психологичая служба (СПС) (приложение 1)
1.3
В своей деятельности социально-психологическая служба руководствуется:
•
Конвенцией о правах ребенка и другими международными актами в области защиты
прав детей;
•
Конституцией Российской Федерации;
•
ФЗ №273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012,
•
Семейным кодексом Российской Федерации;
•
Нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ;
•
ФЗ № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару-
шений несовершеннолетних» от 24.06.1999;
•
Уставом Школа-интерната №1;
•
Настоящим Положением о социально-психологической службе;
•
Настоящим положением о СППК
2.
Организационные основы
2.1.
СППК находится в непосредственном подчинении руководителя Учреждения.
2.2.
В СППК входят: заместитель директора по ВР, заместитель по УР, педагог-психолог,
социальный педагог (приложение 2).
2.3.
СППК
взаимодействует
с
иными
организационными
структурами
Учреждения:
службами, методическими объединениями, а также органами ученического соуправления и
общественными организациями.
2.4.
Деятельность СППК строится на основе социально-педагогического партнерства с
родителями учащихся, а также с учреждениями образования (дополнительного, профес-
сионального
и
т.д.),
здравоохранения,
социального
развития,
органов
внутренних
дел,
общественными организациями, муниципальными органами власти по вопросам осуще -
ствления социальной опеки и защиты прав и интересов детей, их психического здоровья и
др.
3.
Цели и задачи деятельности СППК
3.1.
Основной целью деятельности СППК является личностная и социальная коррекция
поведения детей и подростков в процессе воспитания в Учреждении, способствующая
личностному развитию и социализации обучающегося.
3.2.
Основные задачи социально-психологической службы:
–
обеспечение социально-психологических условий для успешного воспитания и развития
личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;
–
осуществление профилактики асоциального поведения обучающихся;
–
осуществление профилактики правонарушений обущающихся
–
адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней
ребёнка, его семьи;
–
обеспечение
условий
для
решения
проблемы
обучающегося
и
его
семьи,
создание
условий для коррекции поведения:
–
осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних,
которые находятся в трудной жизненной ситуации;
–
содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, спо-
собствующих
их
нравственному
становлению;
содействие
в
их
профессиональной
ориентации;
–
внедрение
в
деятельность
Учреждения
психолого-педагогических
технологий
по
обучению и воспитанию обучающихся с трудностями школьной и личностной адап-
тации;
–
оказание
консультативной
помощи
обучающемуся,
его
родителям
(законным
пред -
ставителям), и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной
среде;
–
проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических
работников, родителей (законных представителей);
–
консультации
по
правовым
вопросам,
связанным
с
охраной
психического
здоровья
обучающихся;
–
пропагандирование здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей
(законных представителей).
4.
Функции СППК
4.1.
Аначитическая
-
предполагает
анализ
сложившегося
социально-психологического
климата образовательного Учреждения и определения критериев, способствующих фор-
мированию комфортных условий развития личности, а также анализ проблем и потреб -
ностей обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) при
планировании учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности.
4.2.
Исследовательская
- направлена на изучение условий развития ребёнка в семье, в
Учреждении; определение социального статуса семьи; определение уровня личностного
развития обучающегося, психологического и физического состояния; изучение социаль ных
ожиданий
подростка,
его
родителей
(законных
представителей);
изучение
нравственно-
психологического климата Учреждения, изучение влияния условий социума на личность.
4.3.
Консультативная
-
включает
консультирование
участников
воспитательной
деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального, профессионального
становления и развития личности.
4.4.
Коррекционно-развивающая
-
осуществляется
на
материале
ранее
проведенных
на-
блюдений и диагностических исследований.
4.5.
Профилактическая
- основывается на взаимодействии педагогических работников с
целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с
проблемами алкоголизма и наркомании среди учащихся, профилактики суицидального и
асоциального поведения.
5.
Основные направления деятельности социального педагога:
5.1.Профилактическая и просветительская
–
формирование у обучающихся установки на позитивную жизнедеятельность, обучение
приемам бесконфликтной коммуникации;
–
содействие формированию способностей к самостоятельному принятию решений;
–
анализ
возрастных
особенностей
детей,
их
микросоциума,
круга
общения,
условий
жизни с целью профилактики разного рода проблем социализации обучающихся;
–
поддержка развития обучающихся в различных социокультурных средах (семья, класс,
школа, круг общения);
–
организация социально-значимой деятельности учащихся.
