Автор: Балина Юлия Николаевна
Должность: преподаватель сольного пения и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Коми, город Инта
Наименование материала: Сценарий
Тема: Сценарий концерта, посвященного творчеству С.Рахманинова "Пафос встревоженного сердца"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
города Инты
Сценарий концерта, посвященного творчеству С.В.
Рахманинова
«Пафос встревоженного сердца»
02.04.2021г.
Выполнила:
преподаватель по классу сольного пения
Ю.Н. Балина
г. Инта
2021
С.В. Рахманинов
02.04.2021
«Пафос встревоженного сердца»
1.
Прозвучал фрагмент I концерта С. Рахманинова для ф-но с
оркестром.
Здесь 18-ти летний композитор заявил о себе, как о
явлении величайшей силы таланта, самобытности и мужественности.
Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как
«пафос
встревоженного
сердца».
Трудно
выразиться
лучше…
Всё
творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было всегда согрето его
сердцем. А мелодия у него, по выражению того же Асафьева, «всегда
стелется, как тропа в полях – непридуманная и ненавязываемая».
С.Рахманинов не пользовался в своём творчестве русс.нар.мелодиями.
русское в его музыке впитано было из всего любимого им окружения, из
русской действительности.
Всё напоено воспоминаниями детства, просёлочными дорогами,
прелестью безмерных родных полей, озёрной плавностью, говором и
тишиной лесов, ароматом любимой сирени.
2.
Сейчас вы услышите Романс Рахманинова на сл.Бекетовой,
который является одним из шедевров вокальной кантилены и
посвящён его любимой сирени. Он так и называется
«Сирень».
Исполняет лауреат Всеросс. и Междунар.конкурсов вокалистов –
Людмила Самар, концертмейстер – Елена Фёдорова.
В начале XX века Россия стояла на пороге больших социальных
перемен. В искусстве намечался глубокий внутренний кризис. В музыке
преобладал интерес к новизне звукосочетаний.
И вот в это время Рахм. особенно подвергается жестоким упрёкам в
старомодности и салонности. Однако он не уступал: «Не хочу ради того,
что я считаю только модой, изменять постояннозвучащему во мне тону,
сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он упорно верил, что
рано или поздно родной народ его услышит.
В наши дни его вера оправдалась.
Великая любовь к музыке Рахм. приводит многих в село с простым
русским названием ИВАНОВКА, чтобы встретиться здесь мыслями и
чувствами с замечательным композитором и исполнителем, поклониться
его дому, саду, кустам сирени, побыть у истоков его творчества, лучше
понять его.
В письмах к друзьям, знакомым Рахм. с большой теплотой отзывался о
временах, проведенных в этом замечательном уголке Тамбовской губернии,
куда
впервые
он
приехал
17-ти
летним
студентом
Московской
консерватории.
В те годы в Ивановке часто отдыхал двоюродный брат Рахм. –
известный пианист, дирижёр, ученик самого Листа - Александр Ильич
Зилоти, в 25 лет ставший профессором Моск. консерватории. Интересно
отметить, что еще в детстве Зилоти по просьбе матери Серёжи прослушал
игру своего 12-ти летнего брата – шалуна и непоседы, учившегося не
совсем прилежно в Петербургской консерв. и, обнаружив у него
незаурядные способности, предложил отдать мальчика в надёжные руки, к
хорошему педагогу.
Так Рахм.попал в Моск.консрваторию в класс Николая Сергеевича
Зверева, у которого учились многие видные музыканты, в частности –
выдающийся русск.композитор Александр Никол.Скрябин.
Все нуждающиеся ученики жили у Зверева бесплатно, на полном
пансионе. Мальчики любили Зверева, несмотря на его прямо-таки
деспотический характер. Вместе с тем он очень заботился об их духовном
развитии, брал их с собой в концерты и театр. Приглашал в свой дом
знаменитостей того времени, чтобы перед ними могли выступить его
питомцы.
Здесь Серёжа впервые увидел Чайковского и пронёс благоговейную
любовь к нему через всю жизнь. В свою очередь, Петр Ильич был дружески
настроен по отношению к юному одарённому композитору, поверил в его
будущее. А на одном из экзаменов при переходе Серёжи на следующий
курс, Чайковский, прослушав его игру, поставил к уже предложенной
отметке «5+» ещё 3 плюса, окружив таким образом «5» со всех сторон
крестами.
Имение в Ивановке принадлежало семье Сатиных, а точнее, тётке
Сер. Вас. по отцовской линии
- Варваре Аркадьевне (урождённой
Рахманиновой) и являлось их летней усадьбой. Зимой она с семьёй жила в
Москве на Арбате. Узнав о ссоре Серёжи с его муз. опекуном Зверевым,
она тотчас же приняла самое активное участие в его судьбе. Племяннику
выделяется комната для занятий и он постепенно становится членом этой
семьи. Дети Сатиных – братья Саша и Володя и сестры - Наташа и Соня
быстро подружились с Сергеем.
