Напоминание

Использование проектной деятельности в социализации детей интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.


Автор: Ильичева Олеся Викторовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКОУ "Школа-интернат № 86
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектной деятельности в социализации детей интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование проектной деятельности в социализации детей

интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет

собой

острую

актуальную проблему.

Ребенок с проблемами

в развитии

нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание умственно отсталого

ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.

Поэтому с целью максимально возможной социальной реабилитации и

интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья

(умственной отсталостью в различной степени), в настоящее время возникает

необходимость

создания

дополнительных

возможностей

для

более

полноценной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, для

того чтобы они могли выдержать конкуренцию

со своими нормально

развивающимися

сверстниками

и

решить

проблему

дальнейшего

трудоустройства.

В

процессе

обучения

новое

всегда

притягивает

учеников,

но

столкнувшись с трудностями, с однообразием деятельности, ученик постепенно

теряет интерес к познанию и желание учиться. Это характерно для учащихся с

интеллектуальными нарушениями.

Учёба должна быть не ради оценки, она должна, прежде всего, приносить

радость самому ученику. Как сделать так, чтобы не гасла тяга к учёбе, к

знаниям,

которая

присуща,

к

сожалению,

не

многим

ученикам

с

интеллектуальными нарушениями?

Решение одно: поиск новых форм и методов обучения. Так в моей

деятельности социального педагогая появился «метод проектов». Он позволяет

сделать учебно-воспитательный процесс более интересным и увлекательным,

применить на практике знания, полученные на уроках.

Для реализации метода проектов необходимо наличие проблемы,

понятной обучающимся. Учитывая специфику интеллектуальных нарушений,

проблема должны быть реальной, жизненно важной и значимой. Каждый

участник проектной деятельности должен понимать,

что для решения

поставленной проблемы необходимы определенные знания и умения. Задача

руководителя проекта (педагога) - подсказать источники информации (это

очень важно для наших учеников), организовать отработку умений. Но в

результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под

контролем педагога) решить проблему, применив необходимые знания и

получить реальный результат.

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт работы.

5. Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие

материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Несколько лет назад, начиная использовать метод проектирования, я

проанализировала уровень мыслительной деятельности моих учеников 6 класс

по следующим показателям:

-способность обнаружить, понять проблему;

-способность ставить задачу;

-способность планировать свои действия;

-способность оценивать ситуацию;

-способность находить решение.

Результаты

показали,

что

значительная

часть

детей

испытывают

затруднения

в

планировании

своих

действий,

поиске

информации,

её

обработке, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня

интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта.

За эти годы мы с ребятами реализовали более 7 проектов различной

направленности и продолжительности: «Путешествие в страну «Здоровье»»,

«Вы нам важны, мы с вами рядом», «Чистый двор», «Веселый улей», «Я

открываю Нижний Новгород», «Мини-проект «Курить – здоровью вредить!»,

«Большая перемена» и др. Я наблюдала изменения, происходящие с ребятами.

Они становились более самостоятельными в принятии решений, более

критичными к результатам своего труда. Работая в группе, учились общаться

друг с другом, с товарищами из других групп и «чужими» взрослыми. При этом

учитель-логопед школы-интерната отмечал улучшение качества речи, потому

что, общаясь с разными людьми, ребята старались говорить внятно и красиво.

Учителя

отмечали

у

участников

проектной

деятельности

всплеск

познавательной активности, ответственное отношение к выполнению учебных

заданий, улучшение качества их выполнения.

Если вначале инициатива исходила, в основном, от меня, то к восьмому

классу ребята сами начали предлагать осуществить очень интересные и

полезные проекты. Так возникла идея проекта «Веселый улей». Придя с

очередных

летних

каникул,

один

из

подростков

поделился

своими

впечатлениями о красоте парка, в котором побывал с родителями, после этого

появилась идея преобразить школьный двор к следующему сезону.

Работа

над

преобразованием

пришкольного

участком

началась

с

размышлений о том, что в итоге хочется увидеть на месте редкого газона и

чахлых кустов. Обсудив данную тему на занятиях, выслушав мнения и

предложения одноклассников, мы получили четкое представление о будущем

пришкольном участке. Он должен быть комфортным, ярким за счет цветов и

растений.

В октябре мы начали реализовывать проект «Веселый улей».

Цель: благоустроить и озеленить цветочную клумбу, используя элементы

ландшафтного дизайна.

Задачи:

1. Изучить имеющийся опыт по созданию ландшафтного дизайна и на основе

изученного разработать свой проект школьной клумбы.

2. Организовать работу по созданию школьной клумбы:

2.1. Обследовать состояние участка.

2.2. Разработать эскизное проектирование цветочной клумбы.

2.3. Осуществить план на практике весной.

3. Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.

4. Воспитывать экологическую культуру.

5. Развивать инициативу и творчество школьников через организацию

социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории.

