Напоминание

Воинский этикет


Авторы: Бабич Инна Станиславовна, Инна Станиславовна Бабич
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ №33 г.Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воинский этикет
Раздел: полное образование





Назад




Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения ООП

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,

к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных

жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к

личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в

процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся

к

отстаиванию

личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по

отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе

осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,

потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной

деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому

и

психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине

(Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности

российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его

защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой

край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к

государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской

Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором

национального самоопределения;

воспитание

уважения

к

культуре,

языкам,

традициям

и

обычаям

народов,

проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к

гражданскому обществу:

гражданственность,

гражданская

позиция

активного

и

ответственного

члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,

уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,

готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат

каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без

нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы

человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая

грамотность;

мировоззрение,

соответствующее

современному

уровню

развития

науки

и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм

общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность

обучающихся

к

конструктивному

участию

в

принятии

решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной

самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность

идеям

интернационализма,

дружбы,

равенства,

взаимопомощи

народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их

религиозным убеждениям;

готовность

обучающихся

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии;

коррупции;

дискриминации

по

социальным,

религиозным,

расовым,

национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности

вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели

и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное

отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том

числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,

ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью

других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на

основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,

справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,

живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости

науки,

готовность

к

научно-техническому

творчеству,

владение

достоверной

информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,

заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как

условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам

России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,

приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое

отношения

к

миру,

готовность

к

эстетическому

обустройству

собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в

том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей

семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация

традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере

социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных

жизненных планов;

готовность

обучающихся

к

трудовой

профессиональной

деятельности

как

к

возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,

добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой

деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних

обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и

академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в

жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического

комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения ООП

1.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно

определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и

морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые

для достижения поставленной цели;

выбирать

путь

достижения

цели,

планировать

решение

поставленных

задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения

поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию

с

разных

позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления

существенных

связей

и

отношений,

а

также

противоречий,

выявленных

в

информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении

собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как

внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для

деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не

личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды

в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального

и

комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной

фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных

оценочных суждений.

Содержание программы «Военный этикет»

10 класс

Тема 1. Введение. Истоки военной культуры в армии. Этика военной службы

Духовно-нравственная ситуация в стране и ее влияние на военную сферу.

Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе. Армия-школа чести,

доблести, здорового и надежного патриотизма. Патриотизм как социально-историческое

явление.

Культура. Понятие «военная культура», ее истоки. Армия и культура сегодня.

Этика

как

система

норм

нравственного

поведения

человека,

общественной

или

профессиональной группы. Нравственные основы военной службы. Духовные истоки и

духовные ценности российского военного.

Тема 2. Этикет как феномен культуры. История этикета.

Культура – этика – этикет, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Этикет как

конкретно-прикладной аспект этики, величайшее достижение человеческой культуры и

общества. Внутренний мир человека и культура его поведения, общения в обществе.

Этикет – показатель внутренней этичности и красоты человека, основа создания

человеческого общежития. Структура этикета. Социальная значимость этикета.

История этикета. Зарождение определенных правил поведения, как условие

существования человеческого общества. Этикет, как свод норм и правил, отражающих

развитие общества в его исторической ретроспективе. Правила поведения в первобытном

обществе. Этикет Древнего Рима, Древней Греции, Римской империи, Средневековья.

Европейский и Восточный этикеты, их особенности. История этикета на Руси.

Тема 3. Общегражданский этикет, его содержание и значение в жизни человека и

общества.

Понятие, структура и виды современного этикета: общегражданский, военный,

дипломатический.

Вид и формы общегражданского этикета. Этикет приветствий,

обращений и знакомств как элементарная основа общегражданского этикета.

Этикет приветствий и его формы, вербальные и невербальные формы приветствий.

Этикет обращения и его уровни. Культурные традиции этикета обращения в различных

странах. Этикет знакомства, его нормы и правила. Правила визитов, приема и поведения

гостей. Этикет подарка. Брачный или свадебный этикет. Этикет в присутственных местах и

этические

формы.

Этикет

одежды.

Деловой

этикет.

Социальная

значимость

общегражданского этикета.

Тема 4. Воинский этикет и его особенности.

