Напоминание

Модернизация воспитательной работы в образовательных организациях: стратегия, ценности, смыслы


Автор: Фатькина Зульфия Радифовна
Должность: старший воспитатель (начальник курса)
Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Основные аспекты воспитательной работы классного руководителя в Пансионе воспитанниц МО РФ
Тема: Модернизация воспитательной работы в образовательных организациях: стратегия, ценности, смыслы
Раздел: полное образование





Назад




«Основные аспекты воспитательной работы классного руководителя

в Пансионе воспитанниц МО РФ»

Фатькина Зульфия Радифовна, старший воспитатель (начальник курса)

ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской

Федерации»

Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания

современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере

образования,

а

также

являются

объектом

внимания

педагогической

общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры,

науки, различных социально-профессиональных групп.

В настоящее время оформился общественно-государственный запрос на

организацию

комплексной

поддержки

деятельности

педагогических

работников,

осуществляющих

классное

руководство,

импульсом

к

формированию которой является поручение Президента Российской Федерации

по "созданию системы мотивации классных руководителей в целях повышения

эффективности воспитательной работы и социализации обучающихся в

общеобразовательных организациях".

В

ежегодном

Послании

Президента

Российской

Федерации

Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено,

что "ближе всего к ученикам - их классные руководители. Такая постоянная

каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это

огромная ответственность, и она, конечно, требует ... особой поддержки".

Президент

Российской

Федерации

подчеркнул,

что

воспитатель

-

это

"федеральная функция".

Новая цель деятельности классного руководителя- создание условий для

саморазвития

и

самореализации

личности

каждого

обучающегося,

его

успешной социализации в обществе на основе социокультурных, духовно-

нравственных ценностей и общепринятых правил и норм поведения, в

интересах ребёнка, семьи, общества.

Руководитель класса – педагог, который осуществляет проектирование и

реализацию

индивидуальной

образовательной

траектории

обучающегося

совместно с его родителями (законными представителями), педагогами,

специалистами.

Рабочая программа воспитания ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц

МО РФ», составленная в соответствии со Стратегией развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года, осуществляется в рамках

направлений воспитательной работы Пансиона, которые представлены в

инвариативных и вариативных модулях.

Инвариативные модули: «Классное руководство»; «Школьный урок»;

«Курсы внеурочной деятельности»; «Работа с родителями»; «Самоуправление»;

«Профориентация»; «Дополнительное образование».

Вариативные модули: «Ключевые дела Пансиона»; «Волонтерство и

благотворительность»;

«Медиа

Пансиона»;

«Экскурсии,

тематические

поездки»; «Организация предметно-эстетической среды».

Модуль «Классное руководство» является инвариативным, т.е.

обязательным. Осуществляя работу с классом, воспитатель учебного курса

организует

работу

с

коллективом

класса;

индивидуальную

работу

с

воспитанницами

вверенного

ему

класса;

работу

с

преподавателями,

преподающими в данном классе; работу с родителями воспитанниц или их

законными представителями.

Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в ключевых делах

Пансиона, оказание необходимой помощи воспитанницам в их подготовке,

проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития

воспитанницы совместных дел с воспитанницами вверенного ему класса

(познавательной,

трудовой,

спортивно-оздоровительной,

духовно-

нравственной,

творческой,

профориентационной

направленности),

позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них воспитанниц с самыми разными

потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с

другой – установить и упрочить доверительные отношения с воспитанницами

класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в

обществе;

проведение

классных

часов

как

часов

плодотворного

и

доверительного общения педагога и воспитанниц, основанных на принципах

уважительного отношения к личности воспитанницы, поддержки активной

позиции каждой воспитанницы в беседе, предоставления воспитанницам

возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,

создания благоприятной среды для общения;

сплочение коллектива класса через следующие мероприятия: игры

и тренинги на сплочение и командообразование; экскурсии, организуемые

отделом

воспитательной

работы

и

воспитателями

учебного

курса;

празднования в классе дней рождения воспитанниц, включающие в себя

подготовленные

ученическими

микрогруппами

поздравления,

сюрпризы,

творческие подарки; регулярные Дни именинника Пансиона и внутриклассные

(внутрикурсовые)

«огоньки»

и

вечера,

дающие

каждой

воспитаннице

возможность рефлексии собственного участия в жизни Пансиона и класса

(учебного курса);

выработка совместно с воспитанницами законов класса (учебного

курса), помогающих воспитанницам освоить нормы и правила общения,

которым они должны следовать в Пансионе.