5.2.Диагностическая
–
анализ
возрастных
особенностей
детей,
их
микросоциума,
круга
общения,
условий
жизни с целью выявления подростков «группы риска», СОП (совместно с психологом);
–
выявление
положительных
и
отрицательных
факторов
влияющих
на
поведение
и
социализацию личности обучающегося (совместно с психологом);
–
диагностика семей с целью выявления неблагополучия для обеспечения защиты ин -
тересов детей;
–
исследование
по
социальному
составу
семей
учащихся
(составление
социального
паспорта);
–
диагностика ученического коллектива (состояние, интересы, рейтинг предметов, по-
требности, перспективы);
5.3.Коррекционная
–
оказание
социальной
помощи
нуждающимся
в
ней
детям
«группы
риска»,
СОП;
социальная
защита
и
поддержка
учащихся
в
различных
социокультурных
средах,
преодоление социальной дезадаптации учащихся;
–
коррекция поведения подростков
–
социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5.4.Консультативная
–
консультации
обучающихся
(индивидуальные,
групповые),
педагогов,
родителей
(законных представителей) по вопросам социального развития, социальной помощь
учащимся;
–
консультации обучающихся по вопросам профессионального самоопределения.
6.
Основные направления деятельности психолога
6.1.Просветительская и психопрофилактическая работа
-
формирование
у
педагогов,
детей,
родителей
(законных
представителей),
общей
психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с
детьми или в интересах собственного развития;
-
подготовка совместно с социальным педагогом программ индивидуальной работы с
обучающимися, которые в этом нуждаются;
-
выработка рекомендаций для создания благоприятного психологического микроклимата
в
Учреждении
через
оптимизацию
форм
общения
педагога
с
детьми,
педагогов
с
коллегами и родителями (законными представителями), консультирование работников
Учреждения по широкому кругу проблем;
-
подготовка материалов к проведению мероприятий родительского всеобуча.
6.2.Психодиагностическая работа
психолого-педагогическое исследование обучающихся на протяжении всего периода
школьного
возраста,
выявление
индивидуальных
особенностей
и
потенциальных
возможностей их развития;
-
психологическое обследование обучающихся с целью определения хода их психо-
логического развития, соответствия развития возрастным нормам;
-
изучение психологических особенностей обучающихся, их интересов, способностей и
склонностей
с
целью
ранней
диагностики.
Консультирование
по
вопросам
инди-
видуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном
самоопределении;
-
диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и личност ном
развитии детей разного возраста, причин нарушения поведения, уровня овладения
необходимыми навыками и умениями;
-
диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических
причин нарушения общения.
6.3.Психокоррекционная работа
активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности
ребенка. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению от-
клонений в развитии, нарушений в общении и поведении детей и подростков;
разработка и осуществление программ, направленных на формирование личности с
учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
разработка и осуществление программ коррекции, направленных на устранение от-
клонений в психическом развитии.
6.4.Консультативная работа
-
консультирование администрации, педагогов, родителей (законных представителей) по
проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей, родителей (законных представителей) по вопросам выбора
программы обучения при переходе с одного уровня на другой;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по проблемам
обучения, развития, общения со сверстниками.
7.
Ответственность специалистов СППК
7.1 Специалисты СППК:
-
адекватность диагностических и коррекционных методов;
-
ход и результаты работы с учащимися;
-
обоснованность выдаваемых рекомендаций.
7.2 Специалисты СППК несут ответственность за оформление и сохранность материалов
обследований и другой документации СППК в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О
персональных данных».
8.
Обязанности и права специалистов социально-психологической службы
8.1 Специалисты
СППК
обязаны:
–
нести ответственность за оформление и сохранность материалов обследований и
другой документации СПС ОУ в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О
персональных данных».