Военно-этические нормы и этикет. Понятие «воинский этикет». История воинского

этикета: происхождение, сущность и содержание. Общегражданский и воинский этикет:

общее и особенное. Воинский этикет как внешнее проявление принципов морали и

нравственности, его подчиненность этике военной службы. Специфика воинского этикета,

его обусловленность функциями военного коллектива и ратного труда в целом. Функции

воинского этикета.

Регламентация

воинского

этикета

общечеловеческими

нормами

общения,

государственным правом и воинскими уставами, традициями и ритуалами. Нормы

воинского этикета и основные правила их соблюдения. Социальная значимость воинского

этикета. Роль воинского этикета в формировании военнослужащего как защитника

Отечества, его высоких морально-боевых качеств, как культурного и интеллигентного

человека.

Тема 5. Зарождение и развитие традиций в Российской армии.

Военное дело в России и его исторические традиции. Понятие «воинские традиции».

Культурно-исторические традиции армии и флота. Патриотизм как важнейшая культурно-

историческая традиция. Роль Русской Православной Церкви в формировании чувства

патриотизма, бескорыстного исполнения воинского долга, высоких нравственных качеств

российских воинов. Военные традиции и роль офицерского корпуса в их сохранении и

приумножении. Важнейшие традиции российских офицеров.

Боевые традиции Российских Вооружённых Сил: -беззаветная преданность Родине,

Отчизне, своему народу; -уверенность в своих силах, в победе над врагами страны,

постоянная готовность к её защите; -верность военной присяге, военному долгу, массовый

героизм в бою; -крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в

бою; -любовь к родной армии и флоту, к своей части и кораблю; - верность Боевому

Знамени, Флагу корабля; -неустанное стремление к совершенствованию воинского

мастерства.

Традиции видов вооружённых сил и родов войск, частей кораблей, военно-учебных

заведений.

Тема 6. Воинские ритуалы и традиции русского военного этикета.

Ритуал как метод социального воспитания,

область церемониальных форм

официального поведения и бытовых отношений, его роль в истории общества.

Воинские ритуалы, история зарождения и формирования. Воинские ритуалы как средство

формирования и закалки боевого духа, укрепление единства и сплочённости воинов армии

и флота, воплощение героизма, мужества и отваги, проявленные защитниками Родины в

боях против врагов России.

Наиболее распространённые воинские ритуалы: -принятие военной присяги; -выноса

Боевого Знамени; -вручение наград и боевых реликвий, оружия и военной техники; -

парады, строевые смотры; - развод караулов и др.Воинские почести. Эстетическая и

эмоциональная сторона воинских ритуалов. Роль музыки и строевых песен в воинских

ритуалах. Красота военной формы одежды как одна из составляющих общей красоты

воинских ритуалов. Роль воинских ритуалов в формировании художественного вкуса

воинов армии и флота

Преемственность и культурная связь вековых военных традиций, выраженных в воинских

ритуалах

русского

военного

этикета.

Ритуал

и

этикет.

Закрепление

в

уставах, ,приказах ,наставлениях и инструкциях воинских ритуалов и традиций русского

военного этикета ,их постоянное развитие и совершенствование.

Тема7. Воинская честь и честь мундира.

Воинская честь как нравственная и правовая категория. Сущность и содержание

понятия “воинская честь.”Воинская честь и воинский долг. “Свод правил воинского

чинопочитания и отдание чести”.Отдание воинской чести как традиция, особый ритуал и

этикет. Воинский долг и достоинство офицера. Честь офицера. Защита чести, достоинства,

престижа офицерского звания- важная традиция российских офицеров. Офицерские

собрания. Суды офицерской чести.

Понятие «честь мундира». Военный мундир как символ армейской и флотской чести и

благородства. История и боевая слава русского военного мундира. Содержание мундира –

важнейший элемент внутренней культуры военнослужащего. Форма одежды, знаки

различия, награды – внешнее выражение чести и достоинства воинов армии и флота.

Правила ношения военной формы одежды и ответственность военнослужащих за их

нарушения.

Тема 8. Культура поведения военнослужащего и воинский этикет. Служебный этикет

военнослужащих Российской армии. Этикетные отношения в воинском коллективе.