Индивидуальная работа с воспитанницами:

изучение особенностей личностного развития воспитанниц класса

через наблюдение за поведением воспитанниц в их повседневной жизни, в

специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих

воспитанницу в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом

беседах по темам или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения

сверяются с результатами бесед воспитателя учебного курса с родителями

воспитанниц, с преподающими в ее классе преподавателями, а также (при

необходимости) – с педагогом-психологом Пансиона;

поддержка воспитанницы в решении важных для нее жизненных

проблем

(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассницами

или

преподавателями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства,

успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется воспитателем

учебного курса в задачу для воспитанницы, которую они совместно стараются

решить;

индивидуальная работа с воспитанницами класса, направленная на

заполнение ими личных портфолио, в которых воспитанницы фиксируют свои

учебные,

творческие,

спортивные,

личностные

достижения,

в

ходе

индивидуальных неформальных бесед с воспитателем учебного курса в начале

каждого учебного года планируют их, а в конце учебного года – вместе

анализируют свои успехи и неудачи;

коррекция поведения воспитанницы через частные беседы с ней, ее

родителями или законными представителями, с другими воспитанницами

класса; через включение в проводимые педагогом-психологом Пансиона

тренинга общения; через предложение взять на себя ответственность за то или

иное поручение в классе.

Работа с преподавателями отдельных дисциплин класса:

регулярные

консультации

воспитателя

учебного

курса

с

преподавателями,

направленные

на

формирование

единства

мнений

и

требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение

и разрешение конфликтов между преподавателями и воспитанницами;

проведение

малых

педсоветов,

направленных

на

решение

конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на

воспитанниц;

привлечение

преподавателей

к

участию

во

внутриклассных

(внутрикурсовых) делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и

понимать своих воспитанниц, увидеть их в иной, отличной от учебной

обстановке;

участие воспитателей учебных курсов в подготовке и проведении

метапредметных декад с целью вовлечения воспитанниц в самостоятельную

метапредметную деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным

дисциплинам;

выявление

воспитанниц,

обладающих

творческими

способностями и стремящихся к углубленному изучению учебных предметов и

(или) образовательных областей;

привлечение преподавателей к участию в родительских собраниях

класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания воспитанниц.

Работа

с

родителями

воспитанниц

или

их

законными

представителями:

регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их

дочерей, о жизни класса в целом;

помощь родителям воспитанниц или их законным представителям в

регулировании

отношений

между

ними,

администрацией

Пансиона

и

преподавателями отдельных дисциплин;

организация родительских собраний, происходящих в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания воспитанниц;

создание и организация работы родительских комитетов классов,

участвующих в решении вопросов воспитания и обучения воспитанниц;

привлечение членов семей воспитанниц к участию в делах класса

(учебного курса).

Поддержка семьи, её ценностей – это всегда обращение к будущему, к

поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и

общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке.

И чтобы уже сейчас они могли участвовать в создании этого будущего и в

полной мере раскрыли свой потенциал, мы должны сформировать для них все

условия, и прежде всего речь идёт о том, чтобы каждый ребёнок, где бы он ни

жил, мог получить хорошее образование.

Только при взаимодействии всех участников образовательного процесса

возможно успешное решение задач обучения, воспитания и развития личности

в целом. Особое место в этом процессе отводится роли и функциям классного

руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет

на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного

договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей

и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и

государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного

согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с

необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств.

Классный

руководитель

становится

активным

участником

заключения

взаимной договоренности между образовательным учреждением и родителями

по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон,

закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.



В раздел образования