Напоминание

Уроки русского языка в 7 классе к разделу "Частица"


Автор: Сангаджиева Надежда Витальевна
Должность: методист, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 19"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Уроки русского языка в 7 классе к разделу "Частица"
Раздел: среднее образование





Назад





Раздельное

и дефисное написание

частиц

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ


Проверим знания!

Раздельно

Части речи

Через дефис

не друг, а враг

Имя

существительное

северо-восток

вовсе не весёлый

Имя

прилагательное

юго-западный

отнюдь не

весело

Наречие

мало-помалу

не у кого

Местоимение

кто-либо

в течение часа

Предлог

из-за

Частицы


А знаете ли вы…

Слитноеписьмогосподствоваловплотьдо

изобретенияпечатногостанкаиучреждения

вовторойполовине16векапервойкрупной

типографиивМоскве


Написание частиц

РАЗДЕЛЬНОЕ

ДЕФИСНОЕ

БЫ, ЛИ, ЖЕ

-ТО, -КА

Создал бы нечто

новое.

Скажи же

правду.

Известно ли это

миру?

Задачу-то

решил?

Принеси-ка

сумку.

Сказал(то), подумал(ли), всё(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот(же), ну(ка).
Составьте и запишите словосочетания с

данными словами, раскрывая скобки

Давным-давно в одном городе жили друзья. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний(же), чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, начал тонуть и утонул(бы), но его друг спас. Когда он пришел в себя, то написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил eго: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь(то) ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: – Когда кто(либо) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто(либо) делает что(либо) хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Притча



Творческое задание
1. Если бы ты был другим человеком, хотел бы ты быть своим другом? Почему? Используя частицы, составьте текст из 4-5 предложений.

Домашнее задание
Найдите и запишите 8 пословиц и поговорок с частицами.

Различие

отрицательных частиц

НЕ и НИ


Отрицательные частицы

Не

Ни
Придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Не бывать этому.
Придает отрицательное значение предложению без подлежащего.
Кругом ни деревца.
Усиливает отрицание, выраженное частицей НЕ или словом НЕТ.
НЕ слышно НИ звука.
При повторении приобретает значение сочинительного союза:
На небе нет НИ туч, НИ

облаков.


НЕ или НИ?

Чтобы отличить НЕ от НИ нужно

попытаться опустить частицу:
- Если пропуск частицы
не изменит
смысла предложения – пиши
НИ.
- Если смысл предложения
изменится
на противоположный - пиши
НЕ.
Сравните:
Кто эту книгу (НЕ/НИ) читал, всем она

понравилась.

Кто эту книгу читал, всем она понравилась.

(Нужно писать НИ)

Кто эту книгу НИ читал, всем она

понравилась.


Правописание частицы НЕ

Слитное

Раздельное
Со словами, которые не употребляются без НЕ: неряха, негодовать С глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, числительными, словами состояния Когда с НЕ образуется новое слово, которое можно заменить синонимом без НЕ Если есть или подразумевается противопоставление С полными причастиями, если нет зависимых слов: нерешенная задача С полными причастиями, если есть зависимые слова

Различайте!

Не один
( много)
Ни один

(никто)

Не раз
(много раз)
Ни разу
(никогда, совсем)
Немало
(много)
Нимало
(ничуть)


Морфологический

разбор частиц


Порядок морфологического

разбора частицы


Пример
Вскипяти-ка мне чаю. ка – частица, т.к. 1. Вносит дополнительное значение смягчения требования, 2. Смысловая.

Выполните морфологический

разбор частицы из предложения
Я выучил бы двадцать словарных слов разом. бы – частица, т.к. 1. Служит для образования формы условного наклонения глагола, 2. Формообразующая.

Работа в парах
Придумайте для своего соседа по парте предложение, в котором есть частица. Пусть ваш сосед выпишет из этого предложения частицу и выполнит её морфологический разбор.

Домашнее задание
1. Подготовиться к словарному диктанту. 2. Выучить морфологический разбор частицы. 3. Записать 2 предложения с частицами, выполнить морфологический разбор этих частиц.


В раздел образования