Предстояла большая и долгая работа, поэтому было решено, на

подготовительном

этапе

пригласить

к

работе

параллельный

класс

и

распределить

нагрузку

между

следующими

группами:

первой

группе

предстояло подобрать образцы оформления клумб. Участники этой группы

погрузились

в

изучение

ландшафтного

дизайна,

описали

наиболее

распространенные стили: регулярный, итальянский, голландский, сельский,

пейзажный, японский сад, сезонные цветники, бордюры, рабатки, газон,

декоративная живая изгородь, альпийская горка.

Вторая группа изучала климатические условия местности. Ребята

консультировались с учителем географии, беседовали с учителем цветоводства

о том, какие растения лучше выращивать, в какие сроки они цветут.

Третья группа должна была подобрать растения для оформления

пришкольного участка, определить агротехнические приемы выращивания

растений. Клумба должна цвести «от снега до снега», с мая по октябрь. Нужно

было учесть возможные болезни и вредителей цветочных культур. Ребята

обратились за помощью к учителю биологии и местным жителям.

Четвёртой группе предстояло определить место для будущих клумб,

выполнить чертёж участка. Пришлось вспомнить уроки «Окружающего мира»

и географии, чтобы сориентировать на местности и выбрать участок, наиболее

освещаемый и защищенный от ветра.

Пятая группа – это экспедиторы. Ребята добывали семена и посадочный

материал. к директору школы-интерната, помогали социальные партнеры.

К реализации проекта были подключены и учителя трудового обучения,

под руководством которых мальчики изготовили ящики для посева рассады, а

также смастерили клумбы, а девочки сшили мешочки для хранения семян.

Зимой в интернате среди учащихся старших классов прошёл конкурс

эскизов на лучшую цветочную клумбу:

Были рассмотрены эскизы каждого ученика. Ребята рассказывали о том,

какими они хотели видеть будущие клумбы, какие посадить цветы. Выслушав

мнение всех ребят, непосредственные исполнители проекта решили разбить

большую клумбу в виде реки из цветов и мостика Внутреннюю часть клумбы

решили разделить на треугольники, которые могут быть засажены различными

однолетниками. Рядом поставить декоративные ульи и колодец.

В марте занялись выращиванием рассады цветов. Учились ухаживать за

ней: поливать, подкармливать, следили за освещением и температурой почвы и

воздуха. Когда у сеянцев появились по 2 пары листьев, мы стали их пикировать

и

высаживать

в

контейнеры

с

землёй,

ухаживать

за

ними

согласно

агротехническим приёмам выращивания растений, которые изучили на уроках

цветоводства.

Пока рассада росла, ребята изготовили декоративные элементы для

мостика, ульев и колодца и вазоны для петуньи.

В апреле мы занялись оформлением наших клумб: расположили

декоративные элементы, посадили цветы в грунт. Теперь перед нами встала

ещё одна задача - уход за цветами: поливка, прополка, рыхление. Во время

летней трудовой практики ребята, приходили поливать и рыхлить клумбы.

На наш взгляд проект удался. Результатами работы довольны все. Теперь

– это самое красивое место для отдыха детей. Многие взрослые люди, проходя

мимо, обязательно заглядывают, чтобы полюбоваться нашей красотой

Применяя метод проектов в практике своей работы в течение нескольких

лет, пришла к выводу, что использование проектной деятельности в работе с

детьми с интеллектуальными нарушениями возможно с корректирующей

помощью педагога.

Опыт внедрения проектного метода в практику работы показал, что:

– в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями метод проектирования

можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности

учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым

ребенком, повышения качества учебно-воспитательного процесса;

проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу

обучения, поскольку позволяет более полно учитывать психофизические и

возрастные

особенности

учащихся

и

дифференцированно

проводить

коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции

(умение

анализировать,

синтезировать,

классифицировать

получаемую

информацию),

речь

(устную

и

письменную),

память,

восприятие,

эмоционально-волевую сферу;

– развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности;

– способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого

мышления,

воспитывает

коммуникативные

навыки,

обучает

детей

взаимодействию в группе, умению публично выступать;

– воспитывает уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и

труду, целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость,

даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные

знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность с

учащимися

с

интеллектуальными

нарушениями

необходима,

возможна,

эффективна для развития детей и способствует их успешной адаптации в

социуме.

Список литературы

1. Брунов Б. П. /Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии /

Учебное пособие. Красноярск-2006 г .

2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. /Метод проектов - технология

компетентностно-ориентированного образования / - Самара, Издательство

«Учебная литература, 2006 г.

3. Маллер А. Р. /Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в

развитии: практическое пособие /- М. [б.и.], 2000 г.

4. Петрова В. Г., Белякова И. В./ Психология умственно отсталых школьников:

Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002 г.

5. Пахомова, Н. Ю. /Метод учебного проекта в образовательном учреждении / -

М.: [б.и.], 2005 г.

6. Сергеев И. С. /Как организовать проектную деятельность учащихся/ - М.,

2006 г.



В раздел образования