Культура – духовный потенциал личности военнослужащего в действии, его

поведения и общения. Культура поведения военнослужащего как специфический образ

жизни и действий, обусловленный особенностями военной службы, положением в

обществе и социальной ролью человека в погонах. Общевоинские Уставы Вооружённых

Сил Российской Федерации о воинской вежливости и поведении военнослужащих.

. Манера поведения военнослужащего и правила воинского этикета. Роль и значение

воинского этикета в формировании высоконравственного поведения воинов армии и флота.

Военная служба как особый вид деятельности и требования предъявляемые к моральным

качествам военнослужащих.

Этикетные отношения «по вертикале» (начальники и подчинённые. Старшие и

младшие).

Военная

субординация.

Порядок

представления

военнослужащих.

Единоначалие. Приказ и его беспрекословное выполнение. Право и порядок отдачи

приказа и контроль за его исполнением. Ответственность начальника за свои действия и

поступки

и

поступки

подчинённых.

Культура

взаимоотношений

начальства

и

подчиненного, старших и младших.

Этикетные отношения « по горизонтали» (между военнослужащими, состоящими

на одном служебном уровне), проявление военнослужащими товарищеской сплоченности,

взаимного уважения и общей культуры.

Специфика воинского коллектива и отношений в нем. Воинский этикет и воинский

коллектив.

Моральные

требован6ия

коллектива(

воинской

среды)

к

личности

военнослужащего, его поведению. Нравственные и эстетические аспекты в культуре

взаимоотношений военнослужащих.

Тема 9. История Юнармейского движения.

Юна

́

рмия

— всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное

движение. Устав юнармейца. Подвиги солдат и офицеров Российской армии в гор. точках.

История военной символики. фицер – профессия героическая. Социальная значимость

офицерского труда. Престиж профессии офицера в русской армии.

11 класс

Тема 11. Культура общения военнослужащих и правила поведения в общественных

местах.

Культура общения как умение устанавливать добрые отношения с людьми.

Основные элементы культуры общения: умение говорить, слушать и понимать

собеседника. Этикет обращений. Общегражданский и воинский этикет о способах и

видах обращений. Речь и её роль в служебном этикете. Речевой этикет и речевое общение.

Особенность речи военного человека: четкость, ясн6ость, краткость. Речь как показатель

культуры и воспитанности военнослужащего. Этикетные правила ведения беседы,

диалога.

Общегражданский этикет о правилах поведения в общественных местах. Уставы

Вооруженных

Сил

Российской

Федерации

и

воинский

этикет

о

культуре

взаимоотношений с гражданским населением и правилах поведения военнослужащих в

общественных местах. Культура поведения и внешний вид военнослужащего. Особые

ситуации и сохранение чести военнослужащего.

Тема 12. Этика и культура офицера-пограничника.

Офицерский корпус – носитель традиций Российской армии, высокой духовной

культуры. Офицеры Федеральной пограничной службы – неотъемлемая, составная часть

офицерского корпуса России. Основные культурно-исторические традиции офицеров

российской армии и пограничных войск.

Отдельный корпус пограничной стражи и традиции офицеров-пограничников,

регламентация норм и культуры служебных и семейных отношений, поведения в быту.

Социальная защищенность офицеров-пограничников в дореволюционное время.

Проблемы возрождения, сохранения и развития культуры традиций офицеров

Федеральной пограничной службы в современных условиях. Преемственность и

жизнеспособность традиций морали, духовности, взаимоотношений, норм поведения в

пограничных войсках, возрождение офицерских собраний и новых традиций воинской

офицерской чести. Специфика пограничной службы и требования предъявляемые к

профессиональным и моральным качествам офицера-пограничника. Высокая общая и

профессиональная культура офицера-пограничника – залог его успешной служебно-

боевой деятельности по охране государственной границы России.

Тема 13. Кадетские корпуса России: история и современность.

«Кадет» (фр. – младший, несовершеннолетний) – воспитанник военно-учебного

заведения. Правители России и их деяния в становлении кадетского воспитания и

образования. Первые военные учебные заведения Петровской эпохи – прообраз кадетских

корпусов России («школа математических и навигационных наук», «Инженерная школа»,

«Школа при артиллерийском полку»).

Анна Иоанновна и создание первого кадетского корпуса в России(1831). Устав

корпуса и его основные положения. Организация учебно-воспитательного процесса.

