Автор: Царанова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Краснослободский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: г. Краснослободск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра "Физико-технический турнир"
Раздел: полное образование
МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»
Методическая разработка внеурочного мероприятия
«Физико-технический турнир»
Выполнила: Царанова Татьяна Сергеевна
Краснослободск, 2020
Цель: актуализация знаний обучающихся по предмету «Электротехника»,
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на
аудиторных занятиях, тренировка навыка применения полученные знания в
нестандартной ситуации; формирование
Задачи:
повысить интерес обучающихся к предмету «Физика»;
стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся,
их смекалку, наблюдательность;
научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять
происходящие физические и электротехнические явления;
продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных,
расчетных и качественных задач;
формировать у обучающихся коммуникативные навыки: умение работать
в группах, умение критически оценивать свою деятельность и дечтельность
товарищей.
Форма занятия: интеллектуально – познавательная игра.
Оборудование:
компьютер, проектор, раздаточный материал, призы и грамоты
Пояснительная записка
В игре участвуют три команды в составе 5-6 обучающихся. Игра проводится для
обучающихся старших классов.
Игрой руководит учитель. Время длительности и оценивание каждого конкурса
определяется ведущим перед началом игры.
Длительность всего мероприятия рассчитана на 60 минут.
Правила игры:
1.
На решение задания конкурса отводится определенное время
(устанавливаемое ведущим).
2.
Каждая команда получает определенное количество баллов за
правильный ответ.
3.
По каждому конкурсу – заданию подводятся итоги. Жюри проверяет
правильность ответов и выставляет баллы.
4.
По итогам игры выбирается команда, набравшая наибольшее количество
баллов, а также наиболее активные участники конкурсов.
5.
Победители награждаются грамотами и призами.
План мероприятия (конкурсы)
1.
Разминка. Собери схему. Задание. Из отдельных частей собрать принципиальную
электрическую схему. Определить что за устройство изображено на схеме.
2.
Викторина "Практические задачи". Задание дать ответы на поставленные вопросы.
3.
Кто самый наблюдательный? Задание найти на картинке как можно больше людей.
4.
Конкурс капитанов. Угадайте о чем речь пользуясь предложенными подсказками.
5.
Радиотехническое лото. Задание. Найдите ответы на предложенные вопросы.
6.
Карточки с правильными ответами наложите на бланк с вопросами.
7.
Конкурс болельщиков.
8.
Конкурс грамотеев.
9.
Гонка за лидером.
Ход мероприятия
СЛАЙД 1
Добрый день, участники и гости первого Радиотехнического ткрнира! Прошу
команды занять свои места. Мы начинаем.
Кто такой радиотехник?
Каким он должен быть для того чтобы быть успешным и востребованным
специалистом?
Прежде всего, конечно же, радиотехник должен хорошо разбираться в
теории электрических схем.
СЛАЙД 2
1. Разминка. Собери схему. Задание. Из отдельных частей собрать
принципиальную электрическую схему. Определить что за устройство
изображено на схеме.
Вашему вниманию предлагается совершенно разобранная
электрическая схема (правда бумажная ). У вас есть 2 минуты, чтобы ее
собрать. Первая справившаяся команда получает +2 балл. Вторая + 1.
За определение того, что это за схема - 3 бала.
Время пошло.
Засекается время. Мелодия. Токата.
Работы сдаются на проверку жюри.
Любой уважающий себя радиотехник должен хорошо ладить с приборами.
СЛАЙД 3
2. Викторина "Практические задачи". Задание дать ответы на поставленные
вопросы: Как в электрическую цепь включаются вольтметр и амперметр и почему
именно так? Ответы предоставить в письменном виде. На выполнение задания 2
минуты.
СЛАЙД 4
Засекается время. Мелодия. Токата.
Работы сдаются на проверку жюрри.
Ну и конечно же радиотехник должен быт внимательным и наблюдательным!
СЛАЙД 5
10. Кто самый наблюдательный? Задание найти на картинке как можно больше
людей.
Я прошу капитанов подойти и получить задание.
Вашему вниманию предлагается картина-иллюзия. автор этой картины
Октавио
Окампо – мексиканский художник-сюрреалист.
За 1 минуту вам нужно найти
как можно больше людей изображенных на картине. За работы вы получите
столько баллов, сколько людей найдете.
СЛАЙД 6
Засекается время. Мелодия. Токата.
Работы сдаются на проверку жюрри.
Для подведения предварительных итогов за два конкурса слово
предоставляется жюрри.
Следующий конкурс - конкурс капитанов. Я прошу капитанов выйти сюда.
Как любой образованный человек радиотехник должен быть грамотным!
СЛАЙД 7
4.Конкурс грамотеев
Уапитаны под диктовку записывают слова. Представитель жюри
комментирует.
Теперь проверим эрудицию капитанов.
СЛАЙД 8
Я предлагаю вам каждому по вопросу. Сколько вы получите баллов зависит
от того с какой подсказки вы разгадаете свою загадку. Если после трех
подсказок вы не отгадываете слово - право ответить переходит к другим
капитанам.
СЛАЙД 9
1. Его имя вошло в историю, как первое радиосообщение
2. В германии именно его считают изобретателем радио.
3. В его честь названа единица измерения частоты.
Генрих Герц.
СЛАЙД 10
1. Это в международном радиожаргоне звучит как слово Мэйдей.
2. Мы называем это словом из трех букв, две из которых одинаковые.
3. Его можно передать тремя короткими тремя длинными и тремя короткими.
