Автор: Шабалина Любовь Леонидовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества и досуга"
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка занятия внеурочной деятельности: Игра "Стоп коррупция:"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
Игра «Стоп коррупция!»
для обучающихся 5-7 классов
Автор: Шабалина Любовь Леонидовна,
педагог-организатор
Черногорск, 2022
Игра «Стоп коррупция!»
Цель мероприятия:
углубление теоретических знаний обучающихся о таком явлении, как
коррупция, причинах возникновения, факторах, способствующих ее развитию; формирование
активной отрицательной жизненной позиции по отношению к коррупции.
Задачи:
Углубить знания обучающихся о коррупции, факторах влияющих на её развития.
Воспитывать активные жизненные позиции относительно коррупции и стимулировать
мотивацию антикоррупционного поведения.
Формировать основы совместной, коллективной деятельности, нетерпимость к проявлениям
коррупции.
Возраст участников: 11-13 лет
Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), презентация Microsoft PowerPoint «Стоп
коррупция!»
Ход мероприятия:
Вступительное слово
Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и
должны
противодействовать
государство,
бизнес,
СМИ,
международные
и
иностранные
организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из
нас.
Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или
минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в малых группах в форме
состязания команд. Каждая команда имеет свое название. При ответе на вопросы членам других
команд можно задать вопросы, делать уточнения.
1 этап
Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болезнью. У каждой болезни
есть свои причины,
которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?
Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл. Чья
команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.
Причины коррупции:
- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества
2 этап
Задание: Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.
1 команда - тажШан, циярупКор
Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы
сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.
Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере
экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей,
государственных чиновников.
2 команда - ротиякраБю, каВтзя
Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на
формализме, административной волоките.
Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.
3 команда - ствотельгамоВы, кетРэ
Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи
денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны
вымогателей.
Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от
предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.
3 этап «О чем гласит народная мудрость?»
Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в
современном обществе?
Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки, объясняет ее содержание. Побеждает
та команда, которая последней назвала пословицу или поговорку, отражающую коррупционную
деятельность.
Примеры:
- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.
- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.
- "Загребать жар чужими руками" - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
- "Видит око, да зуб неймет" - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.
4 этап «Своя игра» (с использованием презентации)
В ходе игры обучающиеся выбирают сектор и номер вопроса. За каждый правильный ответ
команда получает 5 баллов. Если ответ неправильный – ход переходит к другой команде.
Пояснения к игровому меню:
вопросы о понятиях коррупции
вопросы о примерах коррупции в произведениях
вопросы о видах коррупции
переход в главное меню с вопросами
По завершению игры идет подсчет баллов и награждение победителей.
Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые
преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо
властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет
один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения
и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в
современном обществе?
Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от
окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их
ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды
проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах
окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает
потребность в борьбе с коррупцией.
Поняти
я
Кино и
литера
тура
Виды
корруп
ции