Напоминание

Некоторые сложности в освоении однодольной тактовой дирижерской схемы и пути их преодоления.


Автор: Орлов Валерий Иванович
Должность: доцент
Учебное заведение: Военный институт (военных дирижеров) Военного Университета
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Некоторые сложности в освоении однодольной тактовой дирижерской схемы и пути их преодоления.
Раздел: высшее образование





Назад





Некоторые сложности в освоении однодольной тактовой

дирижерской схемы и пути их преодоления.
Считается, что однодольная тактовая схема дирижирования, в отличие от других схем, является более сложной в освоении для начинающих молодых дирижеров. И это мнение не лишено основания. Уже в определении однодольной тактовой схемы заложена ее отличительная особенность по отношению к другим тактовым схемам дирижирования. Так, все тактовые схемы применяются тогда, когда целесообразно такт поделить на определенное количество частей посредством счетных долей, а однодольная тактовая схема используется только в том случае, когда возникает необходимость объединения всех метрических долей такта в одну счетную долю. Что такое метрическая доля и что такое метр нам хорошо известно из элементарной теории музыки. А вот, что собой представляет счетная доля, необходимо пояснение, так как ответа на этот вопрос в элементарной теории музыки нет. Представим себе, что начинающий музыкант берет нотный текст музыкального произведения и начинает его исполнять. В это время мы замечаем, что одной из своих ног он периодично отсчитывает какие-то доли такта. Что происходит? Зачем он это делает? Оказывается, что ему, таким образом, более удобно организовать самостоятельное прочтение нотного текста. Со временем, привычка отсчитывать ногой доли такта у музыканта искореняется, вырабатывается внутреннее ощущение отсчета, включается внутренний метроном. Так вот эти части такта, посредством которых музыканту удобно организовать (подсчитать) индивидуальное исполнение произведения, и есть счетные доли. По времени они могут быть равны метрическим долям. Обычно так бывает при исполнении произведений, написанных в умеренных темпах. В таком случае счетные доли называются «равнозначными». При организации звучания произведений, написанных в быстрых темпах, целесообразно применить счетные доли, состоящие из нескольких метрических долей такта. Тогда они зовутся «суммирующими». Для организации исполнения музыкальных произведений, написанных в медленных темпах, удобнее использовать счетные доли равные части метрических долей. Такие счетные доли носят название «подразделяющие», то есть делящие метрические доли такта на равные части. Исходя из всего сказанного выше, мы делаем вывод: счетная доля есть часть такта, посредством которой музыканту удобно организовать индивидуальное исполнение музыкального произведения. Но ведь дирижер, прежде всего, тоже музыкант, поэтому и для него счетная доля также необходима для организации исполнения музыкального произведения. Однако исполнение это будет проходить уже совместно с коллективом музыкантов – оркестром. Дирижер определяет счетную долю в исполняемом произведении и подает ее музыкантам посредством дирижерского жеста исполнительской организации. Это дает право утверждать, что дирижерский жест, являясь выражением счетной доли, всегда равен ей по времени. Количество счетных долей в такте определяет количество дирижерских жестов исполнительской организации, необходимых для организации проигрывания этого такта. Совершенно естественно, что по отношению к метрическим долям такта, как и счетные доли, дирижерские жесты исполнительской организации бывают «равнозначными», когда для организации исполнения одной метрической доли применяется один жест. Бывают «суммирующими», когда одним жестом организуется исполнение нескольких метрических долей, и «подразделяющими», когда посредством 1