Сигнал бедствия
СЛАЙД 11
1. Без них существование радио невозможно.
2. Некоторые из них воспринимаются органами чувств
3. Они позволяют нам загорать, просвечивать невидимое, передавать
информацию, видеть, греться на Солнце и многое другое
Электромагнитные волны
Итак по результатам 4 конкурсов мы имеем следующие результаты
(подведение промежуточных результатов)
Итак вернемся к вопросу, каким должен быть радиотехник?
Радиотехник должен уметь работать в команде.
Сейчас командам предстоит решить сложную проблемму.
СЛАЙД 12
Мозговой штурм
•
Изобразите все возможные соединения четырех резисторов.
Посчитайте сопротивления этих резисторов, если они все
одинаковые и равны 1 Ом. на выполнение работы у вас есть 5
минут.
Пока команды думают и оформляют свои работы мы проведем игру для
болельщиков.
•
Я предлагаю вам разгадать слова
•
СЛАЙД 13
•
Задание. Путем перестановки букв составьте правильный ответ на
вопрос, используя каждую букву.
Начнем с простого.
СЛАЙД 14
Как звали Попова? Александр.
СЛАЙД 15
Итальянский ученный, один из обладателей патента на изобретение радио.
Маркони
СЛАЙД 16
Человек, который изобрел конденсатор. Тесла.
СЛАЙД 17
Город, в котором Попов изобрел радио. Кронштадт
СЛАЙД 18
Главная деталь первого радиоприемника. Когерер.
СЛАЙД 19
Имя ученного Маркони. Гульельмо
СЛАЙД 20
Первое сообщение переданное с помощью радио. Генрих Герц.
итак остался последний конкурс.
радиотехник должен быть быстрым.
СЛАЙД 21
•
Задание. Дать наибольшее количество правильных ответов
за 2 минуты.
начнем с лидера.
Гонка за лидером
1
Единица измерения
сопротивления
2
Кто изобрел радио первым?
3
Как называется прибор для
накопления электрического
заряда?
4
Три сопротивления по 2 Ом
включили последовательно.
какое сопротивление
получилось?
5
Почему полупроводниковый
диод лучше, чем вакуумный?
6
Какой ток конденсатор не
проводит: постоянный или
переменный?
7
Что делает радиолокатор?
8
Прибор для измерения
напряжения называется...
9
Как найти в розетке плюс и
минус?
10
К какому типу химических
элементов относится
германий?
11
Какой прибор пропускает ток
только в одном направлении?
12
Как понять что в цепи тока
произошел обрыв?
13
Как включают в цепь
амперметр?
14
Как называются материалы,
которые всегда проводят
электрический ток?
15
Какое устройство можно
получить, если соединить
четыре диода?
16
Как проверить правильность
монтажа печатной платы?
17
У какой проволоки при
прочих равных условиях
сопротивление больше у
длинной или у короткой?
18
За счет какого источника
энергии работает простейший
радиоприемник?
19
Как на схемах обозначают
вольтметры?
20
Кто первым передал
сообщение через Ла-Манщ с
помощью радиосвязи?
21
Единица измерения силы тока
22
Как звали Попова?
23
Можно ли с помощью
радиоволн общаться под
водой?
24
Приведите пример источника
тока
25
Как включают в цепь
вольтметр
26
С помощью чего передавали
информацию до изобретения
радио?
27
Как на схемах обозначают
сопротивление?
28
Что в международном
радиожаргоне означает слово
Мэйдэй?
29
Что такое конденсатор
переменной емкости?
30
Что обозначает аббревиатура
РЭА?
31
Прибор для измерения
сопротивления называется...
32
Были ли в первом
радиоприемнике детали,
которые изобрел не Попов?
33
У какой проволоки при
прочих равных условиях
сопротивление больше у
толстой или у тонкой?
34
Что такое амперметр?
35
К какому типу химических
элементов относится
кремний?
36
Три сопротивления по 1 Ом
включили последовательно.
какое сопротивление
получилось?
37
С какой скоростью
распространяется
радиоволна?
38
Единица измерения
напряжения
39
Что такое мультиметр?
40
В каком году изобрели радио?
41
У какой проволоки при
прочих равных условиях
сопротивление меньше у
длинной или у короткой?
42
Распространяются ли
радиоволны в вакууме?
43
С помощью чего передавали
первые радиосообщения?
44
Как можно узнать
неизвестное сопротивление
если нет омметра?
45
Когда состоялась первая
передача сообщения по
радио?
46
Как называются материалы,
который никогда не проводят
электрический ток?
47
Опишите последовательность
операций при пайке?
48
Что такое вольтметр?
49
Прибор для измерения силы
тока называется...
50
К какому типу химических
элементов относится медь?
51
Как определить параметры
диода?
Пока жюри подводит итоги конкурсов. Давайте подведем итог конкурса
профессионального мастерства. Для вручения дипломов победителей слово
предоставляется _________________________________________________
СЛАЙД 22
Подведение итогов и награждения.
Как в электрическую цепь включается вольтметр и амперметр и почему именно так?
Как включается?
Почему именно так?
Амперметр
Вольтметр
Для жюри
Название конкурса
101
201
301
1. Разминка.
Собери схему. 5б
(+2,+1)
2. Викторина
"Практические
задачи".10б
3. Кто самый
наблюдательный?
10б
4.Конкурс
грамотеев 3б
4. Конкурс
капитанов 3б
5. Мозговой штурм
2б за схему+2б за
расчет
6. Гонка за
лидером.