Индивидуально-типовая система обучения. Подготовка в корпусе лиц военной и

гражданской службы.

Дальнейшее расширение сети кадетских корпусов России. Их статус.

Совершенствование

учебно-воспитательного

процесса.

Создание

специальных

подготовительных классов при кадетских корпусах. Военная реформа Александра-II и

преобразование кадетских корпусов в военные гимназии. Учебно-воспитательный процесс

в военных гимназиях. Александр-III

и восстановление кадетских корпусов ( 1882).

Организация жизнедеятельности кадетских корпусов, обучения и воспитания кадет в

конце 19 – начале 20 вв. Создание Хабаровского графа Муравьёва-Амурского кадетского

корпуса (1900) и его история. Символика кадетских корпусов.

Преемственность в кадетском образовании и воспитании. Создание сети суворовских

и нахимовских училищ в советское время. Кадетское образование и воспитание в

современной России. Создание сети кадетских корпусов, кадетских школ и школ-

интернатов; специфика. Цели и задачи, их роль в гражданско-патриотическом воспитании

учащейся молодёжи.

Тема 13. Традиции кадетских корпусов и этикет российских кадет.

Роль воинских традиций в старой российской армии. Содержательная сторона

традиций, их преемственность и особенности традиций кадетских корпусов.

Официальные традиции кадетских корпусов :

-ведение истории кадетских корпусов;

- корпусные праздники( процедура проведения которых была у каждого корпуса своя) ;

- торжественные построения и марши;

- храмовые праздники и дни поминовения;

- церемония прибивания знамени к древку;

- публичные концерты, спортивные выступления и пр.

Кадетские традиции: подчинение младших кадет старшим; забота старших кадет о

«братьях младших»; следить за внешним обликом; не набрасывать тень на кадет своим

поведением вне корпуса; сохранять русский строй и выправку; соблюдение чести и

достоинства; ежегодные посвящения в кадеты ( официальное и неофициальное в среде

кадет) и др. Воспитания кадет в духе понятий офицерской чести. Преподавание правил

этикета в кадетских корпусах. «Общие правила этикета для кадетских корпусов, которыми

должны руководствоваться кадеты и гардемарины (1779)», « Правила Русского корпуса»

или «Заветы генерала Адамовича своим кадетам». Этикет кадет. Кодекс чести кадета.

Заповеди товарищества. Выдающиеся кадеты истории России.

Преемственность кадетских традиций в современной России. Международная

ассоциация суворовских, нахимовских и кадетских объединений «Кадетское братство».

Тема 14. Этические нормы поведения, принятые в некоторых сопредельных

государствах, странах Европы и США.

Современный международный этикет: принципы, нормы, общее и особенное.

Дипломатический

этикет.

Особенности

английского,

французского,

немецкого,

итальянского, шведского национального этикета. Приверженность английского этикета к

традициям и строгому соблюдению формальностей, сдержанность и чопорность англичан.

Своеобразие

правил

этикета

английских

военных.

Социально-психологические

особенности военнослужащих Италии, Германии и Франции и проявление своеобразных

черт национального характера в поведении военнослужащих, в нормах и правилах

этикета.

Демократизм американского этикета, его отличие от европейского. Этика американца и

«американский образ жизни». Улыбка, её место и значение в американском этикете.

Нравственность и этикет американского военного. «Кредо солдат армии США».

Особенности Восточного этикета. Японский этикет и его приверженность к церемониям и

традициям прошлого. Психология «группизма». Этикет как своеобразная религия

японского общества. Семейный этикет японцев. Речевой этикет. Этика японского

военнослужащего. Моральный кодекс самурая. Китай: национальный характер и

национальный этикет. Национальные особенности и нормы делового этикета в других

странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Учебно-тематический план

Название тем

Виды учебных занятий

Кол-во часов

10

класс

11

класс

1.

Тема 1. Введение. Истоки военной

культуры в армии. Этика военной

службы.

Лекция, практические

занятия

2

2.

Тема 2. Этикет как феномен

культуры. История этикета.

Лекция, практические

занятия. Экскурсия в

военно-исторический

музей

2

3.

Тема 3. Общегражданский этикет,

его содержание и значение в жизни

человека и общества.

Лекция, практические

занятия

4

4.

Тема 4. Воинский этикет и его

особенности.

Лекция, практические

занятия

5

5.

