Напоминание

Сценарий концерта, посвященного творчеству С.Рахманинова "Пафос встревоженного сердца"


Автор: Балина Юлия Николаевна
Должность: преподаватель сольного пения и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Коми, город Инта
Наименование материала: Сценарий
Тема: Сценарий концерта, посвященного творчеству С.Рахманинова "Пафос встревоженного сердца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

города Инты

Сценарий концерта, посвященного творчеству С.В.

Рахманинова

«Пафос встревоженного сердца»

02.04.2021г.

Выполнила:

преподаватель по классу сольного пения

Ю.Н. Балина

г. Инта

2021

С.В. Рахманинов

02.04.2021

«Пафос встревоженного сердца»

1.

Прозвучал фрагмент I концерта С. Рахманинова для ф-но с

оркестром.

Здесь 18-ти летний композитор заявил о себе, как о

явлении величайшей силы таланта, самобытности и мужественности.

Музыкальный критик Асафьев определил ощущение музыки Рахм., как

«пафос

встревоженного

сердца».

Трудно

выразиться

лучше…

Всё

творчество С.В. и как композитора, и как пианиста было всегда согрето его

сердцем. А мелодия у него, по выражению того же Асафьева, «всегда

стелется, как тропа в полях – непридуманная и ненавязываемая».

С.Рахманинов не пользовался в своём творчестве русс.нар.мелодиями.

русское в его музыке впитано было из всего любимого им окружения, из

русской действительности.

Всё напоено воспоминаниями детства, просёлочными дорогами,

прелестью безмерных родных полей, озёрной плавностью, говором и

тишиной лесов, ароматом любимой сирени.

2.

Сейчас вы услышите Романс Рахманинова на сл.Бекетовой,

который является одним из шедевров вокальной кантилены и

посвящён его любимой сирени. Он так и называется

«Сирень».

Исполняет лауреат Всеросс. и Междунар.конкурсов вокалистов –

Людмила Самар, концертмейстер – Елена Фёдорова.

В начале XX века Россия стояла на пороге больших социальных

перемен. В искусстве намечался глубокий внутренний кризис. В музыке

преобладал интерес к новизне звукосочетаний.

И вот в это время Рахм. особенно подвергается жестоким упрёкам в

старомодности и салонности. Однако он не уступал: «Не хочу ради того,

что я считаю только модой, изменять постояннозвучащему во мне тону,

сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он упорно верил, что

рано или поздно родной народ его услышит.

В наши дни его вера оправдалась.

Великая любовь к музыке Рахм. приводит многих в село с простым

русским названием ИВАНОВКА, чтобы встретиться здесь мыслями и

чувствами с замечательным композитором и исполнителем, поклониться

его дому, саду, кустам сирени, побыть у истоков его творчества, лучше

понять его.

В письмах к друзьям, знакомым Рахм. с большой теплотой отзывался о

временах, проведенных в этом замечательном уголке Тамбовской губернии,

куда

впервые

он

приехал

17-ти

летним

студентом

Московской

консерватории.

В те годы в Ивановке часто отдыхал двоюродный брат Рахм. –

известный пианист, дирижёр, ученик самого Листа - Александр Ильич

Зилоти, в 25 лет ставший профессором Моск. консерватории. Интересно

отметить, что еще в детстве Зилоти по просьбе матери Серёжи прослушал

игру своего 12-ти летнего брата – шалуна и непоседы, учившегося не

совсем прилежно в Петербургской консерв. и, обнаружив у него

незаурядные способности, предложил отдать мальчика в надёжные руки, к

хорошему педагогу.

Так Рахм.попал в Моск.консрваторию в класс Николая Сергеевича

Зверева, у которого учились многие видные музыканты, в частности –

выдающийся русск.композитор Александр Никол.Скрябин.

Все нуждающиеся ученики жили у Зверева бесплатно, на полном

пансионе. Мальчики любили Зверева, несмотря на его прямо-таки

деспотический характер. Вместе с тем он очень заботился об их духовном

развитии, брал их с собой в концерты и театр. Приглашал в свой дом

знаменитостей того времени, чтобы перед ними могли выступить его

питомцы.

Здесь Серёжа впервые увидел Чайковского и пронёс благоговейную

любовь к нему через всю жизнь. В свою очередь, Петр Ильич был дружески

настроен по отношению к юному одарённому композитору, поверил в его

будущее. А на одном из экзаменов при переходе Серёжи на следующий

курс, Чайковский, прослушав его игру, поставил к уже предложенной

отметке «5+» ещё 3 плюса, окружив таким образом «5» со всех сторон

крестами.

