Напоминание

Оценка достижений планируемых результатов обучения математике по ФГОС общего образования


Автор: Мудренок Ирина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Карасукский район, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оценка достижений планируемых результатов обучения математике по ФГОС общего образования
Раздел: полное образование





Назад




ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому

Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых

установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования

на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми

должен владеть выпускник школы , а предстают в виде характеристики

сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных

способностей.

2 СЛАЙД

Образовательный стандарт основного общего образования по математике до введения

ФГОС был направлен на достижение следующих целей:

Ø интеллектуальное развитие учащихся: развитие логического мышления и речи,

алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных

математической деятельности и необходимых для получения общего образования, для

полноценной жизни в современном обществе;

Ø воспитание качеств личности, связанных с изучением математики – воображения,

интуиции, творческой активности и самостоятельности, способности ориентироваться в

новых условиях;

Ø овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в

повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей

школе или иных формах среднего образования:

Ø формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о

значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, об изучаемых

понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных

процессов и явлений.

3 СЛАЙД

По новым ФГОС изучение математики в основной школе звучит иначе и направлено на

достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

Ø развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к

умственному эксперименту;

Ø формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности

к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

Ø воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность

принимать самостоятельные решения;

Ø формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном

информационном обществе;

Ø развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

4 СЛАЙД

2) в метапредметном направлении

Ø формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о

значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Ø развитие представлений о математике как форме описания и методе познания

действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта

математического моделирования;

Ø формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для

математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных

сфер человеческой деятельности;

5 СЛАЙД

3) в предметном направлении

Ø овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения

обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения

смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

Ø создание фундамента для математического развития, формирования механизмов

мышления, характерных для математической деятельности.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

(ФГОС) не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств

созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные

инструменты, обеспечивающие этот переход:

Ø изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

Ø изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и,

прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

6 СЛАЙД

Основным направлением оценки результатов деятельности по реализации и

освоению основных общеобразовательных программ является оценка результатов

деятельности образовательного учреждения, педагогов и обучающихся.

Особенности системы оценки:

содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;

оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

оценка динамики учебных достижений;

использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и

письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимо оценки и др.)

сочетание внутренней и внешней оценки;

накопительная система оценки индивидуальных достижений;

использование персонифицированной и не персонифицированной информации;

уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом

«сложения»;

интерпретация результатов на основе контекстной информации

7 СЛАЙД

Программа устанавливает три основные группы результатов — личностные,

метапредметные и предметные.

Оценка метапредметных результатов

Объект оценки

сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных

учебных действий

Предмет оценки

а) уровень сформированности данного вида действий

б) уровень присвоения универсального учебного действия

Процедуры оценки

а) внутренняя накопительная оценка

б) защита итогового индивидуального проекта

8 СЛАЙД

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Объект оценки

сформированность учебных действий с предметным содержанием

Предмет оценки

способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач с

использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов

Процедуры оценки

а) внутренняя накопительная оценка

б) итоговая оценка

в) процедуры внешней оценки

9 СЛАЙД

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Предметные результаты освоения основной образовательной программы

устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении

всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися:

базовый уровень достижений планируемых результатов

(удовлетворительно, отметка 3, зачтено)

повышенный уровень (хорошо. отметка 4)

высокий уровень (отлично, отметка 5)

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения

планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и

сформированностью интересов к данной предметной области.

10 СЛАЙД

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Объект оценки

сформированность личностных универсальных учебных действий

Предмет оценки

Эффективность деятельности системы образования, ОУ(образовательного учреждения)

Процедуры оценки

внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных

потоков информации;

психологическое консультирование.

11 СЛАЙД

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ БЛОКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника — принятие и

освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской

идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание

своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно

оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для

себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных

мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к

преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на

выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к

моральной децентрации — учету позиций, мотивов и интересов участников моральной

дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств — стыда,

вины, совести,как регуляторов морального поведения.

12 СЛАЙД

КАКОВЫ – ЖЕ ПРОЦЕДУРЫ И МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ?

Внутренняя оценка

Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога,

администрации и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями;

в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями

и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в

решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на

следующую ступень обучения.

Внутренняя оценка должна обеспечивать обратную связь, информируя:

• учеников об их продвижении в освоении программы (а на определенном этапе — и об

общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;

• учителей об эффективности их педагогической деятельности.

Обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся:

ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять

учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т. д.

13 СЛАЙД

ВНЕШННЯЯ ОЦЕНКА

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе

службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

14 СЛАЙД

Итоговая оценка

В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопительные

оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений

учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за

стандартизированные итоговые работы.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио

учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая

демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Так как Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной

программы определяют содержательно-критериальную и нормативную основу

оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной

программы, деятельности педагогических работников, образовательных

учреждений.

Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается

обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основную

образовательную программу, проводится в форме единого государственного

экзамена по окончании 11 класса.

Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или

углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная

(итоговая) аттестация в форме единого государственного экзамена.



В раздел образования