одного дирижерского жеста исполнительской организации возможно исполнение только части метрической доли такта. Тактовые схемы дирижирования, в состав которых входят «равнозначные», «суммирующие» или «подразделяющие» дирижерские жесты исполнительской организации, соответственно также называются «равнозначными», «суммирующими» или «подразделяющими» тактовыми схемами. Для чего мы совершили это отклонение от основного вопроса? Всего лишь с той целью, чтобы было понятно содержание последующего изложения затронутой нами темы, так как вся вышеизложенная терминология будет часто встречаться в этом содержанании. Итак, «однодольная тактовая схема состоит из одного дирижерского жеста исполнительской организации и применяется в том случае, когда целесообразно все метрические доли такта объединить в одну счетную долю». В качестве «равнозначной» схемы однодольная тактовая схема применяется редко и только при условии, когда метрическая доля в музыкальном произведении равна целому такту. Примером этого может служить 2-я часть 2-й симфонии А.Бородина: Пример№1 А.Бородин. 2 СИМФОНИЯ 2часть Скерцо . В качестве «суммирующей» схемы однодольная тактовая схема применяется в произведениях, написанных в самых разных метрах (четырехдольных, двухдольных, трехдольных, пятидольных), выраженных размерами: 4/4; 2/4; 3/4; 3/8; 5/4; 5/8, где за счетную долю соответственно принимаются следующие длительности: целая, половинная, три четверти, три восьмые, пять четвертей, пять восьмых. Как видим, однодольная тактовая схема может быть использована для организации исполнения произведений с четным количеством метрических долей в такте (в произведениях, написанных в четырехдольном и двухдольном метрах) и с нечетным количеством долей в такте (в произведениях, написанных в трехдольном и пятидольном метрах). Многолетнее наблюдение за процессом освоения начинающими дирижерами техники применения однодольной тактовой схемы дают основание утверждать, что применение однодольной тактовой схемы для организации звучания такта с четным 2
количеством долей никаких сложностей не вызывает. Такт легко делится на целые единицы длительности (половинные, четверти, восьмые и т. д. в зависимости от длительности счетной доли), а эти длительности без проблем распределяются между частями дирижерского жеста исполнительской организации: «стремлением» и «отражением». Поэтому этот вариант использования однодольной тактовой схемы мы рассматривать не будем. Применение однодольной тактовой схемы для организации звучания такта с нечетным количеством метрических долей вызывает определенные трудности с равномерным распределением этих долей по жесту исполнительской организации. В технике выполнения однодольной тактовой схемы за счет ускоренного прохождения кистью руки дирижера стадии «отражения» появляется нежелательное синкопирование ритма. Почему это происходит, мы и постараемся разобраться. Обычно, в процессе обучения основам техники дирижирования, изучение однодольной тактовой схемы организуется после того, как уже изучены все остальные тактовые схемы. За время их изучения будущий дирижер привык иметь дело с такой счетной долей, которая легко делится на две целые более мелкие длительности. Например: счетная доля, равная половинной длительности, легко делится на две части, каждая из которых равна одной четверти; счетная доля, равная четверти, делится на восьмые и т.д. Эти части счетных долей без проблем равномерно распределяются по дирижерскому жесту исполнительской организации. Таким образом, работая над тактовыми схемами (2- х,3-х, 4-х,5-и,6-тидольными и т. д.), которые применяются для организации звучания такта, в состав которого входят несколько счетных долей (2, 3, 4, 5, 6 и т. д.), учащийся сталкивается с такой организацией метроритма, где на долю «стремления» и «отражения» приходятся целые единицы длительности ( 1/4, 1/8, 1/16 и т. д.). В результате занятий у него вырабатывается своеобразный «стереотип соответствия»: - стремление = 1/4, 1/8, 1/16 и т.д. - отражение = 1/4, 1/8, 1/16 и т. д. Что же происходит, когда мы используем однодольную тактовую схему для организации звучания такта с нечетным количеством метрических долей? Возьмем, к примеру, произведение, написанное в трехдольном метре, выраженном размером 3/4. Каждая счетная доля, используемая для организации звучания этого произведения, будет равна трем четвертям. А значит, и каждый дирижерский жест исполнительской организации будет объединять в себе три метрические доли. Если мы их поделим поровну между частями дирижерского жеста, то получится следующая картина: - стремление = 1,5 четверти; - отражение = 1,5 четверти. 3
Согласитесь, что при таком распределении организация звучания трехдольного такта будет проблематична. Не способствует равномерному распределению метрических долей такта по жесту исполнительской организации и упомянутый выше «стереотип соответствия». Именно он и является причиной появления излишнего синкопирования:

