Автор: Валентина Михайловна Бариева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №1" г.п.Нарткала
Населённый пункт: Нарткала
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по предмету "Окружающий мир" "Дикорастущие и культурные растения"
Раздел: начальное образование
Урок 15.
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Цели урока: 1. В ходе урока изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
2. Научить детей распознавать их, учить работать с гербариями –
внимательно рассматривать растения.
3. Воспитывать интерес к полевым растениям.
Оборудование: картины с изображением деревьев и кустарников: ели и яблони,
крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха, помидор и васильки.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Каждый день – везде, всегда,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники,
травы.)
Некоторые дети работают по карточкам с индивидуальными заданиями:
Карточка 1.
- Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:
Группы
Количество ног
Покров тела
Звери
Птицы
Рыбы
Насекомые
Земноводные
Пресмыкающиеся
Карточка 2.
- Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым:
Слива,
можжевельник,
пихта, крыжовник,
одуванчик,
лиственница,
вишня,
репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
Остальные приводят примеры растений разных групп.
- А на какие группы делятся растения по виду листьев?
- Чем отличаются лиственные растения от хвойных?
III. Введение в тему.
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения
делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой
стороны. Например:
- Чем отличается ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и
помидор?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
(Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д.
Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать и мачеха,
душица,
зверобой,
берёза.
Растения
дают
много
полезных
вещей
–
мебель,
строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек
сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть
растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все
растения.
- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – деревья, различие –
ель растёт в лесу,, яблоня – в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят
человеку пользу.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее –
кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек. А
можжевельник – растение леса.)
- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – травянистые растения, мать-и-
мачеха растёт повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает
урожай.)
- На какие же две группы можно разделить все растения? (Первая группа –
растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения,
которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в
лесу, и на лугу, и на водоёме.)
Вывод:
первую группу
растений называют
культурными растениями, а
вторую - дикорастущими растениями.
IV. Физкультминутка.
V. Знакомство с дикорастущими растениями.
1.Вступительная беседа и работа над картинками.
а) показ и анализ гербария и картинки василька;
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о
каком цветке пойдёт речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
- Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку
удмурдский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто лёгким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом жёлто-зелёном море –
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюблённым
На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывают порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза – васильки.
- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?
- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-
таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестны, синие, как небо, многие собирают,
плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.
В народе говорят, что благодарная нива подарила небу васильки в благодарность за
дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.
б) перечислить дикорастущие растения знакомые детям.
VI. Работа по учебнику с.66-67.
1.Работа над видами растений с. 67.
2. Рассмотреть группы культурных растений и выполнить задания.
деревья (яблони, груши, вишни, черешни).
Культурные растения: кустарники (крыжовник, малина, смородина).
травянистые (укроп, петрушка, сельдерей).
овощные (лук, чеснок, огурцы).
плодовые (слива, алыча, айва).
Культурные растения: зерновые (пшеница, рис, гречиха).
декоративные (флокс, пион, роза, гладиолус).
прядильные (лён, хлопок).
3. Чтение «Легенды о растениях» с.68-69.
VII. Закрепление изученного.
1. Отгадать загадки о растениях, и к какой группе они относятся:
Что красно с наружи,
Бело внутри
С зелёном хохолком на голове?
(Редис.)
Летом – в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою – в бочке,
Крепкие, солёные.
(Огурцы.)
Как одела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста.)
- Правильно, всё это – овощные культуры.
2. Ответить на вопросы учебника.
3. Чтение вывода:
Растения, которые растут в природе сами по себе,
называются дикорастущими. Растения, которые выращивают люди, называются
культурными.
VIII. Дом. задание с.66-69, ответить на вопросы, р.т. с.25,№1,№2,№3.
IX. Итог урока.
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? (Овощные, плодовые,
зерновые, декоративные, прядильные.)
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.