Имение в Ивановке принадлежало семье Сатиных, а точнее, тётке

Сер. Вас. по отцовской линии

- Варваре Аркадьевне (урождённой

Рахманиновой) и являлось их летней усадьбой. Зимой она с семьёй жила в

Москве на Арбате. Узнав о ссоре Серёжи с его муз. опекуном Зверевым,

она тотчас же приняла самое активное участие в его судьбе. Племяннику

выделяется комната для занятий и он постепенно становится членом этой

семьи. Дети Сатиных – братья Саша и Володя и сестры - Наташа и Соня

быстро подружились с Сергеем.

И вот уже лето Рахманинов проводит с Сатиными в Ивановке. Сюда

съезжалось много народа: друзья, родственники с детьми. Среди них было

и семейство Скалон из Петербурга с тремя дочерьми и маленьким сыном.

Всё здесь располагало к отдыху: большой парк с прудом, фруктовый сад,

бильярдная и, конечно же, рояль.

Жизнь Серёжи в имении протекала между занятиями и досугом. Он

занимался на рояле, работал над I

фортеп.концертом, сочинял другие

произведения.

По вечерам все обитатели имения собирались внизу в комнате, где стоял

рояль. Трудно выразить то наслаждение, которое испытывали слушатели от

импровизированных концертов Сережи. Их всегда ждали с большим

нетерпением.

Однажды здесь прозвучала Прелюдия до♯ - минор, ставшая настоящей

жемчужиной его творчества. Впоследствии Сергей Рахм. выбрал её для

своего первого публичного выступления, как пианиста.

3.

В исполнении Елены Фёдоровой прозвучит Прелюдия №1 до♯ -

минор

Одна из сестёр Рахм. – Людмила Дмитриевна Скалон - в своих заметках

вспоминает атмосферу того времени в Ивановке: «Мои сёстры и я, все мы

были влюблены в Серёжу, этого красивого юношу в рубахе – косоворотке.

Во время задушевных бесед, а они протекали и в знаменитой беседке,

обвитой виноградом и на длинной скамейке перед домом – мы часто

думали о будущем, спорили о новом в искусстве, литературе. Серёжа

делился с нами своими творческими планами, великодушно посвящая

каждой из нас то или иное своё сочинение. А мы, в свою очередь, не

сводили глаз с его, как нам казалось взрослого лица и готовы были слушать

его до бесконечности. И хотя все мы сохранили это чувство любви к нему

на всю жизнь, лишь одной из нас - Наташе Сатиной – отдал он свое сердце.

Атмосфера музицирования в этом доме была столь заразительна, что мы

даже сами пытались не только играть несложные переложения оперной и

балетной музыки, сделанные Серёжей, но и петь его вокальные сочинения»

На сцену приглашается детский вокальный ансамбль «Мелодинка» - рук.

- Ю.Балина

4.

Слова англ.поэта Шелли, перевод Бальмонта – «Островок»,

концертм.- А.Чабаненко

5.

Романс на слова Т. Шевченко в перев. Тютчева – «Полюбила я на

печаль свою» - поёт лауреат Всеросс. и Междунар. конкурсов

вокалистов – Екатерина Полуяхтова

6.

Романс «Дитя, как цветок ты прекрасна» на стихи Гейне в переводе

Плещеева

Этот романс 20-летний Рахманинов посвятил одному из близких

товарищей по консерватории – Михаилу Слонову – певцу, композитору и

будущему педагогу.

7.

В

исполнении

Светланы

Гончарук

и

Елены

Михайловой

прозвучит «Романс для ф-но в 4 руки»

8.

1-го апреля весь мир отмечает день рождения Рахманинова, в этот

же день в 1891 году он сочинил романс на стихи франц.автора

Пайерона «Апрель! Вешний праздничный день». Поет Людмила

Самар

Семья Рахм. принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство

его

обещало

быть

безоблачным,

если

бы

не

легкомыслие

отца,

промотавшего всё своё наследство (в том числе имение Онег в

Новгородской губернии, где родился композитор) и в конце концов

оставившего семью.

Жена и 6 детей остались без средств к существованию. Вот почему

Рахманинов с горькой иронией называл себя «бедным, странствующим

музыкантом». Вот почему так близки оказались 20-ти летнему композитору

замечательные стихи нем.поэта Гейне в талантливом переводе Плещеева

«И у меня был край родной»

9.

Послушайте романс Рахманинова на стихи Гейне - «Сон»

Серг. Вас. проявлял себя не только как великий композитор и пианист,

но и как великолепный дирижёр. Сначала в Мамонтовской частной опере,

затем в Большом театре. Здесь он вступил как новатор. По его инициативе

дирижерский пульт был вынесен к зрительному залу, в то время, как

раньше он находился между сценой и оркестром. Теперь дирижёр мог

видеть оркестр и певцов, что и сохранилось до наших дней.