На каждую из частей дирижерского жеста исполнительской организации учащийся распределяет по одной четверти. В момент звучания третьей четверти такта, кисть дирижера зависает в верхней точке амплитуды тактовой схемы до наступления организации звучания следующего такта. Все это и создает условие для появления синкопы на второй метрической доле такта, что, естественно, входит в противоречие с авторским нотным текстом. Появлению синкопы способствует еще один фактор – процесс перемещения руки в пространстве. Во время нахождения кисти дирижера в стадии «стремления», влияние на ее перемещение мышц руки минимальное. Движение кисти к «точке» происходит под воздействием силы тяжести. Мышцы рук в этот момент находятся в более расслабленном состоянии, почти не вмешиваясь в процесс свободного падения кисти. Перейдя в стадию «отражения», движение кисти осуществляется под воздействием активной работы мышц руки. Активность воздействия мышц на перемещение кисти в пространстве находится в прямой зависимости от восприятия дирижером художественно- образного содержания произведения и ощущения его метроритмической структуры. А это ощущение у начинающего дирижера находится пока в зависимости от злополучного «стереотипа соответствия». Вот почему и возникает нежелательное синкопирование ритма, причина которого, как мы видим, лежит в психологической плоскости. Пришло время обратить внимание на графику однодольной тактовой схемы. Рис.1 Как видим, графически однодольная тактовая схема дирижирования состоит из двух вертикальных прямых («стремления» и «отражения») и точки. Траектории обеих прямых сливаются в общую вертикальную линию. Таким образом, однодольная тактовая схема имеет только вертикальное развитие. В ней отсутствует движение по горизонтали, которое имеется в других тактовых схемах. Эта особенность пространственного развития однодольной тактовой схемы значительно ограничивает дирижерский жест исполнительской организации в средствах художественно-образной выразительности, превращая его в монотонное движение руки дирижера. Но к этому вопросу мы возвратимся позже. 4
А сейчас продолжим поиски причин возникновения синкопирования в процессе использовании однодольной тактовой схемы в графике самой схемы. Оказывается, что перемещение кисти дирижера от «точки» к верхней части амплитуды жеста по прямой линии и создает условие ускоренного прохождения стадии «отражения». Ведь нам еще из геометрии известно, что всякая прямая, соединяющая две точки, всегда короче кривой. Кроме этого, движение кисти в стадии «отражения», как мы уже знаем, находится под активным воздействием мышечной системы руки дирижера и его психологического состояния. Срабатывает «стереотип соответствия», и кисть дирижера совершает движение, которое в быту напоминает эффект отдергивания руки от горячего предмета. Все это в совокупности и является причиной появления в дирижировании, с применением однодольной тактовой схемы, нежелательного синкопирования. Таким образом, в основе неравномерного распределения нечетного количества долей в такте по дирижерскому жесту исполнительской организации лежат две причины: психологическая и графическая. Для преодоления психологического барьера, то есть устранения «стереотипа соответствия» при работе с однодольной тактовой схемой, с помощью которой организуется звучание такта с нечетным количеством метрических долей, эффективны занятия с метрономом. Задавая с помощью метронома счетные доли определенного темпа, учащемуся ставится задача проговаривания или простукивания различного количества метрических долей в такте четного и нечетного порядка с беспрерывным переходом от одного метра к другому. Причем, в задании полезно использовать как метод цикличности в изложении метроритма, где цикл состоит из 4 тактов: так и метод вкрапления, где в цикл четного метра вводятся такты нечетного и наоборот. В каждое последующее занятие задание необходимо усложнять различными ритмическими рисунками. Очень ценно, когда учащийся во время самоподготовки сам себе составляет упражнения и добивается их реализации, контролируя временное постоянство счетной доли. Целесообразно добавление в эти упражнения тактов с пятидольным метром, несмотря на то, что произведения, написанные в пятидольном метре, реже исполняются с применением однодольной тактовой схемы, чем произведения в трехдольном метре. Вопрос психологического характера решить за пару занятий невозможно. Для этого необходимы длительные и систематические занятия. Очень полезно для начинающего дирижера в этот период включать в процесс обучения музыкальные произведения, написанные в метрах с нечетным количеством метрических долей в такте, для 5