И вот уже лето Рахманинов проводит с Сатиными в Ивановке. Сюда
съезжалось много народа: друзья, родственники с детьми. Среди них было
и семейство Скалон из Петербурга с тремя дочерьми и маленьким сыном.
Всё здесь располагало к отдыху: большой парк с прудом, фруктовый сад,
бильярдная и, конечно же, рояль.
Жизнь Серёжи в имении протекала между занятиями и досугом. Он
занимался на рояле, работал над I
фортеп.концертом, сочинял другие
произведения.
По вечерам все обитатели имения собирались внизу в комнате, где стоял
рояль. Трудно выразить то наслаждение, которое испытывали слушатели от
импровизированных концертов Сережи. Их всегда ждали с большим
нетерпением.
Однажды здесь прозвучала Прелюдия до♯ - минор, ставшая настоящей
жемчужиной его творчества. Впоследствии Сергей Рахм. выбрал её для
своего первого публичного выступления, как пианиста.
3.
В исполнении Елены Фёдоровой прозвучит Прелюдия №1 до♯ -
минор
Одна из сестёр Рахм. – Людмила Дмитриевна Скалон - в своих заметках
вспоминает атмосферу того времени в Ивановке: «Мои сёстры и я, все мы
были влюблены в Серёжу, этого красивого юношу в рубахе – косоворотке.
Во время задушевных бесед, а они протекали и в знаменитой беседке,
обвитой виноградом и на длинной скамейке перед домом – мы часто
думали о будущем, спорили о новом в искусстве, литературе. Серёжа
делился с нами своими творческими планами, великодушно посвящая
каждой из нас то или иное своё сочинение. А мы, в свою очередь, не
сводили глаз с его, как нам казалось взрослого лица и готовы были слушать
его до бесконечности. И хотя все мы сохранили это чувство любви к нему
на всю жизнь, лишь одной из нас - Наташе Сатиной – отдал он свое сердце.
Атмосфера музицирования в этом доме была столь заразительна, что мы
даже сами пытались не только играть несложные переложения оперной и
балетной музыки, сделанные Серёжей, но и петь его вокальные сочинения»
На сцену приглашается детский вокальный ансамбль «Мелодинка» - рук.
- Ю.Балина
4.
Слова англ.поэта Шелли, перевод Бальмонта – «Островок»,
концертм.- А.Чабаненко
5.
Романс на слова Т. Шевченко в перев. Тютчева – «Полюбила я на
печаль свою» - поёт лауреат Всеросс. и Междунар. конкурсов
вокалистов – Екатерина Полуяхтова
6.
Романс «Дитя, как цветок ты прекрасна» на стихи Гейне в переводе
Плещеева
Этот романс 20-летний Рахманинов посвятил одному из близких
товарищей по консерватории – Михаилу Слонову – певцу, композитору и
будущему педагогу.
7.
В
исполнении
Светланы
Гончарук
и
Елены
Михайловой
прозвучит «Романс для ф-но в 4 руки»
8.
1-го апреля весь мир отмечает день рождения Рахманинова, в этот
же день в 1891 году он сочинил романс на стихи франц.автора
Пайерона «Апрель! Вешний праздничный день». Поет Людмила
Самар
Семья Рахм. принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство
его
обещало
быть
безоблачным,
если
бы
не
легкомыслие
отца,
промотавшего всё своё наследство (в том числе имение Онег в
Новгородской губернии, где родился композитор) и в конце концов
оставившего семью.
Жена и 6 детей остались без средств к существованию. Вот почему
Рахманинов с горькой иронией называл себя «бедным, странствующим
музыкантом». Вот почему так близки оказались 20-ти летнему композитору
замечательные стихи нем.поэта Гейне в талантливом переводе Плещеева
«И у меня был край родной»
9.
Послушайте романс Рахманинова на стихи Гейне - «Сон»
Серг. Вас. проявлял себя не только как великий композитор и пианист,
но и как великолепный дирижёр. Сначала в Мамонтовской частной опере,
затем в Большом театре. Здесь он вступил как новатор. По его инициативе
дирижерский пульт был вынесен к зрительному залу, в то время, как
раньше он находился между сценой и оркестром. Теперь дирижёр мог
видеть оркестр и певцов, что и сохранилось до наших дней.
Летом 1898 г. Рахманинов с группой артистов Русской частной оперы
приехал в Крым. В Ялте произошла его встреча с А.П. Чеховым, сразу
отметившим
молодого
музыканта.
