Напоминание

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" "Дикорастущие и культурные растения"


Автор: Валентина Михайловна Бариева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №1" г.п.Нарткала
Населённый пункт: Нарткала
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по предмету "Окружающий мир" "Дикорастущие и культурные растения"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок 15.

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели урока: 1. В ходе урока изучить особенности культурных и дикорастущих растений.

2. Научить детей распознавать их, учить работать с гербариями –

внимательно рассматривать растения.

3. Воспитывать интерес к полевым растениям.

Оборудование: картины с изображением деревьев и кустарников: ели и яблони,

крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха, помидор и васильки.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Каждый день – везде, всегда,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники,

травы.)

Некоторые дети работают по карточкам с индивидуальными заданиями:

Карточка 1.

- Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

Группы

Количество ног

Покров тела

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Карточка 2.

- Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым:

Слива,

можжевельник,

пихта, крыжовник,

одуванчик,

лиственница,

вишня,

репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

Остальные приводят примеры растений разных групп.

- А на какие группы делятся растения по виду листьев?

- Чем отличаются лиственные растения от хвойных?

III. Введение в тему.

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения

делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой

стороны. Например:

- Чем отличается ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и

помидор?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д.

Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать и мачеха,

душица,

зверобой,

берёза.

Растения

дают

много

полезных

вещей

мебель,

строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек

сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть

растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все

растения.

- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – деревья, различие –

ель растёт в лесу,, яблоня – в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят

человеку пользу.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее –

кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек. А

можжевельник – растение леса.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – травянистые растения, мать-и-

мачеха растёт повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает

урожай.)

- На какие же две группы можно разделить все растения? (Первая группа –

растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения,

которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в

лесу, и на лугу, и на водоёме.)

Вывод:

первую группу

растений называют

культурными растениями, а

вторую - дикорастущими растениями.

IV. Физкультминутка.

V. Знакомство с дикорастущими растениями.

1.Вступительная беседа и работа над картинками.

а) показ и анализ гербария и картинки василька;

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о

каком цветке пойдёт речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

- Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку

удмурдский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывают порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?

- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-

таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестны, синие, как небо, многие собирают,

плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.

В народе говорят, что благодарная нива подарила небу васильки в благодарность за

дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

б) перечислить дикорастущие растения знакомые детям.

VI. Работа по учебнику с.66-67.

1.Работа над видами растений с. 67.

2. Рассмотреть группы культурных растений и выполнить задания.

деревья (яблони, груши, вишни, черешни).

Культурные растения: кустарники (крыжовник, малина, смородина).

травянистые (укроп, петрушка, сельдерей).

овощные (лук, чеснок, огурцы).

плодовые (слива, алыча, айва).

Культурные растения: зерновые (пшеница, рис, гречиха).

декоративные (флокс, пион, роза, гладиолус).

прядильные (лён, хлопок).

3. Чтение «Легенды о растениях» с.68-69.

VII. Закрепление изученного.

1. Отгадать загадки о растениях, и к какой группе они относятся:

Что красно с наружи,

Бело внутри

С зелёном хохолком на голове?

(Редис.)

Летом – в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою – в бочке,

Крепкие, солёные.

(Огурцы.)

Как одела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста.)

- Правильно, всё это – овощные культуры.

2. Ответить на вопросы учебника.

3. Чтение вывода:

Растения, которые растут в природе сами по себе,

называются дикорастущими. Растения, которые выращивают люди, называются

культурными.

VIII. Дом. задание с.66-69, ответить на вопросы, р.т. с.25,№1,№2,№3.

IX. Итог урока.

- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? (Овощные, плодовые,

зерновые, декоративные, прядильные.)

- Приведите по два-три примера растений каждой группы.



В раздел образования