организации звучания которых необходимо использование однодольной тактовой схемы дирижирования. Теперь перейдем к способу устранения графической причины нежелательного синкопирования в использовании однодольной тактовой схемы. Рассматривая графику однодольной тактовой схемы, мы видим, что «отражение» представляет собой прямую линию, которая кратчайшим путем соединяет «точку» с вершиной амплитуды тактовой схемы. Кроме того, как мы уже знаем, кисть дирижера, находясь под активным воздействием мышц руки, проходит этот путь быстрее, чем в обратном направлении, к «точке», в состоянии свободного падения. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо через дополнительное включение в работу мышц руки усилить активность вхождения кисти дирижера в «точку». В то же время, для равномерного распределения метрических долей такта по дирижерскому жесту исполнительской организации, необходимо некоторое удлинение пути движения кисти в стадии «отражения», чтобы избежать ее зависания в момент звучания третей метрической доли. А для исключения из схемы дирижирования жеста, напоминающего в быту отдергивание руки от горячего предмета, необходимо придать кисти, при ее движении от «точки» к вершине амплитуды, ощущение преодоления сопротивления. Таким образом, устранение нежелательного синкопирования во время использования однодольной тактовой схемы для организации звучания музыкального произведения с нечетным количеством метрических долей возможно при выполнении двух условий: 1 – при условии активизации прохождения кистью дирижера стадии «стремления» через дополнительное включение воздействия на нее мышц руки, чтобы приход кисти в «точку» был активнее ее отражения; 2 – при условии удлинения стадии «отражения» и придание движению кисти ощущения преодоления сопротивления, чтобы исключить из тактовой схемы жест, напоминающий отдергивание руки от горячего предмета. Но удлинение стадии «отражения» при неизменной амплитуде дирижерского жеста повлечет за собой искривление траектории движения кисти; «отражение» превратится в волнообразную вертикальную линию, а графика однодольной тактовой схемы примет форму вытянутой по вертикали восьмерки: Рис.2. Использование в графике однодольной тактовой схемы восьмерки позволит избежать ошибки, связанной с появлением нежелательного синкопирования в равномерно развивающемся ритме. Однако, в графике однодольной тактовой схемы имеется ещё один недостаток, который существенно ограничивает дирижера в средствах художественно-образной выразительности - отсутствие в её пространственном распространении развития по горизонтали. Эта проблема легко устраняется через использование фразеологической схемы. 6
Вспомним, каким образом происходит изложение литературной мысли. Буквы складываются в слоги, слоги — в слова, слова - в предложения и т. д. Аналогичным образом происходит и в музыке. Звуки объединяются в интонации, интонации - во фразы, фразы - в предложения и т. д. Первым звукосочетанием, несущим на себе смысловое значение (как и слово), является музыкальная фраза. Музыкальная фраза в своем временном развитии может состоять из различного количества тактов (I, 2, 3, 4 и т. д.). Фразы, состоящие из одного такта, к сожалению, ограничены в средствах выражения. Здесь мы вынуждены использовать графику однодольной тактовой схемы со всеми ее недостатками: Пример № 2 Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Вальс. Музыкальные фразы, состоящие из 2, 3, 4 тактов, можно объединить и выразить в дирижировании, используя 2-х, 3-х, 4-х дольные тактовые схемы, каждый жест которых равен целому такту. В этом случае дирижерская схема будет называться 2-х, 3-х. 4-х дольной фразеологической схемой, так как организует исполнение целой музыкальной фразы, состоящей из нескольких тактов. Фразеологическая схема с успехом может быть применена к музыкальному тексту, как с четным количеством метрических долей в такте: Пример № 3. 7
так и с нечетным: Пример №4. Так как 2-х, 3-х, 4-х дольные тактовые схемы имеют в своей графике и горизонтальное и вертикальное развитие, то применение их в каче стве фразеологических схем значительно расширяет возможности дирижера в средствах художественно-образной выразительности. Дирижирование становится более насыщенным и объемным, появляется возможность более эффектного выражения динамических оттенков, а самое главное, музыкальная мысль приобретает логическую цельность и ясность для музыкантов оркестра. Вне всякого сомнения, что для того чтобы применение фразеологической схемы было грамотно обосновано, дирижеру предстоит большая предварительная работа над музыкальным произведением. Проникновение в художественно-образное содержание; анализ формы музыкального произведения и структуры изложения тематического материала; уяснение принципа развития динамики, темпа и ритма; определение местных и общих кульминационных моментов – все это будет способствовать успешному использованию фразеологической схемы. Таким образом, использование фразеологической схемы в процессе применения однодольной тактовой схемы вносит в технику дирижирования разнообразие и позволяет более глубоко, более продуманно донести до слушателя содержание музыкального произ- ведения. Необходимо отметить, что фразеологическая схема часто используется в произведениях, написанных в двухдольном метре, когда музыкальная фраза структурно состоит из двух тактов. Особенно часто такие фразы встречаются в жанре маршевой музыки (3 и 4 такты примера №5): Строевой марш. Пример №5. В. Кончаков. В основу содержания статьи положены собственные наблюдения и выводы автора, как результат многолетней работы в качестве военного дирижера и преподавателя дирижирования. 8
Если изложенная выше информация поможет молодым начинающим дирижерам без особых проблем разобраться в освоении и применении однодольной тактовой схемы, то задача, поставленная автором перед собой в этой статье, будет считаться выполненной. Если у кого-то есть свое, отличное от изложенных здесь рассуждений, мнение по затронутой проблеме, то автор с большим удовольствием хотел бы с ним ознакомиться. В.И. Орлов. Г.Москва. 2016 год. 9


В раздел образования