Они
подружились.
Крымские
впечатления, прекрасная природа, встречи с замечательными людьми
вдохновили Рахм. на создание романса «Ты помнишь ли вечер…» на стихи
А. Толстого из цикла «Крымские очерки».
10. В исполнении Екатерины Полуяхтовой прозвучит Романс «Ты
помнишь ли вечер», конц. – Елена Фёдорова
1902 г. был для Рахм. особым годом. Он женится на своей двоюродной
сестре Наталье Сатиной, ставшей верным другом и «добрым гением» всей
его жизни.
Рахманинов чувствует необычайный прилив творческой энергии и в
период до 1918 года
создаёт свои лучшие произведения: 2-й и 3-й
фортепианные
концерты,
поэму
«Колокола»,
множество
романсов,
знаменитые «Прелюдии» и «Этюд - картины»
1906 г. запомнился семье Рахм. увлекательным отдыхом в Италии.
Недалеко от солнечной Флоренции, на берегу моря, Рахм. арендовал
небольшую виллу. В один из вечеров к даче подошли уличные музыканты,
они везли, как груз старое механическое пианино, в сопровождении
которого отлично пели и танцевали. Итальянский мотив польки крепко
запомнился
композитору.
По
приезду
на
Родину,
он
использовал
услышанную мелодию в произведении под названием «Итальянская
полька» для ф-но. Сергей Вас. любил это сочинение, поэтому вместе с
женой они часто исполняли его на семейных вечерах в 4-ре руки.
Существует огромное количество переложений этого произведения для
других инструментов и оркестров.
11.Сегодня
«Итальянская
полька»
прозвучит
в
исполнении
инстр.анс. «Шутка», рук. – Светлана Якубцова
В 1915 г. Рахманинов сочинил свой гениальный «Вокализ» для голоса и
ф-но, посвятив его великой русской певице Антонине Вас. Неждановой.
Вспоминая то время Ант. Вас. писала: «Это талантливое прекрасное
произведение, написанное с большим художественным вкусом, произвело
сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление, что в вокализе
нет слов, он ответил: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением
сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто – либо
словами».
12.Послушайте этот романс прозвучит в исполнении Людмилы
Самар
Многие считали, что октябрьский переворот 1917 года временный.
Рахманинов же думал, что это конец старой России и ему, как артисту,
ничего не остаётся, как покинуть Родину, обрекая себя на мучительную
тоску и длительный творческий кризис. Своим близким он говорил: «Уехав
из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял
самого себя».
Жизнь в Америке с её бешеным ритмом, куда Сер.Вас. перебрался в
1918 году, была непривычной для европейца. И тем не менее, благодаря
помощи музыкантов из России, выехавших ранее и хорошо знавших
Рахманинова, имя его стало широко известно в этой стране.
Фирмы, связанные с его концертной деятельностью тратили огромные
деньги на рекламу. Его портреты появлялись повсюду. Его узнавали все: от
кондуктора железной дороги, до продавца в ближайшей съестной лавке. А
совершенно незнакомые люди снимали шляпы и приветствовали его на
улице. Такое отношение всегда трогало Сер.Вас.
В концертных поездках неизменным спутником была его жена –
Наталья Александровна, помогавшая наряду с прикрепленными от фирмы
служащими организовывать жизнедеятельность великого музыканта.
Радость на чужбине доставляли встречи с друзьями, особенно с великим
русским певцом Шаляпиным. Им было что вспомнить. Познакомившись в
молодости в Мамонтовской частной опере, они пронесли дружбу через
многие годы.
Помнил Сер.Вас. и осенний вечер 1904 года в Москве, когда Шаляпин
позвонил ему по телефону: «Серёжа, возьми лихача и скачи на «Среду»,
петь до смерти хочется! Будем петь всю ночь». Рахманинов не заставил
себя долго ждать. Быть приглашённым к организатору Московских
литературных «Сред» - писателю Телешову считалось почётным. У него
собирались Горький, Вересаев, Куприн, Бунин и др. Обстановка царила
непринуждённая, дружеская.
На вечере Шаляпин пел много и увлечённо. «Эти два великана, увлекая
один другого, буквально творили чудеса» - вспоминал Телешов. Это было
уже не пение и не музыка, это был какой – то припадок вдохновения двух
крупнейших артистов».
13.«Всё отнял у меня» на сл. Тютчева – поёт лауреат Респ.конкурсов
вокалистов – Виталий Богомолов
14.На вечере у писателя был исполнен ещё один романс Рахм на стихи
Галиной «Как мне больно». Исключительную роль в нём играет
фортепианное
сопровождение,
передающее
глубокое
внутреннее
волнение. Послушайте этот романс в переложении для духовых
инструментов. Соло на тромбоне – Александр Долгих, соло на
трубе – Василий Лейер.