Тема 5. Зарождение и развитие

традиций в Российской армии.

Лекция, практические

занятия

4

6.

Тема 6. Воинские ритуалы и

традиции русского военного этикета.

Лекция, практические

занятия. Экскурсия в в/ч.

3

7.

Тема 7. Воинская честь и честь

мундира.

Лекция, практические

занятия, круглый стол.

5

8.

Тема 8. Культура поведения

военнослужащего и воинский этикет.

Служебный этикет военнослужащего

Российской армии. Этикетные

отношения в воинском коллективе.

Лекция, практические

занятия, дискуссия.

5

9.

Тема 9. История Юнармейского

движения

Лекция, практические

занятия

4

Итого

34

10.

Тема 10. Культура общения

военнослужащих и правила

поведения в общественных местах.

Лекция, практические

занятия

6

11.

Тема 11. Этика и культура офицера-

пограничника.

Лекция, практические

занятия

6

12.

Тема 12. Кадетские корпуса России:

история и современность.

Лекция, практические

занятия

8

13.

Тема 13. Традиции кадетских

корпусов и этикет российских

кадетов.

Лекция, практические

занятия

6

14.

Тема 14. Этические нормы

поведения, принятые в некоторых

сопредельных государствах, странах

Европы и США.

Лекция, практические

занятия

7

Итого

34

Литература:

1.

Вандербильт Э. Этикет. в 2-х кн. Пер. с англ. М.,1995.

2.

Всё об этикете. М., 2000.

3.

Военная история Отечества с древнейших времён до наших дней. М., 1995.

4.

Золотарёв О.В. Армия и культура. М., 1990.

5.

Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. М., 1958.

6.

Калинин Д.К. Культура общения и этикет. М., 2010 г.- 89 с.

7.

Красавин О.А. В Суворовском кадетском корпусе. М., 1999.

8.

Мессюр Вакар. Российские офицеры. М., 1995.

9.

На страже границ Отечества. М., 1998.

10. Нравственные основы воинской дисциплины. М., 1987.

11. О долге и чести воинской в Российской Армии. М., 1990.

12. Общевоинские Уставы Вооружённых сил Российской Федерации; М., 2014.

13. Правила хорошего тона. М., 1993.

14. Пикуль В.С. Живая связь времён. М., 1987.

15. Раш К.Б. Во славу Отечества.

16. Русский военный костюм. М., 1988.

17. Серых В.Д. Воинские ритуалы. М., 1986.

18. Советская военная энциклопедия. М., 1976-1980.

19. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д., 1997.

20. Харламов В. Подготовка офицерских кадров в ОКПС. М., 1993.

21. Энциклопедия этикета. М., 2005.

22. Ягодинский В.Н. Наш этикет. М., 1988.

23. Ясюков М.И. Шпага и честь. М., 1991.

24. Яворская Е. На посту памяти, О., 2011

Календарно-тематический план 10

В класс

урок

а

Тема урока

Дата по

плану

Тема 1. Введение. Истоки военной культуры в армии. Этика военной службы.

(2 часа)

1.

Духовно-нравственная ситуация в стране и ее влияние на военную

сферу. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном

этапе. Армия-школа чести, доблести, здорового и надежного

патриотизма. Патриотизм как социально-историческое явление.

04.09

2.

Культура. Понятие «военная культура», ее истоки. Армия и культура

сегодня. Этика как система норм нравственного поведения человека,

общественной или профессиональной группы. Нравственные основы

военной службы. Духовные истоки и духовные ценности российского

военного.

11.09

Тема 2. Этикет как феномен культуры. История этикета.

(2 часа)

3.

Культура – этика – этикет, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Этикет как конкретно-прикладной аспект этики, величайшее

достижение человеческой культуры и общества. Внутренний мир

человека и культура его поведения, общения в обществе. Этикет –

показатель внутренней этичности и красоты человека, основа создания

человеческого общежития. Структура этикета. Социальная значимость

этикета.

18.09

4.

История этикета. Зарождение определенных правил поведения, как

условие существования человеческого общества. Этикет, как свод норм

и правил, отражающих развитие общества в его исторической

ретроспективе. Правила поведения в первобытном обществе. Этикет

Древнего Рима, Древней Греции, Римской империи, Средневековья.

Европейский и Восточный этикеты, их особенности. История этикета

на Руси.