Летом 1898 г. Рахманинов с группой артистов Русской частной оперы

приехал в Крым. В Ялте произошла его встреча с А.П. Чеховым, сразу

отметившим

молодого

музыканта.

Они

подружились.

Крымские

впечатления, прекрасная природа, встречи с замечательными людьми

вдохновили Рахм. на создание романса «Ты помнишь ли вечер…» на стихи

А. Толстого из цикла «Крымские очерки».

10. В исполнении Екатерины Полуяхтовой прозвучит Романс «Ты

помнишь ли вечер», конц. – Елена Фёдорова

1902 г. был для Рахм. особым годом. Он женится на своей двоюродной

сестре Наталье Сатиной, ставшей верным другом и «добрым гением» всей

его жизни.

Рахманинов чувствует необычайный прилив творческой энергии и в

период до 1918 года

создаёт свои лучшие произведения: 2-й и 3-й

фортепианные

концерты,

поэму

«Колокола»,

множество

романсов,

знаменитые «Прелюдии» и «Этюд - картины»

1906 г. запомнился семье Рахм. увлекательным отдыхом в Италии.

Недалеко от солнечной Флоренции, на берегу моря, Рахм. арендовал

небольшую виллу. В один из вечеров к даче подошли уличные музыканты,

они везли, как груз старое механическое пианино, в сопровождении

которого отлично пели и танцевали. Итальянский мотив польки крепко

запомнился

композитору.

По

приезду

на

Родину,

он

использовал

услышанную мелодию в произведении под названием «Итальянская

полька» для ф-но. Сергей Вас. любил это сочинение, поэтому вместе с

женой они часто исполняли его на семейных вечерах в 4-ре руки.

Существует огромное количество переложений этого произведения для

других инструментов и оркестров.

11.Сегодня

«Итальянская

полька»

прозвучит

в

исполнении

инстр.анс. «Шутка», рук. – Светлана Якубцова

В 1915 г. Рахманинов сочинил свой гениальный «Вокализ» для голоса и

ф-но, посвятив его великой русской певице Антонине Вас. Неждановой.

Вспоминая то время Ант. Вас. писала: «Это талантливое прекрасное

произведение, написанное с большим художественным вкусом, произвело

сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление, что в вокализе

нет слов, он ответил: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением

сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто – либо

словами».

12.Послушайте этот романс прозвучит в исполнении Людмилы

Самар

Многие считали, что октябрьский переворот 1917 года временный.

Рахманинов же думал, что это конец старой России и ему, как артисту,

ничего не остаётся, как покинуть Родину, обрекая себя на мучительную

тоску и длительный творческий кризис. Своим близким он говорил: «Уехав

из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял

самого себя».

Жизнь в Америке с её бешеным ритмом, куда Сер.Вас. перебрался в

1918 году, была непривычной для европейца. И тем не менее, благодаря

помощи музыкантов из России, выехавших ранее и хорошо знавших

Рахманинова, имя его стало широко известно в этой стране.

Фирмы, связанные с его концертной деятельностью тратили огромные

деньги на рекламу. Его портреты появлялись повсюду. Его узнавали все: от

кондуктора железной дороги, до продавца в ближайшей съестной лавке. А

совершенно незнакомые люди снимали шляпы и приветствовали его на

улице. Такое отношение всегда трогало Сер.Вас.

В концертных поездках неизменным спутником была его жена –

Наталья Александровна, помогавшая наряду с прикрепленными от фирмы

служащими организовывать жизнедеятельность великого музыканта.

Радость на чужбине доставляли встречи с друзьями, особенно с великим

русским певцом Шаляпиным. Им было что вспомнить. Познакомившись в

молодости в Мамонтовской частной опере, они пронесли дружбу через

многие годы.

Помнил Сер.Вас. и осенний вечер 1904 года в Москве, когда Шаляпин

позвонил ему по телефону: «Серёжа, возьми лихача и скачи на «Среду»,

петь до смерти хочется! Будем петь всю ночь». Рахманинов не заставил

себя долго ждать. Быть приглашённым к организатору Московских

литературных «Сред» - писателю Телешову считалось почётным. У него

собирались Горький, Вересаев, Куприн, Бунин и др. Обстановка царила

непринуждённая, дружеская.

На вечере Шаляпин пел много и увлечённо. «Эти два великана, увлекая

один другого, буквально творили чудеса» - вспоминал Телешов. Это было

уже не пение и не музыка, это был какой – то припадок вдохновения двух

крупнейших артистов».

13.«Всё отнял у меня» на сл. Тютчева – поёт лауреат Респ.конкурсов

вокалистов – Виталий Богомолов

14.На вечере у писателя был исполнен ещё один романс Рахм на стихи

Галиной «Как мне больно». Исключительную роль в нём играет

фортепианное

сопровождение,

передающее

глубокое

внутреннее

волнение. Послушайте этот романс в переложении для духовых

инструментов. Соло на тромбоне – Александр Долгих, соло на

трубе – Василий Лейер.

