Автор: Ильичева Олеся Викторовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКОУ "Школа-интернат № 86
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектной деятельности в социализации детей интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.
Раздел: начальное образование
Использование проектной деятельности в социализации детей
интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет
собой
острую
актуальную проблему.
Ребенок с проблемами
в развитии
нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.
Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание умственно отсталого
ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Поэтому с целью максимально возможной социальной реабилитации и
интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья
(умственной отсталостью в различной степени), в настоящее время возникает
необходимость
создания
дополнительных
возможностей
для
более
полноценной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, для
того чтобы они могли выдержать конкуренцию
со своими нормально
развивающимися
сверстниками
и
решить
проблему
дальнейшего
трудоустройства.
В
процессе
обучения
новое
всегда
притягивает
учеников,
но
столкнувшись с трудностями, с однообразием деятельности, ученик постепенно
теряет интерес к познанию и желание учиться. Это характерно для учащихся с
интеллектуальными нарушениями.
Учёба должна быть не ради оценки, она должна, прежде всего, приносить
радость самому ученику. Как сделать так, чтобы не гасла тяга к учёбе, к
знаниям,
которая
присуща,
к
сожалению,
не
многим
ученикам
с
интеллектуальными нарушениями?
Решение одно: поиск новых форм и методов обучения. Так в моей
деятельности социального педагогая появился «метод проектов». Он позволяет
сделать учебно-воспитательный процесс более интересным и увлекательным,
применить на практике знания, полученные на уроках.
Для реализации метода проектов необходимо наличие проблемы,
понятной обучающимся. Учитывая специфику интеллектуальных нарушений,
проблема должны быть реальной, жизненно важной и значимой. Каждый
участник проектной деятельности должен понимать,
что для решения
поставленной проблемы необходимы определенные знания и умения. Задача
руководителя проекта (педагога) - подсказать источники информации (это
очень важно для наших учеников), организовать отработку умений. Но в
результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под
контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и
получить реальный результат.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование).
3. Поиск информации.
4. Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие
материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.
Несколько лет назад, начиная использовать метод проектирования, я
проанализировала уровень мыслительной деятельности моих учеников 6 класс
по следующим показателям:
-способность обнаружить, понять проблему;
-способность ставить задачу;
-способность планировать свои действия;
-способность оценивать ситуацию;
-способность находить решение.
Результаты
показали,
что
значительная
часть
детей
испытывают
затруднения
в
планировании
своих
действий,
поиске
информации,
её
обработке, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня
интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта.
За эти годы мы с ребятами реализовали более 7 проектов различной
направленности и продолжительности: «Путешествие в страну «Здоровье»»,
«Вы нам важны, мы с вами рядом», «Чистый двор», «Веселый улей», «Я
открываю Нижний Новгород», «Мини-проект «Курить – здоровью вредить!»,
«Большая перемена» и др. Я наблюдала изменения, происходящие с ребятами.
Они становились более самостоятельными в принятии решений, более
критичными к результатам своего труда. Работая в группе, учились общаться
друг с другом, с товарищами из других групп и «чужими» взрослыми. При этом
учитель-логопед школы-интерната отмечал улучшение качества речи, потому
что, общаясь с разными людьми, ребята старались говорить внятно и красиво.
Учителя
отмечали
у
участников
проектной
деятельности
всплеск
познавательной активности, ответственное отношение к выполнению учебных
заданий, улучшение качества их выполнения.
Если вначале инициатива исходила, в основном, от меня, то к восьмому
классу ребята сами начали предлагать осуществить очень интересные и
полезные проекты. Так возникла идея проекта «Веселый улей». Придя с
очередных
летних
каникул,
один
из
подростков
поделился
своими
впечатлениями о красоте парка, в котором побывал с родителями, после этого
появилась идея преобразить школьный двор к следующему сезону.
Работа
над
преобразованием
пришкольного
участком
началась
с
размышлений о том, что в итоге хочется увидеть на месте редкого газона и
чахлых кустов. Обсудив данную тему на занятиях, выслушав мнения и
предложения одноклассников, мы получили четкое представление о будущем
пришкольном участке. Он должен быть комфортным, ярким за счет цветов и
растений.
В октябре мы начали реализовывать проект «Веселый улей».
Цель: благоустроить и озеленить цветочную клумбу, используя элементы
ландшафтного дизайна.
Задачи:
1. Изучить имеющийся опыт по созданию ландшафтного дизайна и на основе
изученного разработать свой проект школьной клумбы.
2. Организовать работу по созданию школьной клумбы:
2.1. Обследовать состояние участка.
2.2. Разработать эскизное проектирование цветочной клумбы.
2.3. Осуществить план на практике весной.
3. Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.
4. Воспитывать экологическую культуру.
5. Развивать инициативу и творчество школьников через организацию
социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории.