25.09

Тема 3. Общегражданский этикет, его содержание и значение в жизни человека

и общества. (4 часа)

5.

Понятие, структура и виды современного этикета: общегражданский,

военный, дипломатический. Вид и формы общегражданского этикета.

Этикет приветствий, обращений и знакомств как элементарная основа

общегражданского этикета.

02.10

6.

Этикет приветствий и его формы, вербальные и невербальные формы

16.10

приветствий. Этикет обращения и его уровни. Культурные традиции

этикета обращения в различных странах.

7.

Этикет знакомства, его нормы и правила. Правила визитов, приема и

поведения гостей. Этикет подарка. Брачный или свадебный этикет.

Этикет в присутственных местах и этические формы. Этикет одежды.

23.10

8.

Деловой этикет. Социальная значимость общегражданского этикета.

30.10

Тема 4. Воинский этикет и его особенности. (5 часов)

9

Военно-этические нормы и этикет. Понятие «воинский этикет». История

воинского этикета: происхождение, сущность и содержание.

06.11

10

Общегражданский и воинский этикет: общее и особенное. Воинский

этикет как внешнее проявление принципов морали и нравственности, его

подчиненность этике военной службы. Специфика воинского этикета, его

обусловленность функциями военного коллектива и ратного труда в

целом. Функции воинского этикета.

13.11

11.

Регламентация воинского этикета общечеловеческими нормами

общения, государственным правом и воинскими уставами, традициями

и ритуалами.

27.11

12.

Нормы воинского этикета и основные правила их соблюдения.

Социальная значимость воинского этикета.

04.12

13.

Роль воинского этикета в формировании военнослужащего как

защитника Отечества, его высоких морально-боевых качеств, как

культурного и интеллигентного человека.

11.12

Тема 5. Зарождение и развитие традиций в Российской армии.

(4 часа)

14

Военное дело в России и его исторические традиции. Понятие

«воинские традиции». Культурно-исторические традиции армии и флота.

Патриотизм как важнейшая культурно-историческая традиция.

18.12

15

Роль Русской Православной Церкви в формировании чувства

патриотизма, бескорыстного исполнения воинского долга, высоких

нравственных качеств российских воинов. Военные традиции и роль

офицерского корпуса в их сохранении и приумножении. Важнейшие

традиции российских офицеров.

25.12

16

Боевые традиции Российских Вооружённых Сил:-беззаветная

преданность Родине, Отчизне, своему народу; -уверенность в своих

силах, в победе над врагами страны, постоянная готовность к её защите; -

верность военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою; -

крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в

бою; -любовь к родной армии и флоту, к своей части и кораблю; -

верность Боевому Знамени, Флагу корабля; -неустанное стремление к

15.01

совершенствованию воинского мастерства.

17

Традиции видов вооружённых сил и родов войск, частей кораблей,

военно-учебных заведений.

22.01

Тема 6. Воинские ритуалы и традиции русского военного этикета.

(3 часа)

18

Ритуал как метод социального воспитания, область

церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений,

его роль в истории общества.

Воинские ритуалы, история зарождения и формирования. Воинские

ритуалы как средство формирования и закалки боевого духа,

укрепление единства и сплочённости воинов армии и флота, воплощение

героизма, мужества и отваги, проявленные защитниками Родины в боях

против врагов России.

29.01

19.

Наиболее распространённые воинские ритуалы: -принятие военной

присяги; -выноса Боевого Знамени; -вручение наград и боевых реликвий,

оружия и военной техники; -парады, строевые смотры; - развод

караулов и др.Воинские почести. Эстетическая и эмоциональная

сторона воинских ритуалов. Роль музыки и строевых песен в воинских

ритуалах. Красота военной формы одежды как одна из составляющих

общей красоты воинских ритуалов. Роль воинских ритуалов в

формировании художественного вкуса воинов армии и флота.

05.02

20

Преемственность и культурная связь вековых военных традиций,

выраженных в воинских ритуалах русского военного этикета. Ритуал и

этикет. Закрепление в уставах, приказах ,наставлениях и инструкциях

воинских ритуалов и традиций русского военного этикета ,их

постоянное развитие и совершенствование.

12.02

Тема7. Воинская честь и честь мундира.(5 часов)

21.