На сцену приглашается ансамбль «Камертон». Сегодня уже звучали и
будут ещё звучать романсы Рахм., их у композитора более 80-ти. Все они
созданы в России. Подобно романсам Чайковского, они завоевали
исключительную популярность во всём мире.
15.В
сопровождении
анс.
«Камертон»
прозвучит
жемчужина
рахманиновской лирики - романс на стихи Галиной «Здесь
хорошо», аранжировка Вл. Чабаненко – поёт Людмила Самар.
16. Прозвучит
ещё
один
романс,
написанный
20-летним
Рахманиновым на знаменитое стих-е А. Пушкина «Не пой,
красавица, при мне». К этим лирическим строкам, воспевающим
верность былой любви, много раз обращались композиторы, начина с
великого Глинки.
Закончив в 1891 году Московскую консерваторию у Александра Зилоти
как пианист, Рахманинов перешёл в класс свободного сочинения к
молодому профессору Аренскому. Он твёрдо решил выполнить 2-х
годичную программу за один год и получить диплом «свободного
художника». В качестве дипломной работы Рахм. было предложено
написать одноактную оперу «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы».
Работая с упоением, он написал эту оперу за 17 дней. Интересно, что
сочинять оперу он начал с 2х цыганских плясок – женской и мужской.
17.Послушайте «Пляску цыганок» из оп. «Алеко»
Существует версия, что в поэме «Цыганы», Пушкин выводит самого
себя. И он когда – то уходил в цыганский табор, как его герой Алеко,
бежавший к вольнолюбивым цыганам от «шума душных городов».
Интересно также, что вся эта история с Земфирой, которую убил Алеко в
порыве ревности, всего лишь приснилась Пушкину.
В эпилоге поэмы читаем:
«Но счастья нет и между вами
Природы бедные сыны…
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед
И всюду страсти роковые
И от судьбы защиты нет!»
18.Мировую
известность
получила
«Каватина
Алеко»
из
одноимённой оперы Рахманинова. Поёт Виталий Богомолов.
Насыщенная концертная жизнь, которую Рахманинов вёл в Америке,
отнимала много сил. Поэтому летние месяцы Сер. Вас.с семьёй проводит в
Европе. В 1932 году осуществилась его давняя мечта – в Швейцарии,
неподалёку от Люцерна, на берегу озера закладывается фундамент
будущего Сенара. Сенар – аббревиатура от имён – Се – Сергей, На –
Наталья Рахманиновы. Начиная с 1934 года семья Сергея Вас.вместе с 2-мя
дочерьми и внуками имеют возможность встречаться в этом живописном
уголке, напоминающем милую его сердцу Ивановку. К Рахм. возращается
желание сочинять. Один из шедевров этих лет – «Рапсодия на тему
Паганини» для ф-но с оркестром.
Но вот наступает лето 1939 года - война стучится в двери Европы, всё
ближе подбирается она к Швейцарии, к Сенару. С тяжёлым сердцем Рахм.
покидает своё детище и отправляется в Америку, теперь уже навсегда.
С глубокой душевной болью воспринял Рахм. известие о нападении
Германии
на
Сов.союз.
Желая
хоть
как-то
помочь
своим
соотечественникам, он даёт два больших концерта в Нью – Йорке - 1
ноября 1941 г. и 7 ноября 1942 г. В программе указывалось, что весь
денежный сбор от концертов будет передан в фонд нашей страны. В
сопроводительном письме Рахм. писал: «От одного из русских посильная
помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в
полную победу!» Его несказанно обрадовала победа наших войск под
Сталинградом.
Всё больше утверждается желание Рахманинова непременно вернуться
на Родину, но планам не суждено было осуществиться. Он не дожил 2-х лет
до полной победы.
Во время проведения Первого Межд. конкурса
пианистов им.
П.Чайковского, проходившего в 1958 г. в Москве, лауреат I премии Ван
Клиберн отвёз горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу
Сер. Рахманинова – великого «русского гения»
В ноябре 1999 года в Москве был открыт 1-й в нашей стране памятник
Сер.Вас. Рахманинову, которому, как и Фёдору Шаляпину суждено было,
после событий 1917 года жить и умереть на чужбине.
Заканчивая наш концерт, хотелось бы отдать дань излюбленной теме
весеннего, ликующего обновления природы, которая занимает особое место
в творчестве Рахманинова.
19. Прекрасен страстно – порывистый романс «Весенние воды» на
стихи
Ф.
Тютчева.
Поют
Людмила
Самар
и
Екатерина
Полуяхтова.