На сцену приглашается ансамбль «Камертон». Сегодня уже звучали и

будут ещё звучать романсы Рахм., их у композитора более 80-ти. Все они

созданы в России. Подобно романсам Чайковского, они завоевали

исключительную популярность во всём мире.

15.В

сопровождении

анс.

«Камертон»

прозвучит

жемчужина

рахманиновской лирики - романс на стихи Галиной «Здесь

хорошо», аранжировка Вл. Чабаненко – поёт Людмила Самар.

16. Прозвучит

ещё

один

романс,

написанный

20-летним

Рахманиновым на знаменитое стих-е А. Пушкина «Не пой,

красавица, при мне». К этим лирическим строкам, воспевающим

верность былой любви, много раз обращались композиторы, начина с

великого Глинки.

Закончив в 1891 году Московскую консерваторию у Александра Зилоти

как пианист, Рахманинов перешёл в класс свободного сочинения к

молодому профессору Аренскому. Он твёрдо решил выполнить 2-х

годичную программу за один год и получить диплом «свободного

художника». В качестве дипломной работы Рахм. было предложено

написать одноактную оперу «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы».

Работая с упоением, он написал эту оперу за 17 дней. Интересно, что

сочинять оперу он начал с 2х цыганских плясок – женской и мужской.

17.Послушайте «Пляску цыганок» из оп. «Алеко»

Существует версия, что в поэме «Цыганы», Пушкин выводит самого

себя. И он когда – то уходил в цыганский табор, как его герой Алеко,

бежавший к вольнолюбивым цыганам от «шума душных городов».

Интересно также, что вся эта история с Земфирой, которую убил Алеко в

порыве ревности, всего лишь приснилась Пушкину.

В эпилоге поэмы читаем:

«Но счастья нет и между вами

Природы бедные сыны…

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед

И всюду страсти роковые

И от судьбы защиты нет!»

18.Мировую

известность

получила

«Каватина

Алеко»

из

одноимённой оперы Рахманинова. Поёт Виталий Богомолов.

Насыщенная концертная жизнь, которую Рахманинов вёл в Америке,

отнимала много сил. Поэтому летние месяцы Сер. Вас.с семьёй проводит в

Европе. В 1932 году осуществилась его давняя мечта – в Швейцарии,

неподалёку от Люцерна, на берегу озера закладывается фундамент

будущего Сенара. Сенар – аббревиатура от имён – Се – Сергей, На –

Наталья Рахманиновы. Начиная с 1934 года семья Сергея Вас.вместе с 2-мя

дочерьми и внуками имеют возможность встречаться в этом живописном

уголке, напоминающем милую его сердцу Ивановку. К Рахм. возращается

желание сочинять. Один из шедевров этих лет – «Рапсодия на тему

Паганини» для ф-но с оркестром.

Но вот наступает лето 1939 года - война стучится в двери Европы, всё

ближе подбирается она к Швейцарии, к Сенару. С тяжёлым сердцем Рахм.

покидает своё детище и отправляется в Америку, теперь уже навсегда.

С глубокой душевной болью воспринял Рахм. известие о нападении

Германии

на

Сов.союз.

Желая

хоть

как-то

помочь

своим

соотечественникам, он даёт два больших концерта в Нью – Йорке - 1

ноября 1941 г. и 7 ноября 1942 г. В программе указывалось, что весь

денежный сбор от концертов будет передан в фонд нашей страны. В

сопроводительном письме Рахм. писал: «От одного из русских посильная

помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в

полную победу!» Его несказанно обрадовала победа наших войск под

Сталинградом.

Всё больше утверждается желание Рахманинова непременно вернуться

на Родину, но планам не суждено было осуществиться. Он не дожил 2-х лет

до полной победы.

Во время проведения Первого Межд. конкурса

пианистов им.

П.Чайковского, проходившего в 1958 г. в Москве, лауреат I премии Ван

Клиберн отвёз горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу

Сер. Рахманинова – великого «русского гения»

В ноябре 1999 года в Москве был открыт 1-й в нашей стране памятник

Сер.Вас. Рахманинову, которому, как и Фёдору Шаляпину суждено было,

после событий 1917 года жить и умереть на чужбине.

Заканчивая наш концерт, хотелось бы отдать дань излюбленной теме

весеннего, ликующего обновления природы, которая занимает особое место

в творчестве Рахманинова.

19. Прекрасен страстно – порывистый романс «Весенние воды» на

стихи

Ф.

Тютчева.

Поют

Людмила

Самар

и

Екатерина

Полуяхтова.



В раздел образования