Воинская честь как нравственная и правовая категория. Сущность и

содержание понятия воинская честь.

19.02

22.

.”Воинская честь и воинский долг. “Свод правил воинского

чинопочитания и отдание чести”.Отдание воинской чести как традиция,

особый ритуал и этикет.

26.02

23

Воинский долг и достоинство офицера. Честь офицера. Защита

чести, достоинства, престижа офицерского звания- важная традиция

российских офицеров. Офицерские собрания. Суды офицерской чести.

05.03

24

Понятие «честь мундира». Военный мундир как символ армейской и

флотской чести и благородства. История и боевая слава русского

военного мундира. Содержание мундира – важнейший элемент

внутренней культуры военнослужащего.

12.03

25

Форма одежды, знаки различия, награды – внешнее выражение чести и

достоинства воинов армии и флота. Правила ношения военной формы

одежды и ответственность военнослужащих за их нарушения.

19.03

Тема 8. Культура поведения военнослужащего и воинский этикет. Служебный

этикет военнослужащих Российской армии. Этикетные отношения в воинском

коллективе. (5 часов)

26.

Культура – духовный потенциал личности военнослужащего в действии,

его поведения и общения. Культура поведения военнослужащего как

специфический образ жизни и действий, обусловленный особенностями

военной службы, положением в обществе и социальной ролью человека

в погонах.

26.03

27

Общевоинские Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации о

воинской вежливости и поведении военнослужащих.

09.04

28

Манера поведения военнослужащего и правила воинского этикета. Роль

и значение воинского этикета в формировании высоконравственного

поведения воинов армии и флота.

Военная служба как особый вид деятельности и требования

предъявляемые к моральным качествам военнослужащих.

16.04

29.

Этикетные отношения «по вертикале» (начальники и подчинённые.

Старшие и младшие). Военная субординация. Порядок представления

военнослужащих. Единоначалие. Приказ и его беспрекословное

выполнение. Право и порядок отдачи приказа и контроль за его

исполнением. Ответственность начальника за свои действия и поступки

и поступки подчинённых. Культура взаимоотношений начальства и

подчиненного, старших и младших.

23.04

30

Этикетные отношения «по горизонтали» (между военнослужащими,

состоящими на одном служебном уровне), проявление

военнослужащими товарищеской сплоченности, взаимного уважения и

общей культуры.

30.04

Тема 9. История Юнармейского движения. (4 часа)

31

Юна

́

рмия — всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое

общественное движение. Устав юнармейца.

07.05

32

Подвиги солдат и офицеров Российской армии в горячих точках

14.05

33

История военной символики.

21.05

34

Офицер – профессия героическая. Социальная значимость офицерского

труда. Престиж профессии офицера в русской армии.

28.05

Календарно-тематический план 11

В класс

урок

а

Тема урока

Дата по

плану

Тема 10. Культура общения военнослужащих и правила поведения в

общественных местах. (6 часов)

1.

Культура общения как умение устанавливать добрые отношения с

людьми.

02.09

2.

Основные элементы культуры общения: умение говорить, слушать и

понимать собеседника.

09.09

3.

Этикет обращений.

16.09

4.

Общегражданский и воинский этикет о способах и видах обращений.

23.09

5.

Особенность речи военного человека: четкость, ясн6ость, краткость

30.09

6.

Этикетные правила ведения беседы, диалога.

07.10

Тема 11. Этика и культура офицера-пограничника.(6 часов)

8.

Офицерский корпус – носитель традиций Российской армии, высокой

духовной культуры.

14.10

9

Офицеры Федеральной пограничной службы – неотъемлемая,

составная часть офицерского корпуса России. Основные культурно-

исторические традиции офицеров российской армии и пограничных

войск.

21.10

10

Отдельный корпус пограничной стражи и традиции офицеров-

пограничников,

регламентация

норм

и

культуры

служебных

и

семейных отношений, поведения в быту. Социальная защищенность

офицеров-пограничников в дореволюционное время.

28.10

11.

Проблемы возрождения, сохранения и развития культуры

традиций офицеров Федеральной пограничной службы в современных

условиях.

11.11

12.

Преемственность и жизнеспособность традиций морали, духовности,

взаимоотношений, норм поведения в пограничных войсках,

возрождение офицерских собраний и новых традиций воинской

офицерской чести.

18.11

13.

