Напоминание

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.


Автор: Рогова Алёна Алексеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №463
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Логопедические игры: от теории к практике.
Тема: Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игровых приемов в логопедической работе с

детьми.

Современное общество зачастую очень многого требует от маленького

первоклассника. Из-за этого перед школой ребенка заранее начинают

нагружать учебой, к которой он может быть совершенно не готов. Родителям

и педагогам не стоит забывать, что в дошкольном возрасте малыш остается

малышом, основная деятельность для него все же игра. От этого никуда не

деться, поэтому важно все занятия строить на игровом методе.

Не секрет, что для успехов нужна мотивация. В логопедии это особенно

важно, ведь многие упражнения для дошкольника кажутся очень скучными.

Нагрузка у таких деток также большая, ведь они помимо детского сада и

школы посещают еще и специалиста-дефектолога, выполняют домашние

задания. Именно поэтому важно их заинтересовать, чтобы занятия

воспринимались легче. Без игры здесь не обойтись.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие

перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе,

при этом следует помнить об их значимости в целом как средства

физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные

особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических

процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно

определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования

показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических

процессов, от самых элементарных психических процессов до самых

сложных. В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для

ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для

них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма

воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С. Макаренко: «У

ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать

ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его

жизнь – это игра».

В современной методической литературе по логопедии в работе с

детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы

методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в

целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся

примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные

варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они

придуманы самими авторами.

Попытки создать специфические логопедические игры иногда

выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для

детей.

Термин «логопедические игры» весьма неудачен, ибо таких игр в

номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-

ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры

драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости от формы их

проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить

об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную,

непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное

напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

развитие мелкой и общей моторики;

побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе

исправления неправильного звукопроизношения;

формирование графомоторных навыков;

активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;

формирование навыков ориентирования;

повышение познавательной активности и работоспособности детей;

регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным

приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это

одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции.

Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру

очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к

изменениям в психоэмоциональной сфере.

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже

апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение

использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом

мы видим задачу логопеда сегодня.

Практический материал разделен на три части:

1.

Подготовительные игры и упражнения.

Подготовительные игры - предполагают подготовку органов речи и слуха

ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному

артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому

на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой

последовательности:

сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать

неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;

затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребёнка различать

голоса людей, понимать смысл фразы говорящего;

и лишь после этого следует переходить к развитию фонематического

слуха, т. е. умению слышать составные части слова.

2.

Игры для формирования правильного звукопроизношения.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подбираются

на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.

Эти приемы можно найти в логопедической литературе. Но имеющиеся в

этом разделе игры на звукоподражание могут быть использованы как

попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком

подготовительных игр и упражнений. последовательности, о которой мы уже

говорили выше.

3.

Потешки ,чистоговорки, считалки.

Потешки, чистоговорки, считалки подбираются на те же звуки и группы

звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или

выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить

целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в

самостоятельной речи детей.

Их можно дать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Подготовительные игры.

Развитие слухового внимания:

Игра: «Где позвонили?»

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой

группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему

предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление

рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит:

«Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает

звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он

снова водит, пока не угадает.

Игра: «Скажи, что ты слышишь?»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно

послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал

машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны

ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Игра: «Тихо – громко!»

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко.

Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук

идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.

Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся

впереди.

Развитие речевого слуха:

Игра: «Скажи, что звучит?»

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала

знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по

очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры

можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например,

треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Игра: «Где постучали?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят на стульчиках. Один (водящий) выходит в

середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами

детей и кому-то из них дает палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет её за

спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку. Если он её

находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить;

если не находит, продолжает водить.

Игра: «Жмурки с колокольчиком»

Цель. Развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по

одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом

к ним стоит ребёнок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с

колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!)

от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из

детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с

завязанными глазами должны его поймать.

Развитие

фонематического

слуха:

Игра: «Где звук?»

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части

яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного

звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в

конце слова или в середине, фишка становится на первую, последнюю или

среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого

формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребёнку полоски и

фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова.