Предстояла большая и долгая работа, поэтому было решено, на
подготовительном
этапе
пригласить
к
работе
параллельный
класс
и
распределить
нагрузку
между
следующими
группами:
первой
группе
предстояло подобрать образцы оформления клумб. Участники этой группы
погрузились
в
изучение
ландшафтного
дизайна,
описали
наиболее
распространенные стили: регулярный, итальянский, голландский, сельский,
пейзажный, японский сад, сезонные цветники, бордюры, рабатки, газон,
декоративная живая изгородь, альпийская горка.
Вторая группа изучала климатические условия местности. Ребята
консультировались с учителем географии, беседовали с учителем цветоводства
о том, какие растения лучше выращивать, в какие сроки они цветут.
Третья группа должна была подобрать растения для оформления
пришкольного участка, определить агротехнические приемы выращивания
растений. Клумба должна цвести «от снега до снега», с мая по октябрь. Нужно
было учесть возможные болезни и вредителей цветочных культур. Ребята
обратились за помощью к учителю биологии и местным жителям.
Четвёртой группе предстояло определить место для будущих клумб,
выполнить чертёж участка. Пришлось вспомнить уроки «Окружающего мира»
и географии, чтобы сориентировать на местности и выбрать участок, наиболее
освещаемый и защищенный от ветра.
Пятая группа – это экспедиторы. Ребята добывали семена и посадочный
материал. к директору школы-интерната, помогали социальные партнеры.
К реализации проекта были подключены и учителя трудового обучения,
под руководством которых мальчики изготовили ящики для посева рассады, а
также смастерили клумбы, а девочки сшили мешочки для хранения семян.
Зимой в интернате среди учащихся старших классов прошёл конкурс
эскизов на лучшую цветочную клумбу:
Были рассмотрены эскизы каждого ученика. Ребята рассказывали о том,
какими они хотели видеть будущие клумбы, какие посадить цветы. Выслушав
мнение всех ребят, непосредственные исполнители проекта решили разбить
большую клумбу в виде реки из цветов и мостика Внутреннюю часть клумбы
решили разделить на треугольники, которые могут быть засажены различными
однолетниками. Рядом поставить декоративные ульи и колодец.
В марте занялись выращиванием рассады цветов. Учились ухаживать за
ней: поливать, подкармливать, следили за освещением и температурой почвы и
воздуха. Когда у сеянцев появились по 2 пары листьев, мы стали их пикировать
и
высаживать
в
контейнеры
с
землёй,
ухаживать
за
ними
согласно
агротехническим приёмам выращивания растений, которые изучили на уроках
цветоводства.
Пока рассада росла, ребята изготовили декоративные элементы для
мостика, ульев и колодца и вазоны для петуньи.
В апреле мы занялись оформлением наших клумб: расположили
декоративные элементы, посадили цветы в грунт. Теперь перед нами встала
ещё одна задача - уход за цветами: поливка, прополка, рыхление. Во время
летней трудовой практики ребята, приходили поливать и рыхлить клумбы.
На наш взгляд проект удался. Результатами работы довольны все. Теперь
– это самое красивое место для отдыха детей. Многие взрослые люди, проходя
мимо, обязательно заглядывают, чтобы полюбоваться нашей красотой
Применяя метод проектов в практике своей работы в течение нескольких
лет, пришла к выводу, что использование проектной деятельности в работе с
детьми с интеллектуальными нарушениями возможно с корректирующей
помощью педагога.
Опыт внедрения проектного метода в практику работы показал, что:
– в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями метод проектирования
можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности
учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым
ребенком, повышения качества учебно-воспитательного процесса;
–
проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу
обучения, поскольку позволяет более полно учитывать психофизические и
возрастные
особенности
учащихся
и
дифференцированно
проводить
коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции
(умение
анализировать,
синтезировать,
классифицировать
получаемую
информацию),
речь
(устную
и
письменную),
память,
восприятие,
эмоционально-волевую сферу;
– развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности;
– способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого
мышления,
воспитывает
коммуникативные
навыки,
обучает
детей
взаимодействию в группе, умению публично выступать;
– воспитывает уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и
труду, целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость,
даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность с
учащимися
с
интеллектуальными
нарушениями
необходима,
возможна,
эффективна для развития детей и способствует их успешной адаптации в
социуме.
Список литературы
1. Брунов Б. П. /Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии /
Учебное пособие. Красноярск-2006 г .
2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. /Метод проектов - технология
компетентностно-ориентированного образования / - Самара, Издательство
«Учебная литература, 2006 г.
3. Маллер А. Р. /Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии: практическое пособие /- М. [б.и.], 2000 г.
4. Петрова В. Г., Белякова И. В./ Психология умственно отсталых школьников:
Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002 г.
5. Пахомова, Н. Ю. /Метод учебного проекта в образовательном учреждении / -
М.: [б.и.], 2005 г.
6. Сергеев И. С. /Как организовать проектную деятельность учащихся/ - М.,
2006 г.