Специфика пограничной службы и требования предъявляемые к

профессиональным и моральным качествам офицера-пограничника.

Высокая общая и профессиональная культура офицера-пограничника –

залог

его

успешной

служебно-боевой

деятельности

по

охране

25.11

государственной границы России.

Тема 12. Кадетские корпуса России: история и современность.(8 часов)

14

«Кадет»-воспитанник военно-учебного заведения. Правители России и их

деяния в становлении кадетского воспитания и образования.

02.12

15

Первые военные учебные заведения Петровской эпохи – прообраз

кадетских корпусов России («школа математических и навигационных

наук», «Инженерная школа», «Школа при артиллерийском полку.

09.12

16

Анна Иоанновна и создание первого кадетского корпуса в России(1831).

Устав корпуса и его основные положения. Организация учебно-

воспитательного процесса. Индивидуально-типовая система обучения.

Подготовка в корпусе лиц военной и гражданской службы.

16.12

17

Дальнейшее расширение сети кадетских корпусов России. Их статус.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Создание

специальных подготовительных классов при кадетских корпусах.

23.12

18

Военная реформа Александра-II и преобразование кадетских корпусов в

военные гимназии.

30.12

19

Александр-III и восстановление кадетских корпусов (1882). Организация

жизнедеятельности кадетских корпусов, обучения и воспитания кадет в

конце 19 – начале 20 вв. Создание Хабаровского графа Муравьёва-

Амурского кадетского корпуса (1900) и его история. Символика

кадетских корпусов.

13.01

20

Преемственность в кадетском образовании и воспитании. Создание сети

суворовских и нахимовских училищ в советское время. Кадетское

образование и воспитание в современной России.

20.01

21

Создание сети кадетских корпусов, кадетских школ и школ-интернатов;

специфика. Цели и задачи, их роль в гражданско-патриотическом

воспитании учащейся молодёжи.

27.01

Тема 13. Традиции кадетских корпусов и этикет российских кадет. (6 часов)

22

Роль воинских традиций в старой российской армии. Содержательная

сторона традиций, их преемственность и особенности традиций

кадетских корпусов

.

03.02

23

Официальные традиции кадетских корпусов.

17.02

24

Кадетские традиции: подчинение младших кадет старшим; забота

старших кадет о «братьях младших»; следить за внешним обликом; не

набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса; сохранять

русский строй и выправку; соблюдение чести и достоинства; ежегодные

посвящения в кадеты.

24.02

25

Воспитания кадет в духе понятий офицерской чести. Преподавание

03.03

правил этикета в кадетских корпусах. «Общие правила этикета для

кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться кадеты и

гардемарины.

26

Этикет кадет. Кодекс чести кадета. Заповеди товарищества.

Выдающиеся кадеты истории России.

10.03

27

Преемственность кадетских традиций в современной России.

Международная ассоциация суворовских, нахимовских и кадетских

объединений «Кадетское братство».

17.03

Тема 14. Этические нормы поведения, принятые в некоторых сопредельных

государствах, странах Европы и США. (7 часов)

28.

Современный международный этикет: принципы, нормы, общее и

особенное.

Дипломатический

этикет.

Особенности

английского,

французского, немецкого, итальянского, шведского национального

этикета.

31.03

29.

Приверженность английского этикета к традициям и строгому

соблюдению формальностей, сдержанность и чопорность англичан.

Своеобразие правил этикета английских военных.

07.04

30

Социально-психологические

особенности

военнослужащих

Италии, Германии и Франции и проявление своеобразных черт

национального характера в поведении военнослужащих, в нормах и

правилах этикета.

14.04

31

Демократизм американского этикета, его отличие от европейского.

Этика американца и «американский образ жизни». Улыбка, её место и

значение

в

американском

этикете.

Нравственность

и

этикет

американского военного. «Кредо солдат армии США».

21.04

32

Особенности Восточного этикета. Японский этикет и его

приверженность к церемониям и традициям прошлого. Психология

«группизма».

28.04

33.

Этикет как своеобразная религия японского общества. Семейный этикет

японцев. Речевой этикет. Этика японского военнослужащего.

12.05

34

Моральный

кодекс

самурая.

Китай:

национальный

характер

и

национальный этикет. Национальные особенности и нормы делового

этикета в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

19.05



В раздел образования