–
отчитываться
в
ходе
и
результатах
проводимой
работы
перед
администрацией
Учреждения;
–
рассматривать
запросы
и
принимать
решения
строго
в
пределах
своей
профессиональной компетенции;
–
в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся;
8.2 Специалисты
СППК
имеют право:
–
принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях
методических объединений и т. д.;
–
посещать
уроки,
внеклассные
и
внешкольные
мероприятия
с
целью
проведения
наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся;
–
знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
–
проводить
в
Учреждении
групповые
и
индивидуальные
социальные
и
психологические исследования (в соответствии с запросами);
–
выступать
с
обобщением
опыта
своей
работы
в
научных
и
научно-популярных
изданиях;
–
вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед,
выступлений, тренингов и др.;
–
обращаться
в
случае
необходимости
через
администрацию
Учреждения
с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием
помощи обучающимся;
–
обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
–
обращаться в ПМС-центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;
–
участвовать в научно-исследовательских работах т. д.;
9.
Сроки и график проведения заседаний СППК
9.1 Заседания СППКделятся на два вида: плановые и внеплановые (приложение 3)
9.2 Плановые заседания проводятся 1 раз в квартал по итогам четверти в соответствии с
графиком (приложение 4)
9.3
Внеплановые
СППК
проводятся
в
по
непосредственному
запросу
пед.
Коллектива,
законных представителей обучающихся, самих обучающихся, и представителей сторонних
организаций (ОДН, КДН, опека и .д.т.)
10.
Основные формы учета деятельности специалистов СППК
10.1
Основными видами учета деятельности специалистов СППК являются (приложение
5)
–
Журнал записи обучающихся школы-интерната №1
МБС(К)ОУ Школы-интерната №1 VII
вида» г. Перми
на СППК
–
Протоколы заседания СППК
–
Приказы о постановке и снятии в ВШУ
Приложение №1
СПС
(
социально-психологическая служба)
ПМПК
(психолого-медико- педагогический консилиум)
СППК
(социально-психолого-
педагогический консилиум)
Приложение 2
В
состав
СППК
входят
:
В
состав
СППК
входят
:
Председатель
заместитель
директора
по
воспитательной
работе
Председатель
заместитель
директора
по
воспитательной
работе
Брагина
Н
.
Г
.
Брагина
Н
.
Г
.
Заместитель
директора
по
учебной
работе
Заместитель
директора
по
учебной
работе
Набиуллина
Т
.
Ф
.
Набиуллина
Т
.
Ф
.
Социальный
педагог
Социальный
педагог
Сабурова
Ю
.
С
.
Сабурова
Ю
.
С
.
Филимонова
С
.
А
.
Филимонова
С
.
А
.
Педагог
-
психолог
Педагог
-
психолог
Ершова
Е
.
Ю
.
Ершова
Е
.
Ю
.
Приложение 3
Заседания
СППК
Заседания
СППК
Проводятся 1 раз в четверть
(психолого-медико- педагогическая комиссия)
Плановые
Плановые
Внеплановые
Внеплановые
Периодичность проведения
определяется реальным запросом школы
Приложение 4
График
проведения
плановых
График
проведения
плановых
СППК
СППК
04.11.2015 заседание СППК
04.11.2015 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 1 четверти, план работы на
Тема: «Подведение итогов 1 четверти, план работы на
2 четверть»
2 четверть»
11.01.2016 заседание СППК
11.01.2016 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 2 четверти, коррекция
Тема: «Подведение итогов 2 четверти, коррекция
списков и планов работы учеников ВШУ, СОП»
списков и планов работы учеников ВШУ, СОП»
29.01.2016 заседание СППК
29.01.2016 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 3 четверти, план работы на
Тема: «Подведение итогов 3 четверти, план работы на
3 четверть»
3 четверть»
11.01.2016 заседание СППК
11.01.2016 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 2 четверти, коррекция
Тема: «Подведение итогов 2 четверти, коррекция
списков и планов работы учеников ВШУ, СОП»
списков и планов работы учеников ВШУ, СОП»
Приложение 5
1.
Журнал записи обучающихся школы-интерната №1 с ОВЗ г. Перми на СППК
№
п/п
Дата
Класс
ФИО ученика
Инициатор
Обращения
Повод обращения
Дата
проведения,
№ протокола
2.
Протоколы заседания СППК
Протокол № ____ от ____________
Заседания Социально – Психолого - Педагогического консилиума (СППК).
Тема:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Приглашены:_________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Присутствовали:
1.
Брагина Н. Г. (председатель СППК)
2.
Сабурова Ю.С.
3.
Филимонова С.А.
4.
Ершова Е. Ю.
5.
Набиуллина Т. Ф.
Проблема:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Решение:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
С Административной ответственностью ознакомлен:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________