Игра: «Кто больше?»

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с

определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, например «Огород».

После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают

пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии

каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный

кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Игра: «Кто придумает больше слов?»

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей

придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг.

Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен

сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не

придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо,

Развитие

физиологического

дыхания :

Игра: «Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко

раскрашенные.

Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей

попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает,

что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз

подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные

дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

Игра: «Одуванчики»

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активи-зация мышц губ.

Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на

поляне, воспитатель просит каждого ребёнка сорвать по одуванчику и всем

по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все

пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Игра: «Надуй игрушку»

Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди,

жирафы и т. п.

Описание игры. Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные

игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно

выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит

задание, может играть с надутой игрушкой.

Развитие речевого дыхания:

Игра: «Повар»

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование. Поварской колпак.

Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У

него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак

на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся

спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый

обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.

Игра: «Определи место игрушки»

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую

фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные

детские игрушки. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими

игрушками стоит пирамида?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пирамида

стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель

меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по

одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям,

что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно

слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на

вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и

мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется

победитель.

Игра: «Дождик, дождик»

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и

ориентировки в пространстве.

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем

играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому

стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Развитие

голоса:

Игра: «Успокой куклу»

Цель. Развитие тембра голоса.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы.

Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я

укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а

мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по

очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Игра: «Перебежки»

Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы

комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей называет другого по

своему выбору: «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау,

Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого

товарища и таким образом меняется с ним местами.

Игра: «Эхо»

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа

детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и

т. д.

Игры для формирования правильного звукопроизношения.

Игра: «Лиса»

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети

— куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры

приговаривают:

Лиса близко притаилась —

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела —

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит,

становится лисой.

Игра: «Сова»

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку с

изображением совы, рассказывают об этой птице.

Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он — сова.

Остальные дети — птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг

нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит...

На слове «слетит» сова слетает с дерева и начинает ловить птичек, которые

от нее убегают. Пойманная птичка становится совой. Игра повторяется.

Игра: «Ванька, встань-ка»

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в

исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают.

Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Потешки ,чистоговорки, считалки.

Задания по произношению чистоговорок, потешек, считалок можно

использовать не только для общего речевого развития детей, но и для

становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е.

закрепления звуков, которые были у него нарушены.

Повторение чистоговорок, потешек, считалок можно начинать только тогда,

когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки, потешек, считалок желательно хотя бы 2 – 3 раза

в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, потешек,

считалок, можно:

• постепенно ускорять или замедлять темп произношения

• выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая

лиса

• выделять паузами слово с закрепляемым звуком.

Звук Б

Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

Звук В

Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

Звук Г

Га-га-га у козы рога.

Звук Д

До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук Ж

Жа-жа-жа - убежали два ежа.

Звук З

Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

Звук К

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Звук Л

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Звук М

Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

Комплексная работа с использованием игровых приемов

существенно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям.

Игры выполняют достаточно серьезную функцию в коррекционно-

образовательном процессе:

Благодаря участию в игре, ребенок переключает свое внимание,

отвлекаясь от того, что у него есть речевой дефект.

Игровая деятельность побуждает детей к общению.

Игра позволяет разнообразить скучные занятия, сделав их более

веселыми и непринужденными.

Нормализация эмоционально-волевой сферы, что особенно

актуально для гипервозбудимых детей.

Многие дети, у которых есть различные речевые нарушения, так или

иначе сталкиваются с насмешками и издевательствами сверстников. Все

это приводит к снижению самооценки ребенка, он чувствует себя хуже

других.

Задачей логопеда и родителей является убеждение ребенка в том, что

его речь можно исправить. И крайне важно заинтересовать ребенка в

этом, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции

звукопроизношения. И вряд ли это можно сделать с помощью скучных

занятий, поэтому оптимальный вариант – это игра. Практика

показывает, что использование игровых приемов в логопедии приводит

к лучшему усвоению знаний детьми. А для более успешного

выполнения занятий можно создавать различные игровые ситуации, в

которых ребенок сможет полноценно взаимодействовать с другими

участниками.



В раздел образования