Автор: Фатькина Зульфия Радифовна
Должность: старший воспитатель (начальник курса)
Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Основные аспекты воспитательной работы классного руководителя в Пансионе воспитанниц МО РФ
Тема: Модернизация воспитательной работы в образовательных организациях: стратегия, ценности, смыслы
Раздел: полное образование
«Основные аспекты воспитательной работы классного руководителя
в Пансионе воспитанниц МО РФ»
Фатькина Зульфия Радифовна, старший воспитатель (начальник курса)
ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской
Федерации»
Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания
современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере
образования,
а
также
являются
объектом
внимания
педагогической
общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры,
науки, различных социально-профессиональных групп.
В настоящее время оформился общественно-государственный запрос на
организацию
комплексной
поддержки
деятельности
педагогических
работников,
осуществляющих
классное
руководство,
импульсом
к
формированию которой является поручение Президента Российской Федерации
по "созданию системы мотивации классных руководителей в целях повышения
эффективности воспитательной работы и социализации обучающихся в
общеобразовательных организациях".
В
ежегодном
Послании
Президента
Российской
Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено,
что "ближе всего к ученикам - их классные руководители. Такая постоянная
каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это
огромная ответственность, и она, конечно, требует ... особой поддержки".
Президент
Российской
Федерации
подчеркнул,
что
воспитатель
-
это
"федеральная функция".
Новая цель деятельности классного руководителя- создание условий для
саморазвития
и
самореализации
личности
каждого
обучающегося,
его
успешной социализации в обществе на основе социокультурных, духовно-
нравственных ценностей и общепринятых правил и норм поведения, в
интересах ребёнка, семьи, общества.
Руководитель класса – педагог, который осуществляет проектирование и
реализацию
индивидуальной
образовательной
траектории
обучающегося
совместно с его родителями (законными представителями), педагогами,
специалистами.
Рабочая программа воспитания ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц
МО РФ», составленная в соответствии со Стратегией развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, осуществляется в рамках
направлений воспитательной работы Пансиона, которые представлены в
инвариативных и вариативных модулях.
Инвариативные модули: «Классное руководство»; «Школьный урок»;
«Курсы внеурочной деятельности»; «Работа с родителями»; «Самоуправление»;
«Профориентация»; «Дополнительное образование».
Вариативные модули: «Ключевые дела Пансиона»; «Волонтерство и
благотворительность»;
«Медиа
Пансиона»;
«Экскурсии,
тематические
поездки»; «Организация предметно-эстетической среды».
Модуль «Классное руководство» является инвариативным, т.е.
обязательным. Осуществляя работу с классом, воспитатель учебного курса
организует
работу
с
коллективом
класса;
индивидуальную
работу
с
воспитанницами
вверенного
ему
класса;
работу
с
преподавателями,
преподающими в данном классе; работу с родителями воспитанниц или их
законными представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в ключевых делах
Пансиона, оказание необходимой помощи воспитанницам в их подготовке,
проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития
воспитанницы совместных дел с воспитанницами вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-
нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности),
позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них воспитанниц с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой – установить и упрочить доверительные отношения с воспитанницами
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
проведение
классных
часов
как
часов
плодотворного
и
доверительного общения педагога и воспитанниц, основанных на принципах
уважительного отношения к личности воспитанницы, поддержки активной
позиции каждой воспитанницы в беседе, предоставления воспитанницам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через следующие мероприятия: игры
и тренинги на сплочение и командообразование; экскурсии, организуемые
отделом
воспитательной
работы
и
воспитателями
учебного
курса;
празднования в классе дней рождения воспитанниц, включающие в себя
подготовленные
ученическими
микрогруппами
поздравления,
сюрпризы,
творческие подарки; регулярные Дни именинника Пансиона и внутриклассные
(внутрикурсовые)
«огоньки»
и
вечера,
дающие
каждой
воспитаннице
возможность рефлексии собственного участия в жизни Пансиона и класса
(учебного курса);
выработка совместно с воспитанницами законов класса (учебного
курса), помогающих воспитанницам освоить нормы и правила общения,
которым они должны следовать в Пансионе.
Индивидуальная работа с воспитанницами:
изучение особенностей личностного развития воспитанниц класса
через наблюдение за поведением воспитанниц в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
воспитанницу в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом
беседах по темам или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед воспитателя учебного курса с родителями
воспитанниц, с преподающими в ее классе преподавателями, а также (при
необходимости) – с педагогом-психологом Пансиона;
поддержка воспитанницы в решении важных для нее жизненных
проблем
(налаживание
взаимоотношений
с
одноклассницами
или
преподавателями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства,
успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется воспитателем
учебного курса в задачу для воспитанницы, которую они совместно стараются
решить;
индивидуальная работа с воспитанницами класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых воспитанницы фиксируют свои
учебные,
творческие,
спортивные,
личностные
достижения,
в
ходе
индивидуальных неформальных бесед с воспитателем учебного курса в начале
каждого учебного года планируют их, а в конце учебного года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения воспитанницы через частные беседы с ней, ее
родителями или законными представителями, с другими воспитанницами
класса; через включение в проводимые педагогом-психологом Пансиона
тренинга общения; через предложение взять на себя ответственность за то или
иное поручение в классе.
Работа с преподавателями отдельных дисциплин класса:
регулярные
консультации
воспитателя
учебного
курса
с
преподавателями,
направленные
на
формирование
единства
мнений
и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между преподавателями и воспитанницами;
проведение
малых
педсоветов,
направленных
на
решение
конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на
воспитанниц;
привлечение
преподавателей
к
участию
во
внутриклассных
(внутрикурсовых) делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и
понимать своих воспитанниц, увидеть их в иной, отличной от учебной
обстановке;
участие воспитателей учебных курсов в подготовке и проведении
метапредметных декад с целью вовлечения воспитанниц в самостоятельную
метапредметную деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным
дисциплинам;
выявление
воспитанниц,
обладающих
творческими
способностями и стремящихся к углубленному изучению учебных предметов и
(или) образовательных областей;
привлечение преподавателей к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания воспитанниц.
Работа
с
родителями
воспитанниц
или
их
законными
представителями:
регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
дочерей, о жизни класса в целом;
помощь родителям воспитанниц или их законным представителям в
регулировании
отношений
между
ними,
администрацией
Пансиона
и
преподавателями отдельных дисциплин;
организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания воспитанниц;
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в решении вопросов воспитания и обучения воспитанниц;
привлечение членов семей воспитанниц к участию в делах класса
(учебного курса).
Поддержка семьи, её ценностей – это всегда обращение к будущему, к
поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и
общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке.
И чтобы уже сейчас они могли участвовать в создании этого будущего и в
полной мере раскрыли свой потенциал, мы должны сформировать для них все
условия, и прежде всего речь идёт о том, чтобы каждый ребёнок, где бы он ни
жил, мог получить хорошее образование.
Только при взаимодействии всех участников образовательного процесса
возможно успешное решение задач обучения, воспитания и развития личности
в целом. Особое место в этом процессе отводится роли и функциям классного
руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет
на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного
договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей
и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и
государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного
согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с
необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств.
Классный
руководитель
становится
активным
участником
заключения
взаимной договоренности между образовательным учреждением и